Вы здесь

Тренинг жизненного успеха. Глава 2. Основные составляющие успеха (Н. В. Рубштейн, 2008)

Глава 2

Основные составляющие успеха

Что такое цель? Виды целей (долгосрочные, краткосрочные)

Цель – это ваши мечты, надежды, желания, стремления. Это то, от чего у вас горят глаза, появляется энергия, радость и смысл в сегодняшнем дне, от чего сердце бьется быстрее.

Правило 6

Мечта от цели отличается лишь тем, что имеет конкретные сроки.

Рассматривать цели мы с вами будем от простого к сложному. Так, в жизни каждой женщины существуют повседневные дела: сходить в магазин, приготовить обед, проверить уроки у детей и др. – это краткосрочные цели (на день). Есть цели, которые намечены на неделю, например сходить в театр в субботу, посетить собрание в пятницу. Легко планировать свою деятельность на день и неделю, мы каждый день только этим и занимаемся, ложась в постель: начинаем думать о том, как бы нам не забыть сделать то-то и то-то завтра.

Итак, какими по срочности бывают цели:

Краткосрочные цели – до одного года.

Среднесрочные цели – до пяти лет.

Долгосрочные цели – до десяти лет.

Сложнее планировать свою жизнь на год, а что говорить о том, чтобы планировать на пять, а то и десять лет вперед!

Предполагаем, что некоторые из вас негодуют, ссылаясь на то, что сейчас не то время и вообще невозможно планировать на пять лет, когда в жизни от вас ничего не зависит: экономика неустойчивая, время не то, в мире происходит черт знает что и так далее, и тому подобнее…(добавьте сами).

Время всегда не то, что надо. Жизнь вообще непредсказуемая штука. Прямо сейчас (или через час) на голову может упасть кирпич – и все закончится. Можно вернуться к тому, о чем мы с вами говорили в первой главе, что «вот бы мне ее смекалку, а у этой еще ума занять, ее бы ноги, ее бы папу…». Нам тоже не нравятся некоторые законы природы, однако с ними приходится считаться. У вас есть только то, что есть, и это – прекрасная стартовая площадка для того, чтобы развиваться и двигаться к целям.

О ваших сомнениях мы еще поговорим, этому будет посвящена отдельная тема.

Но вы же не будете отрицать тот факт, что и в наше время, и в нашем государстве существуют успешные женщины?

Слышим голоса самых ленивых: «Им повезло, они оказались в нужное время в нужном месте». И снова отсылаем вас к описанию типажа «Неуспешная женщина».

Хорошо, им повезло, мы согласны, они оказались там, где надо. А как они там оказались? Почему они в это время не лежали на диване и не смотрели телевизор?

Сидели на ветке три птички.

Две из них решили улететь. Сколько птичек осталось на ветке?

Ответ: три.

Мораль: решение – еще не значит действие.

Самое трудное – это начать действовать. Прочесть книгу мало, материал так и останется у вас в памяти в виде кирпичей, которые со временем покроются пылью, а затем превратятся в тлен.

В мире много людей теоретически подкованных. Они могут очень много и правильно говорить об успехе, читать книги, подобные этой, рассуждать о достойных целях, об их достижении, но это только слова, которые так и остаются теорией.

Не будем оригинальными, когда скажем:

Правило 7

Под лежачий камень вода не течет.

Поэтому вернемся к нашим целям.

Типы целей (личные, профессиональные)

Итак, цели бывают личные и профессиональные, нам интересны и те и другие.

Упражнение 8

Личные цели – это ясное понимание того, чего вы хотите достичь в жизни. Это цели развития, роста личности, достижения ценностей и выработки мировоззрения.

Допустим: «Я хочу иметь семью, двух детей. Затем хочу посмотреть мир. Хочу в совершенстве овладеть английским, французским и японским языками. И, наконец, моя мечта защитить докторскую диссертацию по философии».

Ваше право.

Профессиональные цели – это цели, связанные с профессиональной реализацией.

В прояснении своих профессиональных потребностей вам помогут следующие вопросы.

1. Какого уровня доходов я хочу добиться? (Напишите точную сумму и сроки.)

2. Устраивает ли меня организация (фирма), в которой я работаю?

3. Какого профессионального положения я хочу добиться (какую должность хотела бы занять)?

Ответив на эти вопросы, вы получите стратегические цели вашей профессиональной деятельности.

Следующий вопрос, который вы можете нам задать: «А что я должен сделать для этого?» Отвечаем.

Напишите напротив каждой цели (личной и профессиональной) цепочку из действий, которые вам необходимо совершить, чтобы реализовать эти цели. Звенья этой цепочки будут вашими средними целями, подцелями.

А вопрос «С чего бы я могла начать?» поможет вам наметить ближайшую зону действий, т. е. ближайшие цели.


Каждая из цепочек действий – это не единственный путь движения к цели. Вероятно, вы видите один-два пути. Но, чтобы найти наиболее оптимальный путь, полезно бывает отключиться от привычных ограничивающих убеждений о том, что вам доступно, а что нет. Для этого сделаем следующее упражнение.

Упражнение 9

Представьте на своем месте другую женщину. Например, вашу подругу, сослуживицу, соседку, конкурентку. А теперь напишите, что им нужно было бы сделать для того, чтобы достигнуть этих целей.

Какие цепочки у вас получились?

Сравните ваши собственные подцели и подцели персонажей, которых вы выбрали. Чем они отличаются? Какие вы видите возможности у других, которых не видите у себя? Запишите свои мысли на этот счет в тетрадь.


Важным этапом в постановке цели является умение правильно сформулировать желаемый результат.

Правило 8

Правильная постановка цели – это уже половина ее достижения.

1. Ваша цель должна быть сформулирована позитивно.

Она должна нести в себе то, чего вы хотите, а не то, от чего вы хотите избавиться. Например, высказывания типа «Я не хочу болеть» построены на мысли о том, чего вы хотите избежать. Существует закономерность: если человек думает о негативном, то именно это и происходит в его жизни, так как концентрация внимания происходит именно на негативных мыслях. Правильно будет мыслить так: «Я хочу, чтобы у меня было сильное сердце, ясный ум, чтобы мои ноженьки бегали быстро и далеко, и др…». А еще лучше, если вы сформулируете вашу цель в настоящем времени, а не в прошлом.

Поймал рыбак золотую рыбку. Говорит она ему:

– Загадывай любое желание, я его тотчас же исполню!

Рыбак на радостях закричал:

– Я хочу, чтобы у меня все было!!!

Рыбка вздохнула:

– Исполнено. Иди, мужик, домой. У тебя уже все БЫЛО!

По сути, формулируя свою цель, вы пишете жизненный сценарий на будущее.


2.Цель должна иметь конечные сроки.

Цели, сформулированные следующим образом: «Мне бы хотелось когда-нибудь достигнуть небывалых высот в профессиональной сфере, и, если получится, заработать много денег», – НЕ РАБОТАЮТ!

Как вы думаете, почему?

Во-первых, «Мне бы хотелось когда-нибудь….» – когда хотелось? Может, в следующей жизни? Будьте смелее! Осмеливайтесь хотеть сейчас!

Во-вторых, «небывалых высот…» – каких именно? Вспомните наш эксперимент с лимоном: наш разум понимает только конкретику. Например: я —генеральный директор, у меня есть крутая машина, загородный дом, квартира, счет в швейцарском банке.

В-третьих, «много денег…» – у каждого из нас разное представление о том, что такое «много», для кого-то и тысяча долларов – богатство.

Давайте посмотрим, что получилось: «Я хочу получить пост генерального директора на предприятии таком-то и получать доход в 15 000 у. е. в месяц. Срок реализации моего плана – до 2018 года».

Вот это и есть стратегическая цель.

Просыпается новый русский в своей шикарно обставленной спальне, подходит к зеркалу, смотрит на свое отражение. Толстый, лысый такой, волосатый, кривоногий… Потом оборачивается к кровати, где лениво потягивается юная длинноногая блондинка небесной красоты, и с чувством так, задумчиво произносит:

– Это надо же так деньги любить…

3.Цель, конечно, должна быть реально достижима.

Говорить о том, что и мечтам есть предел, наверное, не надо.

Если вы поставите перед собой цель слетать на Луну, при этом вам шестьдесят лет, вы никогда не занимались спортом и вас укачивает даже в лифте, то, как бы вы правильно ни формулировали свою цель и ни выставляли конкретные сроки реализации, скорее всего, ничего у вас не получится.

Наша книга не из раздела «Фантастика».


4. Цель должна быть письменно зафиксирована.

Да, мысли материальны, и когда ваше желание записано и находится постоянно у вас перед глазами, вы начинаете жить так, как будто вы это уже имеете.

Важным моментом в работе с целями является диагностика целей. Поясняем.

Все мы когда-то были детьми, нас воспитывали родители, у них, так же как и у всех людей, были мечты, которые, быть может, осуществились, а быть может, и нет. Известно, что это отражается на детях, так как некоторые родители хотят реализоваться через детей.

Следующее упражнение поможет вам проанализировать, как именно устроен ваш собственный процесс получения знаний и навыков.

Вы можете его использовать и для упорядочивания своих мыслей.

Оно позволяет сопоставить разные аспекты ваших знаний: что вы узнали и получили от своих родителей, от других людей, и что ценно лично для вас.

Упражнение 10

Возьмите лист бумаги и ручку. Разделите лист на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальную линии.

В первой части кратко опишите или символично изобразите, какие цели в жизни вам ставили ваши родители. Какое отношение к деньгам было заложено в вас воспитанием?

Во втором прямоугольнике кратко запишите и символично изобразите, чему вас научили другие люди, встречающиеся у вас на жизненном пути, что вы узнали от значимых для вас людей.

В третьем прямоугольнике кратко запишите, чему вы научились сами. К чему вы пришли на основе собственного жизненного опыта? Что вы прочитали, что узнали, наблюдая за другими?

В четвертом прямоугольнике подумайте и запишите свои мечты, которые под грузом жизненных догматов и опыта других людей вы «похоронили» и забыли об их существовании.

Например, вот что может получиться в первом секторе; цели, которые сформировали в вашем сознании родители:

– получить высшее образование;

– посещать уроки хореографии (чтобы быть красивой);

– выучить английский язык (повышает шансы устроиться на «хорошую работу»);

– выйти замуж не позднее 25 лет;

– завести друзей, на которых можно опереться.


Во втором прямоугольнике вы можете обнаружить вот такой опыт других людей:

– чтобы чего-то добиться, необходимо постоянно действовать;

– высшее образование иметь не обязательно, если у тебя есть «голова»;

– человек может чего-то добиться только тогда, когда в его жизни не все так гладко, как хотелось бы;

– как ребенка «заведешь» (в смысле, как заводную игрушку), так он по жизни и пойдет.


В третьем прямоугольнике запишите выводы на основе своего жизненного опыта и полученной информации из книг:

– человек сам выбирает дорогу, по которой ему идти;

– окружение человека говорит о нем больше, чем он сам о себе;

– легко просто захотеть, трудно заставить себя что-то делать;

– успешная женщина одинока.

В четвертом прямоугольнике свои забытые мечты:

– стать продавцом мороженого;

– слетать на Северный полюс;

– купить себе катер и отправиться в кругосветное путешествие;

– стать знаменитым дизайнером;

– открыть свой салон красоты;

– купить участок земли и построить дом;

– издать свой сборник кулинарных рецептов.


Посмотрите внимательно на результаты этого упражнения и ответьте на вопросы, а ответы запишите в вашу тетрадь.

Что у вас получилось?

Удалось ли вам отделить цели родителей от своих собственных?

Чего больше в вашей жизни – собственного опыта или установок родителей?

Смогли ли вы вспомнить свои детские мечты?


В первом и втором секторе речь идет о «навязанных» целях, в формулировке которых присутствуют слова: «должен», «правильно», «все», «всегда», «нужно».

Например, «Каждый приличный человек должен получить высшее образование», «Все успешные люди должны жить на Рублевке», «Муж должен обеспечивать семью», «Нужно обязательно поддерживать отношения – так заведено», «ВСЕ живут на зарплату».

Часто оказывается, что такие цели могут противоречить тем, что вы написали в третьем и четвертом секторе. И тогда пора осознать, от каких целей, прописанных в первом и втором секторе, вы бы хотели отказаться, чтобы реализовать то, что нужно лично вам.

Это не значит, что нужно отказываться от образования или жизни в престижном месте. Важно, является ли подобная установка вашей «родной» целью или это всего лишь штамп, навязанный окружением.

Результаты этого упражнения можно использовать при определении приоритетов в жизни и в том случае, если у вас уже есть цели, и в том случае, если целей пока нет.

В погоне за ложной целью многие люди подсознательно цепляются за любые препятствия и лишние дела: в итоге они могут стать оправданием неуспеха («Я не могу участвовать в этом проекте, потому что надо дописать доклад».) Но в таком случае разумнее осмыслить происходящее и признать, что вы ошиблись с выбором цели, а затем переориентироваться на то, что действительно греет душу.

Как-то раз одна дама пришла к знаменитому магу-волшебнику с просьбой: «Сделайте, пожалуйста, так, чтобы мой муж не смотрел на женщин». – «Хорошо, я так сделаю. Но я хочу уточнить – на всех женщин?» – «Договорились. На всех!» Маг поколдовал положенное время, и муж на сороковом году жизни переменил сексуальную ориентацию. Дама с претензиями. Маг ее выслушал и ответил: «Так ведь вы сами сказали, что „на всех“! Я же в ваши разборки не влезаю. На всех – значит, на всех! Если бы вы хотели исключить из „всех“ себя, вы бы так и ответили на мой вопрос».

Предлагаем вам сделать следующее упражнение, опираясь на условия постановки цели, которые приведены выше.

Упражнение 11

Возьмите лист бумаги и напишите вверху: «Чего я хочу для себя больше всего на свете?» Напишите ответ.

Затем представьте, что вы уже имеете это, и ответьте на вопрос снова.

Затем снова представьте, что вы уже имеете это, и ответьте на вопрос опять. Повторите такой порядок действий 5 раз. Переписывайте список, пока все не будет стоять согласно приоритету.

Возьмите новый листок и напишите вверху: «Что я могу сделать, что приблизит меня к цели?» Напишите 20 ответов.

Спросите себя: «Если я буду делать только одну из этих вещей, какая из них даст наибольший результат в сравнении с затраченной энергией?» Поставьте (1) рядом с выбранным действием.

Повторите для себя этот вопрос и поставьте (2) рядом со следующим выбранным действием и так далее, пока все не будет иметь свой приоритет.

Поставьте большую красную букву «Д» рядом с действиями, которые вы можете делать каждый день. Они имеют особое значение, потому что дают вам постоянную энергию для движения вперед. Когда объект движется, он обладает инерцией. Инерция означает, что небольшое количество энергии необходимо, чтобы поддерживать объект движущимся. Покоящийся объект обладает нулевой инерцией. Чтобы привести такой объект в движение, приходится затратить максимум энергии.

Производя какое-то действие, каждый день вы поддерживаете движение/инерцию, сохраняя при этом тонны энергии и усилий. Этот лист действий – ваш план.

Возьмите новый лист. Напишите: «Типичный план на день». Отчертите линию времени слева. И запишите действия, которые вы решили делать (с наивысшим приоритетом). Это ваша программа на день.


Посмотрите на ваш план. Найдите действия с наивысшим приоритетом и начните их делать. Забудьте про все и сконцентрируйтесь на том, чтобы делать это с максимальной эффективностью. Когда сделали, начинайте следующее. Смотрите на программу на день и включайте ежедневные действия.

Начинайте каждый день с чтения своих целей, записи нескольких действий из плана и запоминания программы на день. Всегда, когда что-либо делаете, концентрируйтесь на 100% и делайте каждое дело максимально эффективно. Если в ваших приоритетах начнет что-то меняться (так бывает: вдруг, достигая одной цели, вы понимаете, что другая для вас уже не актуальна), меняйте свой план.

Просматривайте детально свои цели/планы раз в неделю. Когда достигнете успехов в своих действиях, у вас будет больше свободного времени и вы сможете начать искать действия для достижения вашей второй наиболее важной цели и включить их в вашу программу на день и план. Когда достигнете цели, найди новые и запишите их.

Еврей Мойша всю жизнь просил бога о том, чтобы тот помог ему выиграть в лотерею много денег. Всю жизнь он ждал, что выиграет много-много денег. Ни на день не отпускала его эта мечта. И вот он состарился, умер и попал на небеса. В первую очередь он отправился к богу, чтобы высказать все, что он о нем думает. «Я столько лет просил тебя, – сказал он гневно богу, – чтобы ты помог мне выиграть много денег в лотерею, я так верил в тебя и молился. А ты так и не помог мне. Какой же ты после этого всемогущий бог?» На что бог не менее гневно ответил: «Ах, ты неблагодарный старикашка! А ты хоть раз за всю свою жизнь додумался купить хоть один лотерейный билетик?!»

Работа в направлении своих целей – единственная вещь, способная поддерживать вас в счастливом/уверенном состоянии и наполнить вашу жизнь смыслом.

По такому примерно сценарию работают спортсменки, бизнес-леди и другие женщины, выбравшие путь достижения успеха.

Чтобы быть успешным в мире импровизированного театра, нужно научиться задавать вопросы самому себе. Надо понять себя и свои цели.

Кьелл А. Нордстрем, Ионас Риддерстрале

Для достижения цели очень важно воссоздать картинку себя в будущем от противного, то есть по принципу «чего мне сейчас не хватает». Отсутствие чего-то в жизни человека заставляет его мечтать. Один из важнейших этапов достижения успеха – этап построения видения будущего, включающий в себя анализ того, чего именно сейчас не хватает. Для этого надо знать, что мы имеем и чего не имеем на данный момент жизни.

Упражнение 12

Предлагаем вам примерный план ценностей. Примерный постольку, поскольку ваша задача в этом упражнении состоит в том, чтобы «обогатить» этот список своими жизненными ценностями. Наш список таков:

– интересная работа;

– общественное признание;

– материальный достаток;

– любовь;

– семья;

– удовольствия, развлечения;

– самосовершенствование;

– свобода.

Дополните этот список своими ценностями, затем выберите из списка пять самых важных для вас пунктов и два пункта, которые не очень значимы в данный момент.

Ответьте на вопросы и запишите ваши ответы в тетрадь:

Что в вашем списке стоит на первом месте?

Легко ли вам было расставлять приоритеты?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения?


Однако приоритеты, на которые вы опираетесь в жизни осознанно, которым вы следуете изо дня в день, могут не отражать всей картины ваших желаний и потребностей. Есть и другая наша часть – бессознательные потребности. Они могут быть не осознаны по разным причинам: потому, что вы видите слишком много препятствий для их выполнения; или поскольку вам кажется, что вы еще успеете их реализовать; или потому, что вы не находите для них места в вашей сегодняшней жизни. Когда такие потребности не реализуются, можно столкнуться с очень популярными переживаниями: наверняка вы не раз наблюдали, как старушки брюзжат о том, что «вот раньше…, а вот сейчас…».

Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит.

Григорий Ландау

Это брюзжание обычно связано с нереализованными потребностями, которые эти люди «отложили», или посчитали неуместными или неважными по сравнению с некоторым жизненным сценарием, программой, которую они выполняли в жизни, не сильно задумываясь, насколько она отвечает их потребностям. Они унаследовали эту программу от своей семьи, так и не встретившись с тем, в чем они сами действительно нуждаются. Незавершенные дела, нереализованные потребности, отложенные желания – вот то, что не дает им с радостью принимать старость.

Маленький мальчик загадал желание: «Хочу, чтобы у меня каждый день был день рождения». Через два месяца он состарился и умер.

Наша жизнь конечна. Мало того, в ней есть несколько периодов и событий, которые могут происходить только один раз. С возрастом наши возможности сделать что-то уменьшаются, поскольку в организме происходят необратимые изменения. И если мы не сделали что-то своевременно, то остается только оплакать и похоронить непрожитую возможность, проститься с ней.

Состарившись, Колобок смело гулял по всему лесу, понимая, что зубы ломать никому неохота.

Чтобы не сталкиваться в своей жизни с такой потерей и не убиваться по ней всю жизнь, мы предлагаем вам упражнение, призванное обнаружить те незавершенные потребности и желания, которые вы еще можете реализовать.

Упражнение 13

Найдите время и место для этого упражнения так, чтобы вас никто не беспокоил, пока вы будете делать его.

Итак, закройте глаза и приготовьтесь поработать вашим воображением.

Представьте, что вы умерли. Ваши близкие и друзья пришли к вам на похороны. Вглядитесь внимательно в эту картину.

Какая у вас могила?

Какой памятник? Что на нем написано?

Что вы видите вокруг своей могилы?

Кто пришел к вам на похороны? Как они себя ведут? О чем говорят?

Что они говорят о вас?

Откройте глаза и запишите ответы на эти вопросы в свою тетрадь.

Прочтите ваш рассказ и попробуйте отследить свои чувства: как вам то, что вы увидели? Нравятся или не нравятся вам отзывы других о себе?


В результате этого упражнения вы можете обнаружить, что о вас говорят вовсе не то, что вы бы хотели услышать. Возможно, тот путь, который вы выбрали, совсем не подходит для вас?

Однажды русский путешественник попал на кавказское кладбище. И, проходя между надгробий, заметил, что на одном из них следующая надпись: «Здесь похоронен Магомед Магомадзе, родился в 1825 году, умер в 1880-м. Прожил 3 года». На другом же он прочитал: «Здесь похоронен Ахмед Ибрагим-оглы. Родился в 1830-м, умер в 1855-м. Прожил 80 лет». Как вы думаете, что хотели сказать люди, оставляя эти надписи? Существует время жизни физическое и психологическое, которое зависит от того, насколько насыщенной и плодотворной была жизнь человека.

Упражнение 14

Вернитесь еще раз к предыдущему сюжету и попробуйте сами ответить на вопросы так, как будто вы уже на небесах и можете проанализировать прожитую жизнь. Ответьте на вопросы и запишите ваши ответы в тетрадь:

Кто я?

Кем я была?

Кем я стала?

Что я успела?

Куда опоздала?

Что совершила?

Что упустила?

Какую память я оставила о себе в своих собственных глазах?

Не важно, что там сказали о вас люди, а важно, что вы сами можете сказать о себе. Только вы сами можете дать адекватную оценку прожитой жизни, так как со стороны видно только вашу скорлупу, а не вас. Только вы знаете свое истинное лицо, свое истинное призвание. И только вам судить, были ли вы в этой жизни собой или слепо стремились быть кем-то иным.

Прочтите ваш рассказ и попробуйте отследить свои чувства: как вам то, что вы увидели? Нравятся или не нравятся вам собственные выводы?


Если не нравятся – самое время начать что-то менять!

Сделаем еще одно упражнение, которое поможет в этом лучше разобраться.

Упражнение 15

Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. Написать так, чтобы было понятно, что жизнь вы прожили не зря.

Взгляните на этот список: что вам ближе всего?

Здесь покоится женщина, всю жизнь подававшая надежды.

Прожила женщина, оставила много бед.

Во всем хотелось мне дойти до самой сути.

Жизнь прекрасна!!!

Не сожалею ни о чем.

Старалась жить.

Спешите жить, ведь жизнь одна.

Покой нам только снится.

Смеялась сквозь слезы, плакала с улыбкой.

Из жизни ты ушла в мгновенье, а боль осталась навсегда.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Живи и помни: жизнь прекрасна.

Покойся с миром.

Закончилась зебра жизни.

Все?!

Хотела жить – и жила.

А жизнь короткая такая.

Жила, работала, училась. Скончалась рано – так случилось.

Пропустите меня вперед!

Отомстите за меня!

Это не я!

Хочу жить.

Я люблю тебя, жизнь, ну а ты меня – снова не очень.


Как не упустить свою жизнь? Как начать жить в своем времени, в настоящем моменте? Кто там мечтал попасть в будущее? Попробовать попасть в настоящее – вот в чем задачка!

Жизнь проходит. От одной цели до другой. В любой момент времени есть некая черта, которую мы стремимся пересечь, и редко кого из нас увлекает сам процесс движения. Обычно важнее факт получения того, к чему стремишься, и именно поэтому там, за чертой, поджидает разочарование. Стоит поставить себе цель, тут же попадаешь в ловушку: не достигнешь цели – расстроишься, достигнешь – разочаруешься. Знакомы ли вам эти переживания?

Кажется, жизнь еще впереди: еще можно успеть сделать то, что надо успеть. А можно ли?.. Жизнь утекает сквозь пальцы! Вот она, прямо сейчас идет – вы живете. Здесь и сейчас – вы живете. Но это только мысли – на самом деле вы живете ожиданиями и воспоминаниями: «Вот достигну очередного рубежа, тогда и начнется жизнь». Достигаете и понимаете, что жизнь отчего-то так и не началась. Ставите следующую цель и по новому кругу того же сценария… а время идет, и ему безразлично то, куда вы идете и идете ли вы вообще. Оно не будет ждать вас, оно пройдет… мимо.

В любой момент на голову может упасть еще один кирпич.

В чем смысл жизни? А в чем смысл реки, например? Знающий человек ответит, что смысл реки в самой реке. Река есть. Она течет. Она бурлит. В ней живут рыбы и растут водоросли. Она омывает берега. В ней купаются люди. Она впадает в море. Она – река, и в этом ее смысл. Живи, как живется. Еще короче – будь.

Число годов еще не свидетельствует о длине жизни.

Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал.

С. Смайлс

Для того чтобы не упустить свою жизнь, мы предлагаем вам выполнить следующее упражнение, не менее жесткое, чем предыдущие.

Упражнение 16

Представьте, что вы знаете, когда наступит конец вашей жизни. Допустим, это случится через 4 года. У вас есть еще время до того, как вам на голову упадет кирпич, поэтому пора ответить на следующие вопросы:

Кто я есть сейчас?

Кем я хочу быть?

Что мне важно успеть?

Куда мне важно не опоздать?

Что мне важно совершить?

Что мне важно не упустить?

Какую память я хочу оставить о себе?

Представьте, как именно вы живете эти четыре года:

Что вы делаете?

С кем именно изменили отношения? С кем продолжаете общаться, а с кем – закончили?

Какие дела для вас стали неважными, а какие – приобрели первостепенную значимость?

Запишите ваши ответы в тетрадь.

То, что вы обнаружили в этом упражнении, и есть ваши неосознанные потребности.

Есть ли что-то, что остановит вас сейчас их реализовать?

Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы – свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.

В. Франкл

Одной из самых серьезных сложностей в жизни каждого человека являются даже не сами потребности и их реализация, а необходимость выбрать главную потребность на текущий момент. Представьте, что вы одновременно хотите с кем-то общаться, спать, кушать, идти в туалет, заниматься сексом и смотреть кино. Все потребности сразу удовлетворить невозможно. Как выбрать ту, которая прямо сейчас наиболее актуальна?

Существует золотое правило:

Правило 9

Не человек выбирает потребность, а потребность выбирает человека.

Это значит, что над своими потребностями мы не властны. То есть властны до какой-то степени. Мы можем только выбирать из потребностей те, что прямо сейчас наиболее важны, но не можем выбрать сами потребности. Их выбирает наш организм. Обнаружить это можно, прислушавшись к своим чувствам и задав себе вопросы: что я чувствую прямо сейчас, в эту минуту? В чем я нуждаюсь в связи с этим прямо сейчас? Что бы могло мне помочь, что помогло бы мне завершить мои переживания?

И, если вы ответите на эти вопросы, вы выделите главную потребность, без удовлетворения которой невозможно перейти к другим своим делам.

Мы не можем назначать актуальную потребность – она сама руководит нами. Но мы можем ранжировать их, осознанно решая, какую потребность сейчас считать актуальной, а какую отложить или совсем от нее отказаться. Например, вы разозлились на начальника. Вы можете сообщить ему об этой злости в такой форме, которая конструктивно решила бы вашу проблему, а можете отказаться сообщать и продолжать злиться на начальника. Или можете просто «выпустить» пар, рассказав об этой злости подруге. Но вы не выбираете злость, она выбирает вас постольку, поскольку, так или иначе, начальник нарушил ваши личностные границы и ваш организм на это реагирует естественной злостью, призванной восстановить равноправие.

Блажен, кто ничего не ждет, – он обрадуется всему.

Св. Франциск Ассизский

Давайте же разберемся, какие же бывают потребности и какова их иерархия в нашем организме.

Самыми главными, базовыми, являются физиологические потребности. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе, а также сексуальные потребности.

Следующим уровнем потребности, который вступает в силу после того, как физиологические нужды удовлетворены, становится потребность в безопасности. Уровень безопасности и уверенности в будущем включает: потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира (например, жилье, отсутствие унижения и оскорблений, физического насилия над собой); уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию, а также создание семьи.

После того как удовлетворена и потребность в безопасности, и потребность в уверенности в будущем, на первый план выходят социальные потребности. Социальная потребность, иногда называемая потребностью в причастности, – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему– или кому-либо, чувство принятия себя другими, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Известно, что человек, лишенный социального окружения, рано или поздно становится психологическим калекой: или сходит с ума, или вынужден вырабатывать такое представление о мире, в котором другие люди выступают для него как опасные, вредные или ненужные. Тогда в каждом встречном он видит врага или обесценивает его значимость в своих глазах, приписывая ему качества, которыми тот не обладает. При этом такой человек, не удовлетворяя своей потребности, продолжает отчаянно нуждаться в социальных контактах и страдать. Наверняка вы встречали таких людей – оглядитесь вокруг, их много.

Конец ознакомительного фрагмента.