Вы здесь

Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. Часть 2 Тренинг общения (А. Г. Грецов, 2011)

Часть 2 Тренинг общения

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % – от уровня его профессионализма.

Д. Карнеги

Предлагаемая программа тренинга общения, рассчитанная на учащихся 9-11-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Программа позволяет решать следующие задачи:

♦ Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.

♦ Развитие навыков эффективного общения.

♦ Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

♦ Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

♦ Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

♦ Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

♦ Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.

Программа рассчитана ориентировочно на 32 часа работы (16 встреч по 2 часа или же 5 дней работы в режиме погружения, по 6–7 часов). Организация работы в режиме «32 занятия по одному часу» также допустима, хотя и менее желательна. Оптимальная численность группы – 8-16 человек. Проведение программы в школьных классах стандартной наполняемости (20–25 человек) возможно, однако несколько сложнее в организационном плане и потребует незначительной модификации процедур проведения некоторых упражнений. Лучше, если в помещении, где проводятся занятия, будет возможность рассадить участников как в круг, так и за партами. Для психолога или педагога, работающего по данной программе, желательно наличие собственного опыта участия в психологических тренингах в роли клиента.

Идеи большинства упражнений, входящих в состав программы, авторскими разработками не являются, они описаны в специальной литературе (см. библиографию). Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы обсуждения авторские.

1. Зачем мы здесь собрались?

Задачи занятия: знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

Вводная беседа

Итак, подростки собрались и расселись в традиционный круг. С чего начать ведущему? Один из вариантов – небольшой монолог, краткий рассказ ребятам о том, чем им предстоит заниматься на этих встречах и для чего это нужно. Приведем возможный план подобного вводного рассказа.

1. Чем нам здесь предстоит заниматься?

♦ Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т. п.

♦ Беседами на интересные для нас темы, имеющими отношение к психологии.

♦ Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.

2. Какую пользу это нам принесет?

♦ Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания.

♦ Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.

♦ Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

♦ Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!

Возможны и другие варианты вводных бесед – например, кратко рассказать о том, кто такие психологи и чем они занимаются (Цукерман, 1997), или расспросить самих участников, что они уже знают о тренинге и чего ждут от него. Если у участников возникают вопросы, нужно постараться кратко, но вразумительно ответить на них. Не стоит затягивать вводную беседу (как, впрочем, и все последующие – подростки предпочитают не разговоры, а действия, и игнорирование этого факта приводит к потере контакта с группой).

После вводной беседы группа приступает к игре. Иногда оправданно начать работу непосредственно с интерактивной игры разминочного плана. Это целесообразно при работе в небольших группах (в таком случае сначала проводится игра, а уже потом – вводная беседа), а также в начале работы с теми подростками, которые уже посещали психологические тренинги и не нуждаются в рассказе о том, что это такое. Например, на роль первой в тренинге хорошо подходит такая игра.

Упражнение – разминка «Карандаши»

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

♦ сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед – поднять руки);

♦ использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;

♦ держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;

♦ выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения – например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).

Процедура знакомства

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если участники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам.

♦ Познакомиться с группой необходимо самому ведущему.

♦ В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге.

♦ Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге. Приведем несколько вариантов процедуры знакомства. Они могут использоваться как по отдельности, так и единым блоком.

«Имя-движение». Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.

Данная процедура не только дает возможность участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопознанию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны – в исполнении группы.

«Снежный ком». Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех (в более простом варианте – двух или трех) предшествующих и только после этого представиться сам. В одном из вариантов участник при забывании имени, сетуя на свою плохую память, говорит вместо него: «Баранья голова» (естественно, имея в виду себя, а не того, чье имя он забыл). Последним обычно представляется ведущий. Если ему удается безошибочно повторить все имена, это существенно повышает его престиж в глазах группы (а если в своей памяти на имена ведущий не уверен, так и не надо браться за этот вариант упражнения!). Более простой и быстрый вариант, уместный в группах размером свыше 12–15 человек, – произносить имена не всех предшественников, а только последних четырех человек.

В более сложном варианте участниками произносится и повторяется не только имя, но и какое-нибудь слово или короткая фраза (например, на тему «Мое самое большое достоинство», «Мое желание» и т. п.). Использовать отрицательные темы (недостатки, проблемы) не рекомендуется, поскольку их многократное повторение может вызвать эффект внушения. В таком варианте упражнение может использоваться не только для знакомства, но и в качестве разминки перед началом каждого занятия (естественно, темы высказываний следует каждый раз менять).

Процедура знакомства «Снежный ком» широко используется не только в тренингах, но и везде, где необходимо познакомить членов группы (например, в летних оздоровительных лагерях).

«Представление с перекидыванием предмета». Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик, небольшую мягкую игрушку или другой подходящий предмет, представляется: говорит свое имя (возможный вариант: имя и какой-нибудь факт о себе), после чего перебрасывает предмет любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т. д., пока предмет не побывает в руках у каждого. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

При отсутствии подходящего для перебрасывания предмета можно соорудить для подобной игры «снежок» из смятых бумажных листов.

«Взаимное представление». Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе. Лучше, если план рассказа предложит ведущий.

♦ Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге.

♦ Что я ожидаю от наших встреч.

♦ Мои любимые и нелюбимые качества в людях.

♦ Мои увлечения.

♦ Мои любимые способы проведения свободного времени.

♦ Моя мечта.

Время выполнения задания – 6-10 минут. После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко (полминуты-минута) представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа. «Взаимное представление» целесообразно проводить со старшими подростками, обладающими довольно высоким уровнем развития социальных навыков.

Следующая процедура – обсуждение и принятие правил работы (см. с. 76–77).

А теперь самое время разрядить обстановку и поиграть. Вот примеры подвижных игр, уместных на начальной стадии работы тренинговой группы.

Упражнение «Поворот в прыжках»

Описание упражнения. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90°, 180°, 240° или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Более сложный вариант – на момент каждого прыжка участники закрывают глаза. Можно выполнять упражнение и не открывая глаз, но тогда целесообразно разрешить тактильный контакт между участниками, иначе задание окажется почти невыполнимым, особенно в большой и не очень сплоченной группе.

Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места его проведения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.

Психологический смысл упражнения. Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и сообщить им свой замысел. А как это сделать?

Упражнение «Дракон ловит свой хвост»

Описание упражнения. Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.

Психологический смысл упражнения. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена чувствами.

Конкретизация ожиданий от тренинга

Для того чтобы точнее определить интересы и запросы участников тренинга, полезно на первом же занятии провести небольшое анкетирование: предложить оценить, насколько они хотят заниматься теми или иными видами работ, беседовать на различные темы и т. п. Иногда такой опрос проводят открыто – задают вопросы, ответы каждого участника фиксируют на доске (Цукерман, 1997). Это не всегда целесообразно, поскольку ответы могут оказаться неискренними под влиянием мнения большинства (вспомните классические эксперименты Аша с визуальным определением длины отрезков группой испытуемых), а подростки, «проявившие индивидуальность», порой становятся объектом насмешек.

Поэтому лучше заранее распечатать и раздать участникам небольшие бланки («термометры») для ответов (табл. 4). Ведущий читает вопросы, участники ставят номер каждого вопроса в той ячейке таблицы, которая соответствует их ответу. Обработка не требует много времени и может проводиться непосредственно по ходу занятия, общие результаты записываются на доске и обсуждаются.


Таблица 4

Примерный перечень вопросов.

Хочу ли я:

1. Лучше узнать самого себя?

2. Научиться более эффективно общаться?

3. Больше узнать про эмоции и чувства?

4. Узнать, почему возникают конфликты, и научиться достойно выходить из них?

5. Узнать про психологию как науку?

Такую же технику можно использовать по ходу тренинга для получения обратной связи от участников относительно их удовлетворенности работой в группе, оценки психологической атмосферы в группе и т. п. (естественно, соответствующим образом изменив шкалу «термометра»).

В конце этого и всех последующих занятий происходит короткий обмен впечатлениями (заключительный шеринг). Участникам, сидящим в круге, предлагается высказаться по следующим темам.

♦ Что запомнилось в прошедшем занятии, что показалось важным и интересным?

♦ Какие чувства вы испытываете в данный момент?

♦ Какие пожелания на следующие занятия появились?

2. Мы – команда

Задачи занятия: повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков.

На второй-третьей встрече ведущему следует сконцентрировать свои усилия на том, чтобы вызвать у подростков заинтересованность в занятиях. Работа по сплочению группы тоже важна, но, как нам представляется, эта цель уступает первой по значимости. Не очень сплоченная группа – все же лучше, чем ее полный распад в результате отсутствия интереса к занятиям и желания их посещать.

Для достижения поставленной цели лучше всего подходят непродолжительные по времени, но эмоционально оживленные игры. Приведем описания нескольких игр, хорошо подходящих для начального этапа работы с группой.

Упражнение-разминка 1. «Перетягивание каната»

Описание упражнения. Для упражнения нужно запастись прочным канатом диаметром не менее 10 мм и длиной не менее 5–6 м (вполне годится веревка для буксировки автомобилей, которую можно позаимствовать у любого водителя). Участники делятся на две подгруппы, расстояние между которыми 1,5–2 м, берутся за канат и по команде ведущего начинают его перетягивать. Выигрывает команда, которой удалось заставить соперников сдвинуться вперед не менее чем на метр. Упражнение выполняется 3–5 раз, состав подгрупп желательно менять. Требуется много свободного места (по технике безопасности, за спиной каждой из подгрупп должно быть не менее 3 м свободного пространства).

Психологический смысл упражнения. Энергетическая мобилизация, развитие умения координировать совместные действия. Такая разминка обычно вызывает высокую эмоциональную вовлеченность подростков, способствует формированию чувства команды.

Обсуждение. Чем еще, помимо физической силы, определяется выигрыш в этом упражнении?

Если выполнить перетягивание каната по каким-либо причинам не представляется возможным, или ведущий чувствует, что подростки хотят еще подвигаться и не готовы пока к серьезной работе, предлагаем альтернативный, более спокойный вариант разминки.

Упражнение-разминка 2. «Циферблат»

Описание упражнения. Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» – каждый участник соответствует определенной цифре на нем. Проще всего, если участников 12 – тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе участников кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата.

После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает – сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем – минутной. Первые 1–2 заказа времени может сделать ведущий, потом – каждый из участников по кругу.

Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, включение участников в групповое взаимодействие в ситуации «здесь и сейчас».

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Узелок»

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Психологический смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условие для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.

Обсуждение. Следует обратить внимание участников, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?»

Упражнение «Связывание группы»

Описание упражнения. Вариант 1: «Рулет». Группа стоит в колонне по одному в левой руке у каждого протянутый вдоль всех канат.

Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает их оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по траектории, задаваемой ведущим (см. фото выше). Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают их. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения группы, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения: 2–3 минуты. Если в группе 14 и более подростков, целесообразно организовать два «рулета» и устроить между ними соревнование на скорость.

Вариант 2: «Паучки». Участники делятся на подгруппы по 4–5 человек. Члены каждой подгруппы встают спинами вплотную друг к другу, и ведущий обвязывает их на уровне пояса веревкой. Дальнейшие действия – как в варианте 1. Это более мягкий вариант упражнения, его имеет смысл проводить в менее сплоченных и нераскрепощенных группах, где существуют неявные запреты на тактильные контакты между участниками.

Психологический смысл упражнения. Данное действие сильно сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения (здесь уместно провести параллель с психофизиологической теорией эмоций Джеймса – Ланге: внешнее выражение эмоции ведет к возникновению соответствующего внутреннего переживания). Такое перемещение, особенно выполняемое на скорость, требует четкой координации действий и создает ощущение совместного риска, что, как известно из возрастной психологии, также способствует сплочению подростковых групп.

Обсуждение. Если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне – достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала, можно спросить, произошло ли это случайно или кто-то хотел устроить кучу-малу? Что чувствовали при этом другие участники?

Примечание. Возможно, у кого-нибудь из подростков подобное упражнение вызовет дискомфорт. В таком случае нужно дать им высказаться: с чем именно, это связано? (Варианты ответа «Плохое упражнение!» и т. п. не принимаются, нужно постараться конкретизировать, что именно вызывает дискомфорт в ситуации вынужденного физического сближения.)

Упражнение «Совместный счет»

Описание упражнения. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до 10. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном – с закрытыми (открывать их разрешается только между попытками). Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещено. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждой из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а произвольно.

Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похвалить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности.

Психологический смысл упражнения. Развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.

Обсуждение. В чем причина того, что такое, на первый взгляд простое, задание не очень-то легко выполнить? А что надо сделать, чтобы справиться с ним было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.

Конечно, на начальном этапе работы с группой могут использоваться не только вышеописанные, но и многие другие игры (см. список литературы, а также описания игр, приведенные в последующих занятиях). Главное, чтобы игры были динамичны, проходили эмоционально и работали на сплочение, а не на разобщение группы. Каждая игра, вызвавшая заинтересованность участников, может повторяться в ходе тренинга 2–3 раза, желательно с небольшими изменениями условий ее проведения.

Групповая дискуссия «Факты о нас»

Описание. Участники делятся на 2–3 подгруппы, равные по числу участников и, по возможности, с одинаковым соотношением мальчиков и девочек. Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы, руководствуясь приведенным ниже перечнем. Подростки, которые могут положительно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп рассказывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т. п. После этого ведущий называет количество баллов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счетовода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе. Следует заранее предупредить участников, что это игра на честность, проверить в ней можно далеко не все варианты ответов.


Примерный перечень вопросов:

1. Кто на каких музыкальных инструментах хорошо умеет играть? По одному баллу за каждый инструмент.

2. Кто был на двух разных континентах – 1 балл. Кто был на трех и более континентах – еще по одному баллу за каждый континент (уточнение: Европу и Азию считать как разные континенты, граница проходит по Уральским горам).

Конец ознакомительного фрагмента.