Вы здесь

Тренерский Старт. Как стать профессиональным тренером и запустить свою первую линейку продуктов. Часть вторая. Подготовка к старту (Александр Давыдов)

Часть вторая. Подготовка к старту

Определившись, куда и зачем лететь, мы начнем собирать самолет и готовиться к старту.


В этой части книги вы определите тему и направление вашей работы, ограничите сферу вашей компетентности, лучше и точнее поймете вашу целевую аудиторию, и подготовите контент по выбранной теме, и технические ресурсы, которые вам могут пригодиться на старте.


Идеология закончилась, началась практика. Вперед!

Глава 5. Выбор направления и темы работы

Если вы точно знаете, чему хотите тренировать и обучать людей, то можете пропустить эту главу. Если вы пока в сомнениях, или вообше не можете четко определиться с темой работы, то этот материал будет полезным.


Напомню различие между направлением и темой работы.

Направление – это всегда широко: создание своего бизнеса, программы по женственности, тренинги для женщин про мужчин, обучение продажам…


Тема формулируется более узко:

– как запустить интернет-магазин

– как встретить мужчину своей мечты

– как научиться продавать по телефону тренинги и обучение


В одном направлении может быть множество тем, в каждой теме несколько обучающих программ.


Давайте покажу на примере.

Предположим, вы решили попробовать вести тренинги для женщин про мужчин и общение с ними.

Это будет вашим направлением.


Вот несколько примеров тем в этом направлении:

– Как привлечь интересного вам мужчину

– Как научиться общаться с ними уверенно

– Как начать строить длительные отношения с мужчиной


И по каждой из этих тем можно провести вебинар, интернет-тренинг (а то и не один), живые мастер-классы и консультации.

6 критериев осознанного выбора направления и темы

1. Интерес

Вам это должно быть интересно, причем как уму, так и сердцу. Если тема, по которой вы хотите вести, навевает у вас тоску или вызывает раздражение (но в ней вы эксперт), то ваши программы тоже будут вгонять в тоску и раздражать, какими бы полезными они не были.


2. Знания.

Если вы прочли пару книг по теме, или сходили на один-два тренинга, этого точно мало, чтобы стать в ней тренером. Чем более сложна выбранная вами тема, и чем больше в ней «подводных камней», тем больше знаний вам понадобится. Если вы хотите обучать созданию простых сайтов или уверенному общению, то планка входа явно ниже. А если вы берете темы вроде похудения (в которой важно понимать медицинские моменты) или отношений (где стоит знать хотя бы основы психологии), то планка поднимается все выше.


3. Личный опыт

Успешный личный опыт по теме ваших будущих тренингов очень важен. Он превращает вас из теоретика (сам не пробовал, но много читал) в практика (читал, знаю, пробовал).

Опыт «из Ж к свету» тоже будет очень полезным (например, вы работали грузчиком, но поменяли жизнь и запустили свой успешный бизнес).

Негативный опыт (ваш бизнес разорился) будет полезен только, если вы смогли проанализировать ошибки и сделать по другому – качественно и успешно.


4. Синтезированный чужой опыт.

Этого пункта недостает у многих моих коллег, особенно начинающих.

Пример. Женщина прожила 20 лет в счастливом браке с мужчиной / похудела на 20 кг и решила вести тренинги по отношениям / похудению.

Да, личный опыт есть, это замечательно.

Вот только одного личного опыта очень мало для того, чтобы стать тренером. Этого хватит разве только для проведения бесплатного мастер-класса с рассказом истории «своего успеха», не больше.

Для того, чтобы учить других людей (у которых будут совершенно другие жизни / отношения / фигуры), вам потребуется много чужого опыта – и не просто в виде разрозненных историй, а проанализированного и хотя бы на базовом уровне синтезированного вместе.


Например, если вы взяли тему отношений, то вашего 20-летнего опыта жизни с одним (!) мужчиной явно недостаточно – ведь не у всех такие же мужчины, как у вас, правда?

Важно знать много историй отношений, понимать их различия и особенности, основные принципы, на которых отношения строятся (не только у вас) – тут большой пласт информации.

Без этого синтеза ваш тренинг будет лишь пересказом личного опыта, который может не сработать в жизни у ваших участников.


5. Обоснованная идея/концепция.

На рынке существует огромное множество обучающих программ, похожих по своей сути друг на друга как две капли воды.

Одни и те же простые и понятные до банальности идеи («надо относиться к жизни позитивно, и все будет хорошо» или «нужно быть высокоэффективным человеком, и вы сможете реализовать все ваши планы»),основные отличия только в форме подачи и в личности тренера.

Поэтому, если вы хотите выйти на рынок с одной из таких идей, у вас есть два варианта – либо ограничиться любительским тренерством (первый уровень), либо вложиться в создание крутой продающей упаковки и собственного бренда, чтобы продвинуться за счет «фантика», а не «конфетки».


Если у вас есть ваша собственная авторская концепция или идея, хотя бы в чем-то отличающаяся от того, что уже выставлено на рынке, это поможет вам стартовать намного мощнее.

Если ее пока нет, то просто пометьте себе на будущее такую концепцию сформировать.


6. Почему вы?

Очень просто звучащий и сложный для ответа (и в чем-то даже неприятный) вопрос.

Как это почему я? Вот я просто хочу вести и все.

Чтобы провести бесплатный мастер-класс, достаточно и этого желания, для любительского тренерства вам этого хватит тоже, но если вы хотите лететь выше и дальше, то на этот вопрос стоит найти ответы.


Почему люди должны идти именно к вам (ведь вокруг так много конкурентов)?

Напишите хотя бы 3—4 варианта ответа. И, кстати, чем больше их будет, тем увереннее вы будете чувствовать себя на группах, и при продаже своих услуг и продуктов.


Если вы ответили на 6 вопросов этой главы, у вас есть потенциальные направление и тема для работы.

Но наша с вами задача сделать осознанный и грамотный выбор темы еще не решена.


Потому, что есть еще три важных критерия востребованности темы на рынке.


Критерий 1. Есть ли обучение по этой теме?


Ответы можно получить, зайдя на портал Самопознание, или введя поисковый запрос в специальном сервисе wordstat.yandex.ru.


Критерий 2. Сколько стоит обучение по этой теме?


Например, многие начинающие тренеры берут тему по повышению самооценки, которая при этом является настолько массовой, что стоимость программ в ней очень мала.


Критерий 3. Пойдут ли на эту тему к вам?


Возможно, вы выбрали классную и востребованную тему, людям она нужна, за это платят достойные деньги, но… именно вам как тренеру за нее не заплатят – просто потому, что не поверят.


Как это проверить?


Спросите у знакомых и онлайн-друзей, пошли бы они к вам на мастер-класс по выбранной теме. А тем, кто ответит «да», задайте еще один вопрос – «А на платный мастер-класс пошли бы». Много отрицательных ответов не отзначает, что у вас нет шансов. В этом случае стоит узнать «почему не пойдут/почему не купят» и доработать недостающие моменты в самой теме или в ее подаче. А если вообще никто не воспринимает вас как тренера в этой теме, то, быть может, ваше время еще не пришло?


Домашнее задание.


Ответьте на все вопросы этой главы и по итогам выберите тему, которая ближе всего (из остальных) подходит под эти критерии. По ней вы можете провести свой первый мастер-класс или вебинар (о том, как это сделать, поговорим дальше).


P.S. Может так случиться, что прочтя эту главу, вы вообще не найдете оснований для проведения даже бесплатного мастер-класса. И это тоже будет хорошим результатом – ведь вы всегда можете пополнить свою базу знаний и опыта, и начать свой путь в тренерстве, имея твердую почву под ногами.

Глава 6. Определение сферы вашей компетентности

Есть анекдот на эту тему.


Стоит мужик у цветочного ларька, смотрит на витрину и чешет в затылке, пытаясь вспомнить:

– Хочу ли я? Нет

– Могу ли я? Не то

– Говно ли я? Неет

– Ааа, вспомнил, магнолия!!


Я регулярно встречаю опытных коллег, являющихся настоящими экспертами в тех темах, в которых они обучают и тренируют, но при этом постоянно задающих себе примерно такие же вопросы.


И одновременно с тем меня поражает количество тренеров на рынке, за которыми нет ни знаний, ни опыта, что не мешает им гордо называть себя «экспертами» и предлагать свои программы за неплохие деньги.


Как понять сферу вашей реальной компетентности, чтобы вы, с одной стороны, не были «магнолией», а с другой стороны, не брали на себя больше, чем унесете?


Предлагаю вам волшебную формулу для определения этой самой компетентности.


Я назвал ее «Формула ЗОИ», и выглядит она следующим образом:

З+О/И


З – Знания (Что вы уже знаете и умеете в выбранной теме)

О – Опыт (ваш личный и синтезированный чужой)

И – то, что еще предстоит изучить (в плане знаний) и опыт, который еще важно получить

Формула выражена в процентах.

Например, вы выбрали тему повышения личной эффективности для начинающих предпринимателей.


Дальше вы оценили свои знания (З) по теме в 20% (не хватает системности, недостаточно конкретных упражнений и заданий), а опыт (О) в 40% (большой путь прошли по повышению своей личной эффективности, и много раз успешно помогали тем, кто обращался за советом).

Тогда вам остается 40 процентов на (И) – изучение.

Итоговый перевес больше за тем, что у вас уже есть (60/40). Вполне достаточно для того, чтобы в тему идти.


А что делать, если процент 20/80 (явно не в вашу пользу).


Здесь вступает в действие Правило Начала.


Начинайте с простого, если не уверены, что потянете сложное.

Моей первой темой в тренерской работе была уверенная коммуникация (которой я в достаточной степени владел к тому времени). То, что я рассказывал тогда, сейчас кажется наивным и даже смешным, но было много людей, для которых это было в новинку, и кому помогли эти знания. Это был достаточно простой и легкий тренерский старт.


Вы можете сделать так же.

Хотите обучать женщин секретам общения с мужчинами?

Можно начать с того, как научить грамотному проведению первого свидания (чтобы не загубить все с самого начала).


Хотите обучать ораторскому мастерству?

Начните с подготовки к выходу на сцену (как выдохнуть и расслабиться).


Если вы начнете свой путь тренера с тем, в которых вы ощущаете уверенность и спокойствие, то вам гораздо легче будет в самом ведении, и вы наделаете гораздо меньше ошибок.

Получив практический опыт ведения групп, и решив двигаться дальше, вы сможете повысить «сложность» темы и обучать уже более продвинутым вещам, используя принцип SBS, который я описал в этой книге ранее.


Если же вы хотите обучать простым техническим навыкам (например, как делать суши, или валять войлочные игрушки), не залезая в психологию и «высокие материи», то планка старта здесь еще ниже.


Вы можете идти и обучать, даже если на данный момент ваша формула ЗОИ будет 20/80 – не обязательно дждать 5 лет, когда цифры поменяются местами. Но в этом случае начинайте с того, что в эти 20 процентов точно выходит. Так будет легче вам самим, и больше пользы участникам ваших программ.


Домашнее задание


А какой ваш уровень компетентности в выбранной теме? Какой будет ваша формула ЗОИ?

Глава 7. Определение и тестирование целевой аудитории

О таких серьезных и умных вещах люди обычно задумываются через несколько лет после начала работы, сначала пройдя через стадии «это нужно всем», «моя целевая аудитория – люди, стремящиеся к личностному росту» и «я работаю для всех женщин» и убедившись, что такие определения ЦА помогают мало, и денег в итоге особо не приносят.


Поэтому я предложу вам ответить на несколько вопросов заранее, чтобы «подстелить соломки» и повысить эффективность вашей работы на сбору первых групп.


Вопрос 1. Кому больше всего нужно ваше решение/ваша идея?


Даже если вам захочется сказать что-то вроде «это нужно всем думающим людям», сдержите свой порыв и попробуйте сузить аудиторию до тех, кому действительно нужно найти решение, а не просто поговорить об этом.


Например, проблемы в отношениях существуют и у мужчин, и у женщин, но на программы по этой теме ходят, в основном, женщины – мужчин там очень и очень мало. Им это нужно, но они не идут в силу ряда личностных причин и предубеждений. И если вы будете надеяться на толпы мужчин, которые будут сходиться на ваши программы по счастливым отношениям, вы можете сильно разочароваться.


Вопрос 2. Есть ли у них деньги?


Есть категории клиентов, которые действительно хотят решить свои проблемы, но не имеют на это средств. Молодые люди, живущие с родителями, женщины, находящиеся на содержании (небольшом) мужчин – у них много сложностей и запросов, но нет денег на их решение. Они с удовольствием подпишутся на ваш бесплатный продукт, придут на бесплатный мастер-класс, скажут вам много приятных слов, но… этим и ограничатся.


Вопрос 3. Будут ли платить?


Есть категории клиентов, у которых есть деньги, и есть проблема, но они не будут платить за ее решение – например, потому, что не верят, что ее можно решить на тренингах, или скорее хотят поговорить об этой проблеме, но не расставаться с ней, тем более платно. К этой же категории относятся и «халявщики» и «коллекционеры, которые ходят с вебинара на мастер-класс, с конференции на фестиваль, везде все записывают, оставляют отзывы… и удовлетворяются этим, сочтя себя личностно выросшими и более эффективными людьми.


Вопрос 4. Есть ли у вас образ типичного будущего клиента?


Например, если к вам регулярно обращаются подруги/друзья за советами по определенной теме, то есть ли среди них что-то единое – например, в основном, это разведенные женщины с детьми, или недавно окончившие институт молодые люди с карьерными амбициями. Будет совсем хорошо, если вы сможете выбрать среди них совсем типичного клиента – например, Василия, или Елену Ивановну, и по ним уже дальше выстраивать обращзение к вашей будущей целевой аудитории (понимая, что среди них будет много Василиев или Елен Ивановн).


Вопрос 5. С кем хотите работать вы?


Может так статься, что вас совсем не возбуждает переспектива помогать Василиям или Еленам Ивановнам, а вместо этого вы мечтаете о Сергеях Петровичах и Иннокентиях.

Если вы хотите пойти в тренерстве дальше первого мастер-класса, то опишите это тоже.


Вопрос 6. Совпали ли эти образы?

Нравится ли вам образ вашего типичного будущего клиента, и совпадает ли он с картиной клиента идеального? Если да, то все замечательно, у вас картинка сложилась, и вы можете смело выстраивать свое продвижение. Если же ответ «нет», то у вас два основных варианта – ориентироваться на «типичных клиентов», даже если они вам не очень близки и интересны, или же пытаться привлечь тех, кто нравится вам.


Вопрос 7. Кто, скорее всего, к вам пойдет?


Тут обычно работают стереотипы мышления.

К молодой эффектной девушке в образе «стервочки» могут настороженно отнестись замужние женщины и взрослые мужчины («чему эта пигалица нас научит?»), а к взрослому мужчине с ярко проявленной отцовской функцией наверняка пойдет много «женщин в поисках отца». Вариантов тут много, можете накидать сами.


Домашнее задание.


Вся эта глава – одно большое домашнее задание, как вы наверняка заметили. Не зависайте на ответах слишком долго, особенно если вы хотите просто попробовать провести первый мастер-класс. Ответьте сразу, исходя из своего нынешнего понимания, а потом, если решите свой путь в тренерстве продолжать, ответите на них еще раз – более глубоко и содержательно.

Глава 8. Информационная подготовка к старту

Сайты, паблики, продающие и подписные страницы, и необходимость их создания и поддержания представляется для большинства моих коллег чем-то от неприятного до ужасного.

И главный ужас в том, что «все это сложно, и не имеет отношения к моему желанию тренинги вести», как говорят и начинающие и опытные тренеры.


Если вы делаете первые шаги в профессии, то вам совершенно не обязателен крутой продающий сайт с шикарным интернет-магазином (хотя наличие этих ресурсов будет очень кстати).


Достаточно начать с самых простых вещей, о которых я в этой главе и расскажу.


Для вашего первого тренерского полета вам потребуется всего одна вещь – ваша публичная страница в Контакте.

«А как же сайт, магазин и рассылка?» – спросит кто-то из читателей.

Это все нужно и важно, но для того, чтобы реализовать план, описанный в третьей и четвертой частях этой книги, вам будет достаточно паблика в Контакте.

Если вся ваша аудитория находится в Facebook, то можно создать страницу и там, но, как правило, Вконтакте вполне достаточно.


5 причин создать (и поддерживать) паблик в Контакте.


1. Он поможет создать к вам доверие со стороны потенциальных клиентов – за счет вашего контента (о нем в следующей главе),

2. Через него вы сможете приглашать людей на свои мастер-классы и вебинары, и на платные программы (если вы решите их проводить)

3. Через него ваши клиенты будут косвенно знакомиться с вами – как с тренером, так и с человеком.

4. Ваши материалы можно легко распространять по сети (если они интересные, конечно).

5. Это совершенно бесплатно и потребует от вас только ваше время.


Если вы не знаете, как создать паблик в контакте, посмотрите об этом в бесплатном видео на сайте trenerstart.ru


Но создать паблик мало. Вконтакте переполнен мертвыми и полуживыми публичными страницами, на которых есть один-два материала с одинаковыми и безликими фотографиями, и больше ничего. Поэтому, прежде чем запускать его в действие, наполните его интересными материалами (инструкция в следующей главе).


Если вы уже сейчас знаете, что пойдете дальше проведения бесплатных мастер-классов и вебинаров, то вам потребуются следующие технические составляющие:


– сайт с бесплатными и платными материалами

– сервис для email-рассылок

– интернет-магазин (для продажи платных продуктов)

– инструмент безопасной выдачи платных продуктов тем, кто их купил


Все это можно сделать самостоятельно (если вы знаете и умеете, как), найти знакомого «мальчика-программиста» (если готовы смириться с не очень высоким качеством итогового продукта) или же заказать готовое решение (об этом на [битая ссылка] tmschool.pro/web)


Главное, что стоит знать про техническую составляющую вашего будущего тренингового бизнеса – не берите ее на себя, если это не является вашей сильной стороной. Главная ваша задача – обучать и тренировать, а технические вещи должны делать технари.


Домашнее задание.


Если у вас еще нет паблика в контакте, создайте его. Это займет 10—15 минут. Если нужна помощь – посмотрите видео на trenerstart.ru

Конец ознакомительного фрагмента.