Вы здесь

Тренажер ума и памяти. Суперметодики спецслужб. Глава 2. Сообразительность и находчивость – ваши несомненные козыри (Антон Могучий, 2016)

Глава 2. Сообразительность и находчивость – ваши несомненные козыри

Как важна смекалка для разведчика

Легендарный разведчик Рудольф Абель в одной из своих лекций для будущих нелегалов рассказал, как сообразительность, находчивость и смекалка помогли во время войны его товарищу.

Заканчивался 1943 год, и дело было в Берлине. Советский разведчик-нелегал, работавший там, поздно ночью возвращался домой. По дороге, спасаясь от налета (Берлин тогда бомбила английская авиация), он укрылся от осколков в ходе, ведущем в подвал разрушенного дома. И между разрывами бомб вдруг услышал едва доносившийся откуда-то звук рояля. Играли мазурку Шопена. Можно было бы не обратить на это никакого внимания. Другой человек и не обратил бы! Но не разведчик. Он мгновенно вспомнил, что фашисты играть Шопена запретили. Значит, играет человек, не признающий этих запретов. А это что означает? То, что этот человек, скорее всего, не признает и саму нацистскую власть или, по крайней мере, не поддается ее влиянию. А ведь фашисты к тому времени были у власти уже девять лет. И только люди, убежденно поддерживающие антифашистские настроения, могли сохранить собственные убеждения и обладать необходимой смелостью и силой духа, чтобы не подчиняться властям.

Все эти мысли мгновенно пронеслись в голове разведчика. Он спустился в подвал и увидел там двух женщин, тоже укрывавшихся от бомбежек. Это, как выяснилось, были мать и дочь. Дочь и играла на рояле.

Раскрыться им – был риск? Безусловно. Но разведчик решился на это, потому что услышал мазурку Шопена! И эта мелкая вроде бы деталь ему очень о многом рассказала.

В итоге мать и дочь не только предоставили ему квартиру, где он мог хранить различные материалы, но и согласились передавать его корреспонденцию. Жилище оказалось надежным. Именно в этой квартире нелегал провел последние дни войны, здесь ждал и приказа Центра о выходе из подполья. (По материалам книги Н. Долгополова «Легендарные разведчики».)

Думать, принимать решение, действовать!

Все решения, которые мы принимаем в жизни, основаны на имеющейся у нас информации. Но, если информация неверно нами понята и истолкована, мы принимаем ошибочное решение. Если мы не успеваем сориентироваться в ситуации, не проявляем понятливости, сообразительности, смекалки в нужный момент, то даже правильное решение может оказаться запоздалым и уже ничем нам не поможет.

Сообразительность – это способность мгновенно проанализировать ситуацию и быстро принять правильное решение, а также найти выход в сложной ситуации, когда другие затрудняются это сделать.

Сообразительность и понятливость тесно связаны между собой. Понятливость – это способность быстро, без раздумий вникнуть в суть происходящего, разобраться в любом вопросе или предмете.

Тренируйте понятливость и сообразительность постоянно, если хотите быть успешным, достигать своих целей, принимать наилучшие решения.

Понятливость и сообразительность тесно сопряжены и с таким свойством, как скорость мышления. Есть очень много ситуаций, когда ориентироваться в обстановке и принимать решения нам надо очень быстро. Упустил время – упустил счастливую возможность, которую уже не вернешь!

У разных людей скорость мышления разная. Она зависит от скорости протекания нервных процессов, основными среди которых являются возбуждение и торможение. Есть люди, которые мгновенно ориентируются в огромных потоках информации, сразу же выделяют главное, анализируют и делают выводы, – а есть те, которым нужно время, чтобы все это «переварить» и прийти к какому-то выводу.

Всем известно, что есть остроумные люди, которые за словом в карман не лезут, молниеносно находя нужный аргумент в споре и самый точный ответ на любой вопрос. Но таких немного. Большинству же самые точные и правильные слова приходят в голову лишь с опозданием, так, что остается лишь сокрушаться: надо было ответить так, надо было сказать вот это…

Но несмотря на то, что скорость мышления связана с врожденными физиологическими особенностями работы мозга, ее можно тренировать. Так, даже тугодум может при помощи ежедневных тренировок начать значительно быстрее обрабатывать любую информацию, а значит, стать гораздо сообразительнее.

В данном разделе представлены упражнения на понятливость, сообразительность и скорость мышления. Не спешите с выполнением заданий – если они сразу не даются, дайте себе время, отложите, затем возьмитесь снова. В конце каждого раздела вы найдете правильные ответы на задания. Но не спешите заглядывать туда, пока не исчерпаете все попытки самостоятельно найти решение.

Упражнения для развития понятливости

Упражнение «Пары слов»

Вам предлагается десять заданий, в каждом из которых две строчки, обозначенных буквами а) и б). В строчке а) дана пара слов, логически связанных между собой. В строчке б) дано слово, которому вы должны найти пару из предложенных в скобках нескольких слов, в соответствии с тем же типом логической связи, что и в паре слов из строчки а).


1. а) Яблоко – фрукт.

б)

Шкаф –? (одежда, мебель, дерево, комната, диван).


2. а) Работа – отдых.

б)

Свет –? (солнце, лампа, тьма, луч, день).


3. а) Кошка – котенок.

б)

Корова –? (молоко, стадо, животное, теленок, рога).


4. а) Дождь – вода.

б)

Нож –? (вилка, сталь, лезвие, хлеб, оружие).


5. а) Овца – шерсть.

б)

Рыба –? (удочка, река, уха, чешуя, вода).


6. а) Камень – тяжелый.

б)

Пух –? (мягкий, перо, подушка, теплый, легкий).


7. а) Картина – слепой.

б)

Речь –? (слышать, говорящий, глухой, музыка, чтец).


8. а) Море – океан.

б)

Клумба –? (сад, огород, цветы, лето, садовник).


9. а) Пальто – рукав.

б)

Кепка –? (шарф, одежда, шляпа, козырек, воротник).


10. а) Чай – сахар.

б) Суп –? (обед, соль, мясо, ложка, тарелка).

Упражнение «Числовые ряды»

Найдите закономерности в этих числовых рядах и определите, какое число в каждом ряду должно быть следующим.

а) 96, 48, 24, 12, …

б) 2, 6, 18, …

в) 8, 10, 14, 20, 28, …

г) 54, 51, 45, 36, 24, …

Упражнение «Лишние слова»

В каждом из пятнадцати пунктов найдите по одному слову, которое является лишним в данном смысловом ряду.

1. Паром, баржа, лодка, корабль, пристань.

2. Дряхлый, старый, большой, древний, ветхий.

3. Стена, пол, земля, потолок, окно.

4. Музыка, кино, театр, выставка, фото.

5. Ворона, страус, лебедь, зебра, пингвин.

6. Ботинки, носки, туфли, босоножки, сапоги.

7. Яблоко, банан, помидор, персик, груша.

8. Кисть, краска, карандаш, фломастер, ручка.

9. Высоко, мелко, темно, низко, глубоко.

10. Сливки, сметана, масло, ветчина, сыр.

11. Астра, ромашка, цветок, георгин, настурция.

12. Парикмахер, врач, учитель, школа, слесарь.

13. Обида, неудача, проигрыш, крах, провал.

14. Землетрясение, наводнение, ураган, пожар, поджог.

15. Сладкий, соленый, теплый, кислый, горький.

Упражнение «Пословицы и поговорки»

Прочитайте следующие пословицы и поговорки и из вариантов, предложенных ниже, выберите правильное толкование для каждой из них.

1. Денег куры не клюют.

2. Как гром среди ясного неба.

3. Переливать из пустого в порожнее.

4. Делать из мухи слона.

5. Носить воду решетом.

6. На всякого мудреца довольно простоты.

7. У страха глаза велики.

8. Душа в пятки ушла.

9. Моя хата с краю.

10. Волк в овечьей шкуре.

11. На воре шапка горит.

12. Буря в стакане воды.


Варианты:

• Сильно испугался.

• Создавать проблемы из пустяков.

• Очень много денег.

• Коварный человек, прикидывающийся простачком.

• Внезапно, неожиданно.

• Выполнять бессмысленную работу.

• Провинившийся чем-то себя да выдаст.

• Вести бессмысленные разговоры.

• Никто не застрахован от ошибок.

• Много переживаний по ничтожному поводу.

• Трусливый человек преувеличивает опасность.

• Меня это не касается.

Упражнение «Объединяющее понятие»

Найдите понятие, которое объединяет слова в каждой из следующих групп:

1) лук, винтовка, шпага, граната, копье, пулемет, пушка

2) Стокгольм, Москва, Париж, Рим, Лондон, Дели, Сеул

3) барабан, свирель, альт, гитара, рояль, гусли, контрабас

4) золото, алюминий, ртуть, хлор, натрий, кальций, железо

5) пустырник, ромашка, валериана, липа, тысячелистник, календула, эвкалипт

6) река, озеро, ручей, пруд, скважина, колодец, родник

7) писатель, водитель, актер, сантехник, юрист, психолог, экскурсовод

8) пылесос, холодильник, телевизор, мультиварка, тостер, соковыжималка, магнитола

9) творог, масло, сыр, ряженка, йогурт, ацидофилин, простокваша.

Упражнение «Фигуры»

Определите, какая фигура должна быть последней в нижнем ряду вместо знака вопроса:


Упражнение «Четные-нечетные»

Назовите в первом ряду чисел все нечетные числа в порядке возрастания, во втором ряду – все четные в порядке возрастания, а в третьем ряду называйте поочередно: одно четное, одно нечетное, также в порядке возрастания, следя за тем, чтобы не пропустить ни одного.

18 234 87 95 46 3 871 114 55 29 11

78 45 332 90 123 84 99 657 73 12 3

67 451 23 129 61 95 34 37 48 57 88

Упражнение «Слова-антонимы»

Быстро, не задумываясь, называйте слова, противоположные по смыслу, например: грустный – веселый.

Холодный – …

Горький – …

Высокий – …

Глубокий – …

Злой – …

Плохой – …

Плакать – …

Низкий – …

Светлый – …

Тихий – …

Крик – …

Ссориться – …

Слепой – …

Ночь – …

Тонкий – …

Упражнение «Порядок слов»

Расположите эти слова в алфавитном порядке. Сделайте это в уме, не записывая. Следите, чтобы не пропустить ни одного слова. Если два слова начинаются с одной и той же буквы, ориентируйтесь по второй букве.

Конец ознакомительного фрагмента.