Вы здесь

Тренажер ума и памяти. Суперметодики спецслужб. Глава 1. Внимательность и еще раз внимательность! (Антон Могучий, 2016)

Глава 1. Внимательность и еще раз внимательность!

О таланте знаменитого разведчика

Есть такая книга – «Это было под Ровно», когда-то знаменитая, ею зачитывались поколения советских людей, по ней снят не один фильм. Рассказывается там о подвигах разведчиков, партизан и чекистов во время Великой Отечественной войны. Книга эта по сути автобиографическая, ведь ее автор – не просто писатель, а легендарный разведчик, Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Медведев. К 1941 году он уже был почетным чекистом с двадцатилетним стажем оперативной работы. А когда началась война, по своей инициативе стал организатором и идеологом партизанского движения на оккупированных территориях и сам возглавил партизанский отряд. Он был одним из самых знаменитых и удачливых командиров партизан за всю историю Великой Отечественной. Сейчас уже не секрет, что именно чекисты принимали активное участие в партизанском движении, руководили партизанскими отрядами, потому что одной из важнейших задач, которую выполняли партизаны, была именно разведывательная деятельность в тылу врага.

У Дмитрия Николаевича, безусловно, были выдающиеся способности к разведке. Еще в молодости он справлялся с самыми сложными заданиями. Однажды ему поручили выследить польского разведчика, о внешних приметах которого не было практически никаких данных. Было известно лишь, что поляк в ближайшие дни будет проезжать поездом через Брянск. Отсутствовала информация и о номере поезда, и о времени его следования.

Медведев доверился интуиции и вошел в первый попавшийся поезд. Проходя по вагонам, заметил двух пассажиров, которые показались ему подозрительными. Попросил документы обоих, и – попал в точку! Шпион был не один – их оказалось двое. Как же разведчик их вычислил? Только благодаря наблюдательности и внимательности. Он сразу заметил, что эти двое чем-то неуловимо отличаются от остальных пассажиров. Потом понял: они сидели не так, как другие. По одежде – не отличишь от общей массы, но позы слишком уж расслабленные, слишком спокойные, как у хозяев жизни. Словом, наши люди так в поезде не сидели! Мелочь, казалось бы. Но для разведчика мелочей не существует! Побеждает тот, кто умеет наблюдать и замечать такие мелочи. (По материалам книги Н. Долгополова «Легендарные разведчики».)

Внимательность и наблюдательность нужны не только разведчикам!

Представьте себе, что в толпе народу вы мгновенно и безошибочно выделяете кого-то, кто отличается от всех. Мгновенно понимаете, чем именно он отличается и что эти отличия могут означать. Такая наблюдательность и внимательность дадут вам огромные преимущества перед другими людьми во множестве ситуаций, в том числе сложных и даже опасных. По малейшим признакам вы сможете определять, каким людям можно доверять, а какие выглядят подозрительными; от кого можно ждать добра, а от кого зла; с кем стоит иметь дело, а с кем – нет; с кем опасно, а с кем безопасно связываться или даже просто стоять рядом.

Но не только в каких-то сложных и опасных ситуациях нужна внимательность – она необходима и в повседневной жизни, для решения самых обычных, каждодневных задач. Даже самый мощный интеллект теряет все свои преимущества, если его обладатель невнимателен и рассеян! Эти качества просто не позволяют эффективно мыслить.

Если мы рассеянны и недостаточно сконцентрированны, то не сможем должным образом ответить на экзамене, не извлечем никакой пользы из курсов иностранного языка или автовождения, не уловим суть важной для нас беседы, не найдем оптимального решения профессиональных задач, проблем в бизнесе, общении, личной жизни. А ведь у большинства неподготовленных людей внимание блуждает, перескакивает с предмета на предмет, рассеивается, и это происходит практически постоянно!

Психология определяет внимание как направленность психики, сознания на определенный объект. Обычно наше внимание направлено лишь на то, что для нас является значимым, интересует нас в данный момент. Такое внимание является непроизвольным – оно возникает само собой, непреднамеренно. Существует еще и произвольное внимание – оно является результатом наших сознательных волевых усилий. Именно такое внимание нужно тренировать. Оно необходимо и в работе, и в решении множества задач, требующих сосредоточенности – ведь умение управлять своим вниманием позволяет трудиться более продуктивно и достигать лучших результатов, чем бы вы ни занимались.

Если человек постоянно тренирует свою способность к произвольному вниманию и в результате превращает его в каждодневную привычку, то оно постепенно перерастает во внимательность, которая уже представляет собой свойство личности, устойчивое качество характера.

Внимательный человек – это всегда наблюдательный человек. Эти два свойства тесно связаны между собой.

Наблюдательность – это способность видеть любой предмет и явление во всех деталях и подробностях. Наблюдательный человек словно бы проникает в суть всего, что он видит, умеет выявлять закономерности и связи с другими предметами и явлениями.

Тренируясь быть внимательным и наблюдательным, вы таким образом тренируете интеллект. А еще вы гораздо больше узнаете и об окружающей вас действительности, и о своих возможностях в ней. Тот, кто внимателен и наблюдателен, извлечет огромную пользу из любой, даже самой ординарной ситуации, и уж конечно никогда не упустит свои счастливые шансы.

В этой главе представлены разнообразные методики и упражнения для тренировки наблюдательности и внимания, используемые в подготовке сотрудников спецслужб нашей страны и других государств. Это:

• интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте,

• комплекс упражнений для развития наблюдательности,

• комплекс упражнений для развития внимательности.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте

Всего пять минут тренировок в день значительно повысят возможности вашего мозга

Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный инструмент для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира. Таблицы Шульте на первый взгляд очень просты, тренироваться по ним нетрудно, но потрясающий результат дают даже 5 минут тренировок ежедневно.

Сами таблицы представляют собой матрицы, состоящие из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали). В каждую клетку в произвольном порядке вписана одна из цифр от 1 до 25. Перед тренирующимся ставится задача: как можно быстрее найти цифры либо в прямой последовательности от 1 до 25, либо в обратной – от 25 до 1.

Работая с таблицами Шульте, вы получите следующие результаты:

• Сможете полностью концентрировать внимание на важных вещах в течение значительных промежутков времени.

• Научитесь ориентироваться в больших объемах информации, мгновенно выделяя нужные детали.

• Повысится интенсивность и скорость ваших мыслительных процессов.

• Научитесь легко переключать внимание с одной задачи на другую, не теряя продуктивности интеллектуальной деятельности.

• Ваш мозг начнет работать ясно и четко, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

• У вас появится навык мгновенной мобилизации всех ваших интеллектуальных ресурсов для интенсивной работы.

• Научитесь мгновенному сосредоточению на любой решаемой вами задаче.

• Сможете моментально включаться в умственный труд, вам не будет требоваться долгая раскачка, вы будете работать с максимальной интенсивностью с первых же секунд.

• Сможете на протяжении длительных отрезков времени заниматься умственным трудом, не делая перерывов, не снижая интенсивности и практически не уставая.

• Научитесь оптимальным образом упорядочивать и организовывать информацию.


Если вы спросите, когда следует ожидать подобных результатов, то ответ будет таков: мгновенно.

Да-да, как только вы начнете работать с таблицами Шульте, ваши интеллектуальные способности возрастут в тот же миг, и вы это почувствуете. Но, конечно, с первого раза серьезных перемен ожидать не стоит – чтобы результаты достигли максимума, вам потребуется как минимум десять дней.

Как работать с таблицами Шульте

Ниже вы найдете десять таблиц Шульте. Очень желательно не пользоваться их изображением в книге, а перенести на бумагу, чтобы увеличить их размер: в идеале сторона квадрата должна быть 25 на 25 сантиметров, а каждая клетка таблицы, таким образом, будет размером 5 на 5 сантиметров.

Вам понадобится секундомер – это обязательное условие. Работа с таблицами Шульте проводится на время.

Для одного занятия выберите пять из десяти таблиц – выбирать нужно случайным образом, например, наугад вытащив пять таблиц из стопки.

Возьмите одну из пяти таблиц и разместите перед собой на уровне глаз на расстоянии примерно 40–50 сантиметров от лица. Если при подобном размещении вы не видите всю таблицу целиком, то можно отодвинуть ее немного дальше.

Таблица должна быть размещена строго вертикально. Можно держать ее в руках, а можно разместить на стене или подставке.

Направьте взгляд на центр таблицы. Включите секундомер и начинайте искать числа от одного до двадцати пяти по порядку, не пропуская ни одного числа. В дальнейшем можно будет чередовать поиск цифр в прямом и обратном порядке, то есть искать их то от 1 до 25, то от 25 до 1.

Найденные числа называйте беззвучно, про себя, а не вслух. Если у вас есть привычка шевелить губами даже при беззвучном счете, откажитесь от этого. Никакой артикуляции – то есть работы речевого аппарата – быть не должно совсем, ведь мы работаем на время, а артикуляция очень замедляет темп поиска нужных чисел.

Важное условие: стремитесь к тому, чтобы глаза совершали как можно меньше движений от числа к числу. Стремитесь к максимальной неподвижности ваших глаз. Пусть ваш взгляд останется устремленным в центр таблицы, но так, чтобы вы видели все поле таблицы периферийным зрением. Пользуйтесь в основном именно периферийным зрением, когда ищете числа в нужной последовательности.

Когда все числа будут найдены в нужном порядке, остановите секундомер. Запишите время, которое ушло у вас на прохождение одной таблицы. Если у вас были ошибки, например, вы сбивались и пропускали число, запишите также количество подобных ошибок и сбоев.

Перейдите к следующей таблице и снова повторите весь порядок действий.

Не обязательно проходить за один раз все пять таблиц. Оптимальная продолжительность занятия – 5 минут. Если за это время вы не прошли пять таблиц, все равно прекратите занятие. Если вы устанете раньше, чем за 5 минут, или если заметите, что время прохождения последующих таблиц у вас увеличивается по сравнению с предыдущими, или почувствуете, что глаза устают, тоже лучше остановиться.

Занимайтесь таким образом каждый день по пять минут, обязательно фиксируя результаты. Когда вы сможете за пять минут пройти пять таблиц, дайте себе задание сохранить этот темп на ближайшие десять дней. Если в какой-то из этих десяти дней вы опять не уложитесь в пять минут, начните сначала отсчет этих десяти дней – а именно с того дня, когда вы снова уложитесь в пять минут.

Тренинг можно будет считать пройденным вами, когда вы на протяжении десяти дней будете проходить по пять таблиц в течение пяти минут.

Заметьте: в эти пять минут входят также и паузы между таблицами, когда вы будете записывать время прохождения очередной таблицы и менять таблицу у себя перед глазами.

Что касается скорости прохождения одной таблицы, то нужно стремиться к наилучшему результату, который составляет 25 секунд. Но, если даже вам не удается достичь такой скорости (это сделать в самом деле непросто), эффект от тренировок все равно будет огромным. Кроме того, вы можете гордиться собой уже в том случае, если сможете проходить таблицу за 45–50 секунд, это тоже совсем неплохой результат.

После того как вам удастся в течение десяти дней проходить по пять таблиц в день, тратя на это суммарно не более пяти минут, можно сделать перерыв на одну-две недели и заняться в это время другими упражнениями данной части пособия. После вы по своему желанию сможете вернуться к работе по таблицам Шульте по любой удобной для вас схеме: проходить столько таблиц за один раз, сколько сможете, не уставая, и заниматься либо ежедневно, либо два-три раза в неделю для поддержания интеллекта в тонусе.

При желании вы можете видоизменять задания: например, называть по порядку сначала только четные числа, затем только нечетные.

Образцы таблиц Шульте

Таблица 1


Таблица 2


Таблица 3


Таблица 4


Таблица 5


Таблица 6


Таблица 7


Таблица 8


Таблица 9


Таблица 10


Комплекс упражнений для развития наблюдательности

Упражнение «Заметить всё»

Прогуливайтесь по улице, стараясь замечать всё, что происходит вокруг. Для этого вам придется стать бдительным и наблюдательным, освободить свою голову от посторонних мыслей, чтобы не отвлекаться от окружающей действительности. Замечайте людей, их лица, настроение, а также машины, здания, магазины, растительность – словом, все, что увидите и услышите вокруг.

Ваша задача – увидеть и услышать как можно больше. Придя домой, запишите все, что удалось заметить и запомнить.

Упражнение «Тематические наблюдения»

Выполнять упражнение можно в любом месте. Сначала определите тему, по которой вы будете вести наблюдения. Например: сегодня вы можете наблюдать за тем, как одеты люди, завтра – за тем, как они разговаривают и общаются, послезавтра – за тем, какие марки машин проезжают по улице, на следующий день – как выглядят деревья, кустарники и цветы и т. д.

Если вы находитесь в помещении, где нет людей, можете задаться целью замечать, сколько вокруг вас предметов зеленого или любого другого цвета; в каком порядке расположены книги на полке; что вокруг вас вам нравится, а что – нет, как падает свет от лампы, как движется секундная стрелка часов и т. д.

Запишите все ваши наблюдения.

Упражнение «Детали внешности»

Посмотрите на рисунок. На нем схематически изображено двенадцать лиц. Каждое из них, начиная со второго, отличается от первого всего лишь какой-то одной деталью.

Бегло осмотрите первое лицо, а затем, поочередно глядя на остальные, вслух быстро говорите, чем каждое из них отличается от первого. Старайтесь мгновенно уловить отличие – так вы будете тренировать еще и способность схватывать все на лету.




После запишите все ваши ответы и сверьте их с рисунками.

Упражнение «Предметы вокруг вас»

Вы думаете, что хорошо знаете свою собственную комнату? Обойдите ее по часовой стрелке, вслух называя все предметы, которые увидите. Не только мебель, но и то, что на полках, на столе и других поверхностях, а также картины, фотографии, драпировки, ковры, подушки и прочие детали интерьера.

Можно делать это упражнение с перерывами, если оно отнимает много времени.

Затем идите по второму кругу, замечая и называя совсем мелкие детали – розетки и выключатели, булавки, воткнутые в стену, и даже неровности, шероховатости и царапины на стенах, рисунок обоев, отделку мебели и т. п.

Упражнение «Люди в черном»

Пройдитесь в течение получаса по людной улице, дав себе задание замечать всех людей, одетых в черное. Отмечайте детали одежды каждого из них. Старайтесь заметить, чем эти люди похожи друг на друга, а чем отличаются.

Попробуйте догадаться, по каким причинам каждый из них одет в черное. Может, кто-то находит этот цвет элегантным, а кто-то практичным и удобным, у кого-то он соответствует характеру и настроению, кто-то таким образом демонстрирует свою принадлежность к людям определенного склада, а у кого-то это траур? Ответьте себе на вопрос, по каким признакам вы делаете те или иные выводы.

Придя домой, вкратце опишите на бумаге тех, кто вам особо запомнился.

Упражнение «Прогулка по незнакомым местам»

Найдите время, чтобы прогуляться в какой-то местности или районе города, где вы раньше не бывали или были очень давно и ничего не помните. Отключите телефон и навигатор. Дайте себе слово, что воспользуетесь ими только в крайнем случае, если по-настоящему заблудитесь. Внимание: не нужно уходить слишком далеко, особенно если вы в загородной местности, также остерегайтесь глухих безлюдных переулков и прочих опасных районов и, конечно, не предпринимайте таких прогулок после захода солнца.

Можно, например, выйти на любой автобусной остановке и идти наугад, без всякого плана, заранее не продумывая маршрут. Ваша задача – запоминать по дороге все приметы и характерные признаки, которые помогут вам вернуться назад тем же путем. Помните, что на обратном пути некоторые характерные черты местности могут представать в другом ракурсе и выглядеть по-другому. Выбирайте такие приметы, которые вы точно сможете узнать: толстое и заметное дерево, дом причудливой архитектуры, большие камни у дороги, запоминающиеся памятники и т. д.

Старайтесь, чтобы ваш маршрут не был прямым – сворачивайте, петляйте, будто запутываете следы, и запоминайте, где именно и куда вы свернули.

Прогуливайтесь таким образом в течение 10–15 минут, затем поверните назад и вернитесь тем же маршрутом в ту же точку, из которой начали ваш путь, не забывая сверяться по тем приметам, которые вы запомнили.

Упражнение «Разведка на местности»

Представьте, что вам дано задание: отправиться в определенный район города (может, совсем рядом с вашим домом) и выяснить, сколько там находится аптек, сколько продуктовых магазинов, есть ли какие-то медицинские учреждения, и если есть, то сколько. Обследуйте выбранный вами участок, который можно не спеша обойти пешком максимум за полчаса.

Старайтесь замечать все аптеки, магазины и медучреждения на вашем пути. Подсчитайте их, запишите названия или номера.

Упражнение «Следопыт»

Отправьтесь на прогулку в парк или по грунтовой (а если это зима, то по заснеженной) дороге, где можно отчетливо видеть следы. Постарайтесь заметить как можно больше следов и определить по ним, кто здесь проходил – мужчины, женщины, дети, каков примерно у них размер обуви, а может, вам удастся даже предположить, какого они возраста.

Вы можете пофантазировать на тему о том, куда и зачем эти люди шли. Если есть следы животных или птиц, замечайте их тоже и старайтесь представить, как могли выглядеть эти животные и птицы.

Если хотите, можете сфотографировать наиболее отчетливые следы, а потом по ним в своем воображении составить портрет того, кому они принадлежат.

Упражнение «Наблюдение за людьми»

Задайтесь целью выбрать незнакомого человека в любом месте – в транспорте, на улице, – где вы можете следить за ним хотя бы одну-две минуты, и постарайтесь незаметно понаблюдать за ним, чтобы определить:

• его (ее) примерный возраст;

• рост: низкий, высокий, средний;

• особенности телосложения: худощавое, нормальное, в меру полное, избыточно полное;

• форма лица: округлая, овальная, ближе к треугольной или прямоугольной;

• цвет волос и прическа, если это мужчина – наличие и отсутствие бороды и усов;

• цвет и оттенки кожи;

• осанка – сутулая или прямая;

• цвет и форма глаз;

• форма носа;

• форма губ;

• форма ушей;

• особые приметы (если есть): шрамы, родинки, физические недостатки;

• особенности и стиль одежды.


Когда человек исчезнет из вашего поля зрения, мысленно (или, если есть возможность, письменно) составьте его словесный портрет по перечисленным признакам.

Упражнение «Найдите предметы»

Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте, когда у вас есть возможность понаблюдать за окружающим миром. Задайтесь целью в течение часа замечать вокруг себя предметы определенной формы, например, прямоугольной или овальной, а также предметы, включающие в себя эти формы.

Будьте наблюдательны, и вы наверняка найдете их не менее десятка. В следующий раз дайте себе задание находить предметы уже другой формы, затем третьей и т. д.

Упражнение «Фотограф»

Совершите небольшую прогулку по знакомым местам, взяв с собой фотоаппарат, либо телефон или другое устройство с функцией фотосъемки. Представьте, что вы – фотограф, которому нужно сделать как можно больше интересных кадров, найти самые выигрышные или необычные ракурсы, а также заметить и запечатлеть как можно больше деталей, на которые не всегда обратишь внимание.

Идите медленным шагом и внимательно рассматривайте все вокруг в поисках всего интересного, за что может зацепиться взгляд. Это может быть красивое или необычное здание, старое дерево, яркая клумба, а может, граффити на стенах или старинная дверь в стене.

Останавливайтесь, изучайте, рассматривайте с разных сторон, представляйте, как это будет выглядеть на фотографии. Старайтесь замечать даже самые мелкие детали. Вдруг вам покажутся интересными объектами для съемки трещинка на асфальте, красивый лист на дереве или какая-нибудь травинка на обочине – снимайте все, на чем остановится взгляд. Но сначала внимательно рассмотрите объект съемки с разных сторон, чтобы найти наиболее интересные ракурсы.

Вы заметите, что иначе начали воспринимать окружающий мир, стали наблюдательнее, внимательнее. Вы откроете для себя много интересного в самых обычных вещах, а главное – начнете вырабатывать привычку очень зорко видеть все, что есть вокруг вас, не упуская детали.

Упражнение «Рассмотрите дерево»

В течение 10–15 минут рассматривайте любое дерево в любое время года. Отмечайте форму ветвей, ствола, листьев, рисунок и цвет коры, игру света и тени и то, как дерево смотрится на фоне, на котором вы его рассматриваете.

Ответьте себе на вопрос: что нового и необычного вы заметили в этом дереве – такого, чего не замечали раньше?

Упражнение «Семейный фотоальбом»

Уделите время тому, чтобы внимательно рассмотреть ваш семейный фотоальбом, где есть фотографии ваших родных, близких и вас в разном возрасте. Обратите внимание на то, как менялись с годами сами фотографии – бумага, на которой они напечатаны, качество изображения и печати, отмечайте другие особенности. Затем обратите внимание, как менялись лица, изображенные на фотографиях, одежда и прически, обстановка в месте съемки.

Попробуйте вспомнить, как выглядели наяву те места, пейзажи, которые запечатлены на фотографиях, где есть вы.

Упражнение «Всмотритесь в лица»

Давно ли вы не просто смотрели на близких и знакомых вам людей, но в самом деле видели их? Большинство людей не очень-то вглядываются в знакомые лица, так как считают, что и так хорошо знают их. В итоге они общаются будто бы не с реальными людьми, а со своим собственным представлением об этих людях, с давно сложившимся образом. А ведь этот образ постоянно меняется, хотя порой и незаметно.

Заново всмотритесь в лица, кажущиеся вам давно знакомыми и известными. Можно делать это исподволь, незаметно. Задайтесь целью найти новые, незнакомые черты, перемены, которых вы не заметили. Вас могут ожидать новые открытия – вы лучше узнаете и поймете близких людей.

Комплекс упражнений для развития внимательности

Упражнение «Внимание к предмету»

Возьмите в руки какой-то небольшой предмет, который часто бывает у вас перед глазами, – например, чашку, вазочку, подставку для карандашей, настольные часы или даже мобильный телефон. Может быть, вам кажется, что внешний вид этого предмета вам хорошо знаком?

Задайтесь целью найти в нем как минимум десять деталей, на которые вы раньше не обращали внимания. Замечайте даже крошечные царапинки, едва заметные сколы, а также форму и цвет различных мелких элементов.

Упражнение «Рассмотрите ладонь»

Казалось бы, собственная ладонь – это то, что вы должны знать очень хорошо. Проверьте, так ли это. В течение 30 секунд внимательно рассматривайте свою ладонь. Отметьте форму ладони и всех пальцев, цвет кожи и его оттенки, замечайте все линии, как те, которые вам известны, так и те, которые вы раньше не замечали или которых не было. Старайтесь не отвлекаться ни на что.

Затем закройте глаза и попробуйте мысленно воссоздать образ ладони. Снова откройте глаза и проверьте, все ли детали заметили и запомнили.

Упражнение «Поиск букв»


Попробуйте в этом столпотворении букв за 30 секунд отыскать как можно больше букв «Р». Включите секундомер или засеките время по секундной стрелке часов. Чтобы не посчитать дважды одну и ту же букву, обводите каждую найденную «Р» карандашом либо перечеркивайте. Еще один вариант: соединяйте все найденные буквы «Р» одной линией.

Проверьте себя: если вы нашли 8–10 букв «Р» – это средний результат, 11–13 букв «Р» – хороший результат, 14–15 букв «Р» – отличный результат.

Упражнение «Картина»

В течение двух минут рассматривайте репродукцию любой картины, которая вам нравится. Вглядывайтесь в краски, формы, предметы или лица, изображенные там. Даже если картина вам знакома, старайтесь увидеть в ней что-то новое, незнакомое, на что вы раньше не обращали внимание. Может быть, это выражения лиц персонажей, цвет глаз, форма носа или какие-то детали обстановки, а также оттенки цветовой палитры.

Закройте глаза и представьте, что видите картину как наяву.

Упражнение «Пропущенные числа»

Это упражнение можно выполнять где и когда угодно, например во время прогулки или в транспорте.

Считайте от одного до ста через одно число (называя лишь нечетные числа): 1, 3, 5, 7, 9 и т. д. Затем снова считайте, называя только четные числа: 2, 4, 6 и т. д. Затем считайте, пропуская по два числа: 1, 4, 7, 10, 13 и т. д. Затем пропускайте по три числа: 1, 5, 9, 13, 17 и т. д. Затем повторите все то же самое, считая в обратном порядке: от ста до одного.

Упражнение «Поиск изображений»

На следующем рисунке вы можете увидеть таблицу с множеством различных изображений. Ваша задача состоит в том, чтобы поочередно выполнить следующие десять заданий:




1. Найдите трех жуков и трех бабочек.

2. Найдите два якоря.

3. Найдите девять изображений животных.

4. Найдите четыре изображения транспортных средств.

5. Найдите три снежинки.

6. Найдите два изображения птиц.

7. Найдите изображения ключа, ножниц и зонта.

8. Найдите шесть изображений со стрелкой.

9. Найдите три изображения листьев.

10. Найдите изображение дерева.

Упражнение «Слова на одну букву»

Откройте любую книгу на любой странице и читайте текст, одновременно замечая все слова, начинающиеся на одну и ту же букву, например на букву «с». Перечитайте еще раз, теперь уже подсчитывая слова на эту букву. Затем пересчитайте еще раз. Если число получилось то же, что и при первом подсчете, упражнение выполнено. Если число другое, пересчитывайте до тех пор, пока числа не перестанут отличаться.

Упражнение «Рассказчик»

Отправьтесь в какое-то из ваших любимых мест и представьте, что вам предстоит рассказать вашим друзьям, знакомым или незнакомым людям о ваших впечатлениях. Вам может быть хорошо знакомо все то, что вы можете там увидеть, и то, как вы там себя чувствуете, – теперь ваша задача состоит в том, чтобы перевести все это в слова, причем не в общие, а в предельно конкретные. Опишите словами каждую подробность, каждую мелочь и деталь, стараясь делать это как можно точнее.

Вы можете сразу же, находясь в вашем любимом месте, записывать рассказ на диктофон, а можете позже записать его и прочесть вслух – если не хотите ни с кем делиться, прочитайте самому себе.

Упражнение «Свежий взгляд»

Выйдя на улицу, посвятите хотя бы 5–10 минут тому, чтобы внимательно рассмотреть свой собственный дом или любое другое хорошо знакомое вам здание. Знаете ли вы, как выглядят окна и двери, известны ли вам все детали фасада, форма крыши и то, что можно увидеть на ней?

Посмотрите на дом свежим взглядом, и вам покажется, что вы давно его не видели, хотя и смотрите каждый день.

Упражнение «Поймай слово»

Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте, когда у вас есть возможность некоторое время прислушиваться к тому, что говорят вокруг или по радио, телевидению. Задайтесь целью улавливать какое-то определенное слово – любое, какое вам нравится. Лучше брать слова с позитивной окраской – например, «добро», «любовь», «благодарю», «хорошо» и т. д. Не следует брать междометия, служебные слова (такие как «чтобы», «потому что», «затем»), а также слова-паразиты («как бы», «короче», «так сказать», «как говорится»).

Задайте для себя определенный отрезок времени – например, полчаса или час – и все это время «вылавливайте» выбранное слово из речи окружающих вас людей или из того, что говорится по радио, телевидению. При желании можете подсчитывать их, отмечая в блокноте или на листе бумаги каким-нибудь значком, сколько раз вы услышали выбранное слово.

Упражнение «Фрукты»

Возьмите в руки яблоко или любой другой фрукт и внимательно рассмотрите его. Отметьте, какого оно цвета, формы. Насколько правильна форма? Как оттенки цвета переходят один в другой? Какие особенности есть у этого яблока – может, пятнышки или неровности?

Возьмите другое яблоко и так же рассмотрите его. А затем сравните два яблока, найдя как можно больше отличий. Сформулируйте вслух эти отличия, стараясь подбирать по возможности самые точные слова.

Упражнение «Звуки»

Вслушайтесь в звуки, находясь в том месте, где вы часто бываете, например у себя дома. Вслушивайтесь и в звуки внутри помещения и за его пределами – в соседних помещениях, на улице. Называйте вслух или про себя все звуки, которые вам удастся заметить.

Задайтесь целью услышать все, даже самые тихие звуки, в том числе и те, на которые вы раньше не обращали внимания, – может быть, незамеченные оттенки в тиканье часов, легкий шелест ветра за окном или скрип половиц в соседней комнате. Насчитайте как минимум десять разновидностей звуков, которые вы раньше не слышали.

Если слышите какие-то необычные звуки, сразу старайтесь отгадать, что они означают.