6. Как вы делаете свой выбор? Система предпочтений
Имея дело с невероятным количеством представленных на рынке материальных продуктов, товаров или услуг, человек долго не пребывает в растерянности, его предубеждения помогают ему выработать свою систему предпочтений/навязанных предпочтений, в соответствии с которой он делает свой выбор (или принимает чужой выбор как свой).
Но не только с материальными продуктами (например, в супермаркете) работает система предпочтений/навязанных предпочтений человека. Система предпочтений позволяет вам сделать свой выбор, когда вы сталкиваетесь со множеством альтернатив среди разнообразных образов жизни, стилей и форм поведения. Этот выбор определяет ваши эмоциональные состояния и внутренние мотивы.
И точно также, когда на вашу голову обрушивается множество разнообразных идей, мыслей, взглядов, предположений, смыслов, мнений, убеждений, представлений, отношений, контекстов, концептов, а в целом, ментальных продуктов, вы также долго не пребываете в растерянности. Ваши предубеждения помогают вам выработать свою систему предпочтений/навязанных предпочтений ментальных продуктов.
Всё, что вписывается в вашу систему предпочтений/навязанных предпочтений, попадает в сферу вашего внимания, и на это вы реагируете (рефлексируете).
Система предпочтений оценивает альтернативы и делает выбор в пользу одной из них. Во многих случаях привлекательность альтернатив оценивают количественно, и в математике это представлено функцией полезности, а всё множество наборов товаров (услуг, в том числе нематериального характера) разбивается для вас как потребителя, на классы равноценности (или безразличия).
Если товар, услуга или убеждение (концепт), даже проникнув в ваше внимание, попадает в зону безразличия, то будет игнорироваться вами, несмотря на все усилия рекламодателей или политиков. Вы не станете это покупать или в это верить. А это значит, что производитель, продавец, проповедник или политик потеряет все бонусы. Следовательно, рекламодатель, дистрибьютор и их собственники (акционеры) понесут потери от рекламы или пиара и упустят выгоду от того, что вы не «купились». Эти люди потеряют деньги, акции их компаний (в том числе политических или миссионерских) упадут. Они вам этого не простят. Не до шуток, когда речь идет о деньгах или власти. И неважно, что это был за конкретный товар, услуга, или иной продукт (масс-медийный товар (газета, теленовости, кино, шоу) или такой ментальный товар, предлагаемый политиком или проповедником, как видение будущего).
Нет, никто не будет вас напрямую заставлять что-либо покупать (во что-либо верить, за кого-либо голосовать, кого-либо в чём-либо убеждать). Вы сделаете это добровольно. Способы влияния на сознание людей совершенствуются каждый день и становятся всё более и более изощрёнными. Всё делается для того, чтобы товар, услуга или концепт не попали в вашу зону безразличия. Следовательно, в борьбе за это все средства хороши. В том числе и самые жёсткие концепты, лишь бы они били в самое болезненное, самое уязвимое место.
Таким образом, существует целая индустрия проникновения в ваше сознание. Эта индустрия рекламы товаров или услуг, религиозной или политической пропаганды; миллионы людей, заняты в ней, и миллиардные бюджеты имеют одну цель: вторгнуться в вашу систему предпочтений и изменить её в свою пользу.
Система предпочтений – это не невинная вещь. Это не просто взгляд – нравится или не нравится. Это не просто выбор. Система предпочтений – это итоги ваших предубеждений, мыслей и рассуждений, матрица вашего сознания. Это и есть ваше «Я», являющееся для кого-то источником дохода, власти и могущества.
Естественно, внедрение предубеждений становится экономически и социально выгодной задачей. Поскольку это порождает ситуации, которые приводят к тому, что в большинстве случаев пользу, выгоду, доход и перспективы люди приносят кому-то другому, но не себе.
Выполняя проективные процессы из второго тома книги, вы сможете пересмотреть свои убеждения, лежащие в основе разных предубеждений. Если предубеждения – это фундамент системы предпочтений, то изменив основание ментальной коробки, в которую заточён ваш разум, вы сможете перестроить и само здание вашего сознания. Освободив свой разум из затхлой и тёмной каморки и создав подходящее пространство для его изменения и роста, вы станете на порядок сильнее, чем были до того.
Что ещё нужно знать о системе предпочтений? Система предпочтений/навязанных предпочтений выступает в качестве важной части фильтра восприятия (внутренней системы реагирования на происходящее, определяющей то, что будет доступно вашему вниманию). Она не является толерантной, корректной, объективной или нейтральной к чему-либо. Являясь внутренней системой приоритетов выбора, она ограничивает доступ входящей информации в ваше внимание, отвечает за предвзятость восприятия информации, упрощает и обобщает её, вносит так называемые когнитивные искажения.
Когнитивное искажение – системная ошибка восприятия и познания, приводящая к тому, что объекты восприятия отражаются сознанием в искажённой форме (метафора: чёрные, розовые, какие-либо ещё цветные, увеличительные или уменьшительные линзы на очках, сквозь которые мы смотрим на мир).
Система предпочтений/навязанных предпочтений является изначально персонифицированной и необъективной и поэтому ответственна за следующие когнитивные искажения:
1. Предвзятость изменений: большинство из нас являются консерваторами, мы противники перемен потому, что возможный ущерб от изменения ситуации для нас страшнее, чем возможная выгода от перемен. Мы не любим перемен и будем держаться за сохранение текущего положения вещей. А всё потому, что боимся нового. Опасения приводят к предвзятости изменений, позволяя человеку сохранять действительность (даже если она ничего хорошего ему не сулит) без привнесения в неё новаций, способных подорвать её «достоверность».
2. Избегание конфликта противоположностей: мы не любим, когда сталкиваемся с противоположными и конфликтующими идеями, убеждениями, ценностями или эмоциями, и поэтому стараемся их избегать. Конфликт противоположностей вводит в когнитивный диссонанс, а это нас расстраивает или заставляет изменять собственные мысли, к которым мы привыкли за долгие годы. Привычки мышления не сдаются просто так, поэтому они поддерживают себя, управляя нашим поведением. Вот почему мы охотнее общаемся с теми людьми, которые мыслят также, которые разделяют наши идеи, мысли, ценности, убеждения и эмоции, и напротив, мы стараемся избегать тех, кто мыслит иначе, ведь они разделяют иную версию действительности.
3. Предвзятость ко мнению чужаков: многие склонны принимать мнение людей из своего круга общения (разделяющих нашу версию действительности), и отвергать мнения и взгляды чужаков. Мы подозрительны по отношению к ним, побаиваемся их (мы же не знаем, что они там себе задумали) или испытываем пренебрежение.
4. Присвоение предпочтений большинства: сталкиваясь с необходимостью выработать «свои» предпочтения, а это тяжело, нужно думать, самому оценивать, анализировать, человек склонен принимать предпочтения большинства, соглашаясь с ним. Вот почему социологические опросы влияют на выбор избирателей: большинство неопределившихся избирателей скорее поддержит того, за кого будет голосовать большинство, присоединяясь к победителю. Эта модель поведения приводит к подражанию идеям или поведению других людей, распространению концептов и приводит к конформизму.
5. Ложная проекция на других: люди ошибочно полагают, что их уникальную версию действительности разделяет большинство. Происходит это от того, что мы бессознательно проецируем на других свой способ мышления, полагая, что многие такие же, как и мы. Преувеличивая собственную типичность и «нормальность», мы присваиваем другим людям свои мысли, идеи, убеждения, ценности, эмоции и отношение к миру. Это ложное согласие других с нами мы даже не осознаём, удивляясь порой тому, что кто-то может думать иначе.
6. Избирательность восприятия: «наша» версия действительности не является статичной. Обстоятельства жизни со временем меняются, мысли по-новому оценивают происходящее, поэтому мы начинаем вдруг замечать вокруг то, что с недавних пор стало частью нашей жизни. Наблюдаем фактическое подтверждение своим новым мыслям или изменившимся обстоятельствам жизни. Например: сломавший руку человек, вдруг начинает замечать, сколько ещё людей пострадало от гололёда; человек, купивший автомобиль, вдруг начинает обращать внимание на то, сколько таких же моделей ездит по улицам города; уверовавший в неизбежность апокалипсиса, в близость конца времён, вдруг начинает находить многочисленные подтверждения надвигающихся катастроф т. д.
7. Сравнение ложных альтернатив: на нашу систему предпочтений и выбора в большей степени влияют альтернативы выбора, чем, собственно, сам объективный выбор. Например, из трёх предложенных вариантов, два из которых заранее неприемлемы (один – слишком дорогой, а второй – слишком плохого качества), мы выбираем золотую середину в соотношении цена – качество, не задумываясь о том, что сами по себе представленные альтернативы (первый и второй товар), сфабрикованы с самого начала таким образом, чтобы мы предсказуемо «выбрали» то, что запланировано было другими с самого начала.
8. Самооправдание объективностью: мы часто оправдываем свои неразумные поступки различными отговорками, доказывая себе, что наши действия носили рациональный характер и были вызваны объективными обстоятельствами, и что в этой ситуации мы поступили верно. Выдавая действительное за желаемое, уговариваем себя в том, что мы этого и хотели. Уходим от внутреннего дискомфорта, когда вдруг осознаём, что совершили неверный поступок, поддавшись на чьи-либо уговоры.
Система предпочтений/навязанных предпочтений в части рассмотрения ментальных продуктов включает в себя нравственные предпочтения (моральные стереотипы) и предпочтения будущего (самоисполняющееся пророчество о будущем).
Исходя из своих моральных стереотипов, вы как-то ведёте себя в обществе, на людях. Люди смотрят на вас и думают: «Это хороший, приличный человек». Или: «О, да это же полный идиот, что он здесь делает?». После этого вас или приближают к себе, и вы становитесь своим, или же вас изгоняют из тусовки, и вы становитесь в этой компании чужим. Никто не хочет быть изгоем в том обществе, к которому стремится. Поэтому вы вынуждены соблюдать некие правила поведения.