4. Как происходит заражение чужими идеями? Ментальная инфекция
Концепты – это не пассивные феномены сознания. Усвоив тот или иной смыслообразующий или программирующий концепт, «заразившись» чужой идеей или чужим видением будущего, вы охотно и искренне начинаете передавать в процессе общения свои и чужие концепты из мозга в мозг другим людям. Это напоминает разовые продажи из рук в руки, по принципу сетевого маркетинга.
«Оптовые продажи» концептов происходят: на совещаниях, вечеринках, праздниках, проповедях или на площадях во время митингов, демонстраций, акций протеста. Концепты также передаются через Интернет, социальные сети, масс-медиа, политические ток-шоу, газеты, рекламу, и т. д.
Итак, не только вы распространяете концепты. Как уже говорилось, задача распространителей концептов состоит в том, чтобы вовлечь вас и других людей в какой-либо процесс, приносящий им выгоду: это может быть покупка товара или услуги, политическая или духовная деятельность. Но самое большее, на что могут рассчитывать распространители концептов состоит в том, чтобы вы стали распространителем их концептов, причём, добровольно и бесплатно. А ещё лучше, чтобы вы сделали и других людей распространителями чужих концептов. Также добровольно и бесплатно.
За распространение идей между людьми ответственны смыслообразующие концепты. Именно они, группируясь вместе, способны передать идею. И не просто идею, а идею, которая дальше будет жить своей жизнью, распространяясь независимо от вас. Так возникает идея-вирус.
«Что такое идея-вирус?… Это мощная идея, которая распространяется в части населения, обучая, меняя и влияя на каждого, кого коснётся… С незапамятных времён люди передавали информацию из уст в уста, просто в наше время это происходит несколько иначе. Идеи-вирусы существовали всегда – слухи или мысли, или принципы поведения (политические убеждения), которые распространяются как пожар от человека к человеку. …Глупо надеяться, что одно воздействие вашего послания немедленно превратит незнакомого вам человека в неистового, распространяющего идеи-вирусы поклонника. Поэтому планируйте процесс. Разработайте систему, переводящую людей из того состояния, в котором они находятся, в то состояние, в котором вы хотите, чтобы они находились. …Разумеется, наша цель – сделать распространение вируса идеи настолько лёгким, чтобы люди, испытавшие на себе его воздействие, сразу попались бы на крючок. Вирус должен быть настолько сильным, чтобы для вашего полного и бесповоротного завоевания требовался всего лишь один гитарный аккорд на радио, одна фраза в статье о новинках книжного рынка или один взгляд, брошенный на интернет-сайт. И он не просто завоёвывает вас. Вы понимаете, что хотите это. Хотите сейчас и навсегда», – Сет Годин «Идея-вирус? Эпидемия! Заставьте клиентов работать на ваш сбыт».
Задача концептов, передающих заразные идеи, – размножение и верное копирование без изменений. Иначе идея изменится до неузнаваемости и перестанет быть привлекательной, что её и похоронит. Так что размножение концептов в первозданном виде – основа их выживаемости. В биологии есть описание живого организма, который ведёт себя таким же образом, как и концепт. Это вирус. Он проникает в клетку и принуждает орган её размножения распространять в неизменном виде свою ДНК вместо ДНК клетки. Всё, что нужно вирусу, это чтобы человек или животное не умерло, пока не распространит достаточное количество ДНК вируса другим вирусоносителям. То же делают вирусы в Интернете. Они заражают другие компьютеры своим программным обеспечением и принуждают заражённые компьютеры распространять этот вирус дальше.
Так что чужой смыслообразующий или программирующий концепт, занесенный в ваше сознание – это, как правило, психический вирус. Как и у любого живого существа, его задачей является выживание и экспансия.
Например, экспансия «культурных» концептов приводит к замещению одной культуры (религии или идеологии) другой и соответствующему изменению образа жизни людей.
Чем «сильнее», «привлекательнее», «раскрученнее», «моднее», «продвинутее» новые концепты конкурирующей культуры или субкультуры, тем быстрее они подавляют «старые» концепты прежней культуры, формируя относительно них такую рамку восприятия как «отстой».
При этом у концептов нет особой задачи делать вас свободным, сильным, счастливым, богатым, преуспевающим по жизни человеком, ставящим перед собой свои цели и достигающим их.
Как воспроизводятся и распространяются концепты? Концепты передаются от человека к человеку и имплантируются в их мозги, становясь новым программным обеспечением. Чтобы стать частью вашего сознания, концепты вначале должны преодолеть ваши психические защитные преграды, барьеры (недоверие, скептицизм, осторожность, предвзятость), верно копировать самих себя и распространяться дальше, используя вас как переносчика «заразы».
Никто не спрашивает на это вашего согласия. Концепты входят в состав вашего программного обеспечения и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь, хотя вы об этом и не подозреваете.
Схема воспроизводства концептов такова: инфицирование → копирование → распространение.
Кто создаёт концепты?
1. Работодатели – чтобы втюхать вам идею преданности и лояльности к компании (набор смыслообразующих концептов), чтобы ещё больше вас эксплуатировать, выжимая по-максимуму невосполнимые ресурсы: время, силы и энергию.
2. СМИ – чтобы навязать вам «своё» видение событий настоящего и будущего, определяемое заказчиком: бизнесменом или политиком (набор программирующих концептов).
3. Зарубежные политтехнологи – чтобы внушить вам набор концептов чуждой вашему обществу культуры, ложные ценности, дезориентировать граждан и политиков, что приводит к разрушению традиционного общества. Это позволяет управлять внутренней политикой страны в интересах третьих стран.
4. «Свои» доморощенные политики – чтобы посредством ваших голосов обеспечить своё продвижение во власть поближе к деньгам.
5. Служители сект – убеждая вас «спасением души» потом, получают ваши конкретные деньги уже сейчас (пластиковые карточки обслуживаются, чеки принимаются).
6. Рекламисты – чтобы подсунуть вам чужой товар или услугу, которые они преподносят как именно то, что вам нужно.
7. «Информационные спонсоры» сетевого маркетинга – чтобы впарить вам особое видение вашего счастливого, обеспеченного, защищённого будущего, которое обязательно состоится, если вы настойчиво и с маниакальным упорством будете не только вербовать других людей в свою «структуру», продавая им именно это мыло, страховку или чудотворное снадобье, но и обучать завербованных приёмам вербовки, чтобы «ваша» структура росла и вглубь и вширь.
Так вы оказываетесь под властью чуждых вам концептов. Прежде чем концепт попадёт в ваше сознание, он должен преодолеть защитные барьеры. Но согласитесь, ведь ни вы, ни кто-либо другой, пребывая в трезвом уме и твёрдой памяти, не согласится на то, чтобы помимо его воли в его сознание проникла какая-то дрянь и управляла затем его поведением всю оставшуюся жизнь. И всё же чужие мысли заражают разум людей.
Как происходит инфицирование?
1. «Ударная группировка».
Распространители создают мощную группу из смыслообразующих концептов для преодоления ваших защитных барьеров, и это повышает вероятность их проникновения в сознание. Групповая работа таких концептов призвана создать общий непротиворечивый смысл типа: «это имеет смысл, потому что…», «это чистая правда и ты должен это знать, потому что…», «это полезно (необходимо, выгодно, престижно), потому что…», «это важно для твоего будущего и для будущего твоих детей, потому что…».
Всё, что идёт после слов «потому что» – логично «объясняет» первоначальный контекст: правда, польза, необходимость, выгода, важность, приоритетность, забота, престиж. Никто не будет возражать против самого первоначального смыслового контекста, да и последующие объяснения вроде бы как правильны. Так что, группируясь вместе, смыслообразующие концепты повышают свои шансы прорваться сквозь заслон из «старых» концептов, уже занимающих место в вашем сознании.
Частным случаем проявления «ударной группировки» концептов является такой подлый приём, как «троянский конь».
2. «Троянский конь».
Ваше внимание привлекается к одному безобъектному концепту, раздражающему чувствительную точку, ваше больное место, и это отвлекает внимание, а затем в сознание проникает группа инфицирующих смыслообразующих или программирующих концептов, сомнительных и не очевидных, но важных для манипулятора с целью вашего «заражения». Чувствительных точек у человека немало: угроза, опасность, помощь детям, привлекательность, принадлежность, статус, власть, кризис, возможности, секс.
3. «Повторение – мать учения».
Когда вам долго и часто что-то вдалбливают в голову по многу раз, особенно в детстве, вы это рано или поздно принимаете. Это хорошо знают и рекламисты и PR-щики. Прежде, чем любой из нас совершит рекламируемую покупку (или проголосует за этого политика, кандидата, партию), мы должны увидеть рекламу, затрагивающую какую-либо чувствительную точку внимания (дети, выгода, престиж и т. д.), от семи до девяти раз.
4. Создание условий для точного воспроизводства.
Для этого распространители концептов создают жёсткую структуру, вознаграждающую дословное повторение и копирование концептов и наказывающую за отступление от образца (учить наизусть армейский устав и дословно его повторять, иначе – один наряд вне очереди (наказание); читать и цитировать только канонические тексты – иначе грех, вина и наказание (возможно, вечное: страх); соблюдение правил синтаксиса и орфографии (иначе – двойка и неуспеваемость: печаль).
5. Обусловливание свершения через одобрение и поощрение.
Вас поощряют за ту или иную форму поведения, вы склонны вести себя так и дальше и уже безо всяких поощрений – так вас обусловливают быть как все: послушными, не высовываться, не выделяться, уважать авторитеты и Систему. Обусловливание совершения применяют в различных целях, кроме одной – проектирования вашего счастливого будущего.
6. Когнитивный диссонанс – нагнетание и высвобождение психического напряжения.
Часто люди принимают новые смыслообразующие концепты, чтобы выйти из нетипичной или неловкой для себя ситуации, когда на них давят или они находятся в замешательстве, чтобы высвободить создавшееся напряжение. При этом новые смыслообразующие концепты, вступая в конфликт со старыми либо побеждают их, либо порождают новые смыслообразующие концепты, и люди совершают спланированное наперёд, просчитываемое действие, высвобождая психическое напряжение.
Типичная схема когнитивного диссонанса такова:
намеренно созданное давление на человека (угроза, насмешка, новая информация, цейтнот) → лояльность (покорность, послушание, принятие, выполнение задания в срок) → уменьшение давления → приятное чувство освобождения от мучения (давления)
Рассмотрим такой пример: чтобы добиться чужой цели, которая поставлена перед вами с комментарием, что вряд ли вам это по силам (вызов), вы усердно и напряжённо трудитесь, преодолевая все испытания, и делаете это назло тому, кто сомневается в ваших возможностях и способностях, получая, в конце концов, признание и награду.
7. Использование техники регресса и переноса.
Суть её в том, что человека заставляют почувствовать себя слабым, беззащитным, смущённым, зависимым, как ребёнок, а затем заставляющий позиционирует себя в роли его нового «родителя», навязывая несчастному нужные ему смыслообразующие или программирующие концепты, идеи и правила поведения.
8. Навязывание чувства вины.
Новые смыслообразующие концепты вы принимаете, когда испытываете чувство вины за содеянное или чувство вины за свои желания. Это любимый приём суровых людей в рясах, популярно объясняющих вам, что вы родились не в любви, а в грехе. Тот, кто возбуждает в вас и эксплуатирует ваше чувство вины, может легко навязать вам нужный взгляд на мир и на себя в том числе, в соответствии с которым вы будете виновником во всех своих бедах и виноватым во всём. Вам станет так плохо, что вы начнёте искать спасителя и платить за это деньги.
Как распознать процесс инфицирования?
1. Вас пытаются склонить к принятию мнений, суждений, убеждений, не изучая фактов, лежащих в их основе. Для этого вас попытаются ввести в такие состояния как страх, зависть или ненависть. Будучи в таких состояниях, вы не сможете критически и объективно мыслить. Конечно, тот, кто вами манипулирует, постарается навешать разного рода негативные ярлыки тем людям (группам, народам, сторонникам, оппозиционерам), верованиям и идеям, которые вы «естественно» отвергнете, являясь «нормальным» человеком.
2. Выступающий будет прибегать к ярким и позитивным идеалам, используя в своей речи такие безобъектные концепты, как: правда, истина, честь, совесть, свобода, независимость, патриотизм, духовность, Бог, идеалы, эффективность, справедливость, и т. д. Он будет взывать к благородным чувствам: любви, состраданию, братству, щедрости, взаимопомощи. Это нужно ему для того, чтобы получить вашу поддержку, согласие, одобрение и чтобы вы особенно не вникали в суть дела.
3. Для того чтобы инфицировать ваше сознание, выступающий будет прибегать к использованию метода позитивных утверждений. Он начнёт с полностью очевидных утверждений, и вы не сможете с ними не согласиться. Но затем постепенно степень очевидности его утверждений станет понемногу уменьшаться, так что выступающий закончит неочевидными утверждениями. Идя на маленькие уступки каждый раз, в конце концов, вас понудят согласиться и принять неочевидное за очевидное.
4. Человек, которому нужно вам что-то пропихнуть (включая самого себя как кандидата), будет выдавать себя за своего парня, демонстрировать любовь к детям, поддерживать семейные ценности, делать акцент на простых радостях жизни. А как можно не поверить «простому парню»?
5. Вас попытаются заворожить словесной ловкостью так, что вы согласитесь со всем, что говорят, и не важно, что вымысел будет выдан за правду, что факты будут вымышлены или подтасованы, что всё, что будет нужно, будет преувеличено или преуменьшено, что ложные выводы будут перемежаться с чистой выдумкой, что ваше внимание будет направлено по ложному следу, что невозможное вдруг станет возможным, а нереальное – реальным, а реальное – несуществующим. Эти техники обмана предназначены для завоевания вашей поддержки.
6. Вам скажут, что все так думают, и повинуясь стадному чувству, вы пойдёте за реальной или виртуальной толпой, подчиняясь чужим страхам, предубеждениям и идеям, и для этого из вас постараются вышибить сильные эмоции.
7. Вам будут подбрасывать «нужные» слухи. Сильное влияние на людей оказывает народная молва, распространяющая слухи и домыслы, поскольку её считают правдивой. Люди ошибочно полагают, что если адресат сообщения напрямую не имеет выгоды, то это означает, что ему можно верить. Для распространения слухов (заразных концептов), привлекают так называемых влияющих – лидеров общественного мнения.
8. Вас постараются отвлечь, создавая образ мечты, который напрямую связан с тем, что вам предлагают. По отношению к мечте, вы не можете быть объективным или настороженным, а раз так, то вы станете более уязвимым для нового предложения, возможно, ведущего к моральному падению, политическому банкротству или долговой яме. Нечто, вкрадчиво упакованное в концепт как «мечта», может сыграть с человеком злую шутку.
Как распространяются концепты?
Распространяются концепты в обществе, маскируясь под некое общественное мнение, которое умышленно создаётся:
1. Фабрикуются «научные данные» о состоянии общественного мнения. Для этого задействуются «репрезентативные» фокус-группы, а результаты их работы подгоняются под требования заказчика и обнародуются.
2. Используется продуманная подмена понятий, концептов, слов, для того чтобы вызвать нужную эмоциональную реакцию на происходящие события. Ничто так не отвлекает от фактов, как ассоциации.
3. Задействуются так называемые «независимые» фронт-группы – организации, служащие нужной стороне, но которые, якобы, преследуют свои интересы.
4. Привлекаются платные эксперты, которые якобы говорят от имени незаинтересованной профессиональной организации.
5. «Проводятся» и публикуются опросы общественного мнения, чтобы склонить мнение колеблющихся и неопределившихся в нужную сторону. Люди склонны примыкать к большинству.
6. Привлекаются видные авторитеты и используется техника переноса: когда отношение к тем, кого мы ценим и уважаем, переносится на того, чьи интересы он представляет.
7. Привлекаются PR-консультанты для построения стратегий взаимодействия с публикой и управления общественным мнением.
«И о чём это я думаю?»
Выполнив проективные процессы из второго тома книги, вы сможете распознать то, как вас каждый день пытаются инфицировать ненужными вам концептами, формируя из них вредоносные смыслы и гибельные сценарии будущего.
Но не только чужие люди пытаются проделывать с вами гнусные вещи. В процессе размышлений, когда вы сами думаете о чем-либо, осмысливая прошлое, происходящее или пытаясь в своих мечтах, фантазиях, грёзах представить себе желаемый сценарий событий будущего, вы заняты тем, что осуществляете внутренний диалог. И тут вас подстерегает опасность особого рода.