Вы здесь

Трассировка будущего 2.0. Эффективная технология внедрения событий. 2. Что вы думаете о том, как вы мыслите? Мысли и смыслы (Георг Маунт, 2015)

2. Что вы думаете о том, как вы мыслите? Мысли и смыслы

Что делают ваши мысли с вашей жизнью?

Этот вопрос очень важен, ведь именно там, в вашей голове, внутри ваших мыслей сокрыт секрет личного благополучия, испытываемого счастья и чувства удовлетворённости от собственных достижений. Там, в вашей голове – целый мир, в котором порхают бабочки или ползают тараканы. Этот внутренний мир уникален, и всё же мы очень похожи друг на друга. Мы живём и действуем в общей для всех нас реальности, в которой одни из нас достигают чего-то значимого для себя, а другие – нет.

Почему одним достаются успех и слава, а другим – нищета и усталость? Какие мысли и действия осуществляют за нас не лучший выбор, в результате которого мы оказываемся очень далеко от того, о чём мечтали?

Давайте с этим разберёмся. Рассмотрим, как работает сознание любого человека на земле. Поняв эти особые закономерности превращения общей для всех реальности в индивидуальную действительность, вы сможете внести изменения в этот скрытый повседневный процесс и повлиять на своё будущее.

С этой целью вам будет представлена модель, в которой для облегчения восприятия информации сознание будет структурировано на несколько уровней мышления: духовный уровень, рефлексивный уровень, уровень повседневного автоматизма, мотивационный уровень, воздействие, реакция, действие, последствия.

Самым важным, высоким уровнем мышления является духовный уровень. Он определяет не только ваше отношение к бесконечному и трансцендентному, но и понимание мира, реальности, в которой вы живёте. Эту реальность вы как-то осознаёте для себя, и свои мысли о мире, догадки о том, что происходит, описываете некоей версией действительности: придуманной для себя историей, в которую вы сами искренне верите.

Эта версия действительности затем увековечивает себя, препятствуя тому, чтобы ваши представления о мире менялись. Хорошо, если ваши представления о реальности наделяют вас силой и способностями преображать мир. Но что, если представления об ограниченности ваших возможностей делают вас неспособным что-либо изменить, в результате чего вы вынуждены испытывать беспомощность?

Духовный уровень является самым высшим в иерархии уровней, он определяет то, как на рефлексивном уровне вы мыслите в повседневной жизни.

Рефлексивный уровень отвечает за ваши мысли, верования и предубеждения. Предубеждения формируют систему предпочтений, систему выбора. На этом уровне ваше сознание создаёт самоисполняющееся пророчество, определяющее будущее. Здорово, если предпочтения будущего оптимистичны, позволяют вам видеть перспективу там, где она ускользает от понимания и глаз других людей. Но что, если вы сами себе уготовили серое и невзрачное будущее, полное ограничений? А, если, ещё хуже, вводите себя в иллюзию, пряча от себя правду о том, что ничего хорошего в этой Системе вас не ждёт?

Унылое или великолепное будущее создаётся настоящим: вашими ежедневными мыслями и поступками, за что отвечает уровень повседневного автоматизма. Уровень повседневного автоматизма определяет основное состояние разума и идеи, управляющие вами помимо вашей воли. Эти идеи, определяющие поведение, могут быть созидающими, восхитительными и гениальными, а могут быть разрушительными, мерзкими и посредственными. Также идеи у вас в голове могут быть, собственно, вашими, а могут быть чужими. Чужие идеи – это занесённая извне в вашу голову ментальная инфекция, вредоносный психический вирус.

Стремление воплотить любые идеи – свои или чужие – переносит вас на мотивационный уровень.

Мотивационный уровень снабжает вас стремлениями и целями, направляя вашу активность в заданном направлении. И теперь, будучи воодушевлёнными своими или чужими целями и исполненный надежд, сталкиваетесь с реальностью этого холодного мира, безразлично взирающего на ваши потуги что-либо в нём сделать. У событий этого мира есть своя логика, сходная с логикой движения локомотива на полном ходу. События вокруг вас происходят и происходят. Некоторые из них могут быть очень важными и касаться вас лично. Однако в момент, когда происходящее начинает воздействовать на вас самым различным образом, начинает проявляться ваша избирательная слепота. Так вы и другие люди упускают свой шанс.

Уровень воздействия определяет то, как из множества событий вы отбираете для себя «факты» реальности. Не удивляйтесь, но вы не реагируете на то, что происходит. Вначале вы неосознанно определяете для себя то, что происходит. И только лишь затем ваша система отбора позволяет вам реагировать на то, что вы определили для себя как важное.

Что если система вашего отбора подсовывает вам одни вонючие отбросы, испражнения реальности в виде неприятностей, трагических случайностей, сплошного невезения или просто отупляющей серой рутины? Почему люди оказываются слепыми, глухими и бесчувственными к возможностям и шансам, регулярно выпадающим на их пути? Потому, что разучились сами создавать смысл происходящего. Над смыслом надо потрудиться, а многим это делать лень, вот они и пользуются бесплатно смыслом, созданным кем-то другим. Такая «благотворительная» помощь приводит к тому, что у человека атрофируется способность к самостоятельному созданию смысла и он становятся смыслозависимым ментальным инвалидом.

Но вернёмся к вам. Создав или приняв смысл происходящего, вы оцениваете его с точки зрения руководства к действию.

Уровень действия отвечает как за ваши решения о поступках, так и за сами ваши действия. Оценивая своё поведение, ваше сознание переходит на уровень последствий и рассматривает сделанное вами в контексте достижений.

Таков в общих чертах механизм работы сознания.

Работая слажено на различных уровнях, ваше сознание определяет итог всех ваших усилий. Если этот итог выражается в том, что вы остаётесь в зависимости от благосклонности работодателя или начальника, «доброты» проповедника или лидера правящей партии, то это грустный итог.

Изменить его можно только перестроив механизм работы своего сознания на более эффективный. А для этого вам понадобится развить в себе новые способности.

Развитию новых способностей посвящены проективные процессы из второго тома книги. Проективные процессы помогут вам выйти из зоны своего психологического комфорта и развить в себе новые навыки и способности в дополнение к существующим. Наработав новые способности с помощью проективных процессов, вы обретёте скрытое преимущество и станете могущественнее.

Именно это позволит вам оказаться на шаг впереди всех остальных, чтобы создать своё будущее по своему усмотрению.

Итак, как вы относитесь к тому, чтобы совершить апгрейт своего сознания, а затем и капитальный ремонт собственного будущего?


Предупреждение!!!

Поскольку книга является информационным концентратом, то её чтение не будет лёгким. В какой-то момент у вас начнёт возникать ощущение перегрузки. Если вы почувствовали усталость, отложите книгу, отдохните, и вернитесь к ней снова. Сложность при восприятии информации состоит в том, что вашему работающему сознанию предстоит понять механизмы своей работы. Для этого вам придётся понимать собственные мысли, то есть одновременно находиться на двух уровнях мышления. Вот почему восприятие информации будет даваться вам не просто.

Поговаривают, что большого слона съесть за раз невозможно. Но по кусочку – можно. Так и с этой книгой. Небольшие порции информации, которые вы будете получать постепенно, позволят вам гармонично уложить её в целостную систему знаний. Знания же, дополненные практикой, перерастут в понимание. И когда понимание обретёт глубину и структуру, вы осознаете больше того, о чём в книге говорится напрямую. Это скрытое послание станет вашим откровением. И уже это откровение вы передадите другим.


Итак, мы начнём с того, что рассмотрим то, что творится у вас в голове. Это рефлексивный уровень.

А что творится у вас в голове? Мысль. Не удивляйтесь, но в наши дни это редкое явление.

И пусть мир замрёт в благоговейной тишине, ибо вы прямо сейчас узнаете о том, как на самом деле вы думаете.


Рефлексивный уровень: мысли – смысл – внутренний диалог – убеждения – предубеждения – система предпочтений – верования.


Мысли – это продукт деятельности разума: размышления, рассуждения, переменчивые соображения по любым поводам, о чём-либо, что всплывает в памяти из прошлого, вызывается происходящими событиями или воображаемыми представлениями о будущем, включая фантазии, мечты и грёзы.

Мысль проявляется в форме воспоминания, понимания, оценки, мнения, представления, суждения, предположения, предвосхищения, соображения, заключения, выдумки, фантазии, замысла, намерения, догадки, взгляда, видения, идеи, озарения.

В зависимости от индивидуальных особенностей, мыслительный процесс может проистекать как в форме сугубо кинестетических ощущений, так и форме ощущаемого, звукового и цветного внутреннего «кино», режиссёром которого выступаете вы сами. В этом внутреннем кино, которое видите только вы, вы можете играть главную роль, а можете быть на вторых ролях.

Ваши мысли могут быть разными.

Возвышенными, доброжелательными, воодушевляющими и оптимистичными мыслями вы поддерживаете себя на своём жизненном пути.

Но, к сожалению для нас самих, у нас бывают «задние мысли», а также грязные, завистливые, тревожные, мрачные и тяжёлые мысли. И такие мысли отравляют само наше существование. Надумав себе бог знает что, человек может покончить с собой и со всеми этими мыслями сразу.

Нужно быть очень осторожным, ведь зачастую в нашей голове крутятся навязанные нам мысли, которые являются не нашими, так что кроме своих мыслей, мы охотно пользуемся и чужими. Мы пересказываем людям услышанные нами от кого-то информацию, мнения, истории, слухи, анекдоты. Мы просим мудрого совета и следуем рекомендациям родителей, друзей, врачей, экспертов, политиков.

Если мы не разборчивы в том, какие чужие мысли мы пропускаем в свою голову, то эти непрошенные гости способны создать в нашем восприятии настоящий ад, загнать нас в мысленный тупик, выхода из которого как бы и нет. Находясь в удручающих раздумьях, готовы принять совет любого, кто укажет нам выход из такого тупика, забывая о том, что и сам тупик и совет подогнаны друг к другу так, чтобы направить наше мышление и поведение в заданном направлении.

Выполняя проективные процессы из второго тома книги, вы сможете избавиться от чужого мнения, ненужных советов и других непрошенных гостей. Сможете выбраться из мысленных тупиков и посмотреть на мир другими глазами. Вы увидите, что перспективы и возможности всё ещё открыты перед вами.

Какими бы не были мысли, всегда стоит помнить об их гигиене. Не впускайте в своё сознание всякий бред, способный разрушить вас изнутри.


Мысли, если они не описывают физические параметры конкретного объекта, а отражают размышления об объекте, приводят к созданию смысла объекта, явления, события, происходящих процессов или «фактов» действительности. Смысл – это производная мысли. Смысл придаёт мысли завершённость. Смысл позволяет объектам, явлениям и событиям проникать в ваш мир, становиться частью вашей действительности.

Как это происходит? Оглянитесь по сторонам: вокруг вас постоянно происходят какие-то события. Но что-то вас цепляет, задевает за живое, провоцирует вашу реакцию, а что-то – нет. Сами по себе, как феномены реальности, слова, предметы и события – не имеют смысла. Возможно, вы удивитесь, но это так. Вещи, слова и события, не погружённые в определённый смысловой контекст, не означают ничего конкретного. Если вы не понимаете, о чём говорит или что значит в вашей жизни это событие, то просто пожимаете плечами и идёте дальше. Событие становится для вас незначительным, неважным, несущественным и со временем перестаёт существовать: вы о нем просто забываете.

То же самое происходит и с вещами: обычная вещь не вызовет ваш покупательский интерес, а вот на брендовую вещь вы точно обратите своё внимание, особенно если являетесь поклонником этого бренда. Так и со словами, большинство из которых вы пропускаете мимо своих ушей и они не достигают цели, ради которой были сказаны – они не достигают вашего сознания.

Вещи, слова и события становятся для вас значимыми тогда, и только тогда, когда они наделены смыслом, предписывающим, как вам понимать сказанное или происходящее. Если предписание о произошедшем событии относит его к категории важных или значимых, то тогда вы обращаете внимание на событие и как-то реагируете на него. При этом само событие становится частью вашей действительности.

Другое дело, что контекст важности вы создаёте сами, либо этот контекст о событии был кем-то создан намеренно и предложен вам в качестве «гарнира» к самому событию как безальтернативное мнение.

Например, тот факт, что чёрная кошка переходит вам дорогу, сам по себе ничего не означает до тех пор, пока вы не помещаете это обстоятельство в контекст неудачи (смысл в том, что это плохая примета). И тогда вы думаете: «Вот чёрт! Не повезёт!». Вы программируете себя на неудачу и расстраиваетесь, ожидая возможные последствия. Внутри что-то опускается. А затем вы хватаетесь за чёрную пуговицу, чтобы нейтрализовать воздействие такого «досадного» факта. Но кто-то, менее суеверный, может вовсе и не заметить этой чёрной кошки, попросту не обратить на неё внимания, поскольку его голова занята чем-то другим.

Другой эпизод: когда с экрана телевизора вам преподносят некий разоблачающий «факт» о конкретном политике, показывая его как популиста, извращенца, обманщика, нечистого на руку, или высокомерного по отношению к «простым людям», то вы воспринимаете такую «правду» в негативном контексте и думаете: «Таких надо гнать в шею (сажать в тюрьму и т. д.)». Думаете о том, что этот политик относится к вам с презрением, неуважением, что он просто использует вас. Вы внутренне протестуете против этого и испытываете возмущение (злость, гнев, негодование), мышцы лица и рук напрягаются, и вас посещает мысль: «Таких к власти подпускать нельзя даже на пушечный выстрел. Во всяком случае, я за него голосовать точно не буду!».

Но кто-то может подумать, что этот сюжет по телевизору – простой политический заказ, направленный на то, чтобы очернить этого хорошего политика, и ещё больше укрепляется во мнении, что власть боится оппонентов. А кто-то на этот сюжет не обратит никакого внимания, потому что у него экзамен «на носу», плита «горит», он влюблён, а она не отвечает взаимностью, и т. д.

Выходит так, что стоит только вам обратить внимание на событие, придав ему контекст значения, важности, ценности или приоритета, как соответствующие смыслы начинают определять ваше восприятие, мышление, эмоции, речь, поведение.

Смысл – это внутренне логическое содержание, сущность, предназначение, идея, конечная цель, преимущество, важность, выгода, польза, толк, прок, ценность чего-либо.

Задавая вопрос о том, что происходящее означает, вы стараетесь найти резонную причину, разумное основание, почему это происходит, назначение тех или иных событий, их цель или ценность, значение самого факта происходящего, предназначение уроков.

Стремитесь также и своей деятельности придать некий смысл, ведь зачем-то же вы это делаете? Этот определённый смысл является стимулом для дальнейшей деятельности («я делаю это потому-то, и поэтому я буду продолжать это делать дальше»).

Смысл как явление принадлежит к особым, так называемым экстралингвистическим, концептуальным системам информации. Разум людей подключается к коллективным концептуальным системам информации, характерным для их культурной среды и поддерживает их. Эти концептуальные системы информации содержат обширный банк контекстных данных, а не чистую информацию о чём-либо. В процессе социализации, обучения и воспитания людей обучают не только языку, но и контекстному языку описания: полезная вещь, бесполезная вещь, хороший человек, плохой человек, радостное событие, печальное событие. Учат производству смыслов раньше, чем производству вещей. Способность осознавать, создавать и передавать смыслы позволяет выжить.

Поскольку относительно чего-либо можно одновременно создать несколько смыслов, а разум человека не может без ущерба для себя принимать противоположные смыслы, то это означает, что часть контекстных данных одни люди воспринимают как истинные, а другие – как ложные. Но, учитывая сложность смысла, двоичная логика оценки его истинности редко работает. Относительно единичного смысла возможны следующие категории оценки (смысл о смысле): «истинна», «может быть», «не знаю», «вряд ли», «ложь». Кроме этого, есть ещё вероятностные представления об истинности (приемлемости) или ложности (неприемлемости) смысла.

Относительно двух, непротивоположных смыслов логика оценки их истинности выглядит ещё более сложно, учитывая то, что мы способны объединять смыслы (так и так), противопоставлять (так или так), отрицать (не так).

И, представьте себе, как может выглядеть таблица истинности результирующего смысла относительно трёх и больше смыслов, формирующих версию действительности!

Для того, чтобы в оттенках и нюансах отношений к смыслу не запутаться, разум каждого из нас вырабатывает свою систему предпочтений, сосредотачивающуюся на конкретном смысле из набора разнообразных смыслов и отсекающую «ненужный».

Но вернёмся к самому смыслу. Смысл имеет место только в сознании. В реальности его невозможно непосредственно наблюдать, измерять, взвешивать, описывать, ощупывать и т. д.

Смысл характеризуется текучестью, изменчивостью, вариативностью, субъективностью, и вместе с тем, точностью, адекватностью, однозначностью, определённостью, инвариантностью, объективностью. Он может быть низменным и возвышенным, грубым и утончённым, с оттенками и без; может быть поверхностным, а может обладать глубиной; может лежать на поверхности, а иногда до него нужно докапываться, выискивать, расшифровывать. Смысл является результатом понимания, а с другой стороны – инструментом понимания.

Разум создаёт и утрачивает, постигает и руководствуется, усложняет и упрощает, принимает и отвергает, оперирует и манипулирует смыслом, верит и сомневается в нем.

Смысл – это продукт работы разума. Как и любой продукт, смысл можно создавать, уничтожать и распространять. Как и любой вещью, смыслом можно владеть, пользоваться и распоряжаться (для этого и необходимо авторское право и его защита). Смыслом можно обмениваться, делиться. Смысл можно присваивать себе. Смыслом можно вводить в заблуждение, манипулировать, обманывать, подстрекать, провоцировать людей на совершение конкретных поступков – от возвышенных до низменных. Смысл способен вызвать презрение или уважение, любовь или ненависть, смысл способен натравить одного человека на другого. Руководствуясь чужим или своим, только им понятным смыслом, люди калечат или убивают других людей.

Но созданный смысл нужно, прежде всего, как-то «опредметить». Делается это с помощью визуализации смысла (картины, рисунки, карикатуры, фото, видео), озвучивания (песня, мелодия, ритм), оцифровывания (текст) и его вербализации (слово, стих). Смысл можно передавать и невербальным путём – мимикой, жестами, позой, осанкой, провоцируя настроения и эмоции.

Смысл может быть вербализован словом, словосочетаниями, фразами, предложениями, озвученными текстами. Озвучивание смысла – это «походный» способ, обеспечивающий его распространение с наименьшими затратами. В процессе общения и обсуждения чего-либо, люди передают друг другу информацию о чём-либо в упаковке из смысла. Коммуникация – это процесс обмена смыслами между людьми. Собственно говоря, сама по себе информация, которой обладают люди – это предлог обменяться никчемными, поучительными, захватывающими или шокирующими смыслами («ты представляешь!»).

«Я расскажу тебе об этом в таком-то контексте, а ты расскажешь мне о том в таком-то контексте, и если наши контексты будут взаимно интересными, дополнять или поддерживать друг друга, то мы будем обсуждать это дальше», – это формула успешного общения между людьми.

Смысл может нравиться, и тогда мы его принимаем, или не нравиться, и тогда мы его отвергаем. Предлагаемый нам смысл может быть понятным или быть выше нашего понимания (и нам нужно время, чтобы это переварить). Если мы безразличны к смыслу (основному блюду), то мы безразличны и ко всем сообщениям (информации), идущим вслед за ним (гарниру). В этом случае предложенный нам смысл, так и остаётся на «полке сознания» невостребованным.

Выполнив проективные процессы из второго тома книги, вы сможете понять на практике, как создаётся смысл, как он определяет ваше восприятие и поведение. Попрактиковавшись, вы «оседлаете» смысл и научитесь управлять им также, как хороший наездник управляет лошадью.

Поскольку смысл не просто передаёт информацию или знания, а погружает их в конкретную контекстную рамку, то он способен не только направить ваше мышление в заданном направлении, но и погрузить вас в какое-либо состояние – от уныния до восторга, от леденящего душу одиночества до чувства соединённости со всем сущим.

И когда вы испытываете что-то подобное, задумайтесь, а ваши ли это мысли?