Вы здесь

Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ. Ван Шаосин. Преобразование правящей Партии в условиях социальной трансформации Китая[3] ( Сборник статей, 2007)

Ван Шаосин

Преобразование правящей Партии в условиях социальной трансформации Китая[3]

1. Мотив преобразований.

Современный Китай находится на этапе всеобъемлющей трансформации экономики, политической системы, общества и реализации политики открытости внешнему миру. Социальная трансформация – это процесс глубоких социальных перемен, поэтому она неизбежно оказывает важное влияние на политическую сферу. Успешность всесторонней трансформации современного китайского общества зависит от эффективности руководства [этим сложным процессом], осуществляемого Компартией Китая. Глубокие изменения в партийно-политической среде, вызванные социальной трансформацией, объективно требуют, чтобы Компартия Китая проводила реформу, направленную на адаптацию [Партии] к новым требованиям времени. Основой логики социальной трансформации и реформы правящей Партии в современном Китае являются следующие положения: КПК руководит реформой экономической системы – развитие рыночной экономики вызывает глубокие изменения в социальной жизни – развитие и [структурная] трансформация общества требует изменения функций [государственной] власти, а изменения функций власти влекут за собой необходимость преобразований самой правящей Партии. КПК руководит процессом социальной трансформации, и в процессе социальной трансформации изменяется сама КПК, что является основной особенностью партийного преобразования в современной китайской [политической] практике. Адаптационная реформа [Партии], вызванная тотальной социальной трансформацией, распространяется на все стороны внутренней жизни и внешней деятельности правящей Партии, проникает в процесс самоуправления, администрирования и политического руководства правящей Партии, а также касается всех сфер политической и социальной жизни страны, становясь проявлением процесса всестороннего подъема гражданской активности и возрождения Партии в новой ипостаси.

2. Сущность преобразований.

Смысл социальной трансформации заключается в проявлении ценностных устремлений общества направленных на достижение цели социального развития. А цель партийно-политических преобразований – в укреплении существующей [социальной] основы Партии и повышении эффективности ее использования в качестве инструмента регулирования структурной социальной трансформации. Исходя из исторических особенностей возникновения и становления китайской партийной политики, правящая Партия современного Китая в условиях трансформации ставит перед собой общую цель партийной реформы – сделать КПК эффективной правящей Партией, ориентированной на социальные интересы, и тем самым реализовать [на практике] органическое единство демократичности и эффективности государственной политики регулирования социальной жизни. Основной путь ее осуществления таков: в процессе воспитания способностей граждан к общественному самоуправлению правящая Партия возвращает власть государству, а государство – обществу. Здесь присутствует основное требование, заключающееся в том, что, по сравнению с прошлым, правительство теперь не должно осуществлять прямое «господство» над обществом, а должно оказывать [управленческие] услуги [обществу], правящая Партия осуществляет не прямой «контроль» над правительством, а политическое регулирование в соответствие с требованиями закона. Ключевым вопросом, требующим решения, является изменение функций правящей Партии и реальность его осуществления, т. е. переосмысление того, что правящая Партия должна делать и как в новых социальных и исторических условиях. Изменение функций правящей Партии непременно приведет к необходимости пересмотра принципов регулирования отношений между Партией и государством, между Партией и социальной политикой. В сущности – это вопрос регулирования соотношения между партийной властью, политической властью и народной властью. А также, это вопрос регулирования соотношения наличия политического капитала между Партией, государством и обществом, или, по-другому, вопрос перераспределения политического ресурса власти между Партией, государством и обществом.

3. Содержание преобразований.

В общем, правящая Партия должна переходить со стандартов осуществления прямого управления [жизнью общества] на стандарты эффективного регулирования в соответствии с основными требованиями социального самоуправления и изменениями функций государства [современного типа]. Необходимо четко представлять, что партия – это элемент государственного менеджмента, а правящая Партия – это инструмент выражения интересов социальных масс. Право на управление Партии, являющееся концентрированным правом большинства народа, в том числе и членов Партии, по сути дела относится к общим государственным правам, а его практическая форма относится к государственным функциям управления. Принципом функционирования прав партийного руководства [жизнью государства] является управление по закону, регулирование по закону, контроль по закону и оценка по закону.

Конкретизируя, следует отметить, что КПК [на современном этапе реформ] должна осуществить пять следующих преобразований: преобразование былой правящей Партии универсального типа в правящую Партию, характеризующуюся четкостью [выполняемых государственных] функций, чья политика отличается научностью и сбалансированностью; преобразование былой правящей Партии с осознанием собственной власти, вмешивающейся в [государственную] политику и оказывающей [тотальное] влияние на общество в Партию, четко осознающую свои социальные права и обязанности, умеющую оказывать влияние [на общество и политическую жизнь] с помощью законов и объединять граждан методами партийного менеджмента; преобразование былой правящей Партии, уделявшей больше внимания «строительству партии с большим количеством [членов]», с большими расходами на управление в Партию, уделяющую больше внимания «строительству партии с высоким качеством [управленческих механизмов]», с малыми расходами на управление, с высоким уровнем эффективности руководства и ориентированной на достижение реальных результатов; преобразование былой правящей Партии, делавшей ставку на партийного вождя – персонифицировавшего партийную власть и являясь основной опорой партийной деятельности в правящую Партию, переводящую всю партийную жизнь в правовое русло; преобразование былой правящей Партии с чрезмерной концентрацией партийной власти и неэффективным [внутренним и внешним социальным] контролем в правящую Партию с рациональным распределением властных полномочий и эффективным контролем.

Такое преобразование правящей Партии касается двух основных сторон [партийно-политической жизни], а именно, формирования возможностей эффективного управления и формирования легитимности властно-политического статуса. В формирование возможностей эффективного управления включается, во-первых, собственно формирование [основных] качеств правящей Партии, что в основном означает осуществление строительства партии современного типа путем модернизации; во-вторых, формирование механизма эффективного регулирования взаимодействия правящей Партии и государства, значение которого заключается в достижении рационального соотношения между Партией и властью; в-третьих, формирование эффективного соотношения между правящей Партией и обществом, цель которого состоит в укреплении и расширении социальной основы Партии. Что касается формирования легитимности властно-политического статуса, то его целью является достижение широкой социальной поддержки и понимания народными массами идеологии правящей Партии, достижение всеобъемлемости представления народных интересов, демократичности политической жизни, а также усиление эффективности руководства, обновление идеологии и концепции правящей Партии, четкое определение сфер [политической] деятельности, усилия по строительству законодательной базы [политической деятельности Партии], совершенствование системы контроля и т. д. Главным, среди всего указанного выше, является укрепление сознательности партийного руководства, а предпосылкой этому – повышение качества функционирования партийного механизма управления и партийного контроля.

4. Стимул преобразований.

Необходимость преобразования правящей Партии, вызванное структурной трансформацией общества, безусловно, разрушает существующую схему политических интересов, что означает наличие бóльшего ограничения власти правящей Партии и увеличение или расширение прав социальных масс. Следовательно, механизм формирования стимула к осуществлению преобразования правящей Партии возникает как из собственной осознанности необходимости перемен в правящей Партии, так и из «требований» государства и общества. На основании инстинктивного отстаивания собственных интересов правящей Партией и, исходя из того факта, что Компартия Китая долго находится у власти и фактически выполняет функции правительства, следует отметить, что стимул к инновациям может возникнуть, прежде всего, из современных потребностей в преобразовании государства и в особенности общества. Иначе говоря, правящая Партия стремиться адаптироваться к процессу структурной трансформации китайского общества. Трансформация общества и преобразование правящей Партии в современном Китае осуществляются при взаимодействии двух механизмов – стремления Партии к эффективной политической адаптации и «подталкивании» обществом правящей Партии к изменениям.

5. Тактика преобразований.

Преобразование современной КПК является системной работой. С точки зрения содержания, оно касается как вопросов об источнике прав на власть, о сфере деятельности, о форме осуществления [властных полномочий], так и вопросов об обеспечении законных интересов правящей Партии. С точки зрения внешней обстановки, оно касается реформы системы руководства партии и государства, касается строительства внепартийной и внутрипартийной демократии, строительства законодательного института, касается в прямую и государства, и партий, и общества, и контроля над властью правящей Партии. Существует еще другой важный вопрос, это вопрос о повороте в партийной психологии. Из вышесказанного следует, торопиться с [тотальным] преобразованием Партии не надо, поскольку перемены невозможно осуществить сразу в одночасье. Значит, невозможно сразу и целиком построить новые институты и механизмы регулирования, касающиеся руководства и власти правящей Партии. Новые институты будут постепенно развиваться и созревать, а старые институты постепенно уступает место новым. Именно такой процесс партийно-политического развития необходим. Новый институт, касающийся руководства и власти правящей партии, не может быть создан отдельно от старого института, а может вырасти только внутри старого. Более того, он в определенной степени будет расти в зависимости от старого института. Итак, все искусство управления этим сложным процессом преобразований не только заключается в осуждении недостатков старого института [партийного управления] и прославлении преимущества нового, но и в умении использовать старый институт для благополучного становления нового, в умении минимизировать противоречия между новым и старым институтами и максимизировать их объединение.