Трансформация сознания и природы
Если ваша душа стремится к трансформации, тогда это то, чему вы должны следовать. Искать Божественное или, скорее, некий аспект Божественного – ибо нельзя полностью реализовать Божественное, если нет трансформации – этого может быть достаточно для некоторых, но не для тех, чья душа стремится к полному божественному преображению.
Нисхождение Мира, нисхождение Силы или Могущества, нисхождение Света, нисхождение Ананды – вот четыре процесса, которые трансформируют природу.
Все внешнее изменение должно быть спонтанным и неизбежным выражением внутренней трансформации. При нормальном течении процесса всякое улучшение условий физической жизни должно быть расцветом на поверхности прогресса, осуществленного внутри.
Интегральная трансформация, которую мы стремимся осуществить, состоит в полном, всеобъемлющем преобразовании всего человеческого существа, включая, в качестве завершающего этапа, его физическую часть и целиком всю ее жизнедеятельность. Самый первый и совершенно необходимый шаг, который обязательно должен быть осуществлен в этой работе, состоит в изменении, преобразовании сознания индивида. Само собой разумеется, нужно, чтобы, во-первых, сам человек стремился к такому изменению сознания, а кроме того, обладал бы достаточной для этого силой воли – вот два непременных исходных условия, и если они не выполняются, вообще достичь ничего невозможно. Если же стремление дополняется еще определенной внутренней открытостью, нужной восприимчивостью, вы можете перейти к новому состоянию сознания в мгновение ока и утвердиться в нем. Изменение сознания совершается, так сказать, скачком; все происходит резко и внезапно, хотя подготовка к этому переходу может быть медленной и долгой. Нужно особо отметить, что здесь речь идет вовсе не о какой-то смене образа мыслей, не об умозрительной операции, но именно об изменении самого сознания человека, изменении полном и радикальном. Это самый настоящий революционный переворот в самих основах сознания, с ним происходит то же, что с мячом, который выворачивают наизнанку; в этом состоянии сознания все воспринимается не просто по-новому, иначе, чем в обычном состоянии, но даже почти противоположным образом. Кроме того, в обычном состоянии сознания ваше развитие совершается медленно, когда от одного жизненного опыта к другому вы продвигаетесь от неведения к знанию, такому далекому и часто весьма сомнительному. В преобразованном сознании вы начинаете движение уже располагая знанием и затем совершаете шаг к еще большему знанию и так далее. Вместе с тем, это не более чем начальная часть пути; внутренняя же, так сказать, завершающая его часть – преобразование различных планов и частей внешнего, погруженного в активную жизнедеятельность существа, которое происходит медленно и постепенно как следствие внутренних изменений.
Нужно отметить также, что у индивида может наблюдаться и частичное изменение сознания, характерным признаком которого служит утрата человеком всякого интереса ко всему, что прежде составляло для него предмет желаний; не следует заблуждаться – это всего лишь некий промежуточный этап, именно определенное изменение сознания, не больше, это не то, что мы называем преобразованием, трансформацией сознания. Подлинная трансформация – это фундаментальная и всеобъемлющая перестройка сознания, не простое изменение в нем, а настоящий переворот: существо как бы выворачивается своей внутренней стороной наружу и занимает совершенно иное место в иерархии бытия. В этом новом состоянии сознания существо стоит как бы «над» жизнью и всем миром вещей и отсюда определяет свои отношения с ними; и в то же время оно – «внутри», в самом сердце всякой вещи, и все его действия во внешнем мире основаны на принципе «изнутри наружу». Итак, трансформированное сознание знает сущность вещей изнутри и возвышается над всем сущим; обычное же сознание обретается в поверхности проявленного мира и по своему статусу стоит ниже его; в своих попытках познать мир оно стремится проникнуть в глубь вещей, постичь их сущность, двигаясь от периферии к центру, извне – вовнутрь; находясь – вследствие собственного неведения и духовной слепоты – в подчиненном по отношению к сущему положении, «ниже» мира вещей, оно борется, чтобы возвыситься над ними, борется отчаянно, но безнадежно. Ему неведома подлинная сущность вещей, оно в состоянии воспринимать лишь ее оболочку. Истинное же сознание пребывает в самых сокровенных недрах реальности, в самом ее сердце, и источник всякого явления и движения во вселенной – в поле его непосредственного видения. Пребывая «внутри» всего сущего и в то же время «над» ним, оно знает начало, причину и следствие всякой силы и всякой вещи.
Конец ознакомительного фрагмента.