Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 31.07.2014 №212)
1. Порядок подготовки сил ОТБ разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 16-ФЗ, статьями 85.1 и 98 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Подготовка сил ОТБ включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.
3. Подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с ОТБ, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
4. Разработка типовых основных программ профессионального обучения сил ОТБ, а также обучение сил ОТБ по указанным программам осуществляется в случае включения отдельных категорий сил ОТБ в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативному регулированию в сфере образования.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:
обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени,
обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;
создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;
осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;
простота устройства, надежность в работе;
обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.
Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:
режим обучения;
режим проверки знаний.
Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.
Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил ОТБ, обеспечивают оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами ОТБ работы, непосредственно связанной с ОТБ, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.
Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает:
достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;
рост эффективности процесса обучения.
Разрабатываемые и внедряемые автоматизированные образовательные системы соответствуют существующей системе организации и планирования учебного процесса по срокам проведения и видам занятий в соответствии с установленными программами и тематическими планами, а также по количественному составу групп обучаемых и продолжительности учебных занятий.
6. Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается СТИ, ПТБ.
7. Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 16-ФЗ.
В случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий.
8. Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников ОТИ осуществляется СТИ.
Учет и хранение сведений о прохождении подготовки силами ОТБ в отношении работников ПТБ осуществляется ПТБ.
9. В целях повышения качества подготовки сил ОТБ может осуществляться общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.