ТРАНСМЕДИА ЧТО?45
#ТРАНСМЕДИА_ОБРАЗОВАНИЕ
Как на «Арзамасе» появилась детская комната
Дополнительное образование – это ключевой ресурс повышения учебных результатов ребенка: чем насыщеннее внешкольное образовательное пространство детей, тем больше вероятность того, что они будут успешнее в социуме и в обучении – в том числе в школе46.
Именно поэтому основная идея спецпроекта «Детская комната Arzamas»47 – предложить детям и взрослым совместные занятия, которые были бы полезны и интересны как одним, так и другим. Создавать разделы, где экспертами будут собраны подборки мультфильмов, игр, книг, стихов, музыки. У авторов проекта есть убеждение, что родители зачастую хотят провести время с ребенком, но не знают, как. Или же просто хотят занять ребенка чем-то стоящим, но не знают, чем именно и где это можно найти в интернете.
Автора проекта – Асю Терехову – интересовала аудитория 0—15 лет (ядро – 6—13), и она сразу решила, что на большую ее часть будет выходить уже через родителей или старших родственников.
Сейчас в «Детской комнаты» четыре рубрики: «Читать», «Смотреть», «Слушать» и «Играть». Спецпроект состоит из двух выпусков (стартовал в конце декабря 2016 года девятью материалами, в начале мая 2017 добавлены ещё четыре), и будет обновляться с определенной периодичностью и дальше.
«Читать», «Смотреть», «Слушать» и «Играть»
В рубрике «Читать» – подборки книг, советы, на что обратить внимание на рынке современной детской литературы и какие стихи читать ребенку. Эта рубрика предназначена в первую очередь взрослому: с помощью нее он может найти ребенку интересное чтение и что-то прочитать ему вслух.
Наиболее характерный материал этой рубрики – лонгрид «Как выбрать современную детскую книжку», материал сложной верстки, включающий 90 рецензий на современные книги для детей старше 6 лет. В создании материала редакторы шли от того, что ориентироваться на рынке современной детской литературы сложно – каждый год выходит множество новых изданий, и в этой сфере родителю нужны какие-то ориентиры. В качестве этих ориентиров они придумали формат книги «золотого фонда» современного взрослого – литературу, на которой выросли мы и наши родители. Такие книги часто упоминаются в разговоре с консультантом в книжном магазине: «У вас есть какие-нибудь смешные рассказы для детей? Вроде „Денискиных“?»
Авторам проекта нужно было выбрать несколько разных книг, написанных в разных жанрах, рассчитанных на разный возраст, и представляющих разные, но типические сюжеты. Для примера можно взять «Пеппи Длинный чулок» («яркая героиня с сильным характером, вокруг которой все искрит и бушует» – подобные объяснения авторы оставляли по клику для тех, кто вдруг не читал или забыл), сказки о Ежике и Медвежонке («нежная дружба двух зверей или вымышленных героев: жизнь в разговорах и приключениях), более взрослые «Чучело» («о детях, которые могут быть такими жестокими и уязвимыми одновременно»), «Над пропастью во ржи» («подросток пытается разобраться в себе и устройстве жизни») и другие. Эти названия книг написаны на интерактивных кнопках: страница предлагает выбрать такую книгу, «Как…». Также редакторы сделали второй фильтр: «Только…». Можно выбрать «смешнее», «страшнее», «проще», «про науку и искусство», «с магией», «на фоне исторических событий», «в картинках» и проч. Таким образом, получается небольшая игра: пользователь, к примеру, выбирает «Как «Пеппи Длинный чулок»» + «Только «с магией»» и получает книгу Роальда Даля «Матильда», где, действительно, яркая героиня с сильным характером – и с волшебными способностями. Создатели максимально упростили механику игры: если человек выбрал только один фильтр, он видит все книги, соответствующие ему, и снять фильтр легко.
В рубрике «Смотреть» можно найти списки классики отечественной анимации и малоизвестных фестивальных мультфильмов, и это одна их самых популярных рубрик спецпроекта: на момент его выхода почти не было сайтов, которые собрали бы хорошие мультфильмы в одном месте, подкрепив выбор экспертной оценкой, а также обеспечив удобство пользования. Подборки устроены однотипно: это видео с комментариями; они могут быть посвящены технике анимации, теме или объединены по времени (современность) и признанию аудитории (награды). Заложена возможность и авторского выбора. Ожидается, что комментарии к видео будет читать либо сам ребенок, либо ребенку взрослый (для детей помладше) – они написаны простым языком, живо и коротко.
«Смотреть» существует и в другой форме: на главной странице проекта нарисован телевизор (отсылающий к спецпроекту «Идеальный телевизор» Arzamas, в котором были собраны разные выдающиеся видеоинтервью и съемки деятелей русской культуры, найденные на YouTube). На его экране с помощью простого управления можно смотреть все мультики, описывающиеся или упоминающиеся в подборках. Это удобно для взрослого, который захотел чем-то занять ребенка на некоторое время, и подходит для совместного «телепросмотра» – общего семейного дела. Этот формат отвечает привычкам ребенка поколения Z: получение развлекательного контента по одному клику.
В рубрике «Играть» – описания игр, в которые можно играть вдвоем или в компании, и полезные развлечения. Здесь подробно изложены правила «Словесных игр», не требующих дополнительного реквизита и одинаково интересных детям и взрослым, которые практикуют интеллектуальные игры как способ развлечения в компании. Есть «Игры из книг» – отрывки из известных (преимущественно детских) произведений, в которых описываются разные игры литературных героев, которые значительно расширяют список знакомых развлечений и могут подсказать какую-то книгу ребенку и взрослому. В «Умных раскрасках» – раскраски из музеев и библиотек мира, которые могут приобщить ребенка к искусству в интерактивном формате и дать дополнительные знания: раскрашивая волну Хокусая, портрет Ван Гога, иллюстрации к «Алисе в Стране чудес» или единорогов из средневекового медицинского справочника, ребенок может узнать короткие интересные факты о художниках или о той книге, которая была проиллюстрирована этим рисунком. Образовательный контент не должен быть суховатым и менторским – академической подачи детям хватает на школьных уроках.
Рубрика «Слушать» ставит задачу познакомить юных читателей образовательного портала с музыкой во всём её разнообразии. Эта рубрика «Детской комнаты» состоит из двух фичеров (увлекаельный историй с неформальной оценкой) – «Путеводителя по зарубежной популярной музыке», составленного музыкальным критиком Львом Ганкиным и «Что можно услышать в классической музыке», подготовленного проректором Института кино и телевидения Ольгой Хвоиной. В качестве примера, рассмотрим первый из них.
«Путеводитель по зарубежной популярной музыке» – это масштабная энциклопедия, которая охватывает шесть десятилетий с 1950-х по 2000-е. 200 артистов, 20 жанров, около 1000 песен. Авторская задумка изначально состояла в создании для ребенка небольшой базы, с помощью которой он сможет понять, что такое поп и рок, чем знамениты the Beatles и the Rolling Stones. Эта подборка должна подсказать и родителю, что дать послушать детям. Достаточно быстро стало понятно, что количество музыкальных групп разрастается: рассказав об одной, странно не упомянуть другую; рассказав об одном жанре, к примеру, фанк, нечестно игнорировать другой, например, хард-рок. Создатели рубрики поняли, что это не будет список из 20 или 50 персоналий, хотя и были заданы временные рамки (от 1950-х – в это время изобретена долгоиграющая виниловая пластинка, главный музыкальный носитель следующих лет – до 2000-х). Исполнителей в результате оказалось около 200, и было решено делать рубрику в формате путеводителя.
При выборе артистов и песен авторы придерживались уже заявленного принципа «Детской комнаты», он же вынесен и в лид: «Дети заслуживают той же музыки, что и взрослые»
Автору хотелось придумать самый удобный для пользователя формат, и поэтому пришлось выполнить очень много ручной работы. Были сделаны фильтры «по десятилетиям» и «по жанрам», определены для каждого артиста основные жанры, которые входят в фильтр и видны на разводной странице, а также более узкие и подробные жанры, которые включены в его профиль. Также были собраны плейлисты на Яндекс. Музыке, чтобы читатель мог мгновенно послушать, о чем читает. Плейлисты включены в профиль каждого артиста, сопровождают каждое десятилетие и жанр. В профиле каждого исполнителя – жанры, плейлист из его самых репрезентативных песен, информация о музыканте, а также графа «Кого еще послушать» – похожие исполнители для самостоятельного изучения.
Текст Льва Ганкина, насыщенный музыкальными терминами, был дополнен множеством сносок (это стандартный для Arzamas элемент) и гиперссылок на живые выступления или обложки альбомов, упоминающие в материале. Авторы также следили за тем, чтобы упоминаемая песня в тексте была и в плейлисте. Исполнителей, у которых в текстах песен встречается нецензурная лексика, авторы помечали специальным значком и предупреждающей подписью.
Путеводитель, как и ожидалось, заинтересовал почти все возрастные группы: взрослые слушали сами и показывали детям, более старшие дети возраста 15—18, которые обычно не заходят в «Детскую комнату», поскольку, разумеется, уже не ощущают себя «детьми», заходили, так как заходили и взрослые, с которыми они себя ассоциируют.
Спецпроект оказался интересен аудитории Arzamas и не только. По данным Google Analytics, его открывали более полумиллиона раз за все время с момента его создания.
«Детская комната Arzamas» привлекает на основнй сайт новую аудиторию, судя по данным о переходах с других страниц: это читатели порталов, посвященных детскому образованию, родительских блогов Если обычное распределение аудитории Arzamas по полу выглядит так48: 57% – женщины, 43% – мужчины, то у «Детской комнаты» 70% женской аудитории, а 30% мужской. Возрастные характеристики тоже различаются, обычное для Arzamas распределение таково: пользователи возрастной группы 25—34 – 37%, 18—24 – 23%, 35—44 – 19%, 45—54 – 11%, 55—64 – 6,5%, 65+ – 3,5%. А в «Детской комнате» группы по возрасту распределены так: 25—34 – 39%, 35—44 – 30%, 18—24 – 11%, 45—54 – 11%, 55—64 – 6%, 65+ – 3%. Это ожидаемо: различие в первую очередь касается аудитории 18—24, которая в большинстве своем еще не имеет детей и мало заинтересована в развлечениях для них. Однако сейчас процент этой возрастной группы поднимается вверх, поскольку растет количество просмотров вне возрастного материала про музыку.
Конец ознакомительного фрагмента.