ГЛАВА 2 – ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ТРАНСАКЦИЙ
Существуют так называемые зацикленные трансакции, в которых кажется чрезвычайно трудным изменить риторику оппонента. Анализ трансакций предоставляет возможность разобраться в ситуации, понять, что происходит, и показывает разнообразные возможности, доступных клиенту. Эта глава представляет различные ситуации клиентов и разнообразие ответов, предлагаемых в этих случаях.
На рисунке 5 представлена типичная зацикленная трансакция, от которой клиент не может избавиться. Один человек в роли Преследователя его обвиняет, а он в свою очередь оправдывается.
Рис. 5 – Спор за базовую позицию «Я в порядке».
Однако попытки клиента оказывались тщетными, так как все ответы принадлежали его состоянию Ребенка. Для того чтобы прервать эту зацикленную трансакцию необходимо ее пересечь, например: Родитель – Родителю: «Немедленно прекратите!», Взрослый —Взрослому: «Вы хотите об этом поговорить?» или Ребенок – Ребенку: «Пошел к черту!»
При этом одно или оба Я-состояния должны измениться. Либо клиент эффективно переходит в другое Я-состояние, либо «зацепляет» другое Я-состояние оппонента, либо происходит и то и другое. Если Я-состояния не изменились, то зацикленная трансакция будет продолжаться.
После того как трансакция пересечена, разговор должен поменять свое направление, тема смениться, поскольку будут задействованы другие Я-состояния, выдающие иные реакции.
При выборе пересекающей трансакции должно быть задействовано Взрослое состояние-Я. Взрослый просчитывает варианты ответа, например: «Я хочу „уколоть“ его Родителя», «Я подшучу над его Ребенком», «Я заставлю разъяснить свою позицию», «Попробую перейти на дружеский лад» и пр. Конечной целью будет вырваться из зацикленной трансакции любым более-менее приемлемым способом.
Иногда для этого могут потребоваться сложные двухуровневые транзакции или второе дыхание, чтобы сохранить атакуемое Я-состояние.
2.1 Расширенные возможности
Те клиенты, которые знакомы с функциональными составляющими Я-состояний Родителя и Ребенка, могут воспользоваться усложненной диаграммой, приведенной ниже, которая дает больший спектр вариантов.
Клиенту можно предлагать выбор пересекающих трансакций даже без диаграммы, например: «Что бы сказал на это ваш Заботливый Родитель?» или: «Можно ли отделаться от этого шуткой вашего Ребенка?»
Круги с литерами в них, пишутся на доске или бумаге. Обозначения Я-состояний даны под диаграммой для пояснения.
Рис. 6 – Зацикленная трансакция «Ты не в порядке». Обозначения: Родитель: З – Заботливый, К – Контролирующий; В – Взрослый; Ребенок: П – Приспособленный, С – Свободный.
Для зацикленной транзакции: «Ты плохой» – «Нет, я не плохой», показанной на рисунке 6, приведены некоторые примеры ее пересечения:
1) КР – КР:
«Да, я плохой, но в этом виновата вся система, которая…»
«Может быть, но давайте теперь обсудим то, что сделал Блэк».
2) КР – ПрРе:
«Да как вы смеете со мной так разговаривать!»
«А теперь внимательно выслушай, что скажу я…»
3) ЗР – ЗР:
«У нас итак выдался напряженный день, давайте отложим этот разговор».
«Главное, чтобы дети при этом не пострадали».
4) ЗР – СвРе:
«Почему бы Вам не отдохнуть?»
«Вам что-нибудь нужно?»
5) ЗР – ПрРе:
«У тебя что-то случилось?».
«Тебе бы не помешало бы быть чуточку вежливее».
«Вы так сильно устали? Как я Вас понимаю…»
«Что заставляет Вас это чувствовать?»
6) Взрослый Взрослому:
«На основе чего Вы так решили?»
«Возможно, однако, продолжим работу».
«Вы можете выражаться точнее?»
7) СвРе – КР:
«Ну и дела! Боже милостивый!»
«Именно сейчас мне нужно срочно отойти по делу».
8) СвРе – ЗР:
«Мне это ничем не поможет».
«Я так и знал, что я Вам не безразличен!»
9) СвРе – СвРе:
«Узнаю тебя, старина!»
«Классный свитер! Где мне достать такой же?»
«Соглашусь с Вами на 100%. Да-Да-Да».
«Вы предлагаете закончить общение? Очень вовремя!»
10) ПрРе – ЗР:
«Вы бы знали, как тяжело быть таким мерзавцем!»
«Извините меня, пожалуйста!»
«Я думаю, что во всех можно найти немного хорошего, а как думаете Вы?»
11) ПрРе – ПрРе:
«По-хорошему, я должен был отлупить Вас за такие слова».
«На нас уже косятся из-за Вас».
Зацикленные трансакции КР – ПрРе встречаются чаще всего, однако, есть и другие типы таких тупиков. Например, это навязчивый, «подмигивающий» Свободный Ребенок, отпускающий шутки и скабрезности, который смущал Приспособленного Ребенка клиента. Другой случай – когда на работе к молодой сотруднице ее старшая коллега относилась «по-матерински» из позиции Заботливого Родителя, и та не могла преодолеть этот стереотип в общении.
Конец ознакомительного фрагмента.