Вы здесь

Трансактный анализ – риторические игры. ГЛАВА 1 – ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. Я-СОСТОЯНИЯ. ТРАНСАКЦИИ (И. В. Новиков)

ГЛАВА 1 – ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. Я-СОСТОЯНИЯ. ТРАНСАКЦИИ

1.1. Трансакционный (трансактный) анализ

– психоаналитическая модель, созданная американским психологом и психиатром Эриком Берном, применяемая для индивидуальной и групповой психотерапии, а также в бизнес-консультировании.

Э. Берн был исключен из психоаналитической ассоциации, так как ввел ряд нововведений, в частности, групповую работу, что позволило удешевить и разнообразить процесс, тогда как психоаналитики работают только индивидуально. Также они причислили его метод к поведенческой психотерапии, из-за смещения фокуса на поведение и «психологию общения», а не на рассмотрение бессознательных процессов. Однако трансактный анализ предоставляет и эту возможность.

Преимущество трансактного анализа в упрощенной терминологии, когда психолог, тренер или терапевт изъясняется понятным языком, находятся на одном уровне с клиентом (позиция Взрослый – Взрослый), в отличие от классического психоанализа, где психоаналитик чаще стоит выше клиента, представляя собою фигуру Отца или Матери. Нельзя сказать, что в трансакционном консультировании не происходит переносов и контрпереносов, однако, когда они препятствуют вмешательству, трансактный аналитик имеет возможность их избежать, благодаря знанию психологических игр, и апеллирует к Взрослому состоянию-Я клиента, тем самым научая его им пользоваться.

Процедурной целью трансактного анализа является изучения Я-состояний. Каждое из Я-состояний является целостной системой, в которой человек мыслит, чувствует и реагирует определенным способом. Таким образом, имеется три модели поведения, проявляющиеся у всех людей в различных обстоятельствах. На рисунке 1 представлена структурная диаграмма состояний. Все три Я-состояния по большей части имеют отношение к «фрейдовскому» эго (нежели к суперэго и «ид», как может показаться относительно состояний Родителя и Ребенка) и потому могут быть хорошо осознанны и подробно изучены.


Рис. 1 – Структурная диаграмма состояний. А – структурная диаграмма, Б – упрощенный вид


Состояние, воспроизводящее родительское поведение, называется Я-Родитель. В этом состоянии человек воспроизводит поведение одного из своих биологических родителей или лиц замещающих их, так, как он понимал это поведение в раннем детстве.

Состояние Я, в котором человек оперирует логикой и фактами, объективно оценивает окружение, рассчитывает свои возможности и вероятности тех или иных событий на основе прошлого опыта – называется Взрослым состоянием-Я. Таким образом, Взрослый функционирует подобно компьютеру, оперирующему логикой, фактами и понятием выгоды.

И, наконец, в каждом человеке внутри находится мальчик или девочка, которые думают, чувствуют, говорят и отвечают так, как бы они поступали будучи ребенком определенного возраста. Это состояние-Я называется Я-Ребенок. Однако Ребенка не следует рассматривать только как нечто незрелое. Каждому необходимо понять своего Ребенка, потому что ему придется прожить с ним всю жизнь, к тому же это самая важная и ценная часть его личности, творческое начало.


Конечной целью трансактного анализа в индивидуальной психотерапии является структурная реинтеграция. Клиент изучает свои Я-состояния (структурный анализ), далее следует функциональный анализ – какие программы функции и стереотипы заложены в его Я-состояниях и сценарный анализ – его детские решения, на основании которых он выстроил подсознательный план на жизнь, при воздействии родителей и общества.

Структурная реинтеграция заключается в следующем:

1. Клиент учится использовать свое Взрослое состояние-Я.

2. Клиент осознает программы своего внутреннего Родителя (запреты, негативные предписания,

обманы, предрассудки и пр.). Терапевт на данном этапе дает поддержку его внутреннему

Ребенку, избавляя от прессинга внутреннего Родителя. Затем прорабатывает интроекции клиента, содержащиеся в его Я-Родителе, даются необходимые разрешения. В конечном итоге, состояние Я-Родителя должно поддерживать разумные инициативы Я-Ребенка.

3. Осознание детских решений Я-Ребенка, принятого им жизненного сценария, базовых позиций, и, в конечном итоге, изменение стереотипов поведения.

1.2 Наблюдение Я-состояний

Для Родительского состояния характерны позы и указующие жесты, придающие внушительный вид; директивное содержания беседы, расспросы, нравоучения, морализаторство. Даже когда это состояние выключено, оно исполняет обязанности морали, являясь аналогом суперэго в психоаналитической теории. Для общения в состоянии Я-Родителя характерно соблюдение всевозможных социальных норм, традиций и чрезвычайно формализовано. В этом состоянии человек исполняет ритуализованные действия, такие как, воспитание подрастающего поколения (в роли отца или матери), а также светские рауты и всякого рода собрания, не лишенные церемоний (в роли учителя, священника, полицейского или другого лица осуществляющего контроль).

В состоянии Взрослого люди обычно заняты деятельностью (работа, процедуры). В этом состоянии часто задействованы большие группы мышц. К примеру, во время выступления человек сел, встал, прохаживается по аудитории, жестикулирует. Или рабочий бьет молотком по наковальне, при этом задействованы практически все групп мышц. Действия скоординированы и уверенны. Стоит упомянуть, что для Взрослого состояния-Я принят деловой стиль общения.

В состоянии Ребенка задействована мелкая моторика. Ребенок вертит в руках какой-нибудь предмет, качает ногой, крутится, сидя на стуле. В состоянии Ребенка человек может быть неуверенным, испуганным, зажатым или веселым и искренним. В состоянии Я-Ребенка, человек склонен к играм, развлечениям, неформальному общению и проявлению истинных переживаний.

1.3 Включенность Я-состояний и их окончательное проявление

Окончательное проявление – это то, как работают состояния-Я в сформировавшейся личности.

Есть три принципиальных механизма, на основе которых осуществляется окончательное проявление:

1) Разъединение. Состояния-Я «разъединены» и «не разговаривают» между собой, тогда каждое из них проявляет себя независимо, будто бы не зная, чем заняты другие. Пример этого – истерика, когда Ребенок вытворят всякие «чудеса», Взрослый – понятия об этом не имеет, а Родитель находится «в отключке».

2) Исключение. При исключении одно из Я-состояний доминирует, а то и берет абсолютную власть. Наиболее очевидно это проявляется у фанатиков, когда наполненный энергией Родитель подавляет Я-Ребенка и Я-Взрослого, впрочем, как и соответствующие Я-состояния окружающих людей. В этом случае Родитель берет полный контроль над происходящим.

«Обычные» исключения можно наблюдать у «сбалансированных» личностей, когда одно состояние-Я верховодит с согласия остальных. К примеру, во время работы Ребенок и Родитель уступают возможность действовать Взрослому. В обмен на это, Ребенку разрешается проявлять себя в свободное время, а Родителю – контролировать ситуацию тогда, когда это действительно необходимо.

3) Объединение. Объединение означает, что все три состояния-Я проявляют себя одновременно, как бывает у профессиональных артистов. Например, музыкант играет на инструменте (Взрослый), поет веселую песенку (Ребенок), контролирует реакцию зала (Родитель)

Окончательное проявление личности легче всего понять по голосу и интонации. Голос человека важен для нахождения «компромиссов» между Я-состояниями. Некоторые женщины уверенно говорят разумные вещи детским голосом. Это «компромисс» между Родителем, говорящим «Не взрослей!», Взрослым, который дает некую рекомендацию, и Ребенком, которому нравится защита. Это проявление личности можно назвать «Ребенок обусловленный Взрослым» или «вундеркинд». Есть мужчины, которые говорят разумные вещи взрослым голосом, но неуверенно. В этом случае Родитель говорит: «Кем ты себя возомнил?» Ребенок – «Я хочу проявить себя», Взрослый – «Почему бы тебе не попробовать вот это?» Такой случай можно назвать «Взрослый, обусловленный Ребенком». Есть проявления «Ребенок, обусловленный Родителем» («Мама так сказала») и Родитель, обусловленный Взрослым» («Правильно делать вот так»)

1.4 Анализ трансакций

Единица социального взаимодействия (коммуникации) называется трансакцией. Трансакция состоит из стимула и реакции. Анализ трансакций также покажет, какие состояния-Я при этом взаимодействовали.

Рассмотрим пример. Человек заходит в салон сотовой связи и к нему подходит консультант с предложением помочь. Кто в этом случае должен был давать стимул, а кто реакцию?

В приведенном выше примере стимул исходит от консультанта, что, скорее всего, не совсем верно, потому что покупатель пришел с какой-то своей потребностью, поэтому он должен объявить причину своего прихода, начать разговор, привлечь внимание продавца, например, поздоровавшись с ним.

Люди любят совершать покупки, а вот чувствовать себя Жертвой продавца – вовсе нет.

Так, в одной компании, персоналу запретили сразу делать презентацию, в том числе по телефону, вместо этого клиента сразу приглашали в офис. Диалог в офисе был примерно такой:

1. Покупатель. Здравствуйте.

1. Продавец. Здравствуйте.

2. Покупатель. Вы занимаетесь установкой окон?

2. Продавец. Да.

3. Продавец. У вас есть размеры?

3. Покупатель. К сожалению, нет.

4. Продавец. Тогда наш специалист подъедет и сделает все необходимые замеры и рассчитает стоимость, когда Вам это удобно?

Здесь мы видим, что стимул в транзакциях 1 и 2, принадлежит Покупателю, затем инициативу захватывает продавец (транзакции 3 и 4) Оба участники разговора находятся во Взрослом состоянии-Я и их транзакции дополняющие.

Трансакции называются дополняющими, когда реакция на стимул ожидаемая, соответствует ситуации и общепринятым нормам общения.


Рис. 2 – Диаграмма, показывающая девять возможных дополняющих трансакций.


Согласно теории вероятности, существует 81 вариант трансакций. На рис. 2 мы видим 9 дополняющих транзакций, они представляют собою две параллельные линии. Например, 1 – (Родитель-Родитель), 2 – (Родитель-Взрослый), 5 – (Взрослый-Взрослый), 9 – (Ребенок -Ребенок).

Приведем примеры:

Трансакция 1 – заседание родительского комитета; 2 – начальник проверяет деятельность подчиненного; 5 – медсестра ассистирует врачу в проведении операции; 9 – трансакция играющих детей или развеселившихся взрослых.

До тех пор, пока транзакции являются дополняющими, два человека могут разговаривать друг с другом на заданную тему сколь угодно долго.

Рассмотрим пересекающиеся транзакции. Важнейшими из них будут реакции переноса и контрпереноса.


РИС 3. А – Перенос, Б – Контрперенос


Перенос — психологическое явление, при котором бессознательно переносятся ранее пережитые чувства и отношения, проявлявшихся к одному человеку, совсем на другого человека, в том числе и на терапевта в ходе психотерапии.

Пример.

Начальник. Почему Вы опоздали?

Подчиненный. Почему всегда обвиняют только меня, а на опоздания других закрывают глаза?

В этой ситуации на начальника была перенесена фигура родителя (например, отца) подчиненного, поведение которого расценивалось как несправедливое.

Перенос удобно разделить на следующие категории:

1) родственный (перенос фигуры отца, матери, брата, сестры);

2) фиксационный – задержки в психических фазах развитии (оральная, анальная, фаллическая, зависимая, генитальная);

3) объектный или идентификационный (воспринимает объект как внешний, от которого он зависит; воспринимает другое лицо (или те или иные его качества) как часть самого себя)

4) позитивный или негативный (доброжелательное или враждебное восприятие объекта переноса);

5) эротический (возникает влечение или влюбленность)

Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента.

Он направлен чаще на состояние Я-Ребенка. Например, клиент делает Взрослое замечание, а терапевт пересекает вектор и отвечает как Родитель Ребенку. Реакция контрпереноса служит наиболее частой причиной трудностей в личных и деловых отношениях.

Всего возможны 72 разновидности пересекающихся трансакций, однако, в повседневной жизни и в практике встречаются лишь некоторые из них. Это ранее описанные трансакции:

1) (В-В – Р-Ре) – реакция переноса;

2) (В-В – Р-Ре) – реакция контрпереноса;

3) (Ре-Р – В-В) – «радражительная реакция» Взрослого, когда Ребенок ожидает сочувствия и поддержки, а вместо этого получает сухие факты от Взрослого (прагматизм, отсутствие сочувствия);

4) (Р-Ре – В-В) – «дерзость», когда человек готов услышать жалобу и дать поддержку из Заботливого Родителя, но получает ответ, который кажется наглым и самоуверенным, также заключающийся в обращении к фактам.

5) (Р-Ре – Р-Ре) – интересная, но реже используемая трансакция (которая вызывает изумление обоих), когда каждый из собеседников с позиции Родителя критикует Ребенка оппонента или пытается позаботится о нем (забавные инциденты, когда два человека пропускают друг друга в открытую дверь)

Пересекающиеся и дополняющие транзакции – простые и являются одноуровневыми. Существует также скрытые, или двухуровневые транзакции.


Рис. 4 – Двухуровневые трансакции: А – угловая, Б – двойная.


Первый вид таких трансакций называется угловой трансакцией. Ее хорошо иллюстрирует следующая ситуация:

Таксист (оглядывая клиента). Я могу отвезти тебя из аэропорта прямо до места, но ты не поедешь (тебе не по карману).

Турист. Да что ты говоришь, назови цену!

Анализ этой трансакции представлен на рис. 4А. Таксист из Взрослого-Я, утверждает два факта: «Я могу довезти тебя быстро и комфортно» и «Для тебя это слишком дорого». На очевидном, социальном уровне оба утверждения предназначаются Взрослому-Я туриста, который должен ответить: «Да, конечно вы правы». Однако на скрытом, психологическом уровне опытный и поднаторевший в общении с клиентами таксист провоцирует состояния Я-Ребенка туриста. Эффективность этой тактики подтверждается ответом от Я-Ребенка, который говорит: «Я докажу этому наглецу, что я не хуже других клиентов». Можно сказать, что таксист взял Я-Ребенка туриста на слабо.

Второй тип двухуровневой трансакции называется двойной трансакцией. В отличие от угловой трансакции в ней участвуют не три, а четыре состояний-Я. Пример:

Мужчина. У меня дома есть аквариум с рыбками.

Женщина. Обожаю на них любоваться!

Ситуация представлена на рис. 4Б. На социальном уровне Взрослые говорят об аквариумных рыбках и подобных мелочах, а на психологическом – два Ребенка участвуют в играх флирта. Казалось бы, инициатива исходит от Взрослого-Я, однако, исход игры определяет состояние Я-Ребенка.

Резюме. Трансакции можно разделить на дополняющие и пересекающиеся, оба вида относятся к простым одноуровневым трансакциям. Скрытые двухуровневые трансакции подразделяются на угловые и двойные.

1.5 Еще немного о термине «трансакция»

Трансакция переводится также как сделка, иногда говорят о Взрослом состоянии-Я, которое рассматривает желание Я-Ребенка и критику Я-Родителя и выбирает оптимальное решение. В случае, когда Взрослое состояние сильное и уверенное, то решение ситуации происходит быстро и без лишних колебаний. Поэтому столь важное значение придается умению пользоваться Взрослым состоянием-Я. Также трансактный анализ иногда рассматривают как сделку (договор) между клиентом и терапевтом, для достижения определенного результата, что опять же настраивает на взаимодействие по типу Взрослый – Взрослый.

Также стоит упомянуть об экономическом термине транзакция. Транзакция сопровождается сменой права собственности на объект. Также интересен термин транзакционные издержки. Рост современной экономики осуществляется за счет уменьшения транзакционных издержек, т.е. уменьшению затрат на взаимодействия между людьми (тех самых «берновских» трансакций) за счет их упрощения. Этому способствуют электронные платежи, мобильные телефоны, оформление документов в электронном виде, онлайн-конференции и пр. Эти нововведения и новшества максимально сокращают материальные, временные, психические и другие всевозможные затраты на совершение различных трансакций.