Раздел II
Часть I
О явлениях гениев и духов и о виде, в каком гении и духи являлись людям, мнения язычников, средневековые поверья и предрассудки
Глава I. Мнения древних восточных народов о добрых и злых гениях или духах
Вера в добрых гениев, как благодетельные существа, и злых гениев, как вредоносные существа, была общей всем древним народам. Она встречается у древних шаманов[38], китайцев, персов, египтян, индийцев и других. На первой ступени развития религиозного сознания в религиозных убеждениях фетишистов этой веры не встречаем; но как только религия получила более определенную форму, явилась и вера в добрых и злых гениев. Мы приведем здесь взгляд некоторых восточных народов на гениев.
1. Мнение шаманов. Шаманизм допускает во Вселенной действие двух начал – доброго и злого и служит тому и другому. Первое место между божествами занимает Тенгери, источник жизни и всякого добра. Сотворенные им гении представляют олицетворение небесных явлений, сил природы, стиxий и даже человеческих страстей. Напр.
1. Багатор или Батырь, Тенгери, гений храбрости;
2. Дайсун-тенгери – покровитель войны
3. Кисаган – защитник и податель победы;
4. Дзол-дзаягачи – богиня дарующая детей и пекущаяся об их счастье и здоровье.
Сюда относятся и Иренюсун-сульде – 99 гениев, которые господствуют над горами, реками, пустынями, лесами, зверями и проч. Шаманы считают сульде сколь храбрыми, столь же и внимательными. Поэтому в напевах шаманских всего чаще слышится монолог: «99 Тенгеринов! внимайте словам нашим! Алтай хан, Кунтей хан……… вы, владычествующие повсюду, поспешите к нам!»
Будучи по природе добрыми, сульде или тенгерины ни в каком случае не возбуждают опасения. Они являются лишь там, где нужна их помощь и услуга. К тенгеринам обращаются, как к посредникам между богами и людьми, особенно в тех случаях, когда надобно действовать против Чиктуров и других враждебных человеку духов.
Напротив чинтуры, как естественно злые существа, питают всегдашнюю вражду к людям и к небу. Их-то Шаманы боятся и вменяют в обязанность себе укрощать злобу их жертвами и молитвами. Главными местопребываниями их служат ад и пропасти земные, а также пустыни, горы, леса, воды и даже жилища людские. Чем ближе они к человеку, тем более стараются вредить ему, или по крайней мере враждебно наблюдать за его действиями и направлять их к своим целям.
Нося общее имя чинтуров, существа эти делятся на многие виды. Замечательнейшие из класса чинтуров следующие:
1. Элье; он является в виде коршуна, который, сидя на диком коне, впустивши когти в гриву, мчится стрелою по горам и степям. Явление его – предвестник злополучия.
2. Ада, видимо не видимо носится в пустынях, среди жилищ; пугает людей, возбуждает крамолы и самые неистовые страсти.
3. Албин – существо шутливое. Шатаясь по дебрям и распутиям, он окликает, зажигает ложные огни, представляет фантастические виды, и всем этим вводит людей в обман, сбивает с толку, и заставляет блуждать.
4. Кульчин. Это страшилище принимает на себя разные виды и тешится, что являясь там, где его не ожидают, наводит ужас на человека.
5. Бук. Он принадлежит к числу домовых, и поселившись в юрте, ни днем, ни ночью не дает покоя.
Среднее место между добрыми и злыми гениями занимают онгоны, т. е. души людей, которые, прославившись в жизни добрыми и злыми деяниями, не прерывают и по смерти своих прежних отношений к мирy и продолжают действовать то во вред, то в пользу живых. И те из них, которые приняли злое направление, наносят поветрия, причиняют тяжелые болезни, губят детей, изнуряют скот, словом они бич того племени, среди которого водворились[39].
Таким образом шаманисты верили в добрых гениев, которым вверено смотрение за всеми частями мира, и которые пекутся о благе мира вообще и в частности о благополучии людей. Злые духи врываются в их области и производят в них беспорядки, обманывают и пугают людей.
2. Мнение древних китайцев. По мнению китайцев, звезды суть жилища духов шень (Schin), которые производят влияние на земную жизнь, почему и называются духами жизни. Звезды разделяются на четыре группы по четырем частям света, из которых каждая имеет своего особенного шень; каждый шень управляет не только известною частью звезд, но и частью года и свойственною ему стихией; восток подчинен Дракону, который владычествуют над эфиром и весною; север таинственному Витязю (Hiuen-wu)[40], которому подвластна вода и зима; запад Тигру, который господствует над воздухом и осенью: юг Красной птице[41], которая начальствует над огнем и летом. К этим четырем шень принадлежит еще пятый дух земли, пребывающий по средине прочих; ему поклоняются между летом и осенью. Кроме того каждая из пяти стихий имеет своего шень; а также река, озера, моря, пустыни и проч. имеют своих шень. Между ними есть и злые духи гуй (kuci). Шень постоянно ведут борьбу с собственно злыми духами – гуй.
3. Мнение персов. Безначальное существо Церуане-акеренe изрекло слово: «Гоновер-да будет», и этим творческим словом произвело бесконечное множество низших и высших духов т. е. феруеров. Все существующее должно иметь и имеет своего феруера. Величайшие из этих духов, Ормузд – великий творец и Ариман – зломыслящий. Ормузд – неизмеримая мудрость, его воля свята; он источник всего истинного и доброго. Ормузду противоположен Ариман – корень всего нечистого, злого. Ормузд и феруеры обитают в невидимом небе, в жилище блаженных городман. Ариман и его сообщники в преисподней Дуцак, в страшной, мрачной пропасти, находящейся под землею. Духи, покровители всех вещей суть семь Амешаспентов, т. е. бессмертных, святых, и Изедов. Последние подчинены первым. Все месяцы и дни находятся под покровительством Амешаспентов и Изедов, даже части дня подчинены особым Изедам. Таким образом Изеды, как низшие духи, феруеры, занимают и низшие должности; они преимущественно наблюдают за днями и месяцами. Должность Амешаспентов, как высших феруеров, гораздо выше и шире. Амешаспент Баман – хранитель всего животного царства; Ардибегешт – хранитель огня; Шаривер – хранитель металлов, Сапандомада – хранительница земли, плодородия, наук, мудрости и божественного откровения; Кордад – хранитель воды, и Ашердад – хранитель растительного царства и стад. Bcе они подчинены Ормузду, как первому Амешаспенту, который есть защитник, покровитель и споспешник всего истинного, чистого, доброго.
Но по мере того, как Ормузд создавал мир, Ариман, в противоположность ему, творил существа враждебные, и благотворному действию Амешаспентов и Изедов противопоставил вредное и разрушительное влияние своих дервандов и девов. Он создал безобразное, недостойное творение, полчище, но числом и могуществом равное Ормуздову воинству. Ормузду противодействовал сам Ариман. Амешаспентам и Изедам противодействовали дерванды и девы или дивы. Все злое и нечистое в мире физическом и нравственном имеет своего дева, особенно относятся сюда карфестеры, означавшие всякое нечистое создание в мире животном. Ариман со своими сообщниками во всей природе распространил зло и нечистоту; планетам он противопоставил зловещие кометы, осквернил стихии; огонь – дымом и чадом, воду – гадами, воздух – зловредными испарениями, землю поражает бесплодием, к растениям примешал яд и терния, каждому чистому животному противопоставил нечистое, самих людей поразил бедностью, болезнями и смертью и растлил нравственно. Очевидно, что вера персов, как верование религии рефлективной, гораздо выше, чем вера китайцев в гениев. Формы религии китайцев да вместе и шаманистов, как формы религии природы, по развитию своему ниже, чем рефлективная религия персов. От того у шаманистов и китайцев сами убеждения о гениях слишком поверхностны. Их гении имеют влияние только на видимую природу; их деятельность простирается например, на болота, леса, горы и т. п. Гении персов своею деятельностью обнимают не только мир физический, но и нравственный, и особенно имеет влияние на последний.
4. Мнение египтян. Кнеф, или творец Мент, взяв часть своего дыхания, соединил его с огнем и другими натурами, произнес некоторые слова, и явилась тонкая, ему только видимая Maтepия; из нее он образовал многие тысячи демонов, образов его самого, потом смотал другие элементы, воду и землю, произнес менее могущественные слова, вдохнул свой дух и произвел множество душ. Он разделил демонов и души, по относительному их достоинству, на 60 классов и разместил их между землею и твердью небесною, в воздухе, с тем, чтобы они не оставляли своих мест под опасением наказания. Этот период не имеет определенного продолжения времени потому, что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и определенного времени. Это был самый счастливый период. Но когда сила времени, Себа (Кроноса), начала обнаруживать и гибельную сторону своей природы, и когда Себ вступил в борьбу с Оксамосом, который победил и низринул его в Тартар, тогда в природе совершился переворот, чтобы совершенно очистить землю от произошедшего в ней замешательства, творческий дух ниспослал на нее потоп, из которого земля вышла в обновленном виде. Для населения очищенной земли, миротворящий дух предоставил демонам, ближайшим к звездам, образовать из оставшейся от миротворения материи различные классы существ, обещая оживить их произведения своим дыханием, и демоны образовали из воздушной материи птиц, из воды рыб, из земли животных диких и домашних, а из холодного остатка – пресмыкающихся. Демонам и душам назначены были, по их относительному достоинству, определенные места в воздухе, которые запрещено им было оставлять под опасением наказания. Но демоны, возгордившись своим творением, вышли из повиновения и оставили свои места потому, что покой казался им смертью. Они хотели проникнуть в высшие небесные сферы, но от взора Господня тотчас упали оттуда в знак Рака. Божество заключило их в формы видимой природы, для их очищения. Их жалобы не имели успеха. Не имея возможности переносить стыда и не внимая божественным велениям, они распространили беспорядок и раздор, зло увеличилось. Стихии, оскверненные нечистотою их, возопили к божеству верховному, и оно обещало послать им истечение самого себя. И действительно, чтобы судить живых и награждать или наказывать умерших, явились на земле Изида и Озирис и другие боги второго и третьего поколения.
Таким образом демоны египтян лишаются за свое поведение тех прав, которые были даны им у персов. Злые действия Аримана и его сообщников естественны потому, что они соединены с понятием о самой природе Аримана, сотворенного со злыми наклонностями и способностями. Напротив, у египтян демоны сотворены добрыми, но пали за свою гордость и неразумную требовательность и произвели в мире много зла. Ариману дана известная доля в управлении миром (во втором и особенно четвертом периоде, когда настанет его владычество). Демоны египтян лишены этих прав, и если вторгаются в чужую область и производят там беспорядки и зло, то поступают беззаконно, против законов своей первоначальной природы и против велений верховного бога, который требовал от них правды и чистоты, когда заключил их в вещественные формы для очищения. Поведение демонов, как мы сказали, лишило их тех прав, какими пользуются Амешаспенты и Изеды у персов. Эти высокие должности и права предоставлены египтянами божествам. Так Тоту приписывают всю египетскую науку; Хасефу письменное искусство и ученость; Имутеф и Негимеу виновники врачебной науки; Маи и Тафне божества поэзии; Тме – богиня правды и т. п. Bcе эти боги в соединении с высшими богами первого и второго поколения участвуют в разных должностях мироправления и господства над живыми существами, а в преисподней в Аментесе производят суд над душами умерших людей.
Что же касается демонов или духов непадших, которых относительно очень немного, то им предоставлена только одна обязанность. Каждый падший дух, нисходя, на землю, получает себе в спутники и защитники одного непадшего, который и остается при нем во все время, назначенное для удовлетворения за грехи.
Из этих замечаний видно, что египетские боги второго а третьего поколения исправляют обязанности персидских Амешаспентов Иезидов, а место дервандов и девов – демоны и души падшие. Первобожество египтян представляется выше чем первобожество персов потому, что первое не произвело зла; оно само собою явилось – без участия первобожества, тогда как Церуане-акерене само произвело отрицательную сторону добра в лиц Аримана. У персов силы Аримана почти равны силам Ормузда, тогда как у египтян могущество богов подавляет силы демонов.
5. Mнениe индийцев. Вечный, по истечении времен, восхотел сообщить величие своей природы существам, которые были бы способны участвовать в его блаженстве и служить его величию, и эти существа явились. Он образовал их частью из своей собственной природы, способными к совершенству, а частью, при влиянии качеств природы, оставил их с возможностью несовершенства, возможностью делать зло, предоставляя им выбор свободный между тем и другим. Творение это – мир духов, которых Вечный разделил, по различию участия в них качеств природы, на чины и сонмы и над каждым чином поставил главу. Они молились пред престолом Вечного, каждый по своему достоинству, и гармония царствовала на небе.
Это блаженство и это прославление Вечного продолжалось бы вечно, если бы Maгиcacypa и Paвана, ближайшие к Тримурти духи, по зависти к ней, не отказались повиноваться Вечному и по гордости не захотели сами господствовать. Многие подчиненные духи соблазнились их примером. Вечный, разгневанный и опечаленный, повелел Браме возвратить возмутившихся духов к повиновению и возвестить им в таком случае милость и прощение. Возмутители упорствовали в неповиновении. После этого Вечный повелел Сибе богу смерти и жизни, разрушителю и воссоздателю низринуть отступников в кромешную тьму – в ондерах, в наказание на 1000 лет.
Между тем, как отверженные духи томились в ондерахе, оставшиеся в повиновении духи не переставали умолять Вечного оказать милость отверженным, – и Вечный, снисходя к мольбам верных духов, дал возможность отверженным возвратиться в первоначальное состояние, к прежнему блаженству, предоставив это их собственной воле; средства к возвращению испытания, истязания. После этого Вечный решился создать и создал мир вещественный, видимый, потом повелел Вишну сойти в новосозданный мир с тем, чтобы падших духов постепенно переводить из ондераха в мир вещественный, в мир наказания, где заключенные в тела низших тварей, духи должны подвергаться естественным страданиям сообразно с их преступлениями. Когда духи пройдут все степени испытания, очищения и оправдания, тогда возвратятся в прежнее состояние. Но не все духи достигнут этого.
Вся Вселенная, по преобладанию в ней одного из трех качеств природы, разделяется на три мирa: 1) на мир света, который подразделяется на семь высших областей, или звездных сфер; 2) на мир испытания, мир человеческий, и 3) на мир тьмы, подразделяющийся на семь степеней наказания.
Мир света населяют бесчисленные добрые духи и восемь стражей восьми стран неба. Мир испытания представляет собой поле борьбы добрых и злых духов; а мир тьмы предопределен для наказания духов падших. Духи злые будут приобретать все более влияния на земле так, что будет исключением тот, кто не прельщен будет ими. И потому, чтобы противостоять злым духам и поражать их, добрые духи предстали перед Вечным и умоляли его, устами Вишну, чтобы он нисходил иногда на землю в чувственном виде и ратующим духам помогал своим советом и примером против наущения злых духов. Вечный милостиво согласился на их просьбу. Вишну, по мнению индийцев, уже девять раз являлся с этою целью в мир и еще раз явится. Злые духи или гении все силы направляют к тому, чтобы поразить добрых; беспорядки, разрушения, неустройства в природе суть действия злых гениев. Бедствия, болезни и вообще все несчастья, поражающие человека в жизни, следствия грехов низверженных с неба гениев и посланных для наказания в мир вещественный, а также следствия настоящих грехов, совершаемых постоянно человеком по наущению и содействию злых гениев.
Глава II. Мнения греков и римлян о гениях или духах
Подобно восточным народам древние греки и римляне верили в существование двух родов гениев, или духов добрых, благодетельных и злых, зловредных. Они верили, что каждому человеку при самом рождении дается богами два гения или духа – добрый и злой, что добрый гений побуждает человека к добру, злой же совращает его ко злу; первый заботится о его счастье и благополучии, второй вовлекает его в худые дела, соблазняет к безнравственной жизни и подвергает его несчастьям.
Греки и римляне верили далее, что не только частные лица, но и каждый дом, каждый город, каждая провинция имеют своих гениев. Эти последнего рода гении, т. е. гении, приставленные к домам, городам, провинциям, считались добрыми, благодетельными, благотворными, достойными почитания[42].
Гениям приносимы были в жертву цветы, фимиам, кушанья и вино[43]; именем гениев клялись[44]. Тертуллиан говорит, что у греков и римлян считалось великим преступлением нарушать клятву, данную во имя гения царского[45]. Часто встречается на Римских монетах надпись: Qenium populi Romani, т. е. гений народа Римского. Когда римлянин или грек приходил в чужую землю, то прежде всего он непременно приветствовал гения этой страны, обращаясь к нему с молитвою, и приносил ему жертву. То же самое повторялось и при удалении из страны, – при этом уходивший из страны почтительно целовал землю[46].
Не было ни одного государства, провинции, ни одного города, ни одних ворот, и ни одного общественного или частного здания, которые бы не имели своего гения[47].
Гений дается также богами каждому человеку и руководит им во всем со дня рождения и до гробовой доски: «Так как, говорит Сенека, наши предки верили, что каждому из них дан богами в руководители гений, то каждый человек, по их мнению, имеет своего гения[48]».
«Гений есть бог, говорит другой писатель. – под защитой которого каждый живет с самого своего рождения….. он находится при человеке до последнего дня его жизни[49]».
Признавая этих гениев (т. е. охраняющих царства, провинцию, города, дома и людей) благодетельными, добрыми. Греки и Римляне оказывали им, как своим домашним богам, суеверное, идолопоклонническое почитание; молились им и приносили жертвы, состоявшие из благовония, пищи, меда, вина и т. п.; не приносили им только кровавых жертв[50].
Греки и римляне верили еще, что демоны любят воскурения и жертвенную кровь, пение и женское общество, что они по временам тревожат известные места и здания. И потому греки и римляне приносили жертвы и злым гениям, или демонам, с тем, чтобы задобрить их.
Порфирий, неоплатоник, не задумываясь, утверждает, что демоны страстно желают, чтобы их считали богами, и что их воздухообразным телам весьма нравится запах и дым крови и жира животных, приносимых им в жертву[51]. Так рассуждает об этом и Ямвлих. Но из этих рассуждений Порфирия и Ямвлиха вовсе не видно, откуда известно Порфирию, что тела демонов воздухообразны, что они любят приношение в жертву животных и пр. Их свидетельство важно только в том отношении, что доказывает веру греческой и римской массы в гениев. И как масса не имела оснований для утверждения своих верований и не знала источников, из которых возникло это верование в гениев, так Ямвлих и Порфирий не могли утвердить своих мнений о духах на разумном основании. Все гении неоплатоников вообще и в частности Порфирия и Ямвлиха, произведение их собственной жалкой фантазии, мистически настроенной. Все их произведения о гениях в частности и о религии вообще не иное что, как жалкое стремление противопоставить свои теософические и теургические тенденции быстро развивающемуся христианству.
Конец ознакомительного фрагмента.