И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
© Константин Нивников, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Вступление
…Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаёт большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия…
Я еду в автобусе. Рядом со мной стоит молодая девушка, в ушах у нее наушники. Недалеко от нас сидит пожилая женщина, она замечает стоящую за мной старушку, машет ей рукой – идите, садитесь. Встает. Девушка, увидев освободившееся место, тут же плюхается в него. Женщина растеряно смотрит на старушку, они переглянулись – что поделаешь, такая у нас нынче молодежь. Причем эта девчонка просто не видела, что место было освобождено не ей, она была вся в себе – она просто слушала музыку и не замечала, что происходит вокруг нее. Еще один такой же эпизод. Сидят три девушки, рядом пожилая женщина, лет под шестьдесят. Заходит в автобус женщина с двумя маленькими детьми, обе руки у нее заняты сумками. Дети совсем маленькие и ходят так, что при любом шаге рискуют упасть, женщина, проявляя чудеса эквилибристики, каким-то образом сама удерживает равновесие, при этом пытается удержать от падений и детей. Пожилая женщина тут же встает и уступает место, на это место влезает один из пацанов, но второй не помещается. Молодые дамочки равнодушно смотрят на эту сцены, мысль, что надо бы уступить место просто не приходит им в голову, а родители во время не объяснили им, как надо себя вести в таких ситуациях. Еще одна похожая сцена – в автобус входит мужчина с костылем. Места для инвалидов были заняты старушками и молодой женщиной. Одна из старушек попыталась объяснить молодой даме, что эти места для инвалидов и ей надо бы уступить место, в ответ последовал короткий, но убедительный лай, ошеломленная старушка сразу замолчала, посидела немного, подумала и уступила место сама. Другая ситуация. В автобусе сидят четверо молодых парней. Каждое второе слово – мат перемат. Женщина, стоящая рядом делает им замечание, один из парней агрессивно вскакивает и начинает на нее орать, всем своим видом показывая, что он не остановится и перед рукоприкладством, женщина ошарашена, сразу замолчала, а те продолжают свою беседу, еще более сдобренную матерщиной. Эти сцены сегодня наблюдает каждый из нас. Сразу возникает вопрос – а почему они такие, ведь наше поколение не было таким. Другое время, другое поколение? Мне возразят, что все нормально, и дети растут нормальные, и все это обычное недовольство старших новым поколением. Но сегодня все намного серьезнее и я постараюсь объяснить свою точку зрения.
От чего зависит, какой ребенок вырастет у нас, будет ли он добрым или злым, трудолюбивым или лентяем, вежливым или хамом? Что надо делать, чтобы он оправдал наши ожидания, и почему наши усилия нередко идут прахом и перед нами мы неожиданно для себя видим не нормального человека, а отъявленного негодяя. Почему это происходит? Понятно, что многое зависит, как любят сегодня говорить, от генов. Но не пытаемся ли мы, прикрываясь этой самой наследственностью, скрыть то, что просто неправильно их воспитывали. Скорее всего, мы даже не задумывались над этим – как надо воспитывать детей. Растим их, заботимся о них, делаем все то, что делают и другие родители. Почему-то уверен, что на вопрос, каким бы вы хотели видеть своих детей, многие ответят стандартно – чтобы у них все было хорошо. И чтобы у них все было хорошо, мы стараемся обеспечить их, делаем все, чтобы они получили приличное образование. Кроме того, что мы должны их научить есть, пить, пользоваться горшком, разговаривать, что-то им дать, чем-то обеспечить, что мы еще знаем о воспитании? И о том правильно ли мы все делали, почему они стали такими, к сожалению, эти вопросы мы начинаем задавать себе уже после того, как дети выросли, и исправить уже ничего нельзя.