Вы здесь

Тот самый. Дневник Звездного Стражника. Ключник. Шаг назад – два вперёд. Как я стал Буратино и нашёл ключ понимания (Артем Драгунов, 2017)

Ключник. Шаг назад – два вперёд. Как я стал Буратино и нашёл ключ понимания

Одна из проблем нашего мира – падающее образование.

Несмотря на технологии, коммуникации, свободы, доступы к гигантским архивам знаний, уровень знаний, находящихся непосредственно в черепушках, падает. Мы заменили многие свои функции, в том числе и мозговые, маленькими помощниками. И если раньше тренировали память, нося в голове сотни телефонов, адресов и шаблонов, то сегодня доверили это всё гаджетам, облаку или дешёвой рабочей силе. Мозг расслабился, мы – ещё больше. Если что – сработает сирена, бэкап.

И если раньше человечество было разнородной общностью плохо связанных друг с другом множеств довольно развитых разумов, то сегодня это глобальное, единое, коллективно-корпоративное общество сетевого разума, в которой каждая ячейка «не ахти». Но их много, и они хорошо связаны друг с другом. Эффективность системы растёт, но есть опасность выпадения доли или крупного сегмента ячеек, и тогда система терпит крах. А восстановиться из отдельной ячейки уже не может. Поэтому просто форматирует их и создаёт новые.


Суть проблемы не в подмене функций и даже не в том комфорте и лени, которые двигают технологии и убивают наши умения и знания. На мой взгляд, ключ проблемы – это неумение преподносить материал и заинтересовывать людей тем или иным. Это хорошо заметно, например, в кино. Вот снимает один режиссёр блокбастер со всеми делами, а успеха нет. Не цепляет, не кусает, не теребит, не тревожит и не волнует. Красиво, богато, наворочено, технологично, но не катит. А второй снимает такое, что технически примитивно, а содержанием уже известно всем, и вроде бы должно быть неинтересно, скучно, сто раз говорено, тысячи раз снято, но фильм становится культом. Его помнят, цитируют, любят. Причина в том, что первому не удаётся донести нечто, а второй только это и делает: находит ключ к сознаниям и подсознаниям. Даже если говорит банальности.


Глупо думать, что людям без того или иного уровня образования, культуры и так далее не интересен мир, а интересен лишь тот круг, в котором они общаются. Это не так. Проблема в том, что люди без определённой подготовки и базиса просто не в состоянии принять или воспринять подаваемый материал. Это как со святыми книгами. Я десятки раз пытался честно их прочесть и уяснить хотя бы житие Христа, не говоря уж о многочисленных предках персонажей и т. д. И без толку. Спотыкался на первой же странице. Тот абсурд и хаос, которые там намешаны, приправлены вымирающими языками и речевыми оборотами, непонятными словами и символами быстро остужали пыл. Пока наконец я не посмотрел рок-оперу. И сразу всё вырисовалось. Там понятным мне тогда языком, просто и доступно рассказали суть. Сразу открылось нечто. И после уже и книги прочитались, и стало вроде бы ясно, хотя не всё по-прежнему понятно.:) Но ключ открыл двери интереса, понимания, познания.

Умение подать материал, провести по тропинке, вывести вперёд – это большой труд и умение. Не все умеют.

Разговаривая с человеком более низкой практической или теоретической подготовки, надо выводить его на свой уровень, но делая это его языком и в его мире, а не наоборот – утаскивая его в посторонний, ему чужой, непонятный и запугивая ещё более непонятным. Мы же зачастую делаем наоборот: пытаемся говорить с ними на своём языке, не опускаясь на их уровень. И когда не находим понимания или заинтересованности, то просто начинаем игнорировать, вычёркивать и разделять миры.

Наверно, именно поэтому в моём детстве были так страшно популярны книги типа «забавной физики» или «занимательной химии», где на простом, бытовом уровне объяснялись фундаментальные законы науки.

Помню, как трудно мне давалась химия. Ну не шло. Не было ни интереса, ни желания. Тогда отец взял меня в одну из своих командировок. Папа был инженер от Бога. Таких людей было в те времена много, многие тысячи. Это они построили и создали всё то, что мы называем нашим миром. Когда папу хоронили – пришло полгорода. Не было ни одного человека, который бы плохо его вспоминал. И таких людей было огромное множество. Они не мажорили, а всю жизнь пахали и делали это с энтузиазмом и радостью. И как правило – умели находить ключи. Поэтому им и удалось многое там, где, казалось бы, невозможно.

Отец один раз показал мне, как резко падает температура снега, когда его посыпают солью. Прямо на дороге, рядом с КРАЗом и ревущей техникой. Было около ноля, он посыпал снег солью, и тот замёрз до примерно –14. Детали сейчас не помню. Давно это было. А потом мы лежали в захудалой гостинице рядом с одним перевалом Большого Кавказа, и отец рассказывал мне, как древние римляне, используя этот метод, создавали античные холодильные камеры. И почему так ценилась соль… И я сразу понял, как стало возможным привезти в Рим снег с гор, проскакав через долины, где температура не опускалась ниже +40… Я даже реально это прочувствовал…

Именно такие рассказы будили фантазию. Я приезжал домой и ещё во время каникул перечитывал книги по истории, географии, математике за будущий год. Поэтому когда шёл в школу, уже знал многое из школьного курса. И учёба давалась так легко, что пока все корпели над тетрадками и книжками, сосали мел у доски, я спокойно разглядывал ляжки девчонок, воробьёв на ветках в окне и мастерил плевательные трубки, даже тут используя те знания, которые будили во мне люди-ключи.


Спустя некоторое время я понял, что тоже могу и даже обязан стать ЧЕЛОВЕКОМ-КЛЮЧОМ. Не учителем, не Мастером, не гуру, не кем-то ещё, а именно Ключом. Поэтому в один прекрасный день я стал Ключником и стал искать сами Ключи.

Дайте не совсем образованному человеку прочесть «Улисса» Джойса, и он перестанет читать на второй странице, но подайте то же самое в приемлемой для него форме, сделав для себя шаг назад, и он сделает два шага вперёд. Такие формы подачи материала я называю ключами к пониманию. Многие из нас приходили к тому или иному, просто подобрав такой ключ или получив его в подарок от мудрого человека.


Общество живёт кланами, ячейками, кластерами. Но в нём всегда найдётся место людям, которые носят функцию таких ключей или по сути являются клеем этих ячеек. Именно они связывают воедино такой разный мир, вовремя и грамотно конвертируя одно в другое и завязывая в крепкие узлы. Именно поэтому ценно искусство, и в частности – музыка, литература, творчество, спорт и хобби. Это всё сферы, где этих ключей много.


Я очень ценю такое умение и бесконечно благодарен своим близким, учителям, мастерам и гуру, а главное – судьбе за то, что сводила, сводит и, вероятно, будет сводить с подобными людьми. Это самое главное сегодня – люди-ключи, люди, умеющие толкнуть вперёд, заинтересовать и сделать это так, чтобы в тебе не родилось отвращение к тому или иному.


Поэтому один из законов, который я не забываю: иногда полезно сделать шаг назад, чтобы суметь сделать два вперёд.