Глава пятая.
Заклятые коллеги
Учитель сказал: «Тот, кто не думает о последствиях, непременно столкнется с бедами».
Иснова прав Конфуций (он всегда прав): если не думать о последствиях, то они непременно окажутся плохими.
Применительно к данной главе это высказывание можно истолковать в том смысле, что если вы не будете постоянно держать своих сослуживцев под контролем, то они непременно начнут вставлять палки в колеса. Люди завистливы, а пакости приносят больше удовольствия, чем добрые дела. Есть интересное высказывание английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Зависть подобна лучам солнца, сильнее освещающим холмы, нежели равнины. Поэтому и поднимающиеся незаметно менее подвергаются зависти, чем выскакивающие разом, как бы одним прыжком». Есть над чем задуматься, вы согласны?
Многие руководства для карьеристов напичканы советами, касающимися того, как надо завоевывать доверие окружающих. Они не стоят и выеденного яйца, потому что умные люди никогда не доверяют своим сослуживцам, а только делают вид. Как можно верить тому, кто может обойти тебя и выхватить из-под твоего носа вожделенный лакомый кусок, кто хочет того же, что и ты, и делает это там же, на одном стадионе? Приз один, а желающих его заполучить – легион. Как можно доверять соседу в такой ситуации?
Никакого доверия нет, не было и быть не может. Но что тогда связывает людей, работающих в одном офисе? Только корпоративные попойки? Или что-то еще? Ведь должно что-то связывать людей, служить залогом их взаимных отношений?
Такая связь есть, только имя ей не «Доверие», а «Выгода». Отношения в офисе, даже в самом маленьком, ничем не отличаются от большой политики. Посмотрите, как ведут себя правительства стран. Если выгодно дружить, дружат, если нет, не дружат, если можно силой отобрать что-то у более слабого, то отбирают. Гуманизм придумали сильные мира сего, чтобы было о чем поболтать на досуге.
Если Васе и Мише выгодно дружить против Оли, которая всех достала своей «правильностью» и не дает никому покоя, то они объединятся и «сожрут» Олю, подпортят профессиональную репутацию, подставят и т. п. А может случиться и так, что Оля «закорешится» с Машей и Сашей, и тогда от Васи и Миши в компании останется только недобрая память.
Вася не доверяет Мише, Миша не доверяет Васе, просто Миша понимает, что Васе выгодно «сожрать» Олю (точно так же, как выгодно выдернуть занозу из пальца), а Вася понимает, что это выгодно и Мише, поэтому они объединяются. И оба прекрасно понимают, что, закрыв вопрос с Олей, они могут ополчиться друг на друга. Конкуренция, ничего не поделаешь.
Для того чтобы на вашем карьерном пути возникало как можно меньше препятствий, вам следует вести правильную политику в отношениях с коллегами. Она во все времена одна и та же, ее еще в Древнем Китае выразили в виде стратагемы с поэтичным названием «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»:
Лучше врагов разделить,
Чем позволить им быть вместе.
Нападай там, где уступают,
Не нападай там, где дают отпор.
Яснее и не скажешь, комментарии, как говорится, излишни.
Разумеется, действовать без информации – все равно что стрелять по мишени с завязанными глазами. Теперь-то вы поняли, для чего надо посещать все корпоративные мероприятия? Там даже самые скрытные люди могут позволить себе расслабиться и поделиться с вами какой-нибудь информацией. Один сказал это, другой – то, и постепенно из малюсеньких кусочков складывается цельная картина. Зная расклад, вы сможете принять правильное решение: с кем и против кого объединиться, кого убрать с дороги первым, а кого можно оставить на потом, и так далее. Но не разменивайтесь по мелочам, не стреляйте из пушек по воробьям, уделяйте внимание только тому, что действительно принесет вам реальную пользу.
Бойтесь почивать на лаврах, опрометчиво считая, что вы разобрались со всеми своими конкурентами и вам ничего не угрожает. Стоит вам только остановиться, как вы погибли, самоликвидировались как карьерист. Ушки надо постоянно держать на макушке, а нос – по ветру. Как только вы почувствуете себя матерым офисным волком и решите, что от старых врагов вы избавились, а новые сотрудники не представляют для вас никакой опасности, очень скоро пожалеете о своей самонадеянности. Для блага своей карьеры надо всегда быть в тонусе: заключать новые союзы, разрывать старые, нападать, маневрировать, выжидать.
И не забывайте скрывать свои собственные намерения, помните, что плох тот игрок, который выкладывает все свои карты на стол в самом начале игры. Умейте притворяться средним человечком без особых амбиций, серой мышкой-трудягой, чтобы не вызывать ненужной агрессии у своих коллег. Для того чтобы планы осуществились как можно раньше, ваши коллеги должны завидовать вам как можно меньше и не чувствовать в вас потенциально опасного конкурента. Зато потом, когда вы недосягаемо вырветесь вперед, они начнут рвать на головах волосы и стенать-причитать: «Как это я мог (могла) так обмишуриться? Ой-ёй-ёй!» – а сейчас все должно быть шито-крыто.
Всех ваших коллег условно можно разделить на десять типов. Познакомимся поближе с каждым из них.
Тип первый. Авантюрист.
Самый опасный тип конкурента – беспринципный, креативный, способный находить нестандартные решения. Никогда неизвестно, чего от него можно ожидать. Все авантюристы постоянно нуждаются в деньгах и оттого нацелены на карьеру как средство увеличения своего благосостояния. Сами они предпочитают называть себя решительными и целеустремленными, потому что авантюризм в обществе формально не приветствуется. От конкурентов, принадлежащих к этому типу, следует избавляться в первую очередь.
Тип второй. Тихоня.
«В тихом омуте черти водятся» – правильно гласит народная поговорка. Тихони безопасны и безобидны лишь на первый взгляд. Спиной к ним лучше не поворачиваться, и со счетов ни в коем случае нельзя сбрасывать, рассматривая как мину замедленного действия, которая может (и должна!) рвануть в самый неподходящий момент. Неподходящее время для вас, разумеется.
Тип третий. Овощ.
Ничего не хочет, ни к чему не стремится, на работу ходит, потому что «как-то жить надо». Подкаблучник и подхалим. С такими людьми все просто: надо найти в них слабину (обычно они боязливы) и давить на нее, вынуждая овощ действовать в ваших интересах.
Тип четвертый. Самовлюбленный павлин.
Нарциссизм – эгоизм в кубе. Таким людям необходимы восторженные и рукоплещущие зрители. Восторгайтесь павлинами, рукоплещите им, и они станут послушными марионетками в ваших руках.
Тип пятый. Психопат.
Они недоверчивы, истеричны, часто страдают манией преследования, им кажется, что все окружающие только и озабочены тем, чтобы им навредить. С таким лучше не связываться в открытую: затопчет, иногда и не в переносном смысле, а в буквальном. Боссы терпят психопатов, некоторые их боятся. Никогда не спорьте с психопатами и не смейтесь над ними, выказывайте участие и понимание. При правильном ведении дела психопат может стать вашим самым лучшим универсальным оружием, потому что его очень легко натравить на кого-то.
Тип шестой. Трудоголик.
Он просыпается с мыслью о работе и засыпает, повторяя в уме данные отчета за прошлый квартал. Он приходит раньше всех, а уходит позже всех. Он не ходит на корпоративы, в кинотеатры, на футбол, потому что у него нет на это времени. Босс ежедневно ставит его в пример и открыто говорит, что знает, кого он оставит вместо себя, когда придет время уйти на пенсию.
От таких сослуживцев избавляются в самую первую очередь. Дружно, сообща, любой ценой, потому что пока рядом с вами работает такое совершенство во всех отношениях, ни у кого из вас нет шансов на карьеру. Абсолютно никаких.
Тип седьмой. Пофигист.
Прямая противоположность трудоголику. Делает свое дело не лучшим образом, не соблюдает сроков, любит опаздывать на работу. Склонен к публичной демагогии. И при этом сидит на своем стуле уже седьмой год. Парадокс? Никакого парадокса! Просто так на работе откровенных пофигистов не держат. Значит, есть, за что его терпеть, и есть, за что ему прощать. Или пофигист стучит, или состоит в любовной связи с боссом, или выполняет деликатные поручения босса, может, и все сразу. Будьте осторожны с пофигистами, примериваясь, как бы половчее их сожрать, отмеряйте не семь раз, а все десять, возможно, что вам придется выступать против тандема – Босс плюс Пофигист.
Тип восьмой. Человек со связями.
Наверное, это самые приятные из коллег. В карьерной грызне не участвуют, потому что протекция и так обеспечит им желаемое. Обычно они ждут, пока освободится теплое местечко, или просто нарабатывают положенный для взлета стаж (для занятия многих высоких должностей требуется определенный срок работы в компании). В группировки и союзы люди со связями вовлекаются неохотно. Если вам надо убрать с дороги такого конкурента, то следует хорошенько подготовиться и нанести очень мощный удар, чтобы любой высокий покровитель побоялся или не захотел вмешиваться. Самый идеальный способ – обвинение в регулярном сливе конфиденциальной информации конкурентам, обвинение доказанное, а не голословное. Как будете создавать веские доказательства, ваша забота.
Если же ваши карьерные интересы находятся в разных плоскостях, то с этим типом непременно стоит подружиться, чтобы иметь возможность использования его связей в своих интересах.
Тип девятый. Ворчун.
Вечно всем недовольный, со всех сторон ущербный, искренне убежденный, что жизнь – дерьмо, а дальше будет только хуже. Представляет ценность как источник негативной информации обо всех сотрудниках и о компании в целом. Может оказаться довольно опасным противником. Главное его оружие – шантаж.
Тип десятый. Конформист.
С готовностью соглашается со всеми, по любым вопросам, избегает конфликтов, старается поддерживать ровные отношения, гибок до пластичности. Конформисты – идеальные приспособленцы к любой обстановке и условиям. Это человек, приятный во всех смыслах, без острых углов. Кажется, вы узнали себя, не так ли?
Клевета и шантаж, угрозы и подкуп, наговоры и уговоры. Если вы ступили на карьерную стезю, то для вас нет ничего запретного. Как уже было сказано, все, что полезно, – хорошо.
Не забывайте время от времени оглядываться назад, чтобы не пропустить неожиданный удар в спину. Те, кого вы так ловко убрали со своей широкой дороги, могут затаить зло и начать разрабатывать планы мести. Им уже нечего терять, кроме своих обид, а вы, такой успешный, представляете прекрасную мишень. Поэтому вы должны непременно оглядываться, просчитывать последствия и своевременно принимать меры по обеспечению безопасности. Для того чтобы неприятных хлопот было бы меньше, следует всячески скрывать свою причастность к тому, что привело к краху ваших конкурентов. Пусть лучше они злятся на свою судьбу, чем на вас, и претензии предъявляют судьбе. Ей-то все равно…
В наше время вошло в моду иметь в штате компании психологов, которые должны оздоравливать обстановку в коллективе: консультировать сотрудников, помогать им в решении проблем, возникающих во время работы, гасить конфликты и подобное. Вроде бы здорово, но это только на первый взгляд. Существует аксиома: «Кто человеку платит, тому он и служит». Штатные психологи получают зарплату от компании и потому служат, защищая ее интересы. Смысл их деятельности заключается в сборе информации о сотрудниках, которая может оказаться полезной компании. Кто что думает, кто что говорит, кто чем дышит, от кого пора избавляться. При наличии проблем лучше сходить к психологу на стороне. Пусть придется немного потратиться, зато спокойней будет.
Происки и козни коллег иногда могут довести до белого каления, а иногда и вогнать в депрессию. Но зачем бегать по психологам? Можно просто сесть, закрыть глаза и представить, как ваши коллеги, теперь уже бывшие, читают вывешенный на доске объявлений приказ о вашем назначении Большим Боссом. И ваш нынешний начальник тоже стоит и читает. Представьте себе всю гамму эмоций, отражающуюся на их лицах, от «не может быть!» до «пойду убьюсь об стену», как следует насладитесь этим зрелищем, затем открывайте глаза и – вперед, к новым свершениям и достижениям! С каждым днем этот знаменательный день все ближе и ближе!
Никогда не теряйте связи с теми, кто обогнал вас на лестнице. Поздравляйте с праздниками, при встрече перекиньтесь парой слов, при удобном случае скажите, что вы всегда считали, что он или она заслуживают большего. Тот, кто вырвался вперед и стал боссом, уже не представляет для вас помехи (разве что обида в душе свербит) и при удачном стечении обстоятельств может сыграть роль тягача, способствуя вашему продвижению вперед. По старой памяти, в обмен на пачку пикантных фотографий или диск с записью какого-нибудь разговора… Вариантов может быть много, поэтому сохраняйте если не отношения, то хотя бы их видимость.
Все на пользу, все – для карьеры!
Кстати, а про вежливость вы не забыли? Очень важно в любых ситуациях вести себя корректно не только с начальниками, но и со всеми. Хорошие манеры подчеркивают ваши достоинства и упрощают общение, помогая легче добиваться от окружающих того, что вам от них нужно. Как сказал английский государственный деятель XVIII века Филип Честерфилд: «Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый обращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться». А в народе говорят: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает» и «Поклониться – вперед пригодится». И вообще, быть вежливым – стильно.
О коллегах пока достаточно, пора поговорить о боссах – неизбежном зле, преследующем каждого сотрудника компании. Нет – не каждого, всех, кроме Самого Большого Босса, над которым нет никого, но это еще не означает, что он может делать все, что ему вздумается.