Вы здесь

Топ-менеджеры Интернет-корпораций. Истории успеха. Скотт Макнили (Scott Mcnealy, Sun Microsystems) (Ян Хальперин, 2017)

Скотт Макнили (Scott Mcnealy, Sun Microsystems)

Скотт МакНили некогда имел много общего с Биллом Гейтсом, или, может быть, Скотт в это верил. На заре своей карьеры Скотт был застенчивым, замкнутым человеком, считавшимся среди близких ему людей, немного странным, также прекрасное описание и для Гейтса. В течение нескольких лет их карьера развивалась очень похоже. Когда Гейтс и Microsoft заняли ведущее место в мире, в МакНили начал про сыпаться дух уличного бойца.

МакНили стал критикующим, резким, важным, но больше всего, откровенным. На самом деле, когда федеральный суд 7 июня 2000 года вынес решение о разделении Microsoft на две компании, МакНили был потрясен. Годами он напряженно боролся против Гейтса и Microsoft, отчаянно пытаясь изменить соотношение сил в технологической индустрии. В марте 1998 года он сообщил сенатской комиссии Америки, что в отношении Microsoft надо придерживаться других стандартов, так как ее монополия обеспечивает присутствие операционных систем Microsoft более чем у 85 % персональных компьютеров. Он оспорил утверждение Гейтса, что Microsoft доминирует в компьютерной промышленности не больше, чем когда-то IBM.

«Это большая разница», – утверждал МакНили. «Когда IBM доминировала в промышленности, информационные технологии играли значительно меньшую роль, чем сегодня. Так как Microsoft ищет способы поставить в финансовую зависимость от своих операционных систем и монополии на приложения, как промышленные предприятия, так и потребительский сектор, а также, Интернет, то в её руках оказывается огромная сила для влияния на экономику, нашу жизнь и работу. IBM никогда не имела такого влияния, даже в самом расцвете».

МакНили быстро стал врагом руководителей Microsoft в Редмонде, Вашингтон. Вице-президент Microsoft по развитию отношений Тод Нельсон (Tod Neilson) украсил свой офис 241 фотографией МакНили вместе с символом хорошо известного программного обеспечения Джава от Sun в виде кофейной чашки. Нельсон сконцентрировался на уничтожении противника. В конце каждого рабочего дня, если Нельсон считал, что ему удалось как-то навредить Sun, он совершал ритуальные действия. С видом победителя он торжественно снимал одну из фотографий.

МакНили использовал любую возможность на публике или в СМИ, чтобы посмеяться над Microsoft. Например, когда Microsoft призвал Sun переделать язык программирования Джава для стандартного промышленного продукта, МакНили отрезал: «Советы Microsoft по открытым стандартам аналогичны моральным советам Мормонскому молельному хору.

МакНили беспокоило, что Microsoft стала такой мощной державой. Он чувствствовал потребность установить равновесие. Он называл офис Microsoft «250-мегабайтовым клубком змей». С насмешкой над MSNBC, он называл исполнительных директоров Microsoft Стива Балмера (Steve Ballmer) и Гейтса «Балмер и Батхэд (Butthead)». Сарказм МакНили увлеченно обсуждался ведущими hitech журналистами всего мира.

«Все знают, что Скотт хочет разрушить господство Microsoft», – говорит, пишущий о высоких технологиях, Джоел Хевит. «Если бы он действовал по-другому, то ситуация напоминала бы басню – зелен виноград. Но, используя такие забавные шутки, он вызывает симпатию прессы, и СМИ начинают печатать все, что он сказал. А между строк видна правда, о которой говорит Скотт. И в конце концов это вредит и Гейтсу и Microsft. Я не знаю, готовился ли Скотт к этому, но это оказалось блестящей стратегией. Он всегда появляется цветущий, как роза».

МакНили вырос в скромной семье в пригороде Дейтрайта. Родители внушали ему, что деньги зарабатываются тяжелым трудом. Его отец Вильям был вице-президентом в начинающей American Motors Corporation. АМС стала хорошей школой для юного Скотта. Пока компания с трудом завоевывала свою часть рынка, Скотт осознавал, как трудно преуспеть в бизнесе без финансовой, технологической поддержки, без маркетинга, позволяющего выбрать направление в промышленности.

«Мне кажется, опыт отца всегда перед глазами Скотта», – говорит журналист Тара Уайт (Tara White). «Он понял, как трудно добиться успеха, и как легко проиграть».

Первую работу. МакНили получил в 17 лет, он мыл машины за 1,75 доллара в час в представительстве компании Шевроле в Саутфилде, Мичиган. По иронии судьбы, представительство принадлежало удачливому бизнесмену – Роджеру Пенске (Roger Penske), который через несколько лет станет очень известен, как автомобильный магнат номер один в Америке по рейтингу Индианополис 500. МакНили смотрел на Пенске снизу вверх и мечтал когда-нибудь стать таким же удачливым, как он.

МакНили страстно стремился узнать о бизнесе как можно больше. Он добросовестно штудировал бизнес обзоры в прессе. Он стремился стать самым образованным и удачливым бизнесменом. Он упорно учился и получил степень выпускника Гарварда и МВА из Стэнфорда. В 1982 году МакНили основал Sun, оригинальное сокращение от Stanford University Network (Сеть Университета Стэнфорда), вместе с товарищем; МВА из Стэнфорда, Винодом Кослой (Vinod Khosla), студентом инженерного факультета Стэнфорда Андреасом Бехтолшеймом (Andreas Bechtolsheim) и Уильямом Джоем (William Joy), гением в области развития программного обеспечения из Калифорнийского университета в Беркли.

Sun начала создание компьютерных станций в основном для инженеров и ученых, использующих программное обеспечение системы Unix, оригинальное детище АТ&Т ВеН Labs. МакНили получил кредит на развитие оптимизированной операционнотехнологической системы, пригодной для всестороннего восприятия (the опе-tесhпоlоду-fits-аН vision), стандартной микросхемы и операционных систем, которые могли бы связать любой домашний компьютер с самой сложной корпоративной машиной.

МакНили стремился освоить бизнес, связанный с настольными компьютерами, проект, известный внутри компании как «Спаркинтош» (Sparcintosh), компьютер, который соединил бы компьютерный чип с огромным потребительским окружением Apple Macintosh. Но МакНили не смог выдержать давление со стороны таких столпов как Hewlett-Packard и IBM. МакНили считают лидером Интернета, как он сам говорит, «третьей волной компьютеризации», первой была эра обычных компьютеров, вторая – персональных.

«У МакНили всегда есть запасной план. Поэтому он и добивается успеха», – считает гуру Интернета Тоби Хирхо (Toby Hircho). «Он знает, что не все, что он делает, может принести прибыль. Поэтому у него всегда есть люди, экспериментирующие в других областях. И если его план проваливается, он работает вдвое упорнее над чем-то еще, что бы снова оказаться наверху. Никто больше в промышленности не может использовать те же пути для возрождения, какие использует он».

Мало людей прожили такую богатую событиями жизнь за последние два десятилетия, как Скотт МакНили. И мало людей нуждаются в такой переделке образа, чтобы сбросить затянувшееся давление ханжеских мифов. Упорно, например, рассказывают о прижимистости МакНили, хотя капитал его компании составляет почти 3 миллиарда долларов. «Обычно мы шли на ланч в дешевое заведение быстрого питания», – вспоминал Эрик Шмидт (Eric Schmidt), который много лет проработал в Sun в качестве главного технолога, до того, как сам стал блестящим руководителем в собственной компании Novell. «Счет обычно был около 1О долларов на двоих. Скоп МакНили не любит тратить деньги, не любит ничего покупать». Подобные истории варьируют от пристрастия МакНили к дешевой еде, до того, что он режет старую одежду на тряпки и экономит мыло.

МакНили настоящий идол Силиконовой Долины.

Он является воплощением американской мечты. Моложавый, 45-летний председатель компании Sun, даже по при страстному мнению своих друзей, является ненасытным бизнесменом, который едва достиг своего расцвета. «Все обсуждают, что Скоп сделал, но это ничто по сравнению с тем, что у него заготовлено на будущее.», – считает Алан Лайтмен (Alan Liteman), знавший МакНили в начале 90-х. «В любое время Скоп будет основной доминирующей силой в бизнесе, так же, как и сегодня. Он знает все тонкости ведения дел в большом бизнесе. И не боится неудач». Лайтман торопится подчеркнуть, что образ жизни МакНили не главное. «Его не интересуют фантастические машины и большие дома. Ему гораздо интереснее объявить о крупных доходах своей компании. Скоп относится к тому типу чудаков, которые, имея 100 миллионов долларов в бумажнике, все еще обедают в Burger King».

У руководителей Sun в Монтейн Вью (Mountain View) в Калифорнии невозможно обнаружить ненужных расходов. Здесь нет закрытых бассейнов, статуса VIP и заказанных заранее мест. Никому не разрешается постоянно представлять компанию. «Скотт не тратит ни цента больше, чем это необходимо», – рассказывает Лайтмен. «Это рецепт его успеха и он блестяще оправдывает себя так долго. Я не думаю, что клеймить его прижимистым – очень мудро. Некоторые руководители тратят тысячи на дизайн офисного интерьера и потрясающие машины для компании, и эта расточительность приводит компанию к серьезным долгам. Многие разоряются. Скотт выше всей этой мишуры».

В 1995 году МакНили приблизился к достижению своей цели: создать связь для любого, в любом месте, в любое время, с помощью любого устройства. Джава технология стала самым большим продуктом МакНили. Пресса сдержанно отметила это. В июле 1999 года The Wall Street Joumal похвалил Джава за внедрение нового промышленного стандарта, отметив, что «Джава быстро проявляет себя как ключевой инструмент для построения нового прикладного программного обеспечения, что модернизует деловой менеджмент и усиливает бизнес в Интернете».

Пока МакНили неудержимо стремится наверх и смеется над препятствиями, пока Sun остается главной быстро растущей компанией, указывающая 20 % дохода и прибылей в финансовом отчете за 1999, будет сохраняться длинная череда критиков. «МакНили давно известен как шарлатан», – говорит журналист, комментатор Интернета Джесс Берст (Jesse Berst). «Годами он проповедовал мантру «открытый компьютер» с Unix, одновременно создавая свою собственную патентованную версию. Затем он развернул компанию, чтобы вынудить Microsoft передать Windows в государственную собственность. «На благо потребителя» – лицемерно заявлял он. Для блага Sun Microsystems – более вероятно».

МакНили совсем не беспокоится ни о конкуренции, ни о врагах. Он считает, что они заботятся лишь о том, чтобы как можно дольше держать его в напряжении. «В любом бизнесе неважно, насколько хорошо вы работаете, вас все равно будут критиковать», говорит он. «И если все время будете сидеть и переживать по этому поводу, вы ничего не добьетесь. Вы должны идти вперед и продолжать делать свою работу как можно лучше».