Джон Чемберс (John Chambers, Cisco)
Первое впечатление от Джона Чемберса – это очень-очень занятой преуспевающий человек. Как правило, крупных руководителей редко можно увидеть вне главного управления. Они слишком заняты, чтобы общаться с «народом». Но Джон Чемберс не такой. Он на дружеской ноге почти со всеми в Cisco. Дверь его офиса обычно открыта для коллег. Он побуждает их высказывать свое мнение. И сегодня, кажется, любой имеет свое мнение о личности Джона Чемберса, его образе жизни, тактике в бизнесе, его мотивах и как ему следует обращаться со своей огромной удачей.
Кто-то считает, что финансируемые им проекты очень большие или очень рискованные. Или говорят, что они нужны ему только для расширения рынка Cisco, или, особенно, для поддержания имиджа, созданного прессой в 2000 году, когда он временно принял корону богатейшего СЕО в мире от Билла Гейтса и Ларри Эллисона.
«Не думаю, что многие завидуют положению Джона Чемберса», – говорит финансовый аналитик из Нью-Йорка Эндрю Родес. «Он появился ниоткуда и неожиданно стал могущественным руководителем мирового уровня. Хотя у Билла Гейтса тоже есть свои проблемы, но у него много почитателей и он стал культовой фигурой не только в Америке, но и во всем мире. Он является мишенью для множества шуток. Теперь же больше внимания обращают на Джона Чемберса, человека, который любит все делать за сценой и даже вполовину не является такой колоритной фигурой, как Билл Гейтс. Это можно сравнить со сменой Рональда Рейгана Джорджем Бушем в качестве президента. Буш был более скучным и не обладал обаянием Рейгана. И пресса и народ были убаюканы.
Джон Чемберс не укладывается в список типичных удачливых руководителей Интернета, начинавших с маленького домашнего бизнеса из ничего и боровшихся за свое дело. Большинство компьютерных магнатов начали с компьютера в собственном гараже, как Джеф Безос. Джон Чемберс никогда не основывал Cisco Systems, и никогда не работал с ее основателями. Он не был знатоком в компьютерах, как большинство удачливых руководителей. В действительности, еще несколько лет назад он даже не знал, как включить компьютер. Юрист и МВА[2], он не знает техническую сторону продуктов, которые продает его компания. Как же этот скрытный, чувствительный и застенчивый человек стал лучшим среди руководителей во всем мире?
«Он живет, работает и любит по своим правилам», – говорит бывший служащий компании Джон Магедон. И никто не спрашивает его, что он делает. Его девиз для служащих – техническое обеспечение за вами, бизнес – за мной. И это работает магически».
Чемберс, сын двух врачей из Чарльстона, Западная Вирджиния, любит держать двери своего офиса открытыми и быть доступным для сотрудников. В окружающей его обстановке на самом деле нет ничего показного и никто бы не догадался, посетив его офис, что перед ним один и самых богатых руководителей в мире. Единственное окно выходит в коридор, и, кроме нескольких семейных картин, здесь нет ничего такого, что Чемберс мог бы с гордостью продемонстрировать и произвести впечатление на посетителя. «Джон – простой парень, он не смотрит свысока на своих сотрудников», – сказал один из работников Cisco. «Он идеальный пример того, как сегодня должен действовать руководитель. Поэтому сотрудники компании уходят редко.
Мне много раз предлагали более выгодную работу, но пока Джон в Cisco, я буду работать здесь. Джон заставляет нас чувствовать себя одной большой семьей».
Чемберс редко задумывается о стимулах и мотивах, обуславливающих его корпоративные действия. Так как Cisco продолжает стремительно развиваться и доминировать на рынке спустя десять лет после выхода на публичные торги, она приобрела самую высокую капитализацию по сравнению с любой компанией мира, после Microsoft. «Если бы не Чемберс, этого никогда бы не случилось», – рассказывает Магедон. «Это был идеальный союз. Почему же другие компании в Интернете не так удачливы? Просто потому, что техники пытаются быть бизнесменами. Это не срабатывает. Необходим такой опытный бизнесмен, как Джон Чемберс, принимающий на себя удар. Инженеров не обучали ведению дел. Многие компании обанкротились, потому что они не побеспокоились о том, чтобы нанимать не только инженеров, но и успешных, надежных бизнесменов».
Несмотря на свое влияние на Уолл-Стрит, Cisco не стремится привлекать к себе внимание общества, как Yahoo и Microsoft. Многие даже никогда не слышали об этой компании. Одна из многих компаний, образовавшихся в начале 90-х из отделения информатики при Стэндфордском университете, Cisco производит такое оборудование и программное обеспечение, которое редко нужно пользователям персональных компьютеров в домашних условиях. Их продукт – для самых искушенных во всемирной сети передачи данных. И «всемирная» – это ключевое слово. Cisco гораздо шире представлена в Японии, чем в Соединенных Штатах, уникальное явление для этой консервативной нации.
«Япония очень серьезный конкурент и почти невозможно поддерживать свое господство на ее рынке», говорит Лидия Дорфман, американский стратег экономического развития Интернета. «Но Cisco способна быстро заменить устаревший продукт, что здорово затрудняет внедрение для кого-либо еще».
Стратегия развития у Чемберса проста: он покупает все новые разработки и усовершенствования, которые инженеры корпорации не могут создать сами. Это обеспечивает множество возможностей. Если, например, какая-то начинающая компания стоит на грани выпуска нового продукта, то вскоре мы увидим ее на рынке под именем Cisco. Корпорация также использует поглощения для того, чтобы заполучить таланты для всей организации. Таким примером является Микеланжело Волпи (Michelangelo Volpi), вице-президент компании по развитию бизнеса, жизненно важный для компании человек, осуществляющий поиск новых объектов поглощения для Cisco. До того, как он появился на сцене, Cisco приобретала лишь некоторые компании. С 1993 года, когда в компании появился Волпи, она присоединила множество компаний.
«Я считаю, что вы настолько сильны, насколько сильно ваше окружение», сказал Чемберс. «Это относится не только к бизнесу, но и к жизни вообще. Мне повезло, у меня отличная поддержка и компетентные сотрудники в Cisco. Это очень облегчает мою работу и создает коллектив, обладающей высокой продуктивностью. При таких условиях не приходится оглядываться назад. Всегда стремишься вперед…»
Самое ценное качество Чемберса – его способность быстро развивать бизнес и при этом избегать ошибок, которые могут дорого стоить. До того как Чемберс перешел в Cisco в 1991 году с предыдущей работы по продажам в Wang и IBM, компания занималась коммерциализацией Интернета, создавая маршрутизаторы для передачи цифровых сигналов во всемирной сети. Чемберс преобразовал ее в компанию по переключению, затем в цифровую сервисную службу, взаимодействующую с конечным потребителем, и, наконец, в сетевую компанию данные\голос\видео, соперничающую с крупными корпорациями и опережающую таких столпов как Nortel Networks и Lucent Technologies.
«Чемберс – мастер вычислять большие рынки и новые возможности», считает аналитик Интернет-инвестиций Ларри Гобейл. «Причина его удачливости в том, что он никогда не почивает на лаврах. Он рвется вперед, стремительно и осторожно. Возможно, он самый лучший из всех, когда-либо работавших в Интернет-компаниях. До него у Cisco было много проблем, и она очень нуждалась в преобразовании и финансировании. Джон Чемберс быстро справился с проблемами компании, и они больше не возвращались к этому».
Когда Чемберс все-таки ошибается, ему известно лучше других, как быстрее исправить ошибку. Например, в начале 1999 года он заявил, что его обычный телефон, стоящий на его столе, должен исчезнуть через 12 месяцев. «Если все пойдет по плану, через год он мне больше не будет нужен», – объяснил он журналисту. Через год, в марте 2000 года, старый телефон все еще стоял на столе. Чемберс срочно вернулся к чертежной доске и использовал запасной вариант. Он торжественно обнародовал план офисной телефонной системы, основанной на Интернет технологии. Новая система должна была переводить голос на электронный язык Интернета и это, несомненно, вытолкнуло бы Cisco на вершину бурно развивающегося телефонного рынка в Интернете.
Эксперты предсказывали, что Cisco оставит далеко позади Nortel и Lucent Technologies, которые также разрабатывают системы связи через Интернет для офиса. Мэррил Линч (Merril Lynch) немедленно озвучила планы о создании основной телефонной сети Cisco на своей новой территории в местечке Хопвелл, Нью-Джерси, установив 5000 телефонов только за один год. Texas Instruments также «запрыгнула» на борт. Важные представители обеих компаний восторженно отозвались о последнем продукте Cisco.
«Можно подключиться к любой телефонной розетке и она будет иметь тот же самый номер», – рассказывал Брайан Дж. Боннер руководитель службы информации и вице-президент Texas Instruments. «Вы можете подключить свой телефон, например, в офисе в Германии, и я могу позвонить по нему, как по номеру где-нибудь в Далласе и он зазвонит в Германии».
И снова Чемберс превратил возможное поражение в блестящую победу. И стал еще более популярен, чем прежде. Средства массовой информации всего мира, включая CNN, Time и USA Today, распространялись о Чемберсе и Cisco. «В этом секрет успеха Джона Чемберса», – говорит бизнес-магнат Интернета Лу Бартон (Lou Barton). «Когда все кажется унылым и готово потерпеть крах, он, в последнюю минуту, достает из шляпы что-то новенькое».
Пока Чемберс продолжает превращать все, к чему прикасается, в золото, его конкуренты отстают, но пытаются убедить СМИ и общественность, что у Cisco нет долгосрочного стратегического преимущества. В июне 2000 года в интервью с автором, пишущим на тему инвестиций, Ларри МакДональдом (Larry MacDonald) руководитель Nortel, Джон Рот (John Roth), разразился критикой в адрес Cisco. «Это исключительно сильная рыночная компания», – заявил Рот. «Но они не так хорошо, как мы, представляют себе оптическую сеть. Это не простая технология. Я думаю, Cisco недооценивает сложность создания и доведения до потребителя этих систем».
Ближайшие последователи Чемберса не воспринимают серьезно критику Рота. «Как в любом деле, это элемент соревнования – представить конкурента в плохом свете», сказал Стэн Геддес, венчурный капиталист[3] из Калифорнии. «Я думаю, Джон Рот пытается, таким образом, послать сообщение Чемберсу в свете недавних успехов Cisco. На самом деле он хотел сказать: возможно, сейчас вы на вершине, но будьте внимательны, потому что, как только вы допустите ошибку, на вершине окажемся мы».
В ноябре 2000 года за Чемберсом снова осталось последнее слово. Cisco указала в финансовом отчете о доходах за первый квартал по 18 центов за акцию, превысив на 1 цент прогнозы, сделанные аналитиками First Call Thomson Financial. Продажи возрастали на 66 % ежегодно, затмевая проекты Уолл-Стрит. Чемберс значительно обогнал Nortel и Lucent. В это же самое время доходы Nortel снизились на 13 %, а Lucent – на ошеломляющие 67 %. Чемберс и Cisco прогнозируют увеличение доходов в 2001 с 50 до 60 %.
«Думаю, Джон Рот еще сможет в итоге, решив свои проблемы, вырваться в лидеры, но это будет не очень легко», – считает один из стратегов по инвестициям с Уолл-Стрит. «Пока Джон Чемберс на вершине, битва будет тяжелой. Невозможно предсказать, что Чемберс прячет в рукаве. Кажется, он всегда делает невозможное».
А пока Чемберс и его многочисленные советники продолжают следить за рынком и используют свои большие карманы – более 4 миллиардов в денежных средствах – огромная прибавка в цене акции Cisco – для покупки еще большего количества компаний в быстро меняющемся мире Интернета.