Вы здесь

Только английский стиль. Томас Чиппендейл (Нина Софиева, 2017)

Томас Чиппендейл


В 1725 г. капитан одного английского судна привез с Ямайки красное дерево (махагони). Без этого пустячного, на первый взгляд, факта мир никогда не узнал бы лучшего краснодеревщика всех времен и народов – Томаса Чиппендейла (1718-1779). Специалисты считают, что гений Чиппендейла можно сравнить с гением Страдивари. Кстати говоря, красное дерево приобрело популярность не столько из-за цвета, сколько благодаря твердости: мебель из него получается крепче, и детали могут быть проработаны более тонко. Мода на «чиппендейл» из Европы перебралась в Америку. Позднее барокко и рококо в истории английской мебели иногда так и именуют – «период махагони».

В начале Томас Чиппендейл был резчиком по дереву, но уже к 1735 г. стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись так же как автор собственных проектов. В 1754 г. Томас Чиппендейл издал «Руководство для джентльмена и краснодеревщика», содержавшее чертежи мебели. Там было и его знаменитое кресло-стул.






15 фото. Стул в стиле чиппендейл. Россия, середина ХIХ в. Красное дерево, массив, резьба, ткань. Музей Мебели (Москва).


У чиппендейловского стула – прямая спинка с ажурным орнаментом, квадратное сиденье и капризно изогнутые ножки с орлиными когтями. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой. В лапах зажат шар. Центр спинки – сплэт – ажурный. В ней мастер использовал очень много декоративных мотивов. Это и рокайльные завитки, и неоготические мотивы, и геометричные «английские» китайские решетки. Кресло в целом выглядит очень приземисто, и именно этим и запоминается – своей косолапостью. Стиль «чиппендейл» очень своеобразен. Сейчас можно сказать, что, как дизайнер, Чиппендейл сочетал в своих работах элементы французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети ХVIII в., а также с готическими и китайскими мотивами.






16 фото. Китайский кабинет, производит Oak (Италия). Разителен контраст между черным верхом с китайскими мотивами и золоченым рокайльным низом. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».


Большую славу Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляющий мастерскую по изготовлению мебели, которое занималось проектированием интерьера в целом. В интерьерах, оформленных мастерской Чиппендейла, все, вплоть до дверных ручек, делалось по проекту и под наблюдением главы фирмы. Чиппендейл сам следил за выполнением работ и заботился о поставках декоративного убранства – зеркал, часов, ковров, гобеленов.

В мастерских Чиппендейла на улице Сан-Мартинс в Лондоне были созданы многие предметы, ставшие эталоном вкуса для нескольких поколений. Например, большой книжный шкаф, сочетающий китайский орнамент с элементами рокайля, и кровать с балдахином в виде китайской пагоды. (В Англии было особенно сильным увлечение китайским искусством.) Чиппендейл изобрел специальные столы для чтения, круглые складывающиеся столы для завтрака, оригинальные горки и кресла, очень близкие к французским, а также красивые экземпляры так называемого «ушастого» (или «крылатого») кресла. Стулья он делал по китайским образцам, с простыми прямыми ножками, но в декоре ажурной спинки (в виде сплетения лент, шнуров, цветов и листьев) давал волю фантазии.






17 фото. Кресло в стиле чиппендейл. Россия, конец ХVIII в. Красное дерево, массив, резьба, ткань. Музей Мебели (Москва).


Роль Чиппендейла в истории мебельного искусства очень значительна. Он довел до совершенства формы целого ряда мебельных предметов, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Чиппендейл много сделал для того, чтобы мебель освободилась, наконец, от многовекового влияния архитектуры. Формы поздних произведений мастера под влиянием Классицизма заметно упрощаются, ножки предметов получают прямое, «брусковое» решение, линии мебельных обводов выпрямляются.

Влияние рококо на буржуазный английский быт было огромным. Игривую куртуазность рококо восприняли даже представители «первого сословия»: в моду входят чулки, туфли с пряжками, узкие штаны-кюлоты, украшенные вышивкой шелковые фраки-жюстокоры, парик сменяется косой. И это было как освобождение от чопорной, строго регламентированной жизни предыдущей эпохи. И если во Франции рококо царило в придворном искусстве, то в Англии, уже пережившей этап буржуазной революции, развивающиеся мануфактуры в первую очередь стремятся удовлетворить интерьерные запросы нарождающейся буржуазии.






18 фото. В этой современной столовой прекрасно уживаются и «мужественные» стулья Хэпплуайта, и лаковый китайский кабинет и псевдовикторианский бар-кабинет Alexandra на позолоченных ножках.