Д
ДАМП [dump]. 1. Распечатка содержимого памяти компьютера или файла, обычно без учета внутренней структуры данных. Копия содержимого регистров, нужного участка оперативной памяти, блока данных или файла выводится на печать последовательно, байт за байтом, в форме двоичного, восьмеричного или шестнадцатеричного кодов. Д. применяется для анализа работы программных систем. Например, Д., полученный после аварийного завершения программы, служит материалом для выявления причин аварийного завершения. 2. То же, что дамп памяти. 3. То же, что дамп экрана
ДАМП ПАМЯТИ, дамп [memory dump, dump]. Копия содержимого оперативной памяти на внешнем носителе (бумаге, магнитном диске и т. п.)
ДАМП ЭКРАНА, дамп [screen dump, dump]. Копия содержимого экрана на внешнем носителе (бумаге, магнитном диске и т. п.)
ДАННЫЕ [data]. 1. Информация, подготовленная для передачи, хранения и обработки в вычислительной машине, т. е. представленная в символьной (цифровой) форме. Примерами Д. являются закодированные для ввода или уже введенные в компьютер текст, речь, изображение, таблицы всевозможных величин и т. п. 2. В контексте отдельной программы или пакета программ слово «Д.» означает все обрабатываемые программой объекты, отличные от ее команд. Эти Д. можно разбить на два класса: Д., определяемые программистом, и Д., определяемые системой. Д., определяемые программистом, состоят из элементов, которые программист явно определяет и над которыми производит действия в своей программе, например, числа, массивы, файлы и т. д. Д., определяемые системой, состоят из тех элементов, которые формируются для служебных целей во время выполнения программы, например, стеки точек возврата, дескрипторы структур данных, списки свободного пространства памяти, буферы ввода/вывода и т. д. Эти Д. обычно генерируются автоматически без явного указания программиста (часто он об этом даже не подозревает). 3. В качестве Д. могут выступать команды и даже программы. Например, коды программ на исходном языке системы программирования являются Д. для компилятора, а коды результирующей объектной программы — Д. для компоновщика. См. видеоданные
ДВИЖОК [scroll box]. To же, что бегунок
ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ [binary number system]. Позиционная система счисления с основанием q = 2. В качестве двоичных цифр используются символы 0 и 1. Например, двоичное число
(1101.01)2 = 1 × 23+ 1 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 + 0 × 2–1 + 1 × 2–2 = (13.25)10
Представление числа в Д. с. с. рассматривается как двоичный код этого числа. Поэтому Д. с. с. широко применяют для внутреннего представления чисел в компьютере. См. система счисления
ДВОИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ [binary-coded representation]. Представление информации в двоичном коде. Д. п. является основным способом представления данных в памяти компьютера
ДВОИЧНОЕ ЧИСЛО [binary number]. Число, представленное в двоичной системе счисления
ДВОИЧНЫЙ КОД [binary code]. Код, символами которого являются 0 и 1
ДВОИЧНЫЙ РАЗРЯД [binary digit, bit]. Место (позиция), занимаемое символом 0 или 1 в двоичном коде
ДВОЙНАЯ ОШИБКА [double fault]. Состояние вычислительной системы, возникающее, когда одновременно имеют место два прерывания и процессор не в состоянии их обработать. Этот вид ошибки практически всегда вызывается аппаратным сбоем
ДВОЙНОЕ СЛОВО [double word]. Элемент данных, состоящий из двух смежных машинных слов, который воспринимается памятью, арифметическим устройством или устройством управления ЭВМ как единое целое, имеющее определенное смысловое содержание. Например, числа с плавающей точкой одинарной и двойной точности математический сопроцессор персонального компьютера различает как слово (занимает 4 байта) и Д. с. (занимает 8 байт) соответственно
ДВОЙНОЙ ЩЕЛЧОК [double click]. Действие, которое заключается том, чтобы дважды быстро нажать и отпустить кнопку неподвижной мыши. Д. щ. применяется при выборе и активизации объектов, запуске программ и т. п. При этом указатель мыши должен быть позиционирован на выбираемый объект или программу. Ср. щелчок
ДВУМЕРНЫЙ МАССИВ [two-dimensional array]. Матрица. Массив с двумя измерениями (строками и столбцами)
ДВУМЕСТНАЯ ОПЕРАЦИЯ, бинарная операция [dyadic operation, binary operation]. Арифметическая, логическая или другая операция над двумя операндами (аргументами). Например, операция «логическая сумма» («или») – двуместная. Ср. одноместная операция
ДВУХКАНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛЕР [dual channel controller]. Схема или устройство, управляющее передачей сигнала по двум магистралям
ДВУХТОЧЕЧНЫЙ ОБМЕН [point-to-point exchange, point-to-point passing]. В модели передачи сообщений форма обмена сообщениями, в которой участвуют только два процесса, – процесс-отправитель и процесс-получатель. Имеется несколько разновидностей Д. о.: синхронный обмен, который сопровождается уведомлением об окончании приема сообщения; асинхронный обмен, который таким уведомлением не сопровождается; блокирующие прием – передача, которые приостанавливают выполнение процесса на время приема сообщения; неблокирующие прием – передача, при которых выполнение процесса продолжается, а программа в нужный момент может запросить подтверждение завершения приема сообщения. При реализации Д. о. обычно гарантируется сохранение порядка сообщений, которые не могут обгонять друг друга. Ср. коллективный обмен
ДЕЙСТВИЕ [action]. Выполнимое всегда завершающееся атомарное вычисление, которое приводит к изменению состояния системы или возврату значения. Выполнение Д. не может быть прервано событием. Д. является одним из основных понятий унифицированного языка моделирования UML. Ср. деятельность
ДЕЙСТВИЕ ПРИ ВХОДЕ [entry action]. Действие, осуществляемое при входе в состояние конечного автомата
ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ [real variable]. To же, что вещественная переменная
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО [real number]. To же, что вещественное число
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС [effective address, executive address]. To же, что исполнительный адрес
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ТИП [real type]. To же, что вещественный тип
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО [actor]. Абстрактное описание сущности, находящейся вне моделируемой системы, которая напрямую взаимодействует с системой. Д. л. участвует в варианте использования или множестве вариантов использования с целью достижения определенного результата. Д. л. является одним из основных понятий унифицированного языка моделирования UML и отображается на диаграммах использования
ДЕЙТАГРАММА [datagram]. В сети с коммутацией пакетов – пакет данных, содержащий помимо передаваемой информации полный адрес пункта назначения, заданный пользователем, а не сетью. Д. передаются по сети независимо от других пакетов и без установки виртуального соединения
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ [delegation]. Перепоручение выполнения функции одного объекта другому. Например, Д. операции, которую осуществляют над первым объектом, вызывает операцию над вторым объектом, которая и делает работу. Д. можно использовать в качестве альтернативы наследованию. В некоторых языках (таких как Self) Д. поддерживается механизмами наследования в самом языке. В большинстве остальных языков (например, Си++ и Smalltalk) Д. реализуется в виде ассоциации или агрегации с другим объектом
ДЕКОДЕР [decoder]. To же, что дешифратор
ДЕЛЕНИЕ НА НУЛЬ [divide by zero error]. To же, что ошибка деления на нуль
ДЕМОН [daemon]. Программа, используемая, как правило, в операционных системах UNIX для выполнения служебной функции без запроса со стороны пользователя и даже без его ведома. См. например, демон линейного принтера. Д. пребывает в фоновом режиме и активизируется только в случае необходимости
ДЕМОН ЛИНЕЙНОГО ПРИНТЕРА [line printer daemon (LPD)]. Обслуживающая программа (демон) сервера печати, позволяющая линейному принтеру принимать задания на печать от удаленных клиентов, используя протокол LPR. Удаленные клиенты часто представляют собой UNIX-системы, но существует программное обеспечение и для большинства других операционных систем, включая операционную систему Windows NT
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА [demonstration program (demo program)]. Программа, демонстрирующая интерфейс пользователя с программным продуктом либо возможности программного продукта. Как правило, это специально созданная программа-имитатор, иллюстрирующая некоторые экранные изображения, являющиеся результатом работы программного продукта. Иногда это бывает «урезанная» версия самого программного продукта
ДЕРЕВО ДОМЕНОВ [domain tree]. Иерархическая организация доменов. При этом домены прозрачно связываются друг с другом двусторонними, транзитивными доверительными отношениями, т. е. новый домен в дереве сразу же вступает в доверительные отношения с другими доменами, и все объекты доменов становятся доступными друг для друга. Таким образом, пользователю или группе в любом домене можно дать разрешения на доступ к любому объекту в дереве доменов, благодаря чему и обеспечивается возможность единой регистрации в сети
Конец ознакомительного фрагмента.