Вы здесь

Толкование на псалмы. 20. (1). В конец, псалом Давиду (Святитель Афанасий Великий, 1903)

20

(1). В конец, псалом Давиду

СОДЕРЖАНИЕ

Иэтот псалом означенные выше друзья царевы воспевают царю, как возвеличенному уже тем, что от семени его родилось спасение миру. Так как душевно желал он сего, и о сем молился; поэтому и дано ему cиe, как некий венец от камене честна, прославляющий главу. Потому что во всех народах прославляется Давид вместе с Господом и Сыном своим по плоти. Даже не только венцом было для него это спасение, но и жизнью, и долгоденствием, и славою, и велелепием, и весельем, и радостью, и надеждою, и незыблемой милостью.


(2). Господи, силою Твоею возвеселится царь. (7). Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века. Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: с лицем Твоим – у Симмаха поставлено: пред лицем Твоим. Итак, возвеселится он и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, т. е. благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Лице От ца есть Сын, видевый Мене, – сказано, – виде Отца (Ин. 14, 9). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.

(8). Яко царь уповает на Господа, и милостью и проч. Так как пользуется благодатью Твоею, он сильнее врагов, пользуется же ею, потому что не полагается ни на кого из людей, но на Тебя единого возлагает надежду.

(9). Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Слово это обращено как бы к Самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Потому как, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что несоблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется по гибшим.

(10). Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего – т. е. покажешь, что часть их в огне. Так как огнь уготовали они себе в день Второго Твоего Пришествия, когда воздашь каждому по делам его. Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Гневом называет наказание, какое будет им за то, что поругались над Ним.

(11). Плод их от земли погубиши – т. е. лукавые слова и помышления. А это – их злоумышления, которые уничтожены Воскресением, а также учения и безбожные определения, которые, по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели. И семя их от сынов человеческих. Благодетельно и освобождение от грехов и лукавых помышлений. Ибо лукавый помысл – семя греха.

(13). Яко положиши я хребет. Симмах перевел так: яко положиши их обращенными взад, т. е. чем-то таким, что позади язычников и за ними следует. Соделаешь иудеев неуверовавшими. А от кого отвращается Бог, тех полагает хребет, потому что не могут стоять лицом и, наблюдая задняя, не могут прийти в такое состояние, чтобы твари снова возвели их к Творцу. Потому что не способны видеть лицо, потому что не имеют чистого сердца, дает видеть задняя Его, то есть ниже Его стоящие создания, чтобы, взирая на тварь, приобрели понятие о Нем и, припадши к Богу своему, увидели лицо Божие. Избытки же Божии выше чувственных тварей. Во избытцех Твоих уготовиши лице их. Оставил им время для обращения, чтобы покаялись. Это есть их призвание и обращение по исполнении языков (Рим. 11, 25).

(14). Вознесися, Господи, силою Твоею. Это подобно сказанному: да приидет Царствие Твое (Мф. 6, 10). Явно же молится, чтобы настало после сего Второе Пришествие.

Воспоем и поем силы Твоя. Так как тогда всякая праведная душа, введенная в горние обители, будет совершать духовные служения.