16
Молитва Давиду
СОДЕРЖАНИЕ
Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу.
(1). Услыши, Господи, правду мою. Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь псалмопевец о правде не в похвалу себе и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поскольку справедливо прошу Твоей помощи и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение. Внуши молитву мою не во устнах льстивых, потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.
(2). От лица Твоего судьба моя изыдет. Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею. Очи мои да видита правоты. Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.
(3). Искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию: искусил мя ecu и не обретеся во мне неправда. Неправдою в Божественном Писании обычно называется хула на Бога. Потому что сказано: неправду в высоту глаголаша (Пс. 72, 8).
(4). Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих. Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.
(5). Соверши стопы мои во стезях Твоих. Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. Стези же Господни суть соблюдение заповедей.
(6). Аз воззвах, яко услышал мя ecu, Боже. Сказано: услышал ecu – вместо: услышишь. Не напрасно же воззвал я к Тебе, но на опыте познал Твое человеколюбие, потому что нередко был услышан Тобою, призывая Тебя. Воззвание же есть мысль, устремленная к Богу. Приклони ухо Твое мне. Бог весь есть ухо, потому что все слышит.
(10). Тук свой затвориша. Словом «тук» обозначается весьма великое благоденствие врагов.
(11). Очи свои возложиша уклонити на землю. У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.
(13). Оружие Твое от враг рук Твоих. Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, является как бы изощренным мечом против духов злобы. Этот-то меч, который Сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, избави от враг руки Твоея. Кто же эти враги руки Божией, как ни противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?
(14). Господи, от малых от земли раздели я. Молится, чтобы нечестивые были отлучены и как бы отделены от малых. Кто же является малыми, как не те, о которых сказано: мнози суть звани, мало же избранных (Мф. 20, 16)?
И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Они, говорит, насладились всем досточестным, а потому дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: сокровенных Твоих – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точнее, их самих. Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, т. е. внукам.
(15). Аз же правдою явлюся лицу Твоему. Не уподоблюсь им и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.