Вы здесь

Тибетский путь исцеления. Основные приемы. Как на Тибете воспринимают строение организма человека ( Лой-Со, 2009)

Как на Тибете воспринимают строение организма человека

Энергетические центры тела – вихри

В теле человека насчитывается девятнадцать энергетических центров. Их называют вихрями. Семь из этих вихрей – главные, остальные – побочные. Их невозможно увидеть физическим зрением, потому что это врата в духовные поля. Расположены они согласно суставам: шесть верхних побочных вихрей соответствуют плечевым, локтевым и лучезапястным суставам и кистям рук; шесть нижних – тазобедренным суставам, коленям и голеностопным суставам со ступнями.

Вихри не изолированы друг от друга. От степени их взаимодействия зависит увеличение силы оздоровления и омоложения, когда все тело человека становится открытым для проникновения энергии тонких миров.

Если ноги человека не расставлены, то побочные вихри, образуемые вокруг коленных суставов, соединяются. В результате образуется один большой вихрь. В нем сконцентрировано столько энергии, сколько присутствует и в основных. Обычно мы не делаем широких шагов, не выполняем махи ногами, не садимся в шпагат, а потому этот огромный вихрь с нами всегда. Его форма меняется в зависимости от того, какое положение человек принимает в пространстве. Если интенсивность сконцентрированной в нем энергии достаточно велика, то о нем говорят как о восьмом главном вихре.

Семь основных вихрей связаны с определенными частями тела:

первый (самый нижний) вихрь – в основании туловища;

• второй – на уровне верхней точки полового органа;

• третий – чуть ниже пупка;

• четвертый – посередине грудной клетки;

пятый – у основания шеи;

• шестой – в середине головы;

седьмой (напоминающий конус с обращенным кверху открытым основанием) располагается в голове над шестым вихрем.

Семь основных чакр

Эти вихри имеют прямое отношение к основным чакрам. Чакра – исходная точка для множества каналов, по которым проходит энергия. Их нужно представлять, чтобы контролировать прохождение живительной силы по телу и не нанести себе вреда. Тот, кто приступает к освоению оздоровительных практик, должен точно контролировать все процессы, происходящие в организме во время выполнения упражнений. Итак, необходимо знать и представлять себе основные чакры.

Муладхара. Находится в нижней части позвоночного столба, между анальным отверстием и детородными органами (это копчиковое сплетение). Муладхара – красный лотос с четырьмя лепестками. Отсюда начинается подъем энергии. Этой чакре соответствует материя, стихия земли. Она связана с инерцией и обонянием.

Свадхистхана. Расположена в центре половых органов и брюшной полости. Это алый лотос с шестью лепестками. Чакра связана с водой, вкусом.

Манипура. В переводе с санскрита слово означает «город драгоценных камней». Чакра расположена в области поясницы на уровне пупка. Это голубой лотос с десятью лепестками. Чакра связана с огнем (следовательно, со зрением) и солнцем. Она в физическом плане затрагивает цвет, форму, тепло. Данная чакра управляет волей.

Анахата. Слово значит «звук, не извлекаемый, но слышимый». Находится в области сердца. Это лотос с двенадцатью золотыми лепестками. Чакра связана с воздухом, а значит – с осязанием. На уровне органического тела ей соответствует кожа. Регулирует эмоции человека.

Вишуддха. В переводе с санскрита – это «чистота», «очищение». Находится чакра в области горла. Это лотос с шестнадцатью дымчато-пурпурными лепестками. Ее стихия – эфир. С этой чакрой связаны слух, звуки. Она соотносится с творящим духом.

Аджня. Слово означает «приказ», «руководство». Чакра расположена между глазами, на месте так называемого «третьего глаза». Это белый лотос с двумя лепестками. Данный центр – вместилище познавательных способностей, средоточие внутреннего видения, прозрения. С нее начинается выход к вышнему, за пределы первоэлементов.

Сахасрара. Находится в верхней части головы – на темени. Это лотос с тысячью лепестков. Данная чакра уже не имеет никакого отношения к телесному плану. Это выход к высшей духовной сфере – по ту сторону ограниченной индивидуальности и реальности.

Энергетическое поле человека

В здоровом теле все вихри вращаются с очень большой скоростью. Это позволяет жизненной силе достичь всех органов. Если же происходит сбой в ритме одного или нескольких вихрей, поток энергии слабеет или затухает вовсе. Тогда и возникает болезнь, начинается старение клеток.

Вихри – движущаяся энергия, которой подпитывается организм. У здорового человека внешние границы вихрей выходят за пределы тела, создавая особую ауру. Говорят даже об энергетическом поле, окружающем каждого из нас. Если в нем нет брешей, плотность энергии велика, и она защищает человека от негативных воздействий, как внешних, так и внутренних. Создается нечто вроде защитной окружности, в которой мы пребываем. Ее еще называют гигантским энергетическим яйцом.

В тонком духовном поле скрыт универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни. Не случайно у разных народов существует огромное количество мифов и преданий, в которых яйцо упоминается в связи с зарождением жизни. Из него, например, вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля. Или птица Феникс: погибая в огне, она вновь появляется из собственного же яйца.

В христианстве яйцо – символ воскресения из мертвых, вечной жизни. Это еще и знак надежды и веры в возрождение, восстановление. Это знак расположения и согласия.

Энергетическое поле человека, его аура – и есть сгусток энергии, образующий по форме нечто яйцевидное. Плотность поля не однородна. Самая высокая плотность – ближе к центру, затем она уменьшается. У здорового человека плотность вихрей даже ближе к внешним границам остается достаточно высокой. У старого и больного почти вся энергия вихрей сосредоточена вблизи центра, внешние же границы совпадают с телесной оболочкой. Такая аура едва защищает организм и едва справляется с задачей пополнения его силой. Чтобы усилить энергию, требуется выполнить ряд специальных упражнений. Каждое из них оказывает свое благотворное воздействие, восстанавливая плотность энергии и расширяя ее поле. Это и возвращает человеку силы и здоровье.

Почему так важны духовные практики

Практика восстановления тонкой духовной оболочки получила название «Око возрождения».

Занимаясь упражнениями, созданными тибетскими ламами, вы сможете открыть двери в мир сверхразумного, сверхреального. Это настроит ваше внутреннее зрение, с помощью которого видна суть явлений – взгляд за пределы видимого.

Существует шесть основных ритуальных действий, входящих в практику восстановления энергии вихрей. Выполняйте каждое из них, и вы почувствуете настоящий оздоровительный эффект. Это, конечно же, не означает, что вы чудесным образом помолодеете и в итоге вернетесь к блаженному существованию в утробе матери. Но сможете, если динамические характеристики тонкого тела придут в норму, ощутить прилив сил, обрести отличное самочувствие.

У молодого, полного энергии, пышущего здоровьем человека динамические характеристики всех главных вихрей равновелики и гармонично сочетаются с характеристиками побочных вихрей. В тонком теле человека средних лет основные вихри имеют разные скорости и силу вращения. То есть происходит некоторый разнобой, уже нет внутренней согласованности. Это приводит к нарушениям обменных процессов, заболеваниям суставов, сбоям в иммунной системе. Человек теряет контакт с Космосом, оказывается в плену разрушающегося физического тела. Увеличение рассогласованности в показателях вихрей и потеря энергии подталкивают заболевания и ускоряют старение организма. Все эти негативные процессы можно замедлить, если научиться восстанавливать «вихревое» состояние живительной силы.

Практика выполнения «Ока возрождения» близка к опыту йоги и тантризма. Что касается второго, то это течение получило свое название от санскритского tantra, что означает «основа», «сущность». В более узком смысле слово «тантра» подразумевает практику, направленную на овладение энергией. Сторонники тантризма полагают, что тело человека – это микрокосм. Воздействуя на него определенным образом, можно овладеть Космосом и космической энергией. В итоге происходит единение с высшим светом и освобождение от дурной цепочки пребывания во времени.

Сторонники тантры признавали три тайны – мысли, слова и дела, считая их нераздельными гранями единства Вселенной. Иными словами, мысль, слово и дело – проявления единого божественного начала, которое обнаруживается и в органическом мире. Постижение этого единого начала возможно при произнесении мантр и воспроизведении ряда ритуальных действий.

Человек ныне слишком привязан к физическому, телесному. Тонкое естество заблокировано, духовный уровень оказывается закрыт. Поэтому духовные практики призывают людей не столько к чистой отрешенности, сколько к пробуждению, к овладению скрытыми в нас энергиями. Нужно активизировать все ресурсы. Причем необходимо выявить и самые низшие, разрушительные энергии, чтобы «оседлать тигра» – превратить яд в лекарство, негативное – в позитивное.

Многие люди надеются отыскать абсолютную панацею, чтобы мгновенно излечиться. Некоторые полагают, что теперь у них есть и эликсир вечной молодости. Такие упования приведут в тупик, потому что они обманчивы. Ожидание легкого и быстрого результата закрывает настоящую перспективу и понимание того, что для оздоровления требуется проделать долгий путь. Но этот путь стоит того, чтобы однажды ступить на него и пройти до конца…

Энергия кундалини

На Востоке энергию представляют как некоторое развертывание, употребляя загадочное слово «кундалини». Остановимся на этом подробнее.

Речь идет о понимании энергии как космической силы. Она присутствует и в человеке. В нем есть кундалини – сила жизни. Ее сворачивание вокруг себя подобно змее, как полагали в Древней Индии, и развертывание по спирали символизируют, с одной стороны, состояние покоя, статики, а с другой – движение, динамику. В свернутом виде энергия находится в центральной точке и представлена и в физическом плане, и на уровне тонкого тела. Неподвижной энергия пребывает в Муладхара-чакре. Пробуждаясь, она движется по восходящему направлению через чакры, объединяясь в итоге с космической силой на уровне тысячелепесткового лотоса.

Существо кундалини – световое и звуковое одновременно. Свет связан с тонким миром, звук же отсылает к началу творения мира, Космоса. Это особое состояние единства, в котором нет существенных различий между звуковыми и световыми волнами. Речь идет о том, что слышимо внутренним ухом (не нашим физическим органом слуха, а тем, что есть в тонком теле) и внутренним оком. Только эти изначальные волны облекаются в грубый – материальный – звук и столь же очевидно воспринимаемый свет, которые представляют собой проявления глубинных основ Космоса.

Предложенная вам практика пробуждает кундалини – начинается этап ее динамического развертывания. Благодаря ей лотосы расцветают, раскрываются. Более того, она увлекает их к высшему центру.

Человек, который овладевает энергией, не стремится к тому, чтобы зафиксироваться в каком-либо одном состоянии. Он направлен к освобождению. Силы лишь открывают ему путь. Тот, кто стремится к жесткому контролю над раскрывающейся энергией, никогда не обретет желаемого исцеления, гармонии и не достигнет высшего состояния – за пределами воспринимаемого, в области чистого созерцания. Он останется только в пределах реализации индивидуального начала, но не постигнет полноты космического.

Выход – в достижении Аджни-чакры. Здесь находится священный слог «Ом». С этой чакрой связано открытие «третьего глаза» – «ока познания». Далее постигается желаемая Сахасрара. Это «жилище блаженства», как называют его в индуизме. Достигший его, прорывается через время и пространство, достигает наивысшего состояния.

Таким образом, если подходить к упражнениям, о которых пойдет речь ниже, исключительно как к неким физическим механизмам, вы рискуете существенно ослабить воздействие энергии на ваш организм. Сам целительный эффект будет смазан, хотя все равно проявится.

Изменения в тонком теле сказываются и на состоянии тела физического. Впрочем, каждый из нас знает: стоит нашему духу «застояться», потерять из виду ориентир, как тут же начинает подводить и тело. Заботясь о своем духовном совершенствовании, стремясь к благу и всеохватной, безграничной любви, доброму делу мы начинаем физически выздоравливать. Любовь и умное, доброе начинание, следование принципу «не навреди и оберегай» – наши верные спутники к тому чтобы здоровье и жизнь изменились к лучшему.

Приступаем к освоению древнетибетской практики

Главные принципы практики «Око возрождения»

Эффект целительных практик состоит не только в физическом выздоровлении, но и в изменении вашего мироощущения. Вы посмотрите по-новому на окружающих, откроете для себя больше радостей в привычном. Вы сами окажетесь более способными дарить людям тепло и заботу. В установлении таких гармоничных отношений и скрыт залог настоящего возрождения.

Главные принципы, о которых следует помнить, занимаясь практикой тибетских лам, очевидны:

соблюдение жестких нравственных принципов;

самосовершенствование благодаря самодисциплине;

• контроль над дыханием и способность воздействовать на потоки энергии в теле;

владение чувствами и эмоциями;

навыки концентрации и медитации;

слияние с высшим духовным началом.

В известном смысле это дисциплинированность духа, способ достижения просветления, а также самообуздание как необходимая составляющая воссоединения с божественным началом.

Придерживающиеся такой практики люди, принимая определенное положение тела в пространстве и настраивая свой ум на медитацию, стремятся к космическому единству, союзу. Если вы этого добились, то обрели гармонию отношений, восстановили баланс сил и настроились на космический ритм. Тот, кто пытается обрести такую целостность, идет по пути, ведущему к совершенству и освобождению.

Самовоспитание предполагает прохождение восьми этапов, аналогичных восьмеричному буддийскому пути:

Самоконтроль. Придерживаться основных моральных принципов: отрицание насилия, правдивость, воздержание от воровства, целомудрие и отказ от алчности.

• Самообуздание. Постоянно следовать правилам: чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение традиций, преданность Богу.

• Телоположение. Постоянная тренировка в совершении ритуальных действий.

• Контроль над дыханием. Умение выдерживать четкий дыхательный ритм.

• Отвлечение от себя. Органы чувств постепенно перестают реагировать на внешние раздражители, благодаря чему человек оказывается способен погрузиться в созерцание и достичь просветления.

• Сосредоточение разума. Это умение фиксироваться на одном объекте, чтобы не отвлекаться на другие, а затем и углубление в себя.

• Медитация. Состояние, когда умом овладевает объект сосредоточения.

• Глубокая медитация.

Правила выполнения упражнений

Сказав о самом главном, о сущности практики «Око возрождения», пора переходить к описанию правил выполнения упражнений.

Каждое ритуальное упражнение следует выполнять по одному разу. Весь комплекс – три раза в день. И так в течение недели. Но останавливаться на этом не стоит. Вступив на путь обретения силы, вам нужно раз от разу прибавлять количество упражнений. Каждую неделю – по одному повторению, пока не будет достигнуто 21 повторение каждого упражнения. Вы не должны чувствовать при этом ни усталости, ни перенапряжения.

Если выполнение всех ритуальных действий в полном объеме все-таки затруднительно, можно разбить их на части и выполнять в несколько приемов. Однако следует придерживаться строгой последовательности пяти ритуальных действий. Это позволит максимально восстановить энергетическое поле.

Если вы разделяете комплекс на половины, то выполняйте упражнения утром и вечером. Количество повторений того или иного действия должно быть максимальным именно с утра, поскольку это обеспечит вам надежную защиту на весь день.

Чаще всего бывает довольно трудно выполнить первое действие – вращение вокруг своей оси. Многие люди, у которых оно не получается, сразу опускают руки и прекращают выполнять весь комплекс. Этого делать не стоит. Помните, что ритуальные вращения вы производите не перед жюри конкурса. Даже малейший эффект, производимый ими, уже дает вам силы и поддерживает вашу ауру. Выполняйте вращение так, как сможете. Через некоторое время у вас обязательно получится, причем столько раз, сколько будет нужно. Может, потребуется день, а может, месяц или год – в каждом случае время привыкания разное. Зато какую силу вы ощутите! И уж точно не пожалеете о приложенных усилиях!

Не стоит расстраиваться, если вам покажется, что что-то не получается: поза не та, руки неправильно расположены, да и вообще нет ожидаемого эффекта. Важно соблюсти высший смысл практики, а ее эстетическая, внешняя сторона проявится позднее, когда вы станете выполнять движения автоматически, больше внимания уделяя сосредоточенности и исправлению сознания.

Строение тела сугубо индивидуально. Нет двух похожих людей. Кроме того, мы различаемся и по гибкости, растяжимости наших мышц. У кого-то может быть ослаблен вестибулярный аппарат. Если вы почувствуете головокружение и вам действительно станет невмоготу выполнять первое ритуальное действие, на начальном этапе пропускайте первое упражнение, начиная выполнение комплекса сразу со второго. Дайте себе фору в полгода, но потом все-таки беритесь за освоение пропущенного ритуального действия.

Утром лучше всего делать комплекс на восходе, вечером – на закате. Помните, что солнце дает энергию всему живому. Это светило «поставлено» на небосводе, чтобы сопровождать человека. Известно, как тяжело нам бывает зимой, когда мало солнечного света. Мы чувствуем себя уставшими, поникшими, словно цветы, поставленные в вазу без воды. Упражнения, выполняемые на рассвете, вызовут прибавление жизненной силы. На закате вы тоже успеваете впитать в себя последние перед наступлением ночи световые излучения. Однако не расстраивайтесь, если у вас не получается совпадения с солнечным ритмом, – к сожалению, в условиях современного города это не всегда осуществимо. Выполняйте утреннюю часть ритуальных действий, когда вам удобно. Но обязательно до полудня – на восходящем движении светила.

Разделять комплекс целесообразно только тогда, когда вам трудно выполнять его целиком за один прием. Постепенно привыкнув к его объему, снова вернитесь к выполнению упражнений либо утром, либо вечером. Наступит время, когда вы сможете проделать все упражнения по двадцать одному разу как единый комплекс. Выполняйте их на восходе или на закате, но с утра – предпочтительнее. Делайте это в течение четырех месяцев. Потом приступайте к освоению второй серии, начав с трех раз и, как при освоении первой части, прибавляя повторы каждую неделю. Но и это не предел. Главное – не переходите границ разумного и оправданного. Помните, что ваши физические усилия сопряжены с изменениями в тонком духовном мире. Не допускайте перенапряжения и переутомления.

Ритуальные действия важны все вместе и каждое в отдельности. Если все-таки трудно приступать сразу ко всем упражнениям, можно не браться за самое первое или одно из последних. Однако через некоторое время, которое определяется индивидуально, их следует обязательно освоить.

Конечно, бывают ситуации, когда человек физически не в состоянии справиться с каким-то упражнением. В этом случае придется ограничиться тем, что доступно. Сама тибетская система обращается к человеку максимально возможной для исполнения стороной. Не только вы нацелены на «Око возрождения», но и оно ориентировано на вас. Это шаги навстречу, ведь без согласованности и адаптации нельзя достичь успеха.

Практику «Око возрождения» можно рассматривать как подготовительный и профилактический этап. Если вы хотите продвинуться дальше, то присмотритесь к йоге, тайцзи или цигун. Можно под руководством опытного наставника выбрать наиболее оптимальный путь, совместив различные практики и включая ритуальные действия тибетских лам как способ восстановления динамических характеристик вихрей.

Выполняя даже те упражнения, которые направлены на омоложение вашего организма, вы не сможете действовать как заводная машина. Усталость непременно наступит. Это выражается и в дыхании, оно становится учащенным. Отдохните, не форсируйте темп. Дышать следует ровно. О том, какое дыхание предпочтительно, вы узнаете далее. Старайтесь дышать, если это не доставляет труда, в таком же темпе, в каком выполняли упражнения.

Если же вы не чувствуете усталости, то остановки между повторениями одного и того же ритуального действия не делайте. Движения выполняйте как серию. Но между двумя разными ритуальными действиями обязательно отдохните, расслабьтесь. Встаньте прямо, положите руки на талию и сделайте медленные, полные вдохи-выдохи. Внимание сосредоточьте на точке, которая находится внутри живота в области пупка. Вы ощутите, как энергия проходит по телу. В паузах во время выдоха всегда следует расслабляться. Мысленно представьте, как «отработанная» энергия исчезает, открываются каналы для прохождения новой, чистой жизненной силы.

Помимо правильно организованного отдыха нельзя пренебречь и водными процедурами, которые следует принимать после выполнения ритуальных действий. Лучше всего – теплый, но не горячий, душ. Важно, чтобы вода стекала с вашего тела. В таком случае она вбирает в себе еще и энергию воздуха. Это удваивает эффект занятий. Если вас раздражает поток воды, то примите ванну, но находитесь в ней недолго, чтобы не простудиться. Вода для ванны должна быть чуть-чуть теплее. В конце концов, просто оботритесь влажным полотенцем, а потом вытритесь насухо.

Помните, что не стоит обливаться холодной водой, обтираться с неистовством. Не допускайте проникновения холода внутрь. Это сводит на нет эффект от занятий. Вихри приносят вам энергию тепла и света, ее надо сберечь. Если же вы привыкли к холодному обливанию, закаливанию, то не выполняйте эти процедуры ни до, ни после занятий хотя бы часа три.

Режим занятий

И еще о режиме занятий. Встречаются люди, которые только начав интересоваться оздоровительной практикой через некоторое время дают себе множество поблажек. Они могут сокращать время, отводимое на занятия, или вовсе пропускать их. Конечно, очень трудно побороть лень. Однако любая восточная система, какую бы вы ни выбрали, направлена на изменение вашей воли. И в ее методичности кроется залог успеха. Вы изменитесь. Внутри вас родится новый человек, о существовании которого вы и не подозревали. Любая практика нацелена на то, чтобы этот новый человек был мудрым, здоровым, духовно красивым, добрым. Постарайтесь переключить свой разум на понимание этого важного аспекта занятий, и они предстанут перед вами в совершенно ином свете.

Из семи дней в неделю следует заниматься шесть. Даже два дня пропуска занятий практикой «Око возрождения» снижают эффект. Больший же перерыв почти сводит его к нулю. Однако не отчаивайтесь, если такое произошло. Досадно, и все же… Начинайте опять, кропотливо, постепенно. Вы же знаете, что вода камень точит…

Сначала на выполнение всех пяти ритуальных действий потребуется до получаса. Когда у вас появится опыт, вы сделаете их и за половину этого времени. Всегда можно отыскать, даже при самом напряженном графике дня, время, чтобы сделать упражнения. Ваши старания окупятся – вы приобретете запас энергии, который позволит вам быстрее справиться с самими важными и трудными делами. Выделенные полчаса для ритуальных действий «Ока возрождения» вернутся к вам часами, сэкономленными на быстро сделанной работе.

Питание

Для того чтобы добиться совпадения с ритмом космической жизни, необходимо по-другому подойти и к питанию. Очень важно составить особый рацион для получения максимальной пользы от занятий.

Питание должно быть сбалансированным, то есть с уравновешенными полярными началами. Лучше всего покупать продукты у людей, которые их производят, – в таких продуктах больше «живой» энергии. Конечно, для горожан это почти не реально. Тогда лучше всего есть много зерновых и овощей, добавляя в свой рацион молочные продукты, а также время от времени яйца.

За один прием ламы едят только один вид продуктов. Они никогда не смешивают блюда. Если утром каша, то ею и ограничивается завтрак. Если на обед выбраны бобы, значит, только бобы. Овощи – отдельно, причем и их предпочитают не смешивать. Тем более не допускается, чтобы вареные блюда сменяли жареные. Соблюдается принцип единообразия.

Если вы не считаете для себя возможным исключать из рациона мясо и рыбу, то ешьте и их. В таком случае важно соблюдать особый порядок: постарайтесь не смешивать за один прием пищи продукты, которые относятся к разным категориям. Скажем, съедайте мясо отдельно от овощей. Так поступают, как известно, большинство детей, поскольку они в большей степени, чем взрослые, следуют природным склонностям человека. Только взрослея, попадая в плен цивилизации, мы обретаем другие гастрономические привычки. За что и расплачиваемся ранним старением и болезнями.

Спросите о самочувствии у тех, кто выбрал для себя раздельное питание, и наверняка услышите, что человек стал чувствовать себя лучше, у него появились силы. Так что мясо – отдельно, рыбу – отдельно, овощи – отдельно, фрукты – отдельно, сухую пищу – отдельно, напитки – отдельно и т. д. Кроме того, следует разделять пищу белковую, углеводную и жирную. Потратьте время на составление правильного сбалансированного меню, и это послужит катализатором улучшения обменных процессов и усилит эффективность выполнения ритуальных действий.

Современная цивилизация, в особенности европейская, отличается невиданными скоростями. Человек научился сжимать пространство и даже, кажется, время. Но взамен утратил способность получать радость от неспешности жизни, размеренности существования. Диковинкой стали знаменитые чайные восточные церемонии. Они представляются музейными раритетами, хотя это не более чем правильная процедура мистического пополнения энергией, в результате чего люди получали силы, и им открывалась неземная мудрость.

Да и у русских людей прием пищи когда-то напоминал особый ритуал. Начинался он с благодарения Бога за ниспосланные дары. Тем самым как бы признавалась связь между Небом и тем, что происходит в конкретный момент на Земле.

В Тибете принято быть за трапезой чинными, неторопливыми и молчаливыми. Ламы во время еды всегда сосредоточены, их ум направлен на постижение великой загадки, а потому еда часто сопровождается вхождением в медитацию. При этом вся твердая пища тщательно пережевывается, чтобы она стала почти жидкой. Такое преобразование имеет свой священный смысл. Человек подтверждает некогда данную ему способность изменять сотворенное. Это наводит на мысль, что он может изменить и себя.

Из напитков лучше всего чистая вода, которую следует пить медленно, небольшими глотками. Один лама показал мне, как можно утолить жажду даже каплями. Вода нисходит с неба и несет в себе его могущество. Оставаясь на земле, она напоминает нам о вышнем. Поэтому каждый раз, когда мы пьем, наше тело наполняется атомами космической жизненной силы. Проникновение в нас воды, воспринимаемой как дар, – это своего рода внутреннее омовение нашего тела, поступление воды к главным точкам физической организации человека, а через это – соприкосновение с тонким духовным миром.

Именно вода у лам считается питьем, все остальные жидкости, даже чай и молоко, воспринимаются как пища, которую следует пережевывать, преобразовывать.

Не употребляйте долго хранящиеся, замороженные продукты. Ешьте овощи и фрукты, которые вбирают в себя живительную энергию солнца, особенно в сезон созревания плодов. В них содержатся наиболее живительные соки, дающие нам запас сил.

Никогда не переедайте. Легкое чувство голода – это нормально. Ни в коем случае не наедайтесь на ночь. Это верный путь появления шлаков и вредных веществ, которые служат источниками болезней.

Не стоит есть консервированные продукты, даже самые вкусные и полезные. Они – знаки разрушенной связи, заменители настоящих природных даров.

Лучше употреблять крупы, которые не прошли обработку на заводах и фабриках. В древности существовало поверье, что растения испытывают те же страдания, что и люди. Умирая и воскресая, они получают мистическую силу, которой наделяют и человека.

Все, наверное, знают, что многие на Тибете и в Индии не едят ни мясо, ни рыбу. Зато пьют воду. Не менее 2–3 л в день. Она должна быть комнатной температуры, чтобы усваиваться. Лучше всего пить травяные настои. Пейте глотками, не спешите. Нельзя запивать пищу или пить чай сразу после еды. Лучше подождать – хотя бы минут 20–30.

Пищу следует тщательно пережевывать, чтобы слюноотделение подготовило органы пищеварения к максимально эффективному ее перевариванию.

Ешьте так, будто вы выполняете упражнения, – сосредоточенно и внимательно. Не отвлекайтесь от самой процедуры.

* * *

Итак, вы узнали о смысле, принципах, правилах и условиях занятий. Теперь настал черед самих ритуальных действий. Их всего шесть, так что запомнить не трудно.

Описание ритуальных действий

Первые пять ритуальных действий предназначены для оздоровления и укрепления организма. Степень их воздействия зависит от настроя и желания почувствовать себя моложе. Если вы сами, несмотря на свой возраст, молоды в душе, то и биологически организм будет подстраиваться под такое самовосприятие. Приступая к упражнениям «Ока возрождения, сформируйте представление о себе как о здоровом, красивом, успешном человеке.

Первое ритуальное действие

Оно очень простое. Выполняется для придания вихрям инерционного момента. То есть вихри набирают обороты, устанавливаются определенные скорость и частота их вращений, которые затем будут поддерживаться.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. Для этого встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Колени не сгибайте. Смотрите перед собой. Голову также держите прямо. Руки вытяните на уровне плеч в стороны (рис. 1).


Рис. 1


2. Начинайте вращаться вокруг своей оси слева направо. Представьте, что ваши руки – стрелки часов, которые движутся по ходу смены времени, или вы вращаете невидимый обруч. Выполняйте вращение, пока не ощутите легкое головокружение.


Обычно бывает достаточно уже 10 вращений, чтобы у вас начала кружиться голова. Соответственно это будет вашим пределом. Лучше всего начать с трех вращений. Не спешите форсировать события. Помните, что усталость – не тот результат, которого нужно достичь. Если после выполнения действия вам стало не по себе, вы почувствовали усталость, вам захотелось присесть или прилечь, не противьтесь своему желанию. Сделайте именно так, как подсказывает организм.

Никогда не переступайте грань возможного. Прилив тепла и повышенное слюноотделение – максимум последствий, которые допустимы. Если же подкатывает тошнота, то сделайте паузу. И помните о правильном ритмичном дыхании. Каким оно должно быть, вы узнаете в специальной главе, посвященной дыхательным техникам.

Избавиться от головокружения поможет несложная техника. Чтобы не возникало ощущения «бегущих» перед глазами картин, фиксируйте взгляд на одной точке перед собой. Тогда вам будете казаться, что окружающие картины не меняются, возникнет эффект покоя. Поворачиваясь, не отрывайте взгляд от избранной точки. Когда же она на мгновение будет уходить из поля зрения, как можно скорее найдите ее.


Внимание! С осторожностью следует выполнять первое ритуальное действие тем, у кого есть заболевания суставов, гипертоническая и сердечнососудистые болезни.

Второе ритуальное действие

Оно наполняет вихри силой тонкого мира, увеличивая скорость и темп вращения и поддерживая его на таком уровне. Действие столь же простое, как и первое.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. В данном случае это будет положение лежа на спине. Лучше всего расположиться на коврике или теплой подстилке. Она не должна быть ни слишком мягкой, ни слишком твердой. Главное ее предназначение – не допустить проникновения холода, а также создать условия для созерцания (рис. 2а).


Рис. 2а


2. Ноги соедините. Пальцы ног направлены вверх. Руки вдоль туловища. Ладони прижаты к полу, пальцы рук соединены. Глаза слегка прикройте. Помните, что любое действие – это еще и составляющая огромного процесса созерцания, приготовление к нему. Лягте удобно, чтобы не чувствовать дискомфорта. Не допускайте болей в позвоночнике.

3. Потянитесь всем телом, почувствовав упругость мышц. Затем медленно поднимайте голову, не отрывая туловище от пола, чтобы коснуться подбородком груди (рис. 26). Будьте осторожны, не допускайте излишних усилий, чтобы не травмировать позвонки и мышцы шеи.


Рис. 26


4. Поднимайте прямые ноги вверх. Не сгибайте колени и не опускайте голову. Необходимо довести ноги до вертикального положения, чтобы между ними и туловищем образовался прямой угол. Поясницу от пола не отрывайте (рис. 2в).


Рис. 2в


5. Далее, если позволяет ваше физическое состояние, постарайтесь завести ноги далее, словно вы пытаетесь сделать «полусвечу». Но не заводите их слишком далеко. Ноги не должны касаться пола за головой.

6. Как только начинает приподниматься поясница, остановитесь, зафиксируйте на мгновение положение тела и медленно опустите на пол и голову, и ноги. Расслабьтесь, отдохните. Почувствуйте мягкость всех мышц.

Повторите упражнение еще раз.

* * *

При выполнении второго ритуального действия очень важно не допускать сбоя в дыхании, уметь точно координировать вдох-выдох и соответствующие движения. Вначале сделайте выдох. Этим вы освобождаетесь от отработанной «энергии» и открываете пути для пополнения сил. Когда приподнимаются голова и ноги, сделайте медленный, глубокий и полный вдох, когда они опускаются – продолжительный, сильный выдох.

Хотя у вас, скорее всего, не возникнет трудностей с этим упражнением, вы, возможно, почувствуете напряжение мышц и захотите сделать паузу. В этом случае дышите в том же ритме, что и при выполнении движений. Чем более глубоки вдох и выдох, тем выше эффективность практики.

Третье ритуальное действие

Его можно делать сразу после первых двух – без паузы на отдых. Предназначение упражнения – продлить эффект от предыдущих движений.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. Для этого встаньте на колени. Туловище держите прямо. Колени находятся на расстоянии ширины таза. Бедра – вертикально. Упирайтесь в пол кончиками пальцев ног. Руки слегка согнуты в локтях. Ладони лежат на задней поверхности бедер под ягодицами. Смотрите перед собой. Глаза слегка прикрыты.

2. Наклоните голову вперед, стремясь прижать подбородок к груди. Зафиксируйте положение (рис. За).


Рис. За


3. Медленно отведите голову назад и приподнимите подбородок, словно пытаетесь вытянуться вверх. При этом грудная клетка выпячивается вперед, спина немного прогибается. Почувствуйте небольшое напряжение в мышцах груди и спины. Плечи отводите назад. Руками опирайтесь о бедра (рис. 3б). Зафиксируйте это положение на мгновение.


Рис. 3б


4. Вернитесь в исходное положение.

Если вы почувствовали усталость, сделайте паузу, а затем повторите все сначала еще раз.

Здесь важно соблюдать четкую согласованность движений и дыхания.

* * *

Вначале необходим глубокий и полный выдох. Вы избавляетесь от старого, использованного, и готовитесь к пополнению новым, мощным. Прогибаясь назад, сделайте глубокий полный вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох. Дыхание не может быть поверхностным, иначе вы не откроете энергетические каналы для наполнения их живительной энергией. Каждая клеточка вашего организма должна быть подключена к процессу обновления и возрождения. Это устанавливает связь между физическим и тонким духовным мирами.

Особенно важно следить за полнотой выдоха. Известно, что многие легочные и сосудистые заболевания приводят к тому, что выдох сокращается, сила его уменьшается, это ведет к нежелательным последствиям, а в итоге – к раннему старению. Старайтесь выдохнуть столь полно, сколько можете. Но не до головокружения. Не перестарайтесь!

Четвертое ритуальное действие

Оно сложнее, чем три предыдущие. На освоение данного упражнения уйдет больше времени, но вы обязательно справитесь и с ним.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. На сей раз – сидя на полу. Ноги вытянуты, пальцы вместе. Ступни разведены на ширину плеч. Пальцы ног направлены вверх. Спина прямая. Голову также держите прямо, смотрите перед собой. Ладони касаются пола по бокам от ягодиц. Пальцы рук сжаты и направлены вперед.

2. Медленно опустите голову вперед, прижимая подбородок к груди (рис. 4а). Помните об осторожности. Зафиксируйте положение на мгновение.

3. Затем отводите голову назад – по возможности – и вверх. Вы почувствуете некоторое мышечное напряжение. Это нормально, но чрезмерных усилий прилагать не нужно (рис. 4б).

4. Когда вес тела станет перемещаться назад, поднимите туловище верх до горизонтального положения, опираясь при этом на руки. Они остаются прямыми, пальцы смотрят вперед. Бедра и туловище должны образовать одну горизонтальную плоскость, а голени и руки – вертикальные, они как бы колонны свода. Голова слегка запрокинута (рис. 4в). На несколько секунд напрягите все мышцы тела.


Рис. 4а


Рис. 4б


Рис. 4в


5. Расслабьтесь и вернитесь в исходное положение. Снова прижмите подбородок к груди.

Если вы устали, отдохните. Дышите ровно, следите за ритмом дыхания. Как только восстановитесь, повторите упражнение.

* * *

Чтобы эффект от ритуального действия был максимальным, выдох и вдох должны быть плавными, полными. Сначала следует выдохнуть. При поднимании и запрокидывании головы – вдохнуть. Напрягая мышцы тела, несколько задержите дыхание. Возвращаясь к исходному положению – сделайте глубокий, полный выдох.

Некоторые люди полагают, что принять положение «мостик» будет очень трудно. Кто-то боится за свои суставы. Опасения хотя и оправданны, все-таки подчас весьма преувеличенны. Если у вас есть заболевания опорно-двигательной, сердечнососудистой и легочной систем, тщательно контролируйте малейшее движение. Но знайте, вы в состоянии выполнить это упражнение. К этому и стремитесь. Даже если на овладение техникой уйдет месяц-два.

Пятое ритуальное действие

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. Лягте на пол грудью вниз. Подбородком и пальцами ног коснитесь пола. Ступни разведите на ширину плеч. Ладони расположены около груди, прижаты к полу.

2. Медленно приподнимитесь, слегка отрываясь коленями и тазом от пола. Руки выпрямите в локтях. Кисти рук смотрят вперед, пальцы сомкнуты. Зафиксируйте это положение.

3. Запрокиньте голову назад и одновременно вытягивайте ее вверх (рис. 5а). Почувствуйте напряжение в мышцах шеи и спины. Но никаких специальных усилий прилагать не нужно. Их и так будет достаточно, чтобы удержать тело, немного прогнувшись. Положение на мгновение следует зафиксировать. Каждая ваша поза образует определенный мистический силуэт, от которого и зависит успех практики.


Рис. 5а


Рис. 5б


4. Перейдите в положение, при котором тело образует острый угол, вершиной вверх. При этом голову прижмите подбородком к груди. Ноги следует держать выпрямленными, как и руки. Тело создает своеобразную пирамиду (рис. 5б). Снова зафиксируйте положение тела.

5. После этого вернитесь в упор лежа прогнувшись. Отдохните, если вы устали, и повторите все еще раз.

* * *

Возможно, сначала вам покажется, что упражнение очень трудное. Но это не так. Через месяц вы будете делать его, не думая о технике. Поэтому переключитесь на моменты медитации и сосредоточьте внимание на прохождении энергии. Постарайтесь также фиксировать положение при максимальном напряжении всех мышц тела в крайних положениях – при прогибе и при образовании угла.

Дыхание в этом случае несколько отличается от описанного выше. Вначале, как и полагается, полный, глубокий, продолжительный выдох. Затем – самый глубокий вдох при «сложении» тела пополам. При возвращении в упор лежа прогнувшись – полный, продолжительный, медленный выдох. При фиксации положения с напряжением мышц – задержка дыхания; причем она возникает первый раз после вдоха, а второй – после выдоха.

Шестое ритуальное действие

Оно самое важное из всех, поскольку дает максимум энергии, направленной на оздоровление и омоложение организма. В йоге ему соответствует «Уддияна-бандха».

Практика шестого ритуального действия потребует от вас ограничений в поведении и образе мыслей, в том числе изменений и ограничений в сексуальной жизни. И такие новшества станут нормой вашей жизни. Сила этого ритуального действия – в перераспределении и видоизменении сексуальной энергии человека. Последняя возвращается к вам, чтобы вы смогли наполниться ее силой, развив в себе «золотой цветок» творчества, порождающей силы.

Она послужит выздоровлению и благотворному изменению клеток организма, которые как бы получают новое рождение.

Неразумное поведение, излишества приводят к тому, что в организме накапливается дурная энергия, происходят сбои в функционировании органов. Когда же их оказывается сверхмного, меняется наследственный код – так происходит деградация. Это касается и расходования сексуальной энергии. Важно научиться ее контролировать и экономить на благо своего же организма. Это позволит направлять энергию из второго главного вихря во все остальные, и особенно – в два верхних. Свободная энергия должна распределяться гармонично, подпитывая вращение вихрей.

Практиковать шестое ритуальное действие можно только в том случае, если есть сексуальное желание, означающее наличие свободной энергии.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Примите исходное положение. Оно таково. Стойте прямо. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох. В этот момент нужно максимально сжать ряд мышц, в том числе – анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, мышцы таза и живота.

Конец ознакомительного фрагмента.