Вы здесь

Тибетский мастиф: моя пушистая история. Одна из самых редких пород глазами не кинолога, но человека. Из Китая с любовью (Эка Парф)

Из Китая с любовью

Название самой породы переносит тебя в Тибет. Согласно легендам, тибетские мастифы сопровождали торговцев и монахов, чей путь проходил через Гималаи. Однако о достоянии этого псиного семейства миру «поведал» не менее загадочный Непал. Что касается сегодня, то в Китае и Тибете эта собака считается чуть ли не священным животным. Первыми же хозяевами таких собак были именно тибетцы.

В России встретить тибетского мастифа на улице почти невозможно. Зачастую их могут позволить себе люди с достатком выше среднего. О цене на щенят этой породы ходят легенды. В 2011 году китайский толстосум отдал за щенка тибетского семейства 1,5 миллиона долларов США.

В Китае «тибетцы» чуть ли не налогом на роскошь облагаются. Новая политика китайских властей сильно усложнила жизнь заводчиков. Из-за всяческих налогов (в том числе на роскошь) не так давно состоятельные китайцы сегодня не могут позволить себе ужин в дорогостоящем ресторане. Хотя бы потому что высокие заведения прикрывают. Налогом облагается все то, что попадает под определение роскоши. С 2012 года цены на щенят «тибетцев» упали на 30%. Средняя цена на «тибетца», до всей этой ситуации, составляла 175, 000 рублей.

Встретить «тибетца» можно в загородных домах. Такая собака нуждается в поле для активной деятельности. Да и размеры ее так и располагают к жизни в загородном доме с хорошим участком для беготни и прогулок.

Вернёмся к нашим китайцам. Эти ребята рьяно защищают своих хвостатых от всяческого влияния извне. Вывести собаку из Китая не так просто. Напоминаю: тибетский мастиф считается национальным достоянием Китая. Потому вывоз щенка этой породы оттуда сопряжён с трудностями. Связываться стоит только с питомниками. В нашем случае все документы оформляли они.

Китайцы выловили медвежонка, подстригли его «под собаку» и продали туристам

Кинологи отмечают несколько «линий» породы: американская, европейская и китайская. Наш Шанхай принадлежит к последней. Кто-то скажет, что с охранными обязанностями «американцы», «европейцы» и «китайцы» справляются одинаково. Внешне первые и вторые отличаются от китайских особей размерами и длинной шерсти. Любители породы утверждают, что брать пса следует именно в Китае. С этим спорить сложно: китайцы не терпят «примесей» к породе. В Америке и Европе есть шанс купить нечистокровного «тибетца». Такая же ситуация просматривается в России.

Внешне эти три линии, какая я сказала, отличаются друг от друга не только размерами, но и длинной шерсти. Китайские собаки обладают «львиной» шевелюрой. Не зря первые владельцы этих ласковых гигантов называли их «собака-лев». Грива тибетского мастифа (особенно, красного окраса) делает вашего питомца похожим на африканского льва.

Размеры таких собак заслуживают отдельного разговора. Я не кинолог и не ветеринар. Однако, исходя из исторических данных, смею предположить, что предки нашего Шанхая могли быть крупнее него самого.

На эту мысль меня натолкнул эпизод из истории Тибета – родины собак. В 1950 году страну оккупировал Китай. Тибет не был готов к сопротивлению. Активным действиям мешала раздробленность государства и необученность солдат. Последним аргументом для сдачи Китаю была победа СССР (в то время СССР состоял в дружественном союзе с КНДР) над гитлеровской Германий 5 лет назад. С такими союзниками, посчитали тибетцы, у них против Китая просто нет шансов. Тибет пришел в упадок. Далай-лама бежал. Место буддизма стал занимать атеизм и соответствующий ему коммунистический строй.

Дела мира двуногих повлияли и на собак. Больших особей умерщвляли, так как прокормить такое животное стало делом непосильной сложности. Учитывая присущий коммунизму аскетизм, несложно предположить, что такие собаки стали восприниматься как угроза для самой идеологии. Учитывая количество умерщвлённых собак, можно говорить о потерянных, в рамках породы, поколениях. Велика вероятность, что кто-то из уничтоженных особей обладал более выдающимися размерами, чем современные экземпляры.

Спасти породу удалось, но популяция не восстановлена до сих пор. Росту «тибетского семейства» препятствует не только статус породы в Китае. Долгое время главную роль в этой проблеме играла географическая изолированность Тибета. Впрочем, именно благодаря ей современные Тибетские мастифы, по мнению экспертов, мало чем отличаются от своих предков. Закрытость страны не позволила вмешаться в их родословную представителям других семейств.

Пусть рядовые китайцы и возносят «тибетцев» в ранг священной коровы, власти КНДР вовсе не поддерживают тягу населения к подобным излишествам. Как «тогда», так и «сейчас», большие деньги, как считает генсек ЦК Коммунистической Партии Китая, являются роскошью. Собаки, за которых требуют этих же больших денег, тоже относятся к роскоши. В 2012 году власти КНДР развернули кампанию по борьбе с коррупцией. По этой причине закрывались ювелирные магазины, высокие рестораны и, как и следовало ожидать, с рынка стали уходить заводчики тибетского мастифа.

Сегодня на дворе январь 2016-го года. На днях случился обвал фондового рынка Китая. Нужно ли говорить, что последнее, о чем сегодня стоит беспокоиться китайцам – это покупка дорогой собаки, ужин в высоком заведении или добротный шоппинг в центре города?

Впрочем, вернёмся к нашим собакам.