Вы здесь

Течет река Мойка. Продолжение путешествия… От Невского проспекта до Калинкина моста. Свадебный подарок великой княжне Марии Николаевне (Г. И. Зуев, 2013)

Свадебный подарок великой княжне Марии Николаевне

Неподалеку от дома № 66, ниже по течению реки Мойки, находится последний из четырех цветных мостов старинного водоема – Синий мост. В наши дни это мостовое сооружение по существу является частью Исаакиевской площади, на которой в 1818–1858 гг. по проекту зодчего О. Монферрана построили одно из крупнейших купольных сооружений мира и одну из главных архитектурных доминант Санкт-Петербурга – собор Святого Исаакия Долматского.

Колоссальный масштаб здания, его многочисленные гигантские монолитные колонны и купол диаметром 21,8 м, венчающий собор, замыкают пространство Исаакиевской площади с севера.

Южная же часть площади над рекой Мойкой перекрыта самым широким в мире – Синим мостом. Его ширина составляет 99,95 м. По авторитетному суждению архитектора А.И. Дмитриева (1878–1959), этот мост в створе Вознесенского проспекта является «особым экземпляром мостового сооружения – невидимки и мирового рекордсмена. Его немалая ширина продиктована не техническими или эксплуатационными, а чисто архитектурными соображениями».

В XVIII столетии на месте пересечения Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта с рекой Мьей (Мойкой) построили три деревянных моста, выкрашенных в разные цвета. Через Невский проспект проложили Зеленый мост, через Гороховую – Красный, а через Вознесенский – Синий.


Синий мост


Мойка в те годы являлась естественной границей Северной столицы и выполняла роль водной преграды при возможных попытках шведов с ходу захватить Санкт-Петербург.

В 1737 г. на месте нынешнего современного Синего моста, по проекту инженера Г. ван Болеса построили деревянный подъемный мост, а в 1810 г. его переделали в деревянный трехпролетный мост на прочных деревянных опорах.

В 1818 г. окрашенный в синий цвет мост уже представлял собой постоянное однопролетное сооружение с коробчатым сводом и прочными каменными опорами. Тогда его проект разработали инженеры В.В. Гесте и П.П. Базен. Ширина проезжего мостового полотна в то время составляла 41 м. Мариинского дворца на Исаакиевской площади до 1845 г. не существовало. На его месте возвышалось дворцовое строение графа И.Г. Чернышева, блестящего дворцового придворного при императрицах Елизавете Петровне, Екатерине II и императоре Павле I.

Иван Григорьевич Чернышев родился в загородной усадьбе отца, графа Григория Чернышева, на Фонтанке. Григорий Чернышев – любимый денщик Петра Великого, возведенный царем в графское достоинство. Сохранилась характеристика Григория, данная ему испанским послом в России Дюком де Лириа: «Граф Чернышев был умен и исправен в службе, но отличался чрезвычайной скупостью, лживостью и ненавистью к иностранцам». Его сыновья Иван, Петр и Захар после завершения учебы в столичном сухопутном кадетском корпусе сделали прекрасную карьеру при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Иван и Петр Чернышевы начали свою деятельность на дипломатическом поприще, оказавшемся для братьев весьма удачным в их карьерном росте.

Граф Иван Григорьевич Чернышев в 1741 г. состоял советником российской дипломатической миссии в Копенгагене, где в то же время его старший брат Петр Григорьевич являлся уже чрезвычайным посланником императрицы Елизаветы Петровны в Датском королевстве. В 1742 г. И.Г. Чернышев с повышением в должности работает в русской дипломатической миссии Берлина. За работу на дипломатическом поприще граф Иван Григорьевич производится в придворный чин камер-юнкера. Весьма удачным для карьерного роста молодого камер-юнкера оказался и его первый брак на фрейлине и родственнице Елизаветы Петровны – Елизавете Осиповне Ефимовой.

В 1755 г. граф назначается директором «Комиссии о коммерции» и одновременно производится в придворный чин камергера, соответствующий весьма почетному гражданскому чину действительного статского советника. Благодаря дружеским отношениям с фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, генерал-адъютантом Иваном Ивановичем Шуваловым, граф Иван Григорьевич почти за бесценок приобретает уральские медные заводы, уплатив в казну всего 30 тысяч рублей, в то время как на заводских складах на этот период оказалось только наработанной промышленной отлитой меди, оцененной на 100 тысяч рублей. Граф И.Г. Чернышев лично не занимался делами своих предприятий, а потому они быстро пришли к полному развалу. Правда, он удачно продал их в казну с большой для себя выгодой – в 700 тысяч рублей. Иван Григорьевич же по-прежнему продолжал работу на дипломатическом поприще, успешно участвовал от имени российского правительства в международных переговорах и совещаниях.


Иван Григорьевич Чернышев


На деньги, вырученные от финансовой сделки по приобретению и продаже уральских медеплавильных заводов, граф И.Г. Чернышев приобретает участок земли на левом берегу реки Мьи (Мойки) и приступает к возведению на нем семейного усадебного дворца с флигелями и регулярным садом. Проект дворцового здания для него подготовил архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Князь М.М. Щербатов тогда писал о И.Г. Чернышеве: «Граф был очень богатым человеком. Одеяния его были особливого богатства и вкуса, и их столь много, что он единожды вдруг 12 кавтанов выписал. Стол его со вкусом из дорогих вещей сделанный, обще вкус, обоняние и вид привлекал; экипажи его блистали златом, и самая ливрея его пажей была шита серебром; вина у него были науличшия и наидражайшия…»

Екатерина II, взойдя на престол, возвела графа Ивана Григорьевича в генерал-поручики, сохранив за ним придворный чин действительного камергера, и повелела ему указом «Оставить впредь дипломатическую службу и перейти на военно-морскую, в должности члена Адмиралтейств-коллегии». По прошествии двух лет, в 1765 г., Иван Григорьевич Чернышев становится главным командиром Галерного порта.

Строительство дворца графа И.Г. Чернышева на набережной Мойки торжественно завершилось роскошным новосельем в апреле 1766 г., а в декабре того же года газета «Санкт-Петербургские ведомости» восторженно писала о приеме владельцем дворца, графом Иваном Григорьевичем, императрицы Екатерины II, которая «соизволила там остаться при столе вечерняго кушанья. По окончанию онаго их Величество засвидетельствовала хозяину дворца Высочайшее удовольствие». В одном из дворцовых покоев по распоряжению графа Чернышева установили персональное кресло для императрицы, сидя в котором Екатерина II нередко играла в карты.


Дворец графа И.Г. Чернышева на Мойке


Ж.-Б. Валлен-Деламот сумел создать великолепное дворцовое здание, обращенное главным фасадом на набережную реки Мойки, а противоположным – в сад.

Как было тогда принято для усадебных зданий, перед главным фасадом дворца графа И.Г. Чернышева располагался парадный двор, отделявший строение от набережной. В своем дневнике почетный член Петербургской академии наук, швейцарец Иоганн Бернулли, писал о визите к графу И.Г. Чернышеву: «Осмотрел я чудный дворец графа Чернышева, который, конечно, одна из достопримечательностей Петербурга. Снаружи он построен на французский манер, со многими статуями, нишами и прочим. В комнатах графа и парадных роскошных залах соединяется вкус с истинно царским великолепием. С главной лестницы входите прежде всего в комнату, где находится часть библиотеки и модели кораблей, морские карты и пр.; между ними большая прекрасная модель здешнего Адмиралтейства. Здесь всегда замечательное множество прекрасных картин…»

В свете граф считался заядлым меломаном и всегда гостеприимно открывал двери своего дворца всем зарубежным музыкальным гастролерам. В начале 1780-х гг. у графа гостили знаменитые итальянские музыканты того времени, Виотти и Пуньяни. Вездесущая столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» не преминула на своих страницах сообщить об этом читателям: «Оба музыканта со слугою Дефлером живут у Синего мосту в доме его сиятельства графа Ивана Григорьевича Чернышева».

В 1767 г. по распоряжению императрицы Екатерины II граф направляется в Великобританию в качестве чрезвычайного и полномочного российского посла. Чернышеву удается убедить англичан беспрепятственно пропустить в Средиземное море участвующую в Русско-турецкой войне эскадру под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова, сумевшего тогда освободить целый ряд греческих городов, занятых турками.

По возвращению из Англии в 1769 г. И.Г. Чернышев императорским указом назначается вице-президентом Адмиралтейств-коллегии. Ему поручается работа по восстановлению боеспособности Российского военно-морского флота. С этой трудной задачей граф Чернышев с честью справился. Военно-морские силы Российской империи пополнились новыми боевыми кораблями и были перевооружены. Его труды по достоинству высоко отметила Екатерина II, издав указ о награждении графа И.Г. Чернышева двумя высшими российскими военными орденами – Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного: «За многие труды в приведении флота в доброе состояние».

В годы правления императора Павла I граф Чернышев назначается президентом Адмиралтейств-коллегии и производится в генерал-фельдмаршалы по флоту «с тем, однако, чтобы не был генерал-адмиралом».

В 1798 г., находясь в Риме, граф Иван Григорьевич Чернышев скончался. Его тело перевезли в Санкт-Петербург и похоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. (Кстати, напомню, Благовещенская церковь лавры являлась усыпальницей сподвижников царя Петра и знаменитых государственных деятелей России: здесь погребены: граф П.И. Ягужинский, фельдмаршал В.В. Долгорукий, А.Г. Разумовский, А.М. Голицын, П.И. Панин, А.И. Ушаков, граф Я.В. Брюс, И.И. Бецкой, князь Безбородко, граф И.И. Шувалов и многие другие. За левым клиросом находится могила полководца А.В. Суворова с лаконичной записью на могильной плите: «Здесь лежит Суворов». Из царственных особ в Благовещенской церкви покоятся: царица Прасковья – супруга Иоанна Алексеевича, Наталья Алексеевна – сестра Петра Великого, сын Петра I Петр Петрович, правительница Анна Леопольдовна, Петр III и его дочь Анна, первая супруга Павла I Наталья Алексеевна и их дочь Ольга. Здесь же похоронены дочери Александра I Мария и Александра).

После смерти графа И.Г. Чернышева дворец перешел по наследству к старшему сыну от второго брака с Анной Александровной Исленьевой – Григорию Ивановичу. Тот вел довольно праздную жизнь и быстро промотал батюшкино наследство. Графский дворец с его великолепным содержимым и редкими коллекциями картин и скульптур вскоре был заложен, а затем в счет погашения долга отошел в казну. Часть дворца графа И.Г. Чернышева даже сдавалась в аренду разного рода предпринимателям. Здесь открыли магазины по продаже картин, табака, сигар и даже знаменитых немецких колбас.

На рубеже XVIII и XIX столетий в связи с бурными событиями во Франции значительно увеличилось количество французских эмигрантов в Петербурге. Среди убежденных роялистов, эмигрировавших в столицу России из революционной Франции, оказался тогда и принц Ж.Л. Конде. По распоряжению вступившего на престол императора Павла I, французский принц на некоторое время поселился на набережной реки Мойки, во дворце графа И.Г. Чернышева. Тогда графский дворец даже украсили лилией – эмблемой Бурбонов – королевской династии Франции с 1589 г. Принцу Конде, по повелению Павла I, вручили 20 тысяч рублей, а на главном фасаде дворца графа Чернышева укрепили доску с надписью на французском языке: «Отель Конде».

9 мая 1823 г. именным указом российского императора Александра I в Санкт-Петербурге утверждается «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров»: «Дабы дать военное образование молодым людям для получения офицерского звания в гвардейской пехоте». Некоторое время новое военное учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка, а 10 августа 1825 г. по Высочайшему указу ему передали участок и бывший дворец графа И.Г. Чернышева на Мойке у Синего моста, в котором в течение двух лет выполняли подготовительные перестроечные работы как внутри, так и снаружи дворцового здания.

Весь комплект проектных документов по приспособлению дворца графа И.Г. Чернышева на Мойке к структуре и задачам Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Военное министерство поручило подготовить своему ведомственному зодчему Александру Егоровичу Штауберту Кстати заметим, что большинство российских архитекторов предпочитало творить под патронажем тех или иных вельмож, поскольку государственная служба являлась для них надежным гарантом постоянной и хорошо оплачиваемой работой, предоставляла интересные проектные заказы и давала иные немалые преимущества в карьерном росте. Зодчий Д. Кваренги значился по Придворному ведомству, А.Г. Захаров – по Морскому ведомству, В.П. Стасов – по Полицейскому ведомству, и целый ряд других российских архитекторов с полным правом считались ведомственными чиновниками. В учебном досье выпускника Петербургской академии художеств 1801 г., академический совет внес последнюю запись: «…ученика 5-го возраста Александра Штауберта по желанию его для определения в службу Его Императорского Величества, во 2-й Шляхетский кадетский корпус… выпустить». Молодой архитектор преподавал в названном военном учебном заведении и одновременно работал практическим архитектором при строительстве Горного кадетского корпуса, Военно-сиротского дома, занимался перестройкой военных казарменных зданий, постройкой военных госпиталей и других подведомственных Военному министерству объектов.

Перестраивая дворец графа И.Г. Чернышева, архитектор А.Е. Штауберт практически полностью изменил внутреннюю планировку здания, предусмотрел помещения для учебы и проживания будущих гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, манеж для их строевой подготовки и верховой езды. Для нужд Школы Штауберт предусмотрел отдельный офицерский корпус на Вознесенском проспекте с манежем, конюшнями и складскими сооружениями. На все перестроечные работы графского дворца, завершившиеся в 1829 г., Военное министерство выделило 200 тысяч рублей.

В процессе переделки здания его надстроили третьим дополнительным этажом, а на аттике главного корпуса Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров гвардии установили декоративные фигуры, поддерживающие Государственный российский герб. Зодчий предусмотрел строительство более упрощенных лестничных пролетов вместо широких дворцовых мраморных лестниц.

В комплекс новых сооружений Школы входил главный корпус с пристроенными к нему двумя небольшими симметричными каменными флигелями, от которых отходил высокий кирпичный забор, ограждавший обширный двор учебного заведения.

Главные ворота военного плаца выходили на Синий мост. Налево от ворот располагались помещения для прислуги и школьная гауптвахта.

В правом флигеле размещалась учебная канцелярия. Крыльцо и лестница в нем вели в служебные помещения начальника школы, в роту подпрапорщиков и в госпиталь.

Против главных ворот располагался парадный подъезд учебного заведения со швейцарской и главной лестницей, украшенной касками, кирасами и карабинами. Со швейцарской соседствовал огромных размеров учебный зал для строевых занятий и экзерциций. Одна из дверей учебного зала выходила в сад.

Во втором этаже главного корпуса школы находились учебные классы, конференц-зал и помещение столовой. Здесь же располагался эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, занимавший три комнаты.

Половину третьего (верхнего) этажа главного корпуса, обращенную во двор, занимала госпитальная служба. Другая же половина верхнего этажа закреплялась за ротой гвардейских подпрапорщиков. Учебный строевой плац был обустроен в центре сада, а за ним располагались конюшни, конный учебный манеж и общий двор, выходивший на Вознесенский проспект, неподалеку от ведомственного дома, в коем жили дежурные офицеры и преподаватели Школы.

В новом учебном заведении обучались 120 гвардейских подпрапорщиков и 108 кавалерийских юнкеров из разных гвардейских полков. Внутренним распорядком Школы учащимся дозволялось ношение форменного мундира своего гвардейского подразделения.

Первым командиром Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров был назначен генерал-майор К.А. Шлиппенбах, старый вояка, суровый и требовательный, а порой весьма грубый и даже свирепый. По воспоминаниям поручика И.В. Анненкова, выпускника Школы 1831 г., «генерал Шлиппенбах являлся врагом всякой науки, но имел особое пристрастие к военной муштре». По его приказу, в Школе ввели обязательный полный курс обучения классической военной верховой езде для «пеших» подпрапорщиков.

Набор в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров проходил из кандидатов, выдержавших вступительные конкурсные экзамены. По воспоминаниям того же поручика И.В. Анненкова, опубликованным в журнале «Наша старина»: «Приемный экзамен в Школу проходил так. Несколько поступающих распределялись среди экзаменаторов по разным предметам. В углах конференц-зала были поставлены столы и классные доски. Таким образом, каждый экзаменовался отдельно, и учитель, проэкзаменовав его, подходил к большому столу, который стоял посредине конференц-зала, и заявлял инспектору классов, сколько каждый экзаменующийся заслуживает баллов».

В гвардейской Школе обучался М.Ю. Лермонтов, поступавший в это военное учебное заведение 10 ноября 1832 г. юнкером лейб-гвардии Гусарского полка. Одновременно с Михаилом

Юрьевичем в Школу тогда зачислили и юнкера Кавалергардского полка – будущего знаменитого российского генерал-фельдмаршала и героя Кавказской войны Александра Ивановича Барятинского.

Учебной программой Школы, кроме освоения военных дисциплин, для юнкеров предусматривалось изучение целого ряда общеобразовательных предметов: литературы, русской словесности, судопроизводства, истории, математики, французского языка, географии – предметов, позволяющих юнкерам выходить из стен этого учебного заведения разносторонне образованными офицерами, не только обладавшими широким военным кругозором, но и образованными, эрудированными людьми. Некоторым юнкерам, и Лермонтову в том числе, порой надоедали многочисленные маршировки, парады и иные возможные ограничения свободы, связанные с военной дисциплиной и обязательной программой воинских дисциплин. Для кавалерийских юнкеров к этому прибавлялись часы изнурительной работы в конном манеже и на кавалерийских учениях. В шутливом стихотворении юнкера Лермонтова «Юнкерская молитва» будущий гусарский корнет писал:

Царю небесный!

Спаси меня

От куртки тесной,

Как от огня.

От маршировки

Меня избавь.

Пускай в манеже

Алехин глас

Как можно реже

Тревожит нас.

«Алехой» юнкера тогда звали командира кавалерийского эскадрона, непосредственного начальника в обучении верховой езде и кавалерийской подготовке будущих лихих гусар кавалергардов, улан, конногвардейцев, кирасир и драгун Алексея Степановича Стунеева. Имея большой профессиональный военный опыт, требовательный, а порой и грубоватый офицер обучал командованию кавалерийским подразделением будущих офицеров конной гвардии, объясняя своим воспитанникам, как использовать «все надлежащии в разных ситуациях интонации в голосе при отдаче той или иной команды».

Для Лермонтова стало откровением, когда он узнал, что этот грубоватый и требовательный офицер является страстным любителем серьезной классической музыки и поклонником русских композиторов. Бывая на домашних музыкальных вечерах у своего командира кавалерийского эскадрона А.С. Стунеева, Лермонтов встречал там знаменитых русских композиторов, в том числе М.И. Глинку, вскоре женившегося на свояченице Алексея Степановича.

Через два года обучения М.Ю. Лермонтова Высочайшим указом «провели по экзамену» из юнкеров в корнеты знаменитого лейб-гвардии Гусарского полка.

В 1839 г. это учебное заведение перевели во вновь отстроенное здание на Ново-Петергофском проспекте дом № 54 (ныне – Лермонтовский пр.), вблизи Обводного канала.

На освобожденном от военной школы участке император Николай I решил построить дворец для своей любимой дочери – великой княжны Марии Николаевны, или, как ее обычно чаще называли в кругу семейства, Мери. Место для возведения дворцового комплекса предложил Николаю Павловичу его придворный архитектор и любимец Андрей Иванович Штакеншнейдер – один из талантливых зодчих, работавших во второй трети XIX столетия. Он принадлежал к числу зодчих, воспитанных в духе строгого классицизма, но позднее работал с заказчиками, требовавшими от него постройки зданий, отвечавших совершенно иным модным эстетическим критериям.


Михаил Юрьевич Лермонтов


Андрей Иванович Штакеншнейдер


Выпускник Академии художеств 1820 г. Андрей Иванович вначале работал «рисовальщиком при архитекторе О. Монферране, в Комиссии о построении Исаакиевского кафедрального собора». Его первая самостоятельная строительная работа относится к перестройке «в готическом вкусе» старинного дворянского замка Фалль в эстляндском имении графа А.Х. Бенкендорфа. В своих творческих проектах зданий тридцатых годов XIX столетия Штакеншнейдер часто соединял традиции классицизма с более поздними архитектурными стилями. Его первой крупной постройкой в Петербурге стала резиденция для дочери Николая I – Марии Николаевны, созданная накануне ее свадьбы с герцогом Лейхтенбергским. Зодчий убедил императора Николая Павловича в преимуществе выбранного им места для возведения дворца перед другими возможными вариантами городских строительных площадок. Весомым доводом зодчего в неоднократных беседах с царем была возможность прекрасного обзора всего пространства Исаакиевской площади из окон будущего дворца его любимой дочери.

Николай I остался доволен проектом дворцового комплекса, разработанного его любимцем со всей тщательностью и подробностями.

Фасад дворца А.И. Штакеншнейдер скомпоновал в строгом соответствии с принципами классицизма, выделив центр и края ризалитами, обработав первый этаж здания рустом. Второй и третий этажи автор проекта объединил колоннами и пилястрами коринфского ордера. Заметим, что в прорисовке целого ряда деталей явно ощущается отход зодчего от классического стиля. В частности, это явно проявляется в мелкой «бриллиантовой» рустовке стен первого этажа здания. В обработке поверхностей колонн и пилястр Андрей Иванович использовал оригинальный прием: помимо углубленных желобковых каннелюр, они получили в нижней трети дополнительные «багетные» вставки в виде вертикальных валиков, заполняющих каннелюры. По мнению историка архитектуры А.Л. Пунина, «это был едва ли не первый в архитектуре петербургских фасадов пример такого нового усложненного каннелирования ордерных элементов: они приобрели некоторую дробность и усложненность, что отвечало общей эволюции художественных вкусов в те годы».

Если фасад Мариинского дворца выдержан в приемах классицизма, то к разработке его интерьеров архитектор подошел с иных позиций, явно подсказанных ему опытом восстановления Зимнего дворца.

Строительство Мариинского дворца началось в 1839 г. Боковые части старого графского дворца на набережной Мойки снесли и принципиальным образом изменили планировку оставленной части здания. Фасад сохраняемого графского строения, выходящего на Исаакиевскую площадь, удлинили, а часть реки Мойки, протекавшей перед графским дворцом, упрятали под широким измененным настилом Синего моста, после чего его поверхность расширилась до 99,95 м и слилась с широкой и просторной площадью. Синий мост в пределах огромной Исаакиевской площади стал теперь визуально незаметен. Таким образом, одновременно со строительством Мариинского дворца зодчему Штакеншнейдеру в 1842 г. удалось значительно расширить чугунный Синий мост через реку Мойку, построенный в 1818 г. инженером-мостостроителем В.И. Гесте. Теперь его ширина не только достигла почти рекордной 100-метровой ширины, но сделала это сооружение частью площади, пространственная композиция которой получила новую художественную ценность и глубину.

При возведении дворцового комплекса Штакеншнейдеру пришлось сломать не только флигели дворца графа Чернышева, но и три дома, расположенных на соседних участках. Мариинский дворец занял всю ширину квартала по бывшей Мариинской площади, от Вознесенского проспекта до Нового переулка. Его левое крыло возвели заново, в правом же крыле использовались надежные фундаменты и стены дворца графа Чернышева. Строительные работы продолжались с 1839 по 1844 г. При его возведении А.И. Штакеншнейдер применил целый ряд оригинальных технических новшеств, способствующих его прочности, долговечности и пожароустойчивости: несгораемые перекрытия по металлическим балкам, металлические стропила, горшечные своды и целый ряд иных строительных новинок и изобретений автора проекта.


Мариинский дворец. 1847 г.


Карниз здания, столбы подъезда к нему, наличники и сандрики окон, базы колонн и пилястр изготовлены из песчаника, а его стены оштукатурены и окрашены.

Центральная часть главного фасада дворца украшена трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и высокий аттик. В средней нише главного фасада был укреплен медный Государственный российский герб.

Парадный вход и подъезд во дворец решен в виде открытой аркады, поддерживающей балкон с шестью декоративными вазами. К парадному входу подводят ступени лестницы и боковые пандусы.

В проектировании и строительстве Мариинского дворца, кроме главного автора его проекта, участвовали зодчие П. Риглер, А. Адамани и выпускники Академии художеств: молодые архитекторы П. Кармин, И. Козлянинов, В Шрейбер, художники Ф. Ланге, Ф. Томсон. Отделочные работы дворцовых интерьеров выполнили опытные мастера-лепщики Т. Дылев, И. Яишников, И. Косолапов и другие. Любопытно, что все они, в соответствии с императорским указом, зачислялись на государственную службу и давали официальную расписку оригинальной формы: «Я, нижеподписавшийся, сим объявляю, что я ни к какой масонской ложе и ни к какому тайному обществу ни внутри Империи, ни вне ее не принадлежу и обязуюсь впредь к оным не принадлежать и никаких сношений с ними не иметь».

Интерьеры Мариинского дворца представляли большую художественную ценность. Анфиладу парадных залов автор проекта расположил перпендикулярно главному фасаду. По второму этажу от балкона с шестью вазами на столбах последовательно идут в глубь здания Приемный зал, Ротонда, Темный (квадратный) зал и Большой зал, обустроенный в 1907 г. на месте первоначального дворцового Зимнего сада.

Зодчий полностью выполнил требование заказчика – императора Николая I: «Создать внутри дворца условия комфортного проживания в нем».

Все нежилые и служебные помещения ориентировались на проезжую часть, а жилые покои зодчий разместил во внутренней части дворца, удаленной от источников городского шума и пыли. Напротив южного фасада здания разбили обширный сад, а в правом крыле здания соорудили пандус, расположенный в отдалении от парадных залов. По нему на колясках или «пешком без одышки» по эллиптическому пологому подъему из вестибюля можно было подняться на любой этаж. Обустройство пандуса предписал Николай I для «незатруднительного» передвижения по дворцу Марии Николаевны, страдавшей заболеванием суставов ног. Второй аналогичный пандус, завершавшийся на уровне второго этажа, оборудовали на стороне садового фасада здания.


Мариинский дворец. Ротонда


Созданная Штакеншнейдером первая в истории отечественного зодчества XIX столетия анфилада залов располагалась не параллельно главному фасаду дворца, а развивалась в глубину, по центральной оси здания. Дворцовая анфилада открывалась Приемным залом, расположенным над вестибюлем и предшествующим самому эффективному из всех дворцовых помещений – двухъярусной Ротонде – центру композиции всего Мариинского дворца. В отделке стен Приемного зала использовался искусственный мрамор самых разных цветов и оттенков. Во фризе размещены барельефы с сюжетами периода Троянской войны. Пол этого зала украшал изумительной красоты наборный паркет из пород ценного дерева, сложного рисунка. Особый интерес представляют палисандровые двери Приемного зала, инкрустированные изящными бронзовыми декоративными вставками, перламутром и слоновой костью. Их специально для Мариинского дворца изготовили в 1842 г. знаменитые мастера из Мюнхена.

Двухъярусная Ротонда, украшенная тридцатью двумя каннелированными колоннами из белого искусственного мрамора, эффективно обрамляющими ее интерьер, перекрыта куполом и освещена верхним светом, проникающим в помещение через проем в куполе.

Позолоченная лепка, паркет с наборным фризом и центральной розеткой, бронзовые люстры между колоннами дополняют и усиливают роскошную отделку главного зала дворца.

К Ротонде примыкал Темный, или Квадратный, зал с изящной росписью в помпейском стиле. Его стены и перекрытия украшали многочисленные художественные вставки сюжетного и орнаментального характера, яркие по цвету и разнообразные по своему содержанию.

По открытому проходу из Темного зала можно было проследовать в Зимний сад дворца, где находились многочисленные экзотические растения. В начале ХХ столетия, во время перестройки Мариинского дворца и размещения в его помещениях Государственного совета, этот замечательный сад пришлось ликвидировать, чтобы на его месте оборудовать зал заседаний Государственного совета (1906–1907 гг.). Перестроечными работами в Мариинском дворце в тот период руководил архитектор Л.Н. Бенуа.

Историк архитектуры А.Л. Пунин полагал, что «в ином ключе решены Штакеншнейдером интерьеры личных апартаментов дочери Николая I Марии Николаевны. Используя разные стилевые прототипы, зодчий создал гамму разнообразных художественных образов. Изысканна, но сравнительно сдержанна, отделка кабинета, декорированного в стиле „флорентийского ренессанса“. Совсем иной эмоциональный оттенок приобрело оформление спальни: альков расписан в темных, сумеречных тонах, с изображением засыпающих нимф. Помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации с купальнями римских патрицианок: функцию помещения подчеркивал и белый цвет, преобладавший в его отделке, и кариатиды, изображавшие античных служанок. Изящный будуар, оформленный в стиле „Людовика XV“, так в те времена называли стиль рококо, господствовавший в интерьерах дворянских особняков 1720–1740 гг., напоминая о „золотом веке“ дворянства своими небольшими камерными размерами и прихотливой рокайльной орнаментацией, настраивал на беспечную, легкую беседу в интимном кругу».


Мариинский дворец. Синяя гостиная


Писатель Нестор Кукольник отмечал: «В этом будуаре a la Pompador не хочется заводить спора: тут так хорошо, так весело, так роскошно. Что тут составляет главное, решить трудно; кругом и вверху – зеркала; но там же все блистает своей шелковистою роскошью, там же разбросаны картины в роде Ватто. Это ослепительная смесь изящной мелочи, которая сама себя умножает до бесконечности».

Слева от Ротонды по проекту Штакеншнейдера предусматривался Танцевальный зал с двумя рядами окон, ориентированный во внутренний двор. Фриз его стены украшали античные сюжеты А. Виги.

К центральной парадной анфиладе примыкал библиотечный зал с его 50 000 собранием редчайших книг. Над книжными шкафами размещались в золоченых рамах портреты знаменитых писателей, поэтов и ученых мира.

В число личных покоев великой княжны входил также и Овальный (Угловой) кабинет с балконом в сторону сада, к которому примыкал наружный пандус. Согласно проекту А.И. Штакеншнейдера, его оформили в стиле Ренессанса. Стены кабинета украшали полотна знаменитых российских художников в дорогих массивных золоченых рамах. Гостиная Марии Николаевны являлась одним из самых роскошных по своей отделке помещений Мариинского дворца. В Гостиной были два замечательных камина. Один из них украшали резные мозаичные изображения животных и античные маски. Второй камин, облицованный белым полированным мрамором, украшал изящный резной фриз на тему «Кузница Вулкана». Супруг Марии Николаевны, герцог Максимилиан, располагался в покоях, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. В число апартаментов герцога входили Парадный зал, Приемная, Бильярдная, Гостиная, кабинет с богатой коллекцией старинного оружия и минералов и Турецкий кабинет, оформленный в восточном стиле.

Специально для герцога на первом этаже дворца обустроили домашнюю капеллу с витражом, доставленным из Мюнхена – родины Максимилиана.

Православная домашняя церковь Мариинского дворца, возведенная в византийском стиле во имя Св. Николая Чудотворца, размещалась на аттиковом этаже здания. Храм был по своим размерам небольшим, но довольно уютным и постоянно восхищал гостей своим изяществом и великолепием. Его стены и перекрытия расписывал талантливый художник, князь Г.Г. Гагарин. Академик Академии художеств Козрое Дузи подготовил образа для царских врат. Мария Николаевна приготовила для священника и дьякона праздничные одежды, а ризницу украсила голубым с серебряной нитью бархатом. Неподалеку от домашней церкви находилась отдельная молельня с образами в стиле древнерусской иконописи.

В планировке и отделке Мариинского дворца А.И. Штакеншнейдер прекрасно справился с решением многих сложных задач, предъявленных ему со стороны главного заказчика – Николая I, и с требованиями архитектуры, находящимися на грани смены художественных вкусов и стилей. Талантливому архитектору удалось создать в интерьерах дворца соответствующий «эмоциональный климат» и надлежащую художественную среду, отвечающую их назначению.

По искренним заявлениям восхищенных очевидцев тех далеких лет и по словам писателя Н.В. Кукольника: «Новый дворец удивляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях». А.Л. Пунин, заключая свои исследования о дворце, авторитетно отмечал: «В 1839-1844-х годах архитектор А.И. Штакеншнейдер построил монументальный Мариинский дворец, замкнувший с юга пространство Исаакиевской площади. Составлявшие этот квартал особняки XVIII века были откуплены в казну и снесены, но стены одного их них – особняка графа И.Г. Чернышева, стоявшего в глубине участка на набережной реки Мойки, Штакеншнейдер включил в состав западной половины своей постройки. Таким образом, Мариинский дворец оказался отодвинутым вглубь от старой линии застройки, и перед ним образовалось дополнительное открытое пространство. При этом сам дворец стал выглядеть более импозантно и улучшился обзор Исаакиевского собора, а увеличенные размеры Исаакиевской площади стали лучше соотноситься с масштабом этого грандиозного исторического здания. Так бывший ученик и сотрудник Огюста Монферрана выступил его соавтором в создании нового городского ансамбля».

Добавлю, что ансамбль Исаакиевской площади приобрел окончательную композиционную завершенность и необыкновенную представительность после возведения на ней во второй половине 1840 – начале 1850-х гг. монументального здания Министерства государственных имуществ по проекту архитектора Н.Е. Ефимова.

В начале 1845 г. Андрей Иванович Штакеншнейдер уведомил главного заказчика и членов его семьи о завершении строительства дворцового комплекса. 25 января того же года в его стенах в присутствии императора и членов дома Романовых, представителей высшей столичной знати прошел торжественный обряд освящения нового дворца, названного тогда Мариинским. В течение всего дня 26 января Мариинский дворец был открыт для посещения всех желающих, «дабы подданные Николая I могли видеть щедрость своего государя».

Труд архитектора А.И. Штакеншнейдера высоко оценил ученый совет его альма-матер: Петербургская Академия художеств, присвоила ему звание профессора.

Молодожены Мария и Максимилиан с благодарностью приняли великолепный свадебный подарок, переехав из Зимнего дворца в роскошные апартаменты Мариинского палаццо.

Великая княжна Мария Николаевна родилась 6 (18) августа 1819 года в Павловске. Она была старшей дочерью и вторым ребенком в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны (урожд. принцесса Шарлотта Прусская). Рождение девочки не стало радостным событием для отца. Александра Федоровна писала: «Действительно, я легла и немного задремала; но вскоре наступили серьезные боли. Императрица, предупрежденная об этом, явилась чрезвычайно скоро и 6 августа 1819 года, в третьем часу ночи, я родила благополучно дочь. Рождение маленькой Марии было встречено ее отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь».

Современники отмечали сходство великой княжны с отцом как внешностью, так и характером. Полковник Ф. Гагерн, сопровождавший нидерландского принца Александра в Россию, отзывался о ней в своем дневнике: «Старшая, великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами и характером – вылитый отец. Профиль ее имеет большое сходство с профилем императрицы Екатерины в годы ее юности. Великая княгиня Мария – любимица отца, и полагают, что в случае кончины императрицы она приобрела бы большое влияние. Вообще, кто может предвидеть будущее в этой стране? Великая княгиня Мария Николаевна обладает, конечно же, многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она приняла в свои руки бразды правления».


Великая княгиня Мария Николаевна


И действительно, принцесса являлась женщиной незаурядной, одаренной, воспитанной под патронажем своего батюшки – императора Николая Павловича в строгости и послушании. Николай I лично определил для своей любимицы прекрасных педагогов, с помощью которых Мери, как ее обычно звали родители и близкие, получила великолепное домашнее образование. Она свободно владела тремя иностранными языками: английским, французским и немецким. За ее прилежанием и успехами в изучении многопрофильной учебной программы регулярно следил сам император Николай Павлович. И все же, как бы то ни было, но его любимица Мери истории, географии, математике и иным предметам предпочитала уроки танцев, рисования и русской словесности. Азам живописи ее обучал художник-баталист Н.А. Зауервейд, а позже дополнительные уроки давал знаменитый художник-гравер Андрей Григорьевич Ухтомский, прославившийся своими замечательными гравюрами на меди. Русскую словесность великой княжне преподавал мэтр отечественной литературы Василий Андреевич Жуковский.

Известная хозяйка петербургского литературного салона – фрейлина двора Александра Осиповна Смирнова-Россет – оставила не только интересные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX в., но и мемуары о членах семьи императора Николая I и о придворной жизни того далекого времени.

По окончании Екатерининского института она становится фрейлиной вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а после ее смерти в 1828 г. – императрицы Александры Федоровны. Привлекательная, остроумная, одна из любимых фрейлин императрицы, Александра Осиповна «на короткой ноге» с Николаем Павловичем и его братом, великим князем Михаилом. Николай Павлович уважал ее и даже беседовал с ней о новинках отечественной литературы и русских писателях.

«Я ему напомнила о Гоголе, – писала А.О. Россет, – он был к нему благосклонен.

– Читали ли вы „Мертвые души“? – спросила я.

– Да разве они его? Я думал, что это Сологуба.

Я советовала их прочесть и заметить те страницы, где выражается глубокое чувство народности и патриотизма. Император обещал это сделать и в конце беседы заметил: „У него есть много таланту драматического, но я не прощаю ему выражения и обороты слишком низкие и грубые“».

В своих мемуарах придворная фрейлина Россет довольно смело и весьма откровенно повествует о деталях частной жизни императора Николая I и его семейства. Императору нравились порядок и дисциплина не только в армии, в государстве, культуре, но и в собственной семье. Он постоянно регулировал поведение и дисциплину своих детей и их воспитателей. Ему всегда хотелось выглядеть примерным семьянином. В семействе Николая Павловича всегда сохранялось видимое благообразие и благополучие царского домашнего уклада, что, между прочим, по воспоминаниям Александры Осиповны Россет, не мешало государю искать периодически любовные связи на стороне.

Император жил по строгому распорядку, пункты которого им безукоризненно исполнялись. Подобного ритма жизни Николай Павлович неукоснительно требовал и от своих домочадцев, а особенно – от детей.

В записных книжках Россет сохранилось расписание ежедневных «деяний» российского императора Николая I: «В девятом часу после гулянья он пьет кофе, потом в десятом часу сходит к императрице, там занимается, в час или в час с половиной опять навещает ее, всех детей – больших и малых, и гуляет. В семь пьет чай со всей семьей, опять занимается, в десятого половине сходит в собрание, ужинает, гуляет в одиннадцать, около двенадцати ложиться почивать. Почивает с императрицей в одной кровати».

Каждый день детей императора всегда начинался в семь часов утра. В восемь часов великая княжна Мария Николаевна и ее сестры приступали к учебным занятиям, соблюдая отцовские требования о безукоризненной дисциплине и полном послушании.

Учебные занятия продолжались до обеда. На питание трех сестер выделялись 25 рублей ассигнациями в день. Режим питания и его меню формировались и контролировались дворцовыми докторами. По одобренному царем распорядку утром на завтрак подавалось одно блюдо. В обед (в три часа дня) – четыре блюда, а на ужин, в восемь часов вечера, – два. В программу каждого дня обязательно включались прогулки на свежем воздухе, сочетающиеся у детей с разнообразными спортивными играми и физическими упражнениями. По распоряжению Николая Павловича, прогулки регулярно проходили в любое время и даже в любую погоду.

Великая княжна Мария Николаевна была небольшого роста, но это совершенно не мешало ей выглядеть весьма грациозной и привлекательной. Ко всему этому княжна была умна, изящна и красива.

Во время своего путешествия в Англию Николай Павлович в 1816 г. произвел впечатление на жителей Великобритании, и особенно на женщин туманного Альбиона. Англичанки так вспоминали о русском императоре: «Его манера держать себя полна оживления, без натянутости, без смущения и тем не менее очень прилична. Он много и прекрасно говорит по-французски, сопровождая слова недурными жестами. Все было не лишено приятности, по-видимому, он обладает решительным талантом ухаживать». А одна англичанка писала о нем: «Он дьявольски красив! Это самый красивый мужчина в Европе».

Позднее, в 1826 г., русский современник так описал его наружность: «Император Николай Павлович был тогда 32-х лет. Высокого роста, сухощав, грудь имел широкую, руки несколько длинные, лицо продолговатое, чистое, лоб открытый, нос римский, рот умеренный, взгляд быстрый. Вообще он был очень строен и ловок. В движениях не было заметно ни надменной важности, ни ветреной торопливости, но видна была какая-то неподдельная строгость. Свежесть лица и все в нем высказывало железное здоровье и служило доказательством, что юность не была изнежена и жизнь сопровождалась трезвостью и умеренностью».

Великая княгиня Мария Николаевна действительно унаследовала от своего венценосного родителя не только фамильное сходство с ним, но и многие черты его характера. Так же, как Николай I, Мария Николаевна была весьма упряма, временами настойчива и вспыльчива до крайности, но, в отличие от отца, никогда не относилась к числу капризных и мстительных особ. К своему 18-летию Мария Николаевна, по мнению фрейлины Россет, была хороша собой. Черты великой княжны были строго классическими, а глаза излучали некую магическую силу и волю.

В книге «Былое и думы» Александр Иванович Герцен приводит поразивший его случай «дуэли» взглядов между Николаем I и его дочерью Марией. Многие знали или даже на себе испытали страшный взгляд Николая Павловича, никто не выдерживал его и сразу же отводил свои глаза от императора. И вот однажды отец решил испробовать силу своего испепеляющего взгляда на своей любимице. Герцен писал: «Николай I попробовал свой взгляд на Марье Николаевне. Она похожа на отца, и взгляд ее действительно напоминает его страшный взгляд. Дочь смело вынесла отцовский взор. Он побледнел, щеки задрожали у него, а глаза сделались еще свирепее, тем же взглядом ответила ему дочь. Все побледнело и задрожало вокруг, лейб-фрейлины и лейб-генералы не смели дохнуть от этого каннибальского поединка глазами, вроде описанного Байроном в „Дон Жуане“. Николай встал, он почувствовал, что нашла коса на камень».

Являясь натурой разносторонней и талантливой, великая княжна Мария Николаевна проявила недюжинные способности в освоении танцевального искусства. Теперь восемнадцатилетняя принцесса восхищала всех на великосветских столичных балах выполнением сложнейших танцевальных па бальных танцев. Ее тогда заслуженно нарекли «жемчужиной котильона». Великая княжна привлекала внимание многих высокопоставленных поклонников, среди которых оказался и выпускник Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – князь Александр Иванович Барятинский, прославившийся в этом учебном заведении не своими успехами в овладении военными дисциплинами, а невиданными в столице кутежами и многочисленными романами с представительницами высшего общества. Князь Александр вел бурную жизнь, присущую гвардейской молодежи. Петербургский высший свет полнился необычными слухами о любовных похождениях молодого корнета Барятинского. В салонных разговорах о скандальных романах бравого офицера стали упоминать и имя старшей дочери российского императора Николая Павловича великой княжны Марии Николаевны. Князь Александр Барятинский был видным и статным голубоглазым красавцем с вьющимися белокурыми кудрями, по которому вздыхали невесты петербургского бомонда.

Конец ознакомительного фрагмента.