Вы здесь

Технология подготовки научной квалификационной работы в области физической культуры и спорта. Глава 4. ВТОРАЯ ГЛАВА НАУЧНОЙ РАБОТЫ: ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (В. Ю. Давыдов, 2012)

Глава 4. ВТОРАЯ ГЛАВА НАУЧНОЙ РАБОТЫ: ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Формулировка цели и задач исследования

Никогда не ставьте задачу, решение которой Вам неизвестно.

Законы Мерфи

Написав (предварительно!) введение и первую главу, приступаем к определению цели и задач исследования. Цель должна формулироваться кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что должно быть достигнуто в итоге работы, к какому конечному результату стремился исследователь. Целью исследования в научной квалификационной работе может быть разработка методик развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных половозрастных группах и структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.), исследование средств и методов обучения двигательным умениям и навыкам, прикладной и оздоровительной направленности физической культуры, путей управления совершенствованием учебно- тренировочного процесса в видах спорта и т. д.

Формулировку цели исследования можно начинать со слов: «Целью работы является разработка (обоснование… выявление… обобщение…)…». Можно начинать так: «На основе изучения литературы, анализа практического опыта и собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы – охарактеризовать (дать целостную картину… раскрыть особенности… выявить возможности использования… проанализировать и обобщить… и т. п.)…». В приложении 9 представлены наиболее приемлемые формулировки цели научной работы.

Поскольку обычно научная проблема стоит перед исследователями как монолит, который необходимо как бы расколоть, то вся исследовательская работа состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимоподчиненных процедур, которые выступают в науке в виде задач. При этом решение самой проблемы как бы разделяется на несколько этапов, каждый из которых является условием для эффективной реализации последующих и решения проблемы в целом. Правильность формулировки задач исследования во многом определяет успешность работы: от того, как поставлены задачи, зависит выбор методов исследования, последовательность их применения и соответствующая организация всего исследования.

Определив цель исследования, необходимо четко и по возможности кратко сформулировать задачи работы, которые должны выражать суть изучаемого вопроса. Задач в научной работе должно быть не более 3 – 4. Причем, если задачи направлены на углубленное изучение различных сторон одного и того же процесса, то они могут решаться одновременно; а в случае логического вытекания одной из другой, их решают последовательно и рассматривают как основные этапы работы. Чаще всего задачи формулируются в виде перечисления.

Например: «Для решения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

1) Изучить…

2) Выявить…

3) Проверить… и т. д.

Отправными глаголами для формулировки задач могут быть следующие: апробировать, выяснить, выявить, выделить, дать, доказать, дополнить, детализировать, исследовать, изложить, изучить, классифицировать, конкретизировать, описать, определить, обосновать, отразить, обобщить, оптимизировать, организовать, осветить, объяснить, осуществить, проследить, проверить, проанализировать, представить, подвергнуть, показать, провести, предпринять, раскрыть, разработать, рассмотреть, регламентировать, систематизировать, сопоставить, составить, сгруппировать, сделать, сравнить, собрать (и обобщить), сформулировать, установить, уточнить.

В приложении 10 представлены словосочетания и определяемые слова, которые вместе с вышеперечисленными глаголами можно использовать при формулировании задач выпускной квалификационной работы.

4.2. Характеристика педагогических методов исследования

Странно, как много надо узнать, прежде чем узнаешь, как мало знаешь.

Американское изречение

Любое исследование требует поиска способов (методов) решения поставленных задач. Метод (греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении способ (прием) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Выбор методов исследования является одной из ключевых позиций исследования.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Беседы, интервьюирование и анкетирование.

3. Контрольные испытания (тестирование).

4. Педагогические наблюдения.

5. Педагогический эксперимент.

6. Математико-статистические методы обработки полученных данных.

Конец ознакомительного фрагмента.