Вы здесь

Технология подготовки научной квалификационной работы в области физической культуры и спорта. Глава 3. ПЕРВАЯ ГЛАВА НАУЧНОЙ РАБОТЫ: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА (В. Ю. Давыдов, 2012)

Глава 3. ПЕРВАЯ ГЛАВА НАУЧНОЙ РАБОТЫ: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

3.1.Приемы изложения научных материалов

Пиши так, как говоришь, – если, конечно, говоришь хорошо.

Ж. Ренар

Обычно у автора, еще не обладающего опытом творения научных работ, возникает непреодолимый страх перед чистыми страницами, которые надо заполнить текстом. Несколько десятков страниц работы представляются чуть ли не океаном, который нужно переплыть. Но, как часто бывает, «глаза страшатся, а руки делают». Скажем сразу, что большинству, даже опытным авторам, написание научной работы – это просто каторга для ума и сердца. Между тем существуют довольно стандартные ходы, способные смягчить Ваши страдания по данному поводу.

Основным моментом написания научной работы является приведение ее в соответствие с нормами так называемого академического стиля. Последний предполагает совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных статей. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии. Интересно, что количество терминов, применяемых в современной науке, значительно превышает общее количество слов, употребляемых в литературно-художественных произведениях и разговорной речи.

Определенные нормы академического стиля могут быть выражены некоторыми наиболее характерными особенностями.

1). Так, необходимость аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к частому употреблению сложных предложений (особенно сложноподчиненных). Отсюда богатство составных подчинительных слов «благодаря тому, что…», «между тем как…», «так как…», «вместо того, чтобы…», «оттого, что…», «вследствие того, что…», «после того как…», «в то время как…» и др. Особенно употребительны производные так называемых отыменных предлогов: в течение, в соответствии с… в результате, в отличие от… наряду с… в связи с… и т. п.

2). Современную научную (в особенности письменную) речь отличает неличная манера изложения (авторское «мы»). Сейчас стало неписаным правилом, когда автор научной работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

3). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие удобно реализовать, используя специальные вводные конструкции, слова и словосочетания («по сообщению…», «по данным… «по сведениям…», «по мнению…», «на наш взгляд…», «по всей видимости…», «как считает…» и др.).

4). Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важным средством выражения логических связей являются здесь смысловые конструкции (штампы), указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, еще раз, наряду с этим, итак и др.), противоречивые отношения отличие, однако, наоборот, тем не менее, по сравнению), причинно-следственные отношения результате, следовательно, благодаря этому, кроме того, к тому же, поскольку), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, остановимся на… прежде чем перейти к… обратимся к… необходимо остановиться… необходимо рассмотреть…), итог, вывод (таким образом, итак, в заключение отметим, значит, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). Фразеология научной прозы призвана выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как: «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т. п.). В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, данный, названные, указанные и др.).

Не всегда подобные штампы украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его «мыслительного пути».

Здесь главное не перегнуть палку и не впасть в другую крайность, когда появляются лексические ошибки, речевая избыточность или тавтология. Так, иногда в научных работах рождаются фразы: «большая половина испытуемых… » (если большая, то уже не половина), «при исследовании мы использовали имеющиеся инструментальные методики» (если методик нет, то и использовать их нельзя), «выше было сказано, что…» (сказать можно раньше, а написать выше), «в силу слабой разработки этого вопроса» (сила не должна быть слабой), «наиболее оптимальное упражнение» (оптимальное – это уже наилучшее), («верхняя перекладина футбольных ворот» (у этих ворот нет нижней перекладины, поэтому просто перекладина). Кроме того, часто встречаются сочетания: «май месяц» (май – это только месяц, мы же не говорим пятница день), «габаритные размеры», «схематичный план», «рейтинговое место» и подобное «масло масляное». Такие слова в работе свидетельствуют о том, что автор не понимает смысла употребляемой терминологии. Начиная писать научную квалификационную работу, необходимо обратить внимание на четкость и доступность изложения материала. Щегольство «научными» терминами, сложными оборотами речи, канцелярскими конструкциями предложений – это не научность, а «наукообразие». Ведь даже такой простой и широко распространенный в народе вопрос: «Для чего попу гармонь?» – можно выразить наукообразным языком: «К вопросу о целесообразности использования клавишно-пневматических музыкальных инструментов лицами духовного звания».

Работу засоряют и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах. Например: «касательно решения этой проблемы», «в качестве иллюстративного материала может служить таблица» и т. д.

Для правильного стилистического оформления квалификационной работы, конечно, желательно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, поскольку поверхностное обладание академическим стилем позволяет только заполнять достаточно большие объемы текста совершенной бессмыслицей, разобрать которую в дебрях запутанных и пугающих своей сложностью фраз мало кто способен. Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты, дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе, располагать близко друг от друга слова, образованные от одного корня. В этих случаях слова следует «развести» или заменить, перестроив предложение. Впрочем, для написания более-менее совершенной и культурно изложенной работы Вам незачем становиться писателем, достаточно грамотно и доходчиво излагать свои мысли, что доступно многим.

3.2. Технология написания введения и первой главы работы

Нетрудно идти своим путем, если кто-то уже позаботился расставить дорожные знаки.

Э. Севрус

Проведя библиографический поиск литературных источников и зная приемы изложения научных материалов, можно приступать к написанию первой главы выпускной квалификационной работы. Обзор литературы лучше писать в два этапа.

Цель первого этапа – ознакомление с имеющейся литературой по теме, что дает основание для проведения предварительных исследований как теоретических, так и экспериментальных. Иначе говоря, глубокий анализ литературных источников дает возможность уточнить тему исследования, определить ее актуальность и задачи исследования.

Второй этап написания обзора начинается после завершения исследований и формулировки выводов. Заметим, что по мере проведения собственных экспериментов студент должен продолжать собирать необходимую литературу, которая прямо или косвенно подтверждает его результаты. Как говорят бывалые аспиранты, на первом году обзор литературы пишется, а на последнем переписывается. Поэтому окончательно первую главу лучше дописывать после обсуждения материалов исследования, тем более, что к этому времени добавится и свежая литература по Вашей теме.

Несколько слов о ВВЕДЕНИИ – вступительной и наиболее читаемой части научной работы, в которой в лаконичной форме (на 2 – 3 страницах) излагается суть проблемы, послужившей обоснованию выбора темы исследования и ее актуальности. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию научной работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Это связано с тем, что введение к квалификационной работе – наиболее ответственная ее часть, в которой должны отражаться все достоинства, элементы актуальности и практической значимости исследования. Здесь нужно продемонстрировать, что Вы хорошо ориентируетесь в теме и овладели методами научной работы с библиографическим материалом, можете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решение данной проблемы.

Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы исследования. Иногда студенту без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщить об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся в библиотеке специальную литературу по изучаемой проблеме, проконсультируйтесь с научным руководителем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштабное заявление.

Тонкий момент при составлении введения состоит в указании фамилий научных авторитетов, причастных к используемой Вами методологической базе исследования. Следует не забыть упомянуть среди тех, кто внес значительный вклад в спортивную науку, видных ученых Вашего вуза, предполагаемых членов государственной комиссии, своего научного руководителя. Велика вероятность, что Ваш благодарный почин будет отмечен. Очень важно привести аргументы, свидетельствующие об актуальности научной работы: студенты часто воспринимают потребность формулирования актуальности как требование чисто формального характера. Однако оно предполагает лишь соответствие Вашей работы состоянию спортивной науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям в решении насущных проблем. Так, образно говоря, если Вы пишете работу, посвященную «изобретению колеса», то Ваше исследование, мягко говоря, не актуально. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или вопроса. Отражается, что сделано в данном направлении и что еще остается нерешенным. Это формулируется в виде противоречия, например, так: «Без знания … сейчас невозможно… В то же время… до сих пор не разработаны… Таким образом, для… необходимо… .». Выигрышно будет смотреться работа, если Вы подчеркнете практическую значимость исследования, т. е. перечислите, в каких областях прикладной деятельности, какими физкультурно-спортивными организациями и в какой форме могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Иными словами, Вам надо попытаться убедительно показать, что до проведения Вашего исследования в данной области физического воспитания и спорта существовала брешь, которую надо было заполнить в интересах науки и практики. Приняв на себя вместе с научным руководителем эту нелегкую миссию и закрыв брешь, Вы совершаете значимое дело, что предопределяет актуальность и практическую значимость исследования. Как это может выглядеть, представлено в приложении 6. Нелишне будет просмотреть приложение 8, где Вы найдете логические конструкции, которые тоже могут использоваться при написании введения.

Следует отметить, что подготовка введения требует особой тщательности, потому что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи исследования и часто именно по введению судят о работе в целом.

В основе первой главы должны лежать изложение и сопоставление точек зрения различных исследователей на изучаемую проблему, которые должны быть критически оценены автором выпускной квалификационной работы. Следует приводить как данные прошлых (но не очень далеких) лет, так и, что важно, данные текущего времени, чтобы раскрыть современное состояние темы своей работы.

На основании анализа специальной литературы автор указывает, какие стороны вопроса обстоятельно выяснены, какие выяснены не полностью, а какие вообще не раскрыты. При этом, раскрывая содержание обзора литературы или состояние данного вопроса, студент должен показать ссылкой на источник, откуда взята излагаемая мысль. Работы, на которые ссылаются в обзоре литературы, обязательно указываются в списке литературы, помещенном в конце научной квалификационной работы. Ссылка на источник в тексте работы осуществляется посредством указания в круглых или квадратных скобках его порядкового номера, под которым эта работа значится в указателе литературы. Например, в работе можно написать: «Согласно исследованиям специалистов (2, 8, 40, 50) силовые способности следует развивать…). Соответственно под номером 2, 8, 40, 50 в списке литературы должен быть указан источник, из которого заимствована информация. Можно также указывать фамилию, инициалы автора (авторов) и год издания научного труда. Например: «В исследованиях Ю. В. Иванова (1990) показано… » или «Л. П. Матвеев (1987) писал, что… ».

Таким образом, в первой главе студент должен показать, какие стороны проблемы уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования. Обзор литературных источников обязательно должен оканчиваться заключением (резюме), в котором автор исследования обобщает результаты анализа литературы и формулирует собственное видение актуальности и степени разработанности исследуемой проблемы.

Итак, имея законспектированный или отксерокопированный конкретный текстовой материал, имея понятие об академическом (научном) стиле, его подаче и зная требования к написанию первой главы научной работы, можно приступать к делу.

Для начала следует подчеркнуть, что исследователь должен обладать не только кругозором, но и умением обращаться с текстовым материалом в такой степени, чтобы сформировать более или менее связное научное сочинение. А поскольку работа не случайно называется квалификационной, то в ней будущий специалист должен продемонстрировать свою квалификацию в виде обладания искусством «лепить», собирать из разных частей стройное творение. Так, как уже отмечалось, содержание первой главы работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-то положений с использованием цитат. При ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражении Вашего к ним отношения (а это главное при написании первой главы работы!) рекомендуется использовать следующие глаголы: акцентирует (внимание), анализирует (ситуацию, положение), видит (необходимость, целесообразность), вносит (коррективы), выдвигает (гипотезу, концепцию, точку зрения, положение), выделил, высказывает (мнение, мысль), выявил, выяснил, говорит о… дает (критерии, определение, конкретные предложения), делает (вывод, заключение, предположение), добавляет, доказывает, дополняет, допускает, задает (вопрос), затрагивает, излагает (тезис, положение, мнение, доводы), изучил (особенности), исследовал, квалифицировал, классифицировал, констатировал, конкретизировал, находит, обнаружил, обобщает (опыт, исследования, данные), обосновал (научно, практически точку зрения), обращает (внимание), обсуждает, объясняет (что, это тем, данный факт), определил (критерии, характеристики, параметры, компоненты), определяет, остановился на… отдает (предпочтение), отметил, отмечает, отражает (спектр мнений), отстаивает (мысль, точку зрения, положение), охарактеризовал (процесс, ситуацию), пишет, повторяет, поддерживает (точку зрения, мнение), подтверждает, подчеркивает, показывает (на примере), полагает, предлагает, предполагает, поставил (целью, задачей), представил, предоставляет, приводит (данные, факты, результаты, аргументы), придерживается (мнения, точки зрения, положения, мысли), признает, принимает (точку зрения, положение), пришел, приходит (к выводу, к заключению, к мнению), разделяет, разработал (предложения, положения), разъясняет (точку зрения, положение, мнение), раскрывает (закономерности, особенности), рассматривает, резюмирует, рекомендует, решает (проблему, вопрос), свидетельствует, сделал (попытку), советует, соглашается, сомневается, сообщает, ссылается на… ставит (своей целью), сформулировал (вывод, тезис, положение), считает, счел (необходимым, эффективным, возможным, обоснованным), установил, уточнил, фиксирует (факт, наличие).

Перед данными глаголами могут стоять следующие существительные: автор, авторы, ученые, специалисты, исследователи, работники (практические), тренеры и т. д. в сочетании со следующими словами: большинство, некоторые, ряд, группа, отдельные, многие, следующие и т. п.

Очень важно, чтобы обзор носил не хронологический, а проблемный характер, раскрывал состояние вопроса по разным литературным источникам, а делать это лучше не «от автора к автору, а от мысли к мысли». Например, если каждое предложение начинается с упоминания автора «И.И. Николаев (23) считает… » или «По мнению В. В. Иванова (15) необходимо… », то это вызывает тягостное впечатление. Гораздо лучше будет противопоставлять авторов, например, «Как свидетельствуют исследования А. А. Иванова (14), использование … позволяет реализовать дифференцированный подход к… Однако данные ряда авторов (6, 8, 32, 40) говорят об обратном, поскольку… .» или развивать мысль автора: «В своей работе В. И. Петров (35) исходит из того, что… Вместе с тем, автор отмечает важное значение … и объясняет данное об тем что… ».

Иными словами, изложение каждого рассматриваемого вопроса должно представлять собой самостоятельный рассказ студента о том, какие авторы (исследователи) и что по данному вопросу установили, есть ли между ними противоречия, чем они друг друга дополняют, каково отношение к рассматриваемому вопросу самого студента.

Покажем это на примере: Понятие «общая выносливость» трактуется в специальной литературе различно. Так, В. М. Зациорский (10) сводит ее в ос-новном к аэробным возможностям, в то время как Н. Г. Озолин (32) понимает под общей выносливостью «способность длительно выполнять умеренную физическую работу на основе повышенного уровня ряда систем организма» (32, с. 161). Думается, что такой широкий взгляд Н. Г. Озолина более оправдан.

Таким образом, в тексте первой главы все время должны фигурировать фамилии авторов литературных источников, проработанных студентом. Причем, если студенту приходится ссылаться на фамилии исследователей, работы которых он сам не читал, а прочел о них в другом источнике, то тогда в тексте должно быть сообщено о том, что упомянутый автор цитируется по такому-то источнику, например, «П. Ф. Лесгафт говорил… (цит. по 30)».

Очень большую помощь в написании обзора литературы Вам могут оказать авторефераты диссертаций. В конце каждого автореферата есть выводы по работе, которые делает диссертант. Найдя несколько авторефератов по своей теме (лучше последних лет!), выписав имеющиеся там выводы, а затем «обработав» их вводными конструкциями (см. приложение 7), разбавив штампами и изменив структуру предложения на более сложную и длинную, можно получить неплохую первую главу работы.

В первой главе часто прибегают к цитированию, что само по себе неплохо, надо только помнить, что цитирование не должно превращаться в самоцел: не забудьте также определить источник высказывания и указать страницу, с которой приводится цитата.

Например: «Л. П. Матвеев (16, с. 120) пишет: «Физическую культуру можно определить… ».

Как уже было сказано, в заключении первой главы исполнитель работы обобщает в краткой форме изложенное и формулирует основные положения своей работы на основании изучения литературных данных по избранной теме. Помощь здесь могут оказать представленные в приложении 8 «наборы» логических конструкций по завершению первой главы ВКР.

В процессе работы с литературой у Вас появятся дополнительные аргументы, свидетельствующие об актуальности работы (почему тема Вашей работы именно сейчас остро важна и необходима), обозначится цель работы (зачем Вы все это делаете). В соответствии с целью работы следует выделить три-четыре задачи исследования (какие проблемы или ее аспекты необходимо решить, чтобы достичь цели), а также указать методы (какими способами Вы решали поставленные задачи) и организацию исследования (когда, где и с кем что и как было сделано).

Если актуальность и цель работы обычно излагаются во введении, то задачи, методы и организация исследования описываются во второй главе выпускной квалификационной работы.