Вы здесь

Технология подготовки научной квалификационной работы в области физической культуры и спорта. Глава 2. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (В. Ю. Давыдов, 2012)

Глава 2. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

У тех, кто знает много, были хорошие учителя, а те, кто знает мало, были плохими учениками.

Э. Севрус


Даешь ВКР на отлично!


2.1. Выбор темы и научного руководителя

Написанию научной работы предшествует выбор темы и научного руководителя, что имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему и (если возможно!) научного руководителя – значит наполовину обеспечить успешность ее выполнения. Как известно, слово «выбор» предполагает наличие вариантов выбора, но далеко не всегда в данном случае выбирает студент, часто руководитель выбирает его и тему или кто-то выбирает руководителя студенту. Поскольку научный руководитель, как правило, может кардинально изменить название темы, то лучше начинать, если у вас есть возможность выбора, с него, ибо научный руководитель – центральная фигура и главное действующее лицо на пути успешной защиты вашей работы. Бывалые аспиранты и студенты считают, что научный руководитель – «визитная карточка» как соискателя, так и его работы.

При поиске того, кто будет направлять вас в науке, подлежит руководствоваться сложным, неоднозначным перечнем приоритетов. Если Вы исходите из критериев значимости и влиятельности научного руководителя, то предпочтительней доктор, кандидат наук или заведующий кафедрой – это весьма хороший вариант, дающий довольно значительные шансы на успех. При этом следует иметь в виду, что чем выше научный статус руководителя, тем меньше шансов на то, что он сможет уделить вам много времени. Как правило, у таких преподавателей слишком много не только студентов, которые пишут научную работу, но и аспирантов, которым тоже нужно его внимание. Однако, если руководитель нужен больше для формы, чем по существу, и если студент сам способен справиться с работой, то это вполне приемлемо. В других случаях следует принимать во внимание способность и желание руководителя вплотную заниматься с вами.

Следует отметить, что иногда в выборе научного руководителя важнее его личностные, а не научные критерии – его человечность, порядочность, и, главное, «совместимость» со студентом. Ведь довольно часто бывает, что придирчивый руководитель требует доделки и переделки работы на свой лад, вне зависимости от вашего согласия. Поэтому моральные и нравственные качества научного руководителя иногда могут оказаться важнее его рейтинга как ученого.

Возможно, вам пригодятся несколько рецептов, как понравиться желаемому научному руководителю.

Итак, следует:

1) предстать перед будущим руководителем научным талантом, подающим большие надежды;

2) обещать самому выполнить работу и постараться как можно меньше беспокоить руководителя;

3) дать понять, что вы очень заинтересованы в нем, в его мнении, в его совете;

4) создать впечатление обаятельного человека, общение с которым всегда будет приносить удовольствие научному руководителю.

Остановив свой выбор на научном руководителе, следует согласовать с ним тему будущей работы. Под темой работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Кстати, необходимо иметь в виду, что тематика выпускной квалификационной работы разрабатывается выпускающей кафедрой, и обновленный перечень тем ежегодно представляется в деканат. Поэтому есть смысл, прежде чем предстать перед руководителем, ознакомиться с тематикой кафедральных тем.

Кроме того, студенту следует знать, что научные работы, в основном, могут выполняться в виде работ реферативного (теоретического) и экспериментального характера. Отличие их друг от друга заключатся в следующем:

– в работе реферативного характера дается история вопроса, отражается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы. Студент в этих работах должен показать свое умение критически анализировать и оценивать информацию, имеющуюся в специальной литературе. Следует отметить, что, как правило, данные работы не всегда приветствуются комиссией на защите. Исключение может быть в том случае, если в работе глубоко изучена тема с проработкой большого количества литературных источников, а сами работы оригинальны по содержанию;

– работа экспериментального характера предполагает проведение эксперимента или его фрагмента, анализ полученных результатов и разработку рекомендаций по их практическому применению. В этих работах используются различные методы научного исследования, в частности, педагогические (наблюдение, эксперимент, тестирование и др.), медико-биологические, статистические и др.

Нельзя не учитывать, что правильный выбор темы предстоящей работы, способствующий ее успешному выполнению, должен сочетаться с наличием соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследования. Основу этого составляет, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, место проведения и наличие соответствующего контингента испытуемых.

Очень хорошо, если тема выношена и выстрадана, заранее в какой-то мере уже сложилась в голове (это свойственно в основном отличникам учебы). Хорошо, когда выбор темы исходит из накопленного студентом опыта, практики его работы, близких ему проблем, своих возможностей (это чаще встречается в среде студентов-заочников). Нет ничего плохого и в том, что для рядового, обычного студента (а таких большинство) не столь важно какова тема, лишь бы по ней можно было бы написать (и защитить!) работу. Поскольку преподавателю свойственны свои взгляды, привязанности и вкусы, а также он исходя из того, что он знает толк в темах больше студента, то в итоге часто тема научной работы рождается в виде компромисса между желанием студента и убеждением научного руководителя.

Немаловажно и то, чтобы тема была актуальной и практически значимой. Актуальность избранной темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время.

Практическая значимость темы характеризует ее прикладную ориентацию к задачам, встречающимся в практике физической культуры и спорта.

Приведем перечень основных проблем, ознакомление с которыми может помочь студентам в выборе темы экспериментальной научной работы.

Исследование особенностей многолетнего процесса спортивной подготовки. Темой изучения и исследования здесь могут быть: вопросы совершенствования организационно-методических мероприятий по отбору юных спортсменов; вопросы закономерности процесса обучения двигательным действиям; вопросы влияния систематических тренировочных занятий на физическое развитие и здоровье детей; вопросы нормирования объема и интенсивности тренировочных нагрузок юных атлетов различного возраста и спортивной квалификации; вопросы развития двигательных способностей в зависимости от возрастных и половых особенностей занимающихся; вопросы построения тренировки на различных этапах многолетней подготовки.

Обоснование организации и содержания учебно-тренировочного процесса в виде спорта. Система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности; организация планирования компонентов спортивной подготовки; анализ динамики и соотношение тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности в структурных единицах годичного цикла; педагогический контроль в процессе физического воспитания; факторы, обусловливающие уровень подготовленности спортсменов, их структура и взаимосвязь – все это может быть предметом исследования, темой выпускной квалификационной работы.

В специальном научном обосновании нуждается организация эффективной учебной работы в школе. В связи с этим такие вопросы, как гетерохронность развития двигательных способностей у школьников различного возраста; обоснование средств и методов, используемых на уроках физической культуры при обучении технике определенных видов двигательных действий; оценка и анализ уровня физической подготовленности и физического развития школьников разных возрастных групп, проживающих в городской или сельской местности; темпы изменения показателей развития двигательных способностей у детей и подростков в школьном возрасте, могут быть темой изучения и исследования.

На современном этапе не теряют актуальности исследования, связанные с организацией и методикой проведения школьного урока физической культуры, а именно:

– содержание урока и его отдельных частей, планирование последовательности изучения различных упражнений с учетом возможности переноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое – последующее;

– регуляция нагрузки и отдыха в процессе школьного урока с учетом индивидуального предела допустимых нагрузок;

– способы управления занимающимися в ходе урока и особенности их применения на уроке с различными категориями занимающихся;

– система домашних заданий и их эффективность.

Студенты не очень охотно берутся за написание работ по данной тематике, хотя ценность таких исследований и их практическая значимость очевидны.

В научной разработке нуждаются методика применения физических упражнений в целях активного отдыха, восстановления работоспособности, обоснование оздоровительных программ при занятиях с лицами различных возрастных групп, мужчинами и женщинами: контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной направленности.

Слабо исследованы лечебные возможности физических упражнений при различных видах заболеваний, для неспецифической устойчивости к воздействию внешней среды обитания, продления жизни. Знания и практический опыт, накопленный по этим вопросам, еще очень мало изучены специалистами, а, следовательно, еще не в полной мере служат людям.

И, наконец, особое значение имеют исследования, связанные с совершенствованием системы, процесса и методики подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Применительно к этой проблеме темой научной работы могут быть следующие вопросы: содержание образования или модель преподавателя-тренера; разработка документов планирования учебного материала; формы занятий и эффективные методики подготовки преподавателятренера; разработка критериев для определения профессионально- педагогической пригодности абитуриентов и т. п.

Если вы усидчивы, обладает аналитическим складом ума и по каким-то причинам не хотите выполнять работу экспериментального направления, то вам предпочтительнее взяться за работу реферативного характера.

Одно из направлений здесь может быть связано с обоснованием исторических аспектов развития вида спорта, основными тенденциями его развития в городе, области стране и мире. Можно сделать хороший аналитический обзор участия отечественных спортсменов в крупнейших соревнованиях XX века (Олимпийские игры, чемпионаты мира). Важное значение имеет изучение и обобщение достижений в спорте народов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Второе направление характеризует анализ техники вида спорта и обоснование современного процесса ее обучения. Здесь предпочтителен ретроспективный (эволюционный) анализ техники, а также биомеханический анализ ее современного состояния. Неплохо вставить главу с обоснованием методики обучения технике (с учетом пола, возраста, физической подготовленности), с типичными ошибками, наблюдаемыми при обучении, и способами их устранения.

И третье направление может быть связано с анализом и обоснованием собственного опыта профессионально-педагогической деятельности. Это направление в основном касается студентов-заочников и высококвалифицированных спортсменов (МС и МСМК). Они могут попытаться обосновать личный опыт практической работы и эффективность индивидуального построения тренировочного процесса, что, как правило, при добросовестном подходе заслуживает отличной оценки. Описанные выше некоторые примеры направлений тем научной работы, естественно, ни в коей мере не охватывают всего спектра современных тенденций исследований и даны лишь для общей, самой приблизительной ориентировки.

Возможно, определенную помощь в выборе и формулировании темы вам окажут представленные в приложении 1 ключевые слова (базисные понятия) и характерные определения, которые могут стоять перед ключевым словом.

Если варианты названия темы даются тяжело, можно для смыслового согласования использовать основные определяемые слова из приложения 10.

Несколько советов по алгоритму формулирования темы исследования, которые сводятся к тому, что:

– в названии работы должны отсутствовать слова, содержание которых ничего не добавляет к ее существу;

– в названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование … совершенствование…,, разработка… изучение… некоторые вопросы… и т. п.);

– должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными.

Второй пункт больше относится к названию диссертаций, т.к., например, считается, что любая научная работа есть «исследование», а уж диссертация тем более. Что касается использования слова «совершенствование», то умудренные опытом ученые могут урезонить соискателя: «Совершенствуем мы уже десятки лет, надо не совершенствовать, а находить принципиально новые решения».

При выборе темы научной работы целесообразнее брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было бы ее глубоко проработать. Между тем студенты нередко избегают брать узкие темы. Это неверно. Дело в том, что квалификационные работы, посвященные широким темам, часто оказываются поверхностными и менее самостоятельными. Узкая тема чаше прорабатывается более глубоко и детально. В начале кажется, что она настолько узка, что и писать вроде бы не о чем. Но по мере ознакомления с материалом эти опасения исчезают в связи с возможным открытием таких сторон проблемы, о которых раньше не только студент, но и его научный руководитель не догадывались. Выбор обширной темы для студента может оказаться непосильным, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени.

И еще ряд нужных универсальных критериев, проверенных на опыте, для тех, кто желает самостоятельно сформулировать название работы:

– выбирайте тему, которая в наименьшей мере знакома тем людям, которые будут читать вашу работу – это может существенно снизить энтузиазм проверяющих;

– старайтесь не выбирать тему, на которую уже написана или пишется похожая работа другим студентом в той же группе или на той же кафедре – сравнение вам ни к чему;

– выбирайте тему, которая идеологически нейтральна и, по возможности, не имеет отношения к современным научным и общественно- политическим дискуссиям;

– выбирайте тему, на которую писал кто-либо из преподавателей вашего учебного заведения или вашей кафедры.

Изучение подобных произведений поможет вам, во-первых, избежать сплошного списывания (в котором вас могут уличить люди, узнавшие собственный текст), а во-вторых, включить в свою работу несколько цитат, упоминание которых будет несомненно приятно вашему преподавателю. Избрав или самостоятельно сформулировав тему, ее следует обсудить с научным руководителем. Мягко отстаивая свое собственное мнение о теме ВКР, не следует вступать с ним в пререкания. Старайтесь лучше убедительно доказать, что эта тема вам близка, вы в ней наилучшим образом ориентируетесь, уже кое-что писали и переработали определенное количество литературы. В конце концов, эта тема «греет» вам душу. В то же время учитывайте непреложную истину, что право отстаивать собственное мнение вы приобретете после защиты и получения диплома. А пока право на «истину в последней инстанции» принадлежит не вам.

Ведя беседу с научным руководителем о предстоящей работе, старайтесь выяснить как можно больше, что должно представлять собой исследование, причем указания лучше записывать в присутствии преподавателя, т. к. обычно руководя работами нескольких студентов, он может забыть о своих первоначальных требованиях и впоследствии спросить нечто диаметрально противоположное. Среди весьма нужных сведений следует выделить список необходимой литературы по теме и примерный план работы.

2.2. Композиционная структура и краткая характеристика содержания составных частей научной квалификационной работы

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

К. Гельвеций

Приступая к подготовке научной квалификационной работы, необходимо иметь представление о ее композиции, т. е. о последовательности расположения ее основных частей и разделов. Обычно основной структурной единицей научной работы являются главы, которые обозначаются римскими цифрами. Если глава делится на разделы (параграфы), то их обозначают арабскими цифрами. Например:

Глава I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Средства и методы, используемые для развития скоростносиловых способностей прыгунов в высоту

1.2. Организация специальной силовой подготовки прыгунов в высоту в годичном цикле тренировки.

Следует иметь в виду, что название каждого раздела нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему и содержанию, так как глава или раздел – только один из аспектов темы, и название должно отражать эту подчиненность. Кроме этого, следует стремиться к тому, чтобы название раздела было сформулировано кратко, но при этом точно отражало ее содержание. Оформление заголовков раздела должно быть единообразным по всему тексту работы. В противном случае возникает впечатление небрежного, несерьезного отношения к ней со стороны автора.

Немаловажен тот факт, что структурно-композиционное построение ВКР свидетельствует о достоинствах студента как научного архитектора. Довольно часто на основании беглого перелистывания работы члены комиссии формируют свое мнение об исследовании. Поэтому построение глав работы должно быть продумано с наибольшей тщательностью.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура квалификационной работы экспериментального характера, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Состояние вопроса (I глава работы).

6. Задачи, методы и организация исследования (II глава работы).

7. Результаты исследования и их обсуждение (III глава работы).

8. Выводы.

9. Практические рекомендации.

10. Список литературы.

11. Приложения.

Каждая из основных представленных частей научной работы должна начинаться в тексте с новой страницы.

Титульный лист является первой страницей квалификационной работы и оформляется по строго определенным правилам (приложение 2).

После титульного листа помещается аннотация – краткая пояснительная характеристика исследования (1 – 2 страницы), в которой указывается численность страниц, таблиц, рисунков и приложений, содержащихся в работе, а также количество используемых литературных источников. Приводятся задачи исследования и основные полученные выводы (приложение 3). Аннотация не включается в оглавление и не участвует в общей нумерации научной работы.

Оглавление (содержание) – это наглядная схема, перечень заголовков всех глав и более мелких рубрик научной работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Не рекомендуется называть такой перечень «содержанием». Хотя эти термины и близки, равноценными они не являются. Термин «содержание» обычно используется в работах, составленных из произведений разных авторов, в сборниках различных материалов и т. п. Оглавление дает общее представление о структуре работы и позволяет легко находить нужные фрагменты текста. В нем нельзя сокращать или давать заголовки в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с текстом. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Кроме того, заголовки каждой последующей ступени смещают на 3 – 5 знаков вправо относительно заголовков предыдущей степени. Названия глав пишутся прописными буквами, все заголовки разделов и подразделов начинают с прописной буквы и продолжают строчными, точку в конце не ставят и последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления (приложение 4). Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают не через два, как весь текст, а через полтора интервала. Понятно, что оглавление печатается в последнюю очередь, когда пронумерованы страницы в окончательном варианте работы.

Введение (2 – 3 страницы) представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящено исследование. Это актуальность выбранной темы, ее практическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, цель работы. Не обязательно, но желательно (и выигрышно при защите) указать во введении объект и предмет исследования, которые как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание того, кто пишет научную работу, именно предмет исследования определяет тему работы. В формулировке объекта и предмета существенную помощь Вам окажет научный руководитель.

Таким образом, введение – очень ответственная (и чаще всего читаемая) часть работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы исследования, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к выпускной квалификационной работы рассмотрим более подробно несколько ниже.

Состояние вопроса. Эта глава работы включает в себя освещение современного состояния изучаемой проблемы и заканчивается постановкой цели и гипотезы исследования. Объем главы должен составлять 10 – 15 страниц. Студенту необходимо проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Поэтому первая глава строится не просто на перечислении, что сделано каждым автором, а обязательно с Вашей собственной оценкой, с чем Вы согласны (и берете на «вооружение»), а какие позиции авторов Вам не приемлемы. При этом основной акцент должен быть сделан на последние публикации по данной проблеме. Качество литературного обзора оценивается по способности к междисциплинарному мышлению и четкому критическому анализу.

В конце обзора литературы нелишне будет выдвинуть рабочую гипотезу (предположение, истинность которого не очевидна), направленную на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Любая гипотеза должна рассматриваться как первоначальная канва или отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или быть опровергнутой. Если в диссертациях построение гипотезы наблюдается уже примерно 20 лет, то в студенческих работах это стало «модным» в последние годы. Рабочая гипотеза обычно формулируется следующим образом: «Предполагалось, что применение (использование… разработка…)… позволит повысить (развить… улучшить… приведет к… даст возможность… , будет способствовать…)… ».

Полностью рабочая гипотеза может быть представлена в таком варианте: «Предполагалось, что низкий исходный уровень ведущих показателей, определяющих высокие спортивные достижения в беге на короткие дистанции, не может быть компенсирован другими факторами, в том числе и темпами прироста этих показателей, и, в конечном счете, не позволит достичь вершин мастерства». Приведение рабочей гипотезы придаст Вашему исследованию больше достоверности, убедительности и научности, поэтому затраченное на ее формулировку время себя полностью оправдает.

Технология написания первой главы научной квалификационной работы представлена ниже.

Название главы «Задачи, методы и организация исследования» говорит само за себя. Здесь формулируются главные задачи исследования, дается характеристика избранных методов исследования, приводится описание применяемых инструментальных методик, а также описываются условия проведения экспериментальных исследований (где проводились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как проводились измерения и т. п.). При разработке собственных методик необходимо дать их полную характеристику, а при использовании общеизвестных инструментальных методик желательно делать ссылки на авторов. Изложение второй главы работы должно быть точным, четким и кратким, не следует перегружать текст описанием второстепенных, малозначительных фактов. Общий объем этой главы – 3 – 5 страниц.

Содержанием III главы «Результаты исследования и их обсуждение» (объемом 10 – 15 страниц) являются данные, полученные в результате собственных исследований и экспериментов, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами. Результаты следует иллюстрировать таблицами, рисунками, диаграммами и т.п., в тексте оперировать, в основном, статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала (первичные результаты исследования оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение). При этом студент должен показать достоверность полученных данных, обработанных методами математической статистики, сопоставив их с результатами, имеющимися в специальной литературе, и обосновать теоретическую и практическую значимость исследований.

Каждый раздел III главы выпускной квалификационной работы следует завершать кратким резюме. Принципиальным требованием к этой основной части работы является доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Выводы – завершающий раздел квалификационной работы. В нем приводятся 4 – 6 четко, по возможности лаконично сформулированных выводов (каждый из которых обозначается соответствующим номером) по результатам своего исследования, соответствующих поставленным задачам и оценивающих успешность собственной выпускной работы. Эта часть, небольшая по объему (2 – 3 стр.), имеет особую важность, поскольку именно здесь в концентрированной и логически безупречной форме должны быть представлены на «суд научного сообщества» итоговые результаты Вашего нелегкого труда. Выводы должны обладать краткостью и четкостью, «дышать» уверенностью и быть конкретными. Примеры формулирования выводов будут представлены ниже.

Кроме выводов, в работе желательно представить практические рекомендации (1 – 2 стр.) по применению упражнений, методике тренировки, тестирования и т. п. Здесь следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших конкретных исследований по данной проблеме, очертить возникающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать наблюдаемые неблагоприятные (побочные) результаты и возможность избежать их в практической деятельности.

Список литературы представляет собой перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой, и должен содержать не менее 40 – 50 источников (желательно последних лет издания). Он приводится в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников и составляется по определенным, установленным ГОСТом правилам. Если автор источника не указывается в списке (в случае наличия материалов, не обладающих индивидуальным авторством), по алфавиту выстраиваются названия источников. При этом в данный список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки, из которой цитировались. Не стоит в список литературы включать энциклопедии, справочники, научно-популярные издания, газетные статьи (редкое исключение – значительные по объему и значимости газетные публикации). При необходимости в использовании таких изданий их следует привести в подстрочных ссылках.

Если используются ссылки на иностранные источники, то последние включаются в библиографический перечень после списка источников на русском языке.

Приложения. В этот раздел помещаются вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части ВКР. По форме и содержанию приложения очень разнообразны: образцы анкет, первичные результаты измерений, копии подлинных документов, акты внедрения, таблицы, графики, схемы приборов и т. п.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых располагаются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словами «Смотри», например: (приложение 1).

Следует иметь в виду, что если Вам заданы параметры минимального объема работы, то список литературы и приложения в этот объем Вам не зачтут.

Теоретическая (реферативная) выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист, оглавление, введение, текст, написанный по главам, выводы, список литературы, а также (при необходимости) приложения. Во введении (4 – 5 стр.) содержится история вопроса, проблемы, отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора. Заканчивается введение постановкой цели и задач исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования, и так как он составляет основное содержание подобных работ, то нет необходимости выделять специальную главу «Состояние вопроса». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы и разделы (приложение 5). Объем теоретических работ, как правило, несколько больший и составляет не менее 40 страниц машинописного текста (без списка литературы и приложений). Список литературы включает не менее 50 источников (большее количество будет в данном случае тем «маслом, которым кашу не испортишь»).

Итак, если у Вас уже есть научный руководитель, Вы согласовали с ним тему выпускной квалификационной работы, имеете представление о ее композиции, то следующий этап – планирование Вашего научного исследования.

2.3. Планирование работы

Планы – это мечты знающих людей.

Э. Фейхтерслебен

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента, впервые приступающего к написанию серьезного для него научного сочинения, каковым является выпускная квалификационная работа. В вузовском фольклоре бытует парадоксальное утверждение: «Профессор отличается от студента не тем, что он его умнее, а только тем, что знает, где и как найти необходимые сведения». Конечно, это преувеличение, но в нем есть доля истины. Планирование работы должно начинаться с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предполагаемого исследования. Такой план позволяет эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, облегчает оценку общей композиции и рубрикацию будущей работы.

Форма плана допускает известную произвольность, но непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами работы. В исследованиях, где присутствует исторический элемент, рабочий план может отражать и хронологическую последовательность. План должен обладать динамическим характером и допускать различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии.

Таким образом, в исследовательском процессе план нужен для того, чтобы уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. А главное, план необходим для того, чтобы научный руководитель мог проверять ход выполнения научной работы, поскольку психология студента (и не только студента) такова, что отсутствие контроля – прекрасный повод для ничегонеделания. Как известно, мы все или почти все плохо работаем («дурака валяем») не потому, что лодыри, а потому что руководители не дали нам задания и не требуют его выполнения.

Студенту следует знать, что в плане подготовки и написания ВКР научный руководитель должен оказывать ему научную и методическую помощь, систематически контролировать выполнение работы, вносить определенные коррективы, давать рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также (самое главное!) заключение о готовности работы в виде зачета по научной работе и оказывать помощь выпускнику при составлении доклада к защите.

Хорошо, если студент с ответственностью будет относиться к тому, что ему надо выполнить к установленному времени научную работу и напоминать научному руководителю о своем существовании. Но чаще бывает другое: студент вспоминает о работе слишком редко и поздно, да и у руководителя не всегда находится время для общения. Поэтому студенту лучше надеяться на себя и, получив все необходимые сведения, индивидуальные и корпоративные требования научного руководителя, своевременно приступить к работе.

Мы же рекомендуем весь процесс подготовки научной работы после утверждения темы работы и научного руководителя условно представить в следующем виде:

– изучение и обобщение научно-методической литературы по теме исследования;

– определение цели и задач;

– выбор и овладение соответствующими методиками исследования; подготовка и проведение исследовательской части работы;

– математико-статистическая обработка полученных результатов исследования и их письменное изложение;

– обобщение и интерпретация полученных данных;

– описание материалов исследования и их сопоставление с данными, имеющимися в литературе;

– формулировка выводов и практических рекомендаций;

– написание и оформление работы в первичном варианте;

– предварительная защита работы на кафедре;

– представление работы в законченном виде в деканат и подготовка иллюстративного материала к защите;

– защита научной работы перед Государственной аттестационной комиссией.

Итак, следующее, что следует сделать на пути продвижения к выполнению выпускной работы, – подобрать необходимую для написания первой главы научно-методическую литературу. И «стартовать» лучше с изучения опубликованных работ, авторефератов диссертаций на близкие Вашему исследованию темы.

В этом случае Вам придется пойти в библиотеку и воспользоваться накопленными там сокровищами человеческого знания.

2.4. Библиографический поиск необходимых литературных источников

Если Вы крадете у одного автора, это плагиат; если у многих – это исследование.

У. Мизнер

Подготовка научной работы, как и любой научно-исследовательской работы, немыслима без изучения специальной литературы. Умение работать с литературой – важное условие успешного проведения исследований. Методика работы с книгой индивидуальна, однако есть некоторые общие правила.

Для того чтобы правильно и быстро найти нужную книгу, необходимо знать основы библиографии – отрасли знаний об описании, способах и методиках составления указателей, списков, обзоров литературы и произведений печати.

В каждой библиотеке можно воспользоваться специально подобранными фондами литературы и библиографическими карточками. Карточки группируются в каталоги, которые могут быть алфавитными, систематическими, предметными, периодических изданий и новых поступлений.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименование учреждения.

Алфавитным каталогом лучше воспользоваться, если Вы точно знаете, какая книга вам нужна. Если же вы такими знаниями не обладаете, то следует обратиться к предметному каталогу.

В предметном каталоге названия книг размещены по рубрикам (отделам), каждая из которых посвящена какой-нибудь теме (предмету). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Широкая тема, как правило, имеет подразделы (подрубрики), которые также расположены в алфавитном порядке.

Для того чтобы подобрать нужную литературу, следует найти в предметном каталоге соответствующую рубрику (например, «Легкая атлетика») и под- рубрику в ней (например, «Бег на короткие дистанции»), просмотреть все собранные там карточки и выписать необходимые названия книг.

Систематический каталог – это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам (как в предметном), однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин. Выделяется ряд дисциплин, каждая из которых имеет собственные структурные подразделения, последние и становятся подрубриками, располагающимися в хронологическом порядке либо по значимости. Вообще систематический каталог имеет значительно более сложную и ступенчатую структуру, чем предметный.

Следующий вид каталогов – это каталоги новых поступлений. По сути, это систематические каталоги, в которых расположены лишь названия книг, авторефератов диссертаций, поступивших в библиотеку в течение последних нескольких месяцев. Пользоваться такими каталогами выгодно, если вас интересует исключительно новейшая литература по какой-либо теме.

Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

В любом случае, если вам что-либо непонятно в организации конкретного каталога, непременно обратитесь к библиографу, в обязанности которого входит просвещение неопытных читателей.

Впрочем, если вам повезет, есть способ собрать библиографию по какому- либо вопросу, минуя каталоги. Для этого нужно найти несколько опубликованных книг по данной теме и заглянуть в напечатанный в них список литературы. Далее происходит цепная реакция развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг Ваших представлений о публикациях по теме научной работы.

Для того чтобы получить искомый литературный источник, следует точно выписать все шифры книги, которые есть на карточке, причем сделать это очень внимательно, иначе у вас, во-первых, будут проблемы с библиотекаршами, которые часто нервны из-за обилия «глупых» читателей и маленькой зарплаты, а, вовторых, даже если они не заметят Ваших промашек, вы все равно не сможете получить книгу по неправильно написанному шифру (ему библиотечные работники придают значение в первую очередь). Не лишним будет и обязательное дублирование всех записей где-нибудь в своих бумагах. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников и добытые немалым трудом данные искомой книги нужно будет восстанавливать. Кроме того, сведения об использованных литературных источниках будут нужны вам для составления списка литературы. Поэтому запись необходимо осуществлять с указанием не только фамилии и инициалов автора (авторов) и полного названия литературного источника, но и записать издательство, выпустившее работу (если она опубликована в журнале или сборнике, то указывается их полное название), год издания работы, общее количество страниц или страницы работы, которые использованы студентом.

Например: Боген М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

Получив книги, вы должны решить, что будете с ними делать. Сразу заметим, что их не нужно читать от корки до корки. Чтобы понять, насколько книга может быть полезна в вашей работе, достаточно просмотреть ее оглавление, введение и заключение, а также просто перелистать ее. При этом всегда необходимо отчетливо помнить тему или план вашей работы, иначе вы будете тратить время на ненужную литературу. Здесь уместно вспомнить английского философа Ф. Бэкона, образно писавшего, что есть книги, которые надо только «отведать», другие лучше всего «проглотить» и лишь немногие следует «разжевать и переварить». Так вот, некоторые книги нужно внимательно прочитать, чтобы ориентироваться в вопросе и иметь возможность вовремя подкинуть авторитетную цитату. Фрагменты некоторых книг следует отметить для ксерокопирования, чтобы всегда иметь их под рукой. А некоторые книги прямо-таки специально написаны для того, чтобы из них производить выписки. К слову, в толковом словаре говорится: «Выписать – значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки». Вот именно эти книги и являются главным предметом ваших поисков. Это не значит, что нужно списывать все из книги один к одному, и о таких приемах «выполнения» научной работы приходится писать не с целью обучения им очередных выпускников вуза, а потому, что эти приемы известны и легко разоблачимы, так что вряд ли надо следовать таким способам действий, не говоря уже о морально-этической стороне. Это вовсе не свидетельствует о том, что заимствовать (или, как любят говорить студенты, «передирать») вообще нельзя. Не будь творческих заимствований (иначе говоря «редактирования»), скольких научных работ, включая диссертации, мы лишились бы! Использовать материалы и результаты исследований других авторов, научные публикации можно и даже нужно, но только не слово в слово, иначе надо брать заимствованный текст в кавычки и давать ссылку на автора и страницу источника. Когда Вам очень понравились мысли других авторов, то лучше изложить их своими словами, перефразируя на собственный лад.

Если у вас есть немного лишних денег и отсутствует всякое желание целыми днями сидеть и выписывать материалы для своей работы, то имеет смысл, отметив необходимые страницы, заказать ксерокопию этого раздела (или отдельных страниц). Когда по каким-то причинам выполнить данный процесс невозможно, то записи следует вести на отдельных листах и только на одной стороне. При этом ускоряются их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст, что позволит в дальнейшем компоновать материалы в любом порядке. Собранную информацию по теме исследования лучше сразу группировать по главам и разделам работы. Удобно использовать для этих целей отдельные папки.

Нужно стремиться к лаконичному изложению и использованию всякого рода сокращений. Большую экономию времени дает также применение условных знаков-символов (например, математических: равно, меньше и т. д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки. Однако стремление к лаконизму должно, разумеется, иметь определенную меру. Нужно помнить, что всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык» (Алекс – Юстасу), становится со временем столь же трудно читаемым, как и письменность народа майя.

При работе с литературными источниками необходимо иметь в виду, что каждая сфера знаний имеет свои общепринятые авторитеты, наподобие Библии в христианстве.

Например, если вы пишите работу по теории и методике физического воспитания, то нельзя обойтись без работ Л. П. Матвеева, если вас интересуют вопросы воспитания физических качеств спортсменов, никак нельзя обойти монографию В. М. Зациорского, а если Вы занимаетесь исследованием, связанным со специальной силовой подготовкой, то обязательно придется обращаться к работам Ю. В. Верхошанского и т. п.

Корифеев науки желательно цитировать обязательно. Наличие цитат может свидетельствовать о проработке и знанию вами базовых текстов по изучаемой проблеме. Кроме того, правильно подобранная и вовремя поданная авторитетная цитата позволит вам защитить любую вашу идею. Поэтому именитых ученых надо, если не читать, то хотя бы просматривать с выборкой цитат, чтобы в работе или в устном ответе иметь возможность блеснуть знанием авторитетов.

Заканчивая разговор о рациональном поиске литературных источников, в качестве последнего совета укажем, что читать специальную литературу в порядке первого знакомства даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следует очень долго. Начинающие добросовестные исследователи, сами того не подозревая, «затягивают» процесс работы над научной работой, считая, что прежде чем приступить к написанию текста работы, необходимо прочитать еще и еще что-то. Этот процесс может продолжаться очень долго, постоянно будет казаться, что не все еще прочитано, когда уже необходимо переходить к следующему этапу.