Вы здесь

Технологии свободы. Глава 4. Волевая медитация (ВМ) (О. Г. Бахтияров, 2015)

Глава 4

Волевая медитация (ВМ)

Начальная практика субъектной линии – волевая медитация. Ее задача – выявить активное субъектное начало в сознании и очистить его от наслоений, порожденных внешними стимулами и структурой психики. ВМ формирует новую управляющую инстанцию, надстроенную над эмпирической психикой, и переносит субъектность в эту инстанцию. С самого начала в ВМ-практике следует различать действия, идущие изнутри, «из Я», и действия, воспроизводящие внешние стимулы. Формулы, порождаемые «изнутри», пропитаны заключенным в них смыслом. Формулы, берущиеся извне, остаются отчужденными, внешними по отношению к «Я». Освоение начальных стадий ВМ заключается в том, чтобы взятые извне (из инструкции, из слов инструктора) содержания были присвоены, интроецированы. Впоследствии техника усложняется. Следует тщательно следить за тем, чтобы ВМ не превращалась в стимул, порождающий неконтролируемые изменения. ВМ – это постоянное усилие и поддерживаемая этими усилиями ясность сознания.

4.1. Структура ВМ

В структуре ВМ следует различать:

• внешний слой, инициирующий сам процесс ВМ и создающий первичное отражение, изображение ВМ в обусловленной психической среде (стандартные формулы, распределенные по трем фазам ВМ, с которых и начинается практика);

• слой намерения, составляющий первичный акт порождения содержаний сознания (намерения развернуть определенные формулы, состояния, действия);

• слой чистой волевой активности, который, собственно, и порождает намерение.

Главной задачей ВМ является достижение слоя чистой активности. И внешний слой, и слой намерения – это лишь отображение волевой активности в психической среде, обусловленной культурными формирующими факторами и врожденными психическими механизмами. Изучение ВМ – последовательный переход от изображения активности к волевой реальности. Послойный переход от заданных техник к чистой активности требует достаточно тонкой техники и бдительности практикующего.

4.1.1. Внешний слой, не будучи волевым по своей природе, тем не менее отражает смысловую структуру ВМ. Начальная стадия овладения техникой ВМ воспроизводит внешний слой ВМ (формулы ВМ). Формулы «Я есмь» и «Я есть воля» задаются инструктором или инструкцией. Они отражают две характеристики «Я» – факт реального существования и факт наличия внутренней волевой активности. Начальное разделение процедуры ВМ на три (а впоследствии четыре) фазы (проговаривания формулы, ее звукового образа и соответствующего формулам состояния, переходящее на четвертой фазе в чисто смысловое переживание) дает возможность прочувствовать усилия, необходимые осуществления ВМ.

Нужно отметить, что третья фаза ВМ находится на границе фоновых и смысловых операций. В реальности, пока нет опыта активности Сознания, смысловые переживания осознаются в увязке с чувственными (проявленными) феноменами. Освобождаясь от организованных (в нашем случае аудиальных) образов, практикующий, как правило, начинает использовать для обозначения либо неопределенные звуковые намеки, либо развертывание состояний, так или иначе отражающихся в телесных ощущениях. Это неизбежный этап, но всегда есть соблазн подменить им главную задачу, заключающуюся в достижении состояния активного, действующего «знания задачи» вне форм и проявлений. Третья фаза, по сути, посвящена «растворению» любого образного представления, сколь бы оно ни было минимальным и неопределенным.

Усилия по порождению заданной формулы, нарастающие по мере перехода от фазы к фазе, становятся более явными при выполнении ВМ вопреки спонтанным отвлечениям внимания. Формулы, требующие усилий по проговариванию, созданию звукового образа или состояния, задают определенное смысловое содержание. Можно сказать, что усилия, предпринимаемые при осуществлении акта ВМ (2-я и особенно 3-я фазы), отражают сопротивление психической среды развертыванию в ней новых смыслов.

Формулы не порождаются самим практикующим, а даются ему извне, и сам процесс ВМ инициируется внешними по отношению к практикующему инструкциями или командами инструктора. После отработки трех фаз наступает стадия проработки более тонких составляющих ВМ. Важную роль в этом переходе играет различение полностью контролируемых результатов ВМ (формулы), частично контролируемых содержаний сознания (помехи – отвлечения внимания на внешние раздражители, образы, воспоминания) и практически неконтролируемых (зрительные, слуховые и соматические восприятия, которые неустранимы на начальном этапе работы). Внимание может сокращать свой объем до самих формул, расширять его до включения в поле внимания отвлекающих помех, и, наконец, включать в свой объем и принудительные восприятия. Такая пульсация внимания позволяет выделить слой ВМ, ответственный за порождение волевых намерений.

4.1.2. Акт порождения содержаний сознания. Пульсации внимания позволяют рассматривать то, что составляло до этого момента основное содержание ВМ – порождение формул – как отчуждаемый результат, продукт, внешний по отношению к самому процессу ВМ. Уже сам факт того, что продуцируемые формулы становятся объектом внимания, говорит о том, что они не относятся к субъективному ядру «Я». Если внимание покидает результат, то его объектом становится в качестве отдельной составляющей ВМ уже сам акт порождения содержаний сознания, акт, безразличный к наслаивающемуся на него содержанию. Акт порождения – это волевой импульс (его можно соотнести с понятием намерения), в котором уже содержится смысл, подлежащий дальнейшему развертыванию. Выделение намерения развернуть определенное содержание в качестве отдельной составляющей позволяет расширить и распространить процесс ВМ на любую деятельность – развертывание произвольных содержаний сознания, функций, действий, движений. Намерение – это чисто смысловое образование, в нем смысл еще не обрел форму и модальность чувственного или логического содержания.

Намерение – динамический смысл, исходящий из волевого «Я» и направленный на развертывание в той или иной проявленной модальной среде. Именно на этом этапе и появляется возможность внести различение между активным и реактивным актами.

4.1.3. Различение активного и реактивного актов порождения содержаний в ходе ВМ. Намерение может быть как проявлением активности сознания (волевым импульсом), так и воспроизведением тех или иных содержаний, обусловленных либо внешней стимуляцией, либо течением внутренних процессов, когда то или иное содержание сознания порождается предыдущим содержанием по определенному алгоритму.

На этом этапе ПН-работы порождение намерения, не выраженного ни в словах, ни в образах, становится приближением к ничем не обусловленному волевому действию, приближением, гораздо яснее отражающим сущность волевого действия, чем весь предыдущий опыт. Если удается породить намерение и удержать его от развертывания в проявленные формы, сохраняя при этом знание, не выраженное в словах или образах, то можно сказать, что первый шаг к обретению Свободы уже сделан. Намерение относится к слою амодальных смыслов, и переход к нему от проявленных содержаний сознания происходит скачкообразно.

Различение в ВМ намерения и результата позволяет перейти к порождению не только формул ВМ, но и любых других содержаний сознания (цвета, геометрической формы, звука, образа, мысли или воспоминания). Выделение в качестве объекта внимания намерения в чистом виде, намерения как чисто смыслового действия, позволяет сделать следующий шаг и сократить внимание до самого процесса порождения намерения. В этом случае внимание как таковое исчезает, поскольку источник внимания не может быть его объектом. Остается только слой чистой активности ВМ, порождающей и намерение, и внимание, делающее намерение своим объектом.

Первоначально порожденное намерение не распознается как что-то определенное и легко подменяется реактивными содержаниями. Здесь требуется кропотливая работа по различению активизированного в ходе ВМ смысла – и смысла, пришедшего извне (извне по отношению к процессу ВМ), не из «Я», а из «организма сознания», из эмпирической психики. Так, стимул – формула «Я есмь» – порождает обостренное переживание реальности «Я» как реакцию, но если практикующий может провести первичную активизацию смысла формулы, то этот смысл развертывается в переживание (и позицию) реальности «Я» и только затем в проявленную формулу. Без этого различения первичного действия «Я» и его результата, явленного в тех или иных модальных средах и провоцирующего смысловое переживание «извне», дальнейшее движение по субъектной линии окажется лишь иллюзией.

4.1.4. Слой чистой активности в ВМ. Новые содержания, заранее не обусловленные ни личным решением практикующего, ни внешней инструкцией, возникают в ходе ВМ «как бы из ничего». Тем не менее это не спонтанный процесс, а целенаправленное порождение новых содержаний. До опыта формирования субстанциального слоя сознания (за счет процедур не-восприятия) эта целенаправленная активность «из ничего» является лишь намеком на настоящий акт первичного порождения смысла, «изображением» такого акта. В формулировке «как бы из ничего» существенным является «артикль» «как бы»: то, из чего порождается намерение, не дано практикующему непосредственно, но есть намек на то, чем является это «ничто». Порождение намерения из слоя чистой активности сопровождается и порождением внимания. Чистая активность в ВМ – отражение субъектного аспекта Сознания. Объекта «как бы» нет, объект – намерение – порождается активностью, но чтобы намерение стало объектом, необходимо породить и объективирующее его внимание. Т. о., намерение и внимание порождаются одновременно. Это, в свою очередь, позволяет произвести акт порождения безобъектного внимания. Так мы получаем первые изображения фундаментальных аспектов Сознания.

4.2. Различение позиций

Еще раз вернемся к разобранной структуре ВМ. Поскольку первые шаги в ВМ представляют собой имитацию ВМ в «организме сознания», две позиции – со стороны самого процесса ВМ и со стороны личностных и психических структур (актуализированных, проявленных и непроявленных) – могут не различаться (тем более если нет опыта переживания Сознания вне психики). Поэтому формирование рефлексивно-волевой инстанции (РВИ) в «организме сознания» является необходимым шагом для дальнейшей работы. РВИ создается на базе ВМ, и первым шагом становится акт порождения внимания. Если до опыта переживания слоя чистой активности в ВМ объект фиксируется вниманием и, более того, нельзя говорить об объекте, если он не представлен во внимании, то наблюдение за появлением внимания осуществляется уже иной инстанцией. В этот момент есть знание внимания-как-функции, но это уже более конкретное знание, чем чисто смысловое переживание. Внимание находится перед наблюдателем, а то, что его фиксирует, и будет собственно РВИ. Понятно, что одной ВМ для формирования РВИ недостаточно – нужен глубокий опыт дКВ и переживания не-форм, без которого односторонние попытки сформировать РВИ могут закончиться только еще одной имитацией, которая в свою очередь станет объектом для РВИ в последующем. Более подробно методы формирования РВИ описаны в «Активном сознании».

Разобранный процесс перехода к смысловым переживаниям отражен и в обычной начальной практике ВМ, основанной на выделении трех фаз ВМ. Формулы «Я есмь» и «Я есть воля» поначалу формируют нужное состояние (а оно, в свою очередь, позволяет перейти к заданным смысловым переживаниям) за счет инициированных извне действий «организма сознания». Вначале проговаривается фраза (предметный, фигурный аспект), затем (на 3-й фазе) под нее выстраивается состояние (фоновый аспект), и затем уже активизируется соответствующая смысловая конфигурация (окончание третьей фазы и переход к четвертой). Задача практикующего – подавить компоненты (словесные формулы), инициирующие состояние, и развертывать само состояние.

«Я есмь» и «Я есть воля» поначалу «делаются» в словах, потом в невербальных образах (как правило, в соматических отражениях смыслов формул), и только после этого уже формируется позиция – «взгляд» на происходящее с позиции факта реального существования «Я» и особой позиции активности, «направленной на».

В этот момент уже начинается активизация смысловой конфигурации, которая поддерживает состояние. Это важный момент: состояние не провоцируется словесной или образной формулировкой «снизу», а поддерживается смысловой составляющей «сверху». Языком становятся не слова и фигурные образы, а состояния. Теперь остается подавить состояние как причину активизации смысла. Активизированная (за счет предыдущих действий в предметном и фоновом слое) смысловая конфигурация при этом поддерживается и воспроизводится уже без вынуждающих действий со стороны других составляющих ВМ.

На этой стадии ВМ имитирует (изображает) волевое действие, но ВМ реально станет волевым действием тогда, когда активизация смыслов будет инициироваться не «снизу» (из предметного и фонового слоев), не «сбоку» (спонтанная активизация смыслов), а «сверху» (из внесмысловых слоев, когда субъектный ряд достигнет уровня волевой, т. е. необусловленной активности).

Приведем пример самоотчета одного из практикующих, поясняющий эти рассуждения:

«…это действие немного другого порядка. При выходе из волевухи [так. – Ред. ] возникают очень странные чувства, остается знание, что я сейчас делал, но оно даже может не развернуться в сознании. Т. е. с одной стороны знание, что я сейчас нечто делал и что это именно я делал, с другой непонятно – что это нечто, и делал ли это я, т. к. это нечто как бы минует мой интеллект. Простыми словами, я что-то сделал и сам от себя это скрыл. Я предполагаю, что самосознание является структурой ума, и в ВМ нужно не только добиться ментальной тишины, что само по себе для меня не просто, но что еще самое сложное – выйти за пределы этой структуры самосознания».[15]

4.3

Этот опыт возвращает нас к начальному упражнению психонетики, демонстрирующему реактивный статус актуального сознания. Оно описано в «Активном сознании».

Предлагается выбрать одну из нескольких заранее оговоренных фигур (например, треугольник, круг, квадрат, окрашенные в один из 5–7 заданных цветов) для последующего воспроизведения в воображении. При этом дело не доводится до реального представления, а выбор останавливается на начальной стадии, когда он уже совершен, но не выражен ни в словах, ни в образах. Попытка, естественно, оказывается заведомо провальной.

То же самое происходит и при смещении внимания на сам процесс порождения намерения, но уже на новом уровне. В распоряжении практикующего оказывается динамичный процесс порождения смыслов, элементы которого отработаны на первичной форме ВМ, но теперь собраны в новой конструкции. То, что было третьей фазой, переходящей в четвертую, теперь становится основным порождающим процессом ВМ, но противоположно направленным по отношению к первичной процедуре: движение идет от четвертой фазы к третьей.

Появившееся или созданное намерение представляет собой не развернувшийся в проявленную форму смысл. Но здесь следует различать «появившееся» и «созданное». «Появившийся» смысл исходит из автоматики «организма сознания». Он обусловлен процессами, происходящими в психике независимо от ВМ, и «наслаивается» на чистую активность ВМ. Необходимо различение спонтанно возникающих и целенаправленно порождаемых смыслов.

На самом деле до целенаправленного порождения еще далеко, смысл «приходит со стороны». Опыта необусловленного порождения смыслов (намерений) у практикующих к этому моменту еще нет. Все, что можно сделать по отношению к переживаемому, это понять, что возникшая в сознании смысловая конфигурация – это еще не намерение, еще «не то», что ищется. Нужно изучить динамику этого псевдонамерения и начать управлять развертыванием «пришедшего со стороны» смысла, надстраиваться над его спонтанным развертыванием.

Первый шаг к этому – отследить, как вообще реализуются импульсы к действию. При длительном пребывании в бездействии, когда ставится задача «ничего не делать», появляются позывы к действию (изменение позы, продумывание мысли, развертывание образов или воспоминаний), которые, с точки зрения полученного задания, являются помехами. Эти помехи можно опередить, уловив их зарождение еще на смысловом уровне, и развернуть в действие осознанным образом, так, как если бы это действие было целенаправленно порождено самим практикующим. Так, появившееся еще на уровне смыслов (т. е. до образов и словесных формулировок) побуждение встать дублируется уже целенаправленно порожденным намерением встать и развертывается в движение. Спонтанное развертывание побуждающих импульсов, идущих от «организма сознания», становится управляемым, имитируя реальное целенаправленное действие.

Конец ознакомительного фрагмента.