Глава 1. Теоретические основы туроперейтинга
1.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в сфере туризма
В соответствии с общим и специальным законодательством в туристском бизнесе представлены различные организационно-правовые формы предпринимательства. При этом туроператорами могут быть только юридические лица различных организационно-правовых форм, а турагентами могут быть как юридические лица различных организационно-правовых форм, так и индивидуальные предприниматели. Выделим ряд организационно-правовых форм юридических лиц (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц
Основные факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности туристской организации можно определить следующим образом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы туристской организации
Наиболее сложной является классификация туристских организаций по их организационно-правовой форме. В данном параграфе нас будут интересовать только туроператоры и их организационно-правовые формы. В соответствии с законодательством РФ, в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществление туроператорской деятельности на территории страны допускается юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут создаваться в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Для организаций всех форм собственности устанавливаются равные права и возможности в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Организационно-правовая форма юридического лица определяется несколькими показателями, такими как порядок формирования уставного капитала, степень ответственности по обязательствам, форма собственности. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы) или вещественные права на его имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.
При создании малого или среднего бизнеса (к которому и относится туроперейтинг) возникает вопрос: какой организационно-правовой форме отдать предпочтение? Однозначный ответ на данный вопрос дать невозможно, так как все формы имеют определенные преимущества и недостатки. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
Хозяйственное товарищество – коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделением на доли уставным или складочным капиталом. Существуют полное и коммандитное (товарищество на вере) товарищества.
Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы организации и ее участников. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников (например, 2/3 голосов общего собрания).
Товарищество на вере – объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками, в чем и заключается главное отличие коммандитного товарищества от полного. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товарищами, именно они и управляют деятельностью товарищества на вере. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками, они не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества. Поскольку в товарищество объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличной частной организации. Основным недостатком данного вида предпринимательской деятельности можно назвать вероятные конфликты, возникающие на почве несовместимости интересов, приводящие к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия.
Хозяйственное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним или несколькими физическими лицами и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. Наиболее часто используемые формы хозяйственных обществ в сфере туризма – общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), в том числе публичные акционерные общества (ПАО), а также (хотя и в меньшей степени) производственные кооперативы.
Общество с ограниченной ответственностью – хозяйственное общество, которое характеризуют следующие черты: может быть учреждено одним или несколькими лицами – как физическими, так и юридическими, имеется уставный капитал, который разделен на доли участников, имеющие размеры, определенные учредительными документами, уставный капитал формируется из вкладов его участников, участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, только в пределах стоимости внесенных ими вкладов, а не отвечают собственным имуществом – это и есть ограниченная ответственность.
Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставом могут быть ограничены максимальный размер доли участника и возможность изменения соотношения долей участников. Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица, общее число которых не должно превышать 50, в противном случае ООО должно быть преобразовано в ОАО или производственный кооператив.
Высшим органом ООО является общее собрание его участников, проводимое не реже одного раза в год. Компетенция органов управления ООО, порядок принятия ими решений и выступления от имени ООО определяются Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и уставом ООО, которым может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии.
Все участники имеют право присутствовать на общем собрании членов ООО, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня, голосовать при принятии решений. Каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Уставом может быть установлен иной порядок определения числа голосов. К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся изменение устава ООО, изменение размера его уставного капитала, образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО и распределение его прибылей и убытков, решение о реорганизации или ликвидации ООО, избрание ревизионной комиссии ООО.
Участники ООО вправе участвовать в управлении, получать информацию о деятельности общества, участвовать в распределении прибыли, продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале либо ее часть участникам, в любое время выйти из ООО независимо от согласия других участников, в случае ликвидации ООО получить часть имущества или его стоимость, другие права, предусмотренные законом.
Участники ООО обязаны вносить вклады в порядке, предусмотренном законом и учредительными документами, не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ООО, другие обязанности, предусмотренные законом. Устав может предусматривать дополнительные права и обязанности как для всех участников ООО, так и для определенного участника. Распределение чистой прибыли между участниками производится по решению общего собрания ежеквартально, раз в полгода или раз в год, пропорционально их доли в уставном капитале. Общество с ограниченной ответственностью вправе не распределять прибыль, а использовать ее в иных целях, например, для расширения деятельности.
Акционерное общество – наиболее сложная организационно-правовая форма организации коммерческой деятельности, которую характеризуют следующие отличительные черты: может быть учреждено одним или несколькими лицами (как физическими, так и юридическими), имеется уставный капитал, который разделен на определенное число акций, участники АО несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, только в пределах стоимости принадлежащих им акций (при этом они не отвечают собственным имуществом), акции могут быть обыкновенными и привилегированными, а права акционера зависят от того, какими акциями он владеет.
Деятельность АО регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО). Высший орган управления АО – общее собрание акционеров, которое назначает совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий руководство текущей деятельностью. К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы: изменение устава АО, в том числе изменение размера уставного капитала, избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии АО, утверждение аудитора и досрочное прекращение их полномочий, образование исполнительных органов АО и досрочное прекращение их полномочий, если уставом АО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров, утверждение годовых отчетов, бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках, о распределении прибыли и выплате дивидендов, убытков АО по результатам финансового года, решение о реорганизации и ликвидации.
Общее собрание проводится в сроки, определенные уставом один раз в год, внеочередное общее собрание проводится по решению совета директоров. Акционерное общество может создаваться для целей хозяйственной и иной деятельности, не запрещенной законом. Будучи юридическим лицом, АО вправе заключать любые предусмотренные законодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Акционерное общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерние общества на правах самостоятельных коммерческих организаций.
Разновидностью АО является публичное акционерное общество (ст. 66, 94 ГК РФ) – акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о ПАО применяются и к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что АО является публичным.
Все акции АО являются именными, но они могут быть обыкновенными или привилегированными. Каждая обыкновенная акция предоставляет владельцу одинаковый объем прав и имеет одну номинальную стоимость. Акционеры, владельцы такой акции, вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, получать дивиденды, получить часть имущества АО в случае его ликвидации. Владельцы привилегированных акций имеют право получать фиксированные дивиденды (они получают дивиденды в первую очередь, затем владельцы обыкновенных акций), фиксированную ликвидационную стоимость, установленную уставом АО, в случае его ликвидации. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % уставного капитала.
Преимущества АО перед другими формами коммерческих организаций: возможность мобилизации больших финансовых ресурсов, возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую, право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование организации независимо от изменения состава акционеров, ограниченная ответственность акционеров, разделение функций владения и управления в АО.
Кооперативы основываются на идее самопомощи и делятся на две категории: производственный кооператив и потребительский кооператив.
Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев, а члены кооператива несут субсидиарную ответственность, не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива, именно в этом и заключается основной недостаток. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.
Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные таким кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.
Основной принцип кооперативных обществ заключается в открытом членстве, каждый может войти в кооператив и выйти из него. Однако руководство, избранное демократическим путем, зачастую не имеет опыта руководящей работы. Управление кооперативом осуществляется комитетом, состоящим из обычных служащих, совмещающих эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие, занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ всякое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законодательством. Законом о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». С 1 июля 2002 г. регистрация производится Министерством РФ по налогам и сборам.
Государственная регистрация юридического лица производится на основании следующих документов, представляемых учредителями юридического лица:
♦ заявления о государственной регистрации;
♦ решения о создании юридического лица;
♦ учредительных документов юридического лица;
♦ документа об уплате государственной пошлины;
♦ для учредителей – иностранных юридических лиц необходима выписка из реестра юридических лиц страны происхождения.
Если создается коммерческая организация, то ее учредители должны в течение четырех месяцев с момента государственной регистрации оплатить уставный капитал, минимальный размер которого для ООО и АО составляет 10 тыс. руб., а для ПАО – не менее 100 тыс. руб.
Учредителем (учредителями) при создании юридического лица представляется решение о создании юридического лица, оформленное письменно. Если решение принимается несколькими учредителями, то оно оформляется в виде протокола об учреждении юридического лица, где должны быть отражены принятые решения об учреждении юридического лица, составе учредителей создаваемого юридического лица, утверждении устава, заключении учредительного договора, утверждении денежной оценки имущества, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав в случае их внесения в качестве оплаты в уставный капитал, избрании исполнительных органов юридического лица вновь создаваемого юридического лица, для АО – решение об утверждении денежной оценки ценных бумаг.
Для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица необходимо представить учредительные документы, которые являются законным основанием для осуществления деятельности юридического лица: устав и учредительный договор. В зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица учредители представляют при государственной регистрации либо устав, либо учредительный договор, либо устав и учредительный договор. Как правило, все туристские организации действуют на основании устава.
Устав юридического лица является основополагающим документом, на основании которого юридическое лицо осуществляет свою деятельность. Требования, предъявляемые законодательством к уставу юридического лица, зависят от его организационно-правовой формы и конкретизируются в отдельных нормативно-правовых актах. Например, требования к уставу ООО содержатся в Законе об ООО, требования к уставам АО – в Законе об АО и т. д.
Таким образом, устав юридического лица определяет виды деятельности организации, закрепляет права и обязанности ее участников, определяет условия распределения доли в ООО или АО, содержит сведения об имуществе юридического лица, устанавливает порядок распределения прибыли, возмещения убытков, определяет условия управления обществом, включая права и обязанности отдельных лиц (генеральный директор, ревизор, аудитор), устанавливает условия реорганизации и ликвидации юридического лица.
Учредительный договор представляет собой документ, в котором учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, определяют порядок передачи юридическому лицу своего имущества, оговаривают условия управления деятельностью юридического лица и выхода участников из его состава, устанавливают порядок распределения прибыли.
Для регистрации юридического лица учредители представляют либо подлинники учредительных документов, либо их нотариально заверенные копии. Для регистрации вновь создаваемого юридического лица необходим документ об оплате государственной пошлины. В соответствии с требованиями законодательства РФ за государственную регистрацию юридических лиц взимается пошлина в размере 4000 руб. В тех случаях, когда учредителем выступает иностранное юридическое лицо, дополнительно требуется выписка из реестра иностранных юридических лиц либо иной документ, подтверждающий статус иностранного юридического лица – учредителя.
Государственная регистрация осуществляется посредством внесения регистрирующим органом соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, т. е. реализует свою правоспособность через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
1.2. Туроператор как субъект туристской деятельности
В международной практике принято условное деление организаций туристского бизнеса по характеру удовлетворения туристских потребностей на несколько групп:
1) организации посредничества и организации туризма (туроператоры и турагенты);
2) транспортные организации;
3) организации, обеспечивающие жизнедеятельность туристов во время путешествия (организации, представляющие услуги размещения и общественного питания);
4) организации зрелищных услуг (организующие досугово-развлекательные мероприятия).
Организации первой группы являются продавцами (реализаторами) туристских услуг, а организации второй, третьей и четвертой групп – исполнителями.
Непосредственно организацией туристской деятельности в международной практике обычно занимаются специализированные оптовые и розничные торгово-посреднические структуры: туристские агентства, туроператорские организации и туристские корпорации, которые представлены в виде межотраслевых производственно-хозяйственных комплексов. Названные структуры занимаются деятельностью по формированию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов. При этом туристские организации, как правило, не осуществляют международные поездки, экскурсии и путешествия, а только организуют исполнение этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка разнообразных партнеров по бизнесу.
Туристские агентства представляют собой розничные организации, которые вступают в непосредственный контакт с конечным потребителем. Они выступают промежуточным звеном между потребителями и рядом организаций, обслуживающих их в период туристской поездки. Туроператоры являются организациями, которые в основном взаимодействуют с многочисленными туристскими агентствами и иными организациями туристской индустрии. В отдельных случаях они обслуживают и конечных пользователей (обычно путем организации эксклюзивных поездок по индивидуальным заявкам).
Туристские корпорации объединяют в своем составе самые разнообразные организации, которые в своей деятельности полностью или частично связаны с туристским бизнесом (от страховых контор и экскурсионных бюро до транспортных агентств и средств размещения). Корпорации, обслуживая потребности конечных потребителей туристских продуктов и услуг, включают в свой состав туроператоров и турагентов. В своей деятельности они опираются на широкую сеть самостоятельных рыночных субъектов – национальных туроператоров и турагентов.
В России нет еще такой узкой специализации в туризме, как в странах с развитой экономикой. Поэтому многие проблемы, которыми занимаются на Западе многочисленные партнеры туристских организаций, решаются здесь зачастую самими туроператорскими и турагентскими компаниями. В стадии становления в России находятся туристские корпорации (объединения туроператоров и турагентов на добровольной основе), туристские консорциумы (добровольные объединения нескольких турагентств, при которых за последними остаются финансовая и юридическая самостоятельность) и туристские кооперативы, когда на основе единого устава объединяются туристские организации для более эффективного осуществления совместной деятельности (например, при бронировании мест в средствах размещения и на транспорте).
За последние 20 лет произошли серьезные изменения в области регулирования туристской деятельности, которые коснулись всех без исключения участников туристского рынка, но в первую очередь туроператоров и их деятельности. До 2002 года для туроператоров и турагентов были единые лицензионные требования и условия, а утвержденные в 2002 г. постановлением Правительства РФ Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности определили необходимые требования и условия к осуществлению того или иного вида деятельности.
В 2007 году были приняты поправки в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туризме), где основной новеллой стало введение финансовых гарантий для туроператоров взамен лицензирования туроператорской деятельности. Поправки, принятые в 2012 г., еще более ужесточили условия деятельности туроператоров: введен институт экстренной помощи туристам, создано объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в пределах которого формируется компенсационный (с 2016 г. – резервный) фонд для оказания экстренной помощи туристам, пострадавшим от неправомерных действий операторов, изменились размер финансовых гарантий и порядок выплат по ним. В 2016 году перечень условий осуществления туроператорской деятельности снова был расширен.
В ходе изменений, вносимых в Закон о туризме, уточнялось и определение туроператорской деятельности.
Туроператорская деятельность, в соответствии со ст. 1 Закона о туризме, есть деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом – туроператором.
Туроператором мы будем именовать субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо), осуществляющий от своего имени деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а также по предоставлению иных туристских услуг с коммерческими целями на основе федерального законодательства и в рамках заключаемого с потребителями договора о реализации туристского продукта.
В ряде стран мира туроператор осуществляет реализацию туристского продукта турагентам, которые далее его распределяют по регионам и реализуют через местные туристские агентства[1]. Сами же туроператоры туристский продукт напрямую потребителям реализовывать не могут. По законодательству Италии туроператоры осуществляют все виды туристской деятельности, аналогичны функции туроператора в Нидерландах. Согласно Гражданскому кодексу Нидерландов «туроператор от своего имени предлагает широкой публике или группе лиц заранее подготовленный отдых»[2].
Согласно ГК РФ для занятия предпринимательской деятельностью организации могут создаваться как в форме коммерческих организаций, основной целью которых является извлечение прибыли, так и в форме некоммерческих организаций, которые не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям. Таким образом, туристские организации могут создаваться в форме коммерческих и некоммерческих организаций, и могут быть иностранными юридическими лицами.
Российское законодательство, так же как и законодательство Португалии, Греции, Великобритании и ряда других стран, не предъявляет особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций. Они могут создаваться в любой, предусмотренной законом форме. В соответствии со ст. 49 ГК РФ коммерческие юридические лица обладают общей правоспособностью. Специальная правоспособность действует лишь в отношении унитарных предприятий и некоммерческих организаций. По иному решается вопрос с правоспособностью туристских организаций в Испании, Греции, Португалии. Они имеют специальную правоспособность и вправе заниматься только туристской деятельностью и услугами, связанными со сферой туризма[3]. Введением в Законе о туризме ряда условий, регламентирующих туроператорскую деятельность, законодатель запретил заниматься такой деятельностью всем индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам, не отвечающим законодательным условиям ее осуществления.
Так, ст. 4.1 Закона о туризме определяет круг основных условий осуществления туроператорской деятельности, к которым относятся следующие:
♦ наличие регистрации в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица (деятельность индивидуальных предпринимателей не может являться туроператорской);
♦ наличие финансового обеспечения – договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или банковской гарантии исполнения обязательств по договору[4];
♦ внесение сведений о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, в Единый федеральный реестр туроператоров, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма;
♦ членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма);
♦ внесение вступительного и ежегодных взносов в резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
♦ формирование фонда персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма.
Должностное лицо туроператора должно соответствовать следующим требованиям:
1) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление;
2) отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях;
3) отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день, предшествовавший дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр;
4) отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6–13 ч. 15 ст. 4.2 и абзацами 3, 5 ч. 5 ст. 11.1 Закона о туризме.
Туроператор осуществляет полный цикл работ по организации путешествия, начиная с подбора и комбинирования туристских услуг, оказываемых различными исполнителями в зависимости от целей, сроков и маршрута путешествия (формирование туристского продукта), рекламы туристского продукта на специализированных ярмарках, выставках (продвижение туристского продукта), заканчивая реализацией туристского продукта либо туристу, либо посреднику – турагенту. Главной рыночной ролью этих организаций является соединение исполнителей услуг с их потребителями.
Организующий характер деятельности туроператоров выражается прежде всего в совершении ими сделок с третьими лицами, в силу которых последние обязуются исполнить полностью или частично обязательство туроператора перед туристом. Именно в принятии туроператором обязательств осуществить весь процесс подготовки и проведения туристской поездки состоит сущность договора о реализации туристского продукта, в результате заключения которого турист освобождается от необходимости вступать в договорные отношения с большим количеством субъектов.
В соответствии со ст. 9 Закона о туризме туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком:
♦ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги);
♦ действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо;
♦ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени;
♦ взаимно с турагентом за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Согласно правилам возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма[5] реальный ущерб по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта возмещается за счет средств фонда персональной ответственности туроператора.
1.3. Функции и место туроператоров на рынке туристских услуг
Туроператор – это основной субъект туристского рынка, формирующий туристский продукт и доводящий его до потенциального потребителя через турагентские сети. Основной задачей туроператора является планирование предстоящего туристского продукта, т. е. создание упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг.
Важной является присущая в сфере туризма только туроператорам функция ценообразования, так как крупные туроператоры являются законодателями цен на туристских рынках. Другими факторами, влияющими на ценообразование, являются наличие у оператора крупной агентской сети, наличие эксклюзивных договоров с исполнителями услуг, определенные связи и уникальные права на представительство, использование новейших технологий работы и др.
Функция продвижения туристского продукта является важнейшей формой маркетинговой активности туроператора. Именно благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристского рынка (туристам, турагентам, конкурентам, исполнителям услуг, органам власти и др.) становится известно о динамике изменений конъюнктуры туристского рынка (цены, ассортимент туристских продуктов, формы сотрудничества, внедрение новых технологий продаж, продвижения и др.).
Информативная функция современных туроператоров проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения и реализации туристских продуктов туроператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туристских продуктов, туристский потенциал курортов и туристских центров, культура и традиции местного населения, процедура оформления документации), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее неизвестные, полученные в результате работы туроператора как с источниками информации, так и в ходе командировок и ознакомительных поездок.
Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующих мониторинга конъюнктуры туристского рынка и своевременной модификации существующего или создания принципиально нового туристского продукта, максимально отвечающего потребностям туристов, многоуровневая реализация которого не потребует кардинальных структурных изменений в работе агентской сети.
Существует негласное правило, что новый туристский продукт всегда должен быть направлен на удовлетворение потребностей определенного сегмента туристского рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то как минимум к стабильности своей емкости. Новый продукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору оставаться лидером по продажам данного направления в будущем в условиях конкурентной борьбы. В любом случае борьба туроператоров за потребителей, их коммерческие интересы способствуют увеличению ширины (количество предлагаемых туристских направлений) и глубины (количество видов турпродуктов в одном направлении) ассортимента.
Являясь организациями с довольно крупным оборотом денежных средств и значительным штатом работников, туроператоры не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Туроператоры, занимающие лидирующее положение на туристском рынке, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты своих регионов и государств за счет налоговых сборов и валютных поступлений. Кроме того, туроператоры способствуют созданию огромного количества рабочих мест в гостиничной индустрии, ресторанном бизнесе, сферах досуга и развлечений, перевозок и т. д.
Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, но и эффективным средством социального, культурного, научного обмена, международный туризм зачастую способен сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне.
Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем недавно, характерных в большей степени для постиндустриальных экономических систем, можно выделить туроператорское лобби, так как туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования организации, другие сферы экономики. Туроператор определяет направления деятельности отелей, авиакомпаний, предприятий питания, предоставления туристских услуг и работ. В свою очередь исполнители услуг, понимая свою зависимость от туроператоров, идут им на многие уступки – скидки, модернизацию и введение новых услуг и форм обслуживания и др.
Туроператорское лобби подстегивается и ростом конкуренции между туристскими регионами, их стремлением завоевать симпатию и внимание со стороны крупных туроператоров, стать одним из направлений их работы. Власти многих регионов упрощают паспортно-визовые формальности, участвуют в совместных рекламных компаниях, частично возмещают стоимость чартерных перевозок при условии их рентабельной загрузки, гарантируют полную безопасность и максимальный комфорт пребывания и т. д.
Вместе с тем туроперейтинг в определенной степени концентрирует и выполнение некоторых негативных функций, к коим следует отнести отмывание денег, легализацию переводов денег за рубеж, организацию незаконной эмиграции населения, нарушение прав туристов как потребителей услуг, элементарный обман и др. Вследствие этого во всем мире и в России определен перечень условий, выполнение которых необходимо для осуществления туроператорской деятельности, о чем нами уже было сказано выше.
Таким образом, туроператор занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туристских продуктов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туристские продукты по этим маршрутам, реализует туристские продукты напрямую туристам или через посредников – туристских агентов. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя. Туроператор может реализовывать услуги раздельно, выступая в этом случае как посредник (например, реализация экскурсионных, транспортных, гостиничных услуг).
Итак, туроператор – это организация, которая занимается проектированием и формированием туристского продукта, а турагент – организация, занимающаяся продвижением и реализацией туристского продукта. Однако туроператор может продавать собственные туристские продукты и продукты других туроператоров, выступая тем самым в роли туроператора и турагента одновременно. Основные отличия туроператора от турагента представлены нами в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Отличия туроператора от турагента
Из всего вышесказанного следует, что основными функциями туроператора являются:
1) изучение потребностей потенциальных туристов на туристские продукты и отдельные туристские услуги;
2) составление перспективных программ обслуживания, формирование туристских продуктов и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов;
3) взаимодействие с исполнителями услуг на договорной основе (организации, предоставляющие гостиничные, ресторанные, транспортные, экскурсионные, анимационно-досуговые и иные услуги);
4) расчет себестоимости туристского продукта и определение его отпускной цены с учетом рыночной ситуации, комплектации, классности и т. д.;
5) обеспечение туристов необходимыми материалами рекламного и сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем;
6) подготовка, подбор и назначение на туристские маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания;
7) рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта как самостоятельно, так и через агентские сети;
8) контроль за надежностью и качеством туристского обслуживания, постоянная оперативная связь с туристами, решение возникающих у них проблем.
Туроператор на туристском рынке занимает позицию между исполнителями услуг и их потребителями. Его задачей является продвижение услуг отдельных исполнителей до потребителей в виде комплексного туристского продукта, причем как основных услуг (пакет), так и дополнительных, потребляемых на месте за наличный расчет. Место турагента и туроператора на туристском рынке показано на рис. 1.3.
В заключение отметим, что рынок туроператоров и турагентов активно «разбавляется» рынком виртуальных туристских технологий, основные субъекты которого действуют в информационном пространстве. Таковы, например, системы бронирования и резервирования, широко известный и ставший очень популярным среди туристов букинг, позволяющий приобрести все необходимые услуги, не выходя из дома, и сформировать из них полноценный туристский продукт. Такая тенденция уже отчасти привела к переделу туристского рынка, снижению популярности услуг туроператоров и турагентов.
Рис. 1.3. Место туроператоров и турагентов на туристском рынке
1.4. Классификация и виды туроператоров
Особого внимания заслуживает вопрос классификации и выделения видов туроператорских организаций. Можно предложить классификацию туроператоров по следующим основаниям.
По своему отношению к исполнителям и потребителям туристских услуг туристские организации подразделяются на туроператоров и турагентов. Это одно из основных делений туристских организаций, где туроператоры определяются как основные хозяйствующие субъекты туристского рынка.
В зависимости от вида собственности можно говорить о существовании туристских организаций: государственной (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), муниципальной, частной, собственности общественных организаций, кооперативной, совместной (находится в собственности двух или более лиц, принадлежащая им на праве общей собственности).
По специализации все туроператорские организации можно разделить на аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров.
Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туристских продуктов. В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туроператора и авиакомпаний можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нонфлайтеров.
Флайтер – аутгоинговый туроператор, являющийся активным фрахтователем воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно выделить абсолютных и относительных флайтеров. Абсолютный флайтер – туроператор, полностью приобретающий по до говору чартера воздушное судно, а относительный флайтер – более мелкий туроператор, действующий в рамках пула, – временно создаваемого объединения, участники которого разделяют между собой салон самолета на блоки кресел. Нон-флайтер – аутгоинговый туроператор, форма работы которого не подразумевает фрахт воздушных судов.
Аутгоинговых туроператоров, в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами, можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества аутгоингового туроператора с иностранным курортом заключается в доверении наземного обслуживания своих туристов иностранному партнеру – принимающей стороне (meet-компании, инкаминговому туроператору). Презентативная форма аутгоингового туроперейтинга является высшей стадией развития туроперейтинга и характеризуется наличием у туроператора представительства на курорте.
Схема работы инициативного туроператора представлена на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Схема работы инициативного туроператора
В отличие аутгоинга инкаминг (принимающий или рецептивный туроперейтинг) есть функция туроператора по разработке, продвижению и организации туристских продуктов, предполагающих поездки по территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. Именно инкаминг для страны является наиболее приоритетным направлением туроператорской деятельности, поскольку от его развития напрямую зависят объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры туризма и гостеприимства, дорожного и иного хозяйства.
Наконец, инсайдинг – вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний туристский продукт, т. е. туристские поездки по территории своей страны и для своих сограждан. Инсайдинг активно поддерживается государством, так как не приводит к оттоку денежных средств и положительно влияет на экономику регионов. К тому же инсайдинг – это самый дешевый и простой в плане технологии организации и договорного обеспечения, но в то же время и наименее прибыльный вид туроперейтинга.
Добавим, что туроператор одновременно может быть и инициативным, и рецептивным, и инсайдинговым. Так, туроператор «Ювентатур» занимается отправкой российских туристов в любую страну мира, приемом иностранных туристов (этнический, ностальгический, образовательный туризм), комплектует и продает туристские продукты по территории России для соотечественников. Следовательно, туристская организация является и инициативным, и рецептивным, и инсайдинговым туроператором одновременно.
Рис. 1.5. Схемы работы туроператора-посредника и истинного туроператора
В зависимости от отношений с посредниками туроператоры делятся на истинных и посредников (рис. 1.5). Туроператор «истинный» формирует туристский продукт путем заключения прямых договоров с исполнителями услуг за границей или в другом регионе своей страны. Как правило, он работает на индивидуальных туристов (эксклюзивные поездки). Туроператор-посредник имеет партнера-туроператора за границей (рецептивный туроператор), что более удобно в организационном и финансовом плане. Как правило, туроператор-посредник формирует туристский продукт для массового потока туристов.
Профиль работы туроператора есть доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туристских продуктов, доля которых в объеме продаж туроператора максимальна, продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора, в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма, с которыми потребитель идентифицирует туроператора на туристском рынке.
В зависимости от профиля работы туроператоров можно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных (универсалов). Монопрофильные операторы специализируются на одном направлении или предлагают туристские продукты одного вида. Монопрофильность туроператора может быть стартовой и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности туроператор еще до начала активной деятельности предполагал заниматься ограниченным числом направлений или видов туристских продуктов. Это типичный пример открытия деятельности «под кого-то» (большого знатока направления или вида туристского продукта) или «подо что-то» (выгодный договор с исполнителями услуг). Стартовая монопрофильность появляется и тогда, когда туроператор выходит на рынок с принципиально новым туристским продуктом, пытаясь занять свою рыночную нишу. Эволюционная монопрофильность подразумевает постепенный процесс формирования монопрофильности, переход от многопрофильности к монопрофильности и др.
Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туристских продуктов. Позитивными чертами многопрофильности являются большие возможности охвата рынка, возможность комбинирования двух и более туристских продуктов в один, гибкость в работе и расстановка акцентов на том или ином направлении, меньшая зависимость туроператоров от направлений и исполнителей услуг. Однако многопрофильность требует значительных капиталовложений, кадровых ресурсов и чревата снижением качества туристского продукта.
По виду туризма, виду туристского продукта и сегменту рынка туристские организации можно подразделить на туроператоров, занимающихся рекреационным и лечебным, экскурсионным, деловым, этническим и ностальгическим, спортивным, приключенческим, молодежным и студенческим, семейным туризмом, специфическими видами туризма, индивидуальным туризмом, групповым, массовым туризмом.
В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турпоездках, туроператор может с пециализироваться на продаже авиационных турпакетов, круизов, железнодорожных и автобусных туристских поездок. Таким образом, в зависимости от того, какой вид туристских продуктов в ассортименте туроператоров является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных поездках.
Специализироваться туроператоры могут и на продаже индивидуальных или групповых туристских продуктов. Принципиально важным является вопрос о том, какие именно туристские поездки являются групповыми. В частности, принято считать групповыми туристские поездки с числом участников от 15–20 человек. Но автобусная поездка на Черное море с 20 туристами в автобусе будет считаться групповой, а поездка в Анталию на самолете не будет, так как вместимости автобуса и самолета различны. Следовательно, групповыми туристскими поездками мы будем считать поездки, когда туроператору выгодно приобретать не отдельные билеты у перевозчиков, а арендовать транспортное средство у компании-перевозчика целиком.
К примеру, в Берлин из Саратова ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца 300 дол. США. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется туроператору в 7500 дол. США. Если туроператор реализует десять туристских продуктов на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у организации-перевозчика, поскольку 3000 дол. США намного меньше 7500 дол. США. Однако продав уже 30 мест на автобус, туроператору экономически более выгодно арендовать автобус полностью – на аренде он сэкономит 1500 дол. США.
Каждый туроператор является специалистом в организации конкретного вида туристских поездок или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль деятельности туроператора может быть как популяризован (т. е. широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. Следовательно, профиль работы туроператора может различаться по направлениям.
Популярными являются направления работы туроператора, в которых им организуются регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона (например, поездки в Египет, Турцию, Италию, Францию). Непопулярные же направления отличаются тем, что туристские поездки в них организуются либо в индивидуальном порядке, либо нерегулярно в течение всего туристского сезона (к примеру, поездки в Таиланд, Малайзию, на Сейшельские и Канарские острова и т. д.).
Кроме того, направления работы туроператора, в зависимости от колебания туристской активности в течение года, могут быть сезонными (туристские поездки в Анталию, Сочи, Домбай) или круглогодичными – туристские поездки в санатории, автобусные турпоездки по Европе, общеизвестные туристские продукты «Классическая Италия», «Средневековая Франция» и др.
В зависимости от направления работы профиль туроператора может быть сильно концентрированным, когда туроператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди туроператоров, имеющих оплаченные блоки мест в ряде отелей), концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туроператоров, имеющих стабильные договорные отношения с принимающими туроператорами либо небольшие квоты мест во многих отелях курортов) и рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах (работа по разовым заявкам).
В зависимости от ценовой категории направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления определяется географической удаленностью дестинации, уровнем жизни населения принимающего региона. Например, в силу географической удаленности и высокого уровня жизни дорогими являются США, Канада, Япония, Австралия и др. Европа – географически более близкая к нашей стране, является и более дешевой, несмотря на высокий уровень жизни населения. В то же время Таиланд и Малайзия, в силу своей географической удаленности (даже несмотря на низкий уровень жизни населения) и, соответственно, дороговизны авиаперелета, являются направлениями очень дорогими.
Свою классификацию туроператоров по видам деятельности (профилю) предлагала в своих работах Е.Н. Ильина, подразделяя их:
♦ на туроператоров массового рынка, реализующих туристские продукты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма;
♦ специализированных туроператоров, которые специализируются на определенном туристском продукте или сегменте рынка (страна, вид туризма и др.) и могут быть туроператорами специального интереса (например, организация экологических и сельских туристских поездок, приключенческий туризм, сафари), специального места назначения (например, поездки в США, Италию, Турцию), определенной клиентуры (например, молодежь, семейные пары, бизнесмены, пенсионеры), специальных мест размещения (например, дома отдыха, пансионаты, турбазы, санатории), использующими определенный вид транспорта (поезда, самолеты, автобусы, морские и речные суда).
Классифицируют туроператоров и по размерам, выделяя при этом крупные, средние и мелкие организации. К крупным туроператорам относятся туристские организации, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет 30–35 млн дол. США. В группу средних туроператоров входят туристские организации с клиентурой от 30 до 100 тыс. человек в год. К категории мелких туроператоров относятся туристские организации, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов.
По стране функционирования выделяются организации страны потребителя туристских услуг и организации страны исполнителя туристских услуг.
Туристские организации, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, называются принимающими или рецептивными туроператорами. Их главной особенностью является наличие у них тесных связей с организациями туристской индустрии своей страны, выступающими в качестве исполнителей туристских услуг для иностранных туристов, а также с иностранными туристскими организациями, выполняющими роль поставщиков иностранных потребителей туристских услуг.
Туристские организации, специализирующиеся на организации туристских поездок граждан своей страны за границу, называют отправляющими или инициативными туроператорами. Для этих организаций исключительную важность представляет наличие широких возможностей работы на рынке выездного туризма своей страны, т. е. привлечение из числа местных жителей потребителей туристских услуг за границей, и хорошие деловые связи с иностранными туристскими организациями, обеспечивающими исполнение этих услуг.
По региону деятельности туроператоры подразделяются на местных, региональных, межрегиональных и международных.
Туроператоры различаются по экономическим функциям или целям. Не все компании при организации туристских поездок стремятся получить в первую очередь максимальную прибыль. В данной группе выделяются коммерческие туроператоры (цель – извлечение и максимизация прибыли), некоммерческие (общеполезные) туроператоры (цели – полезность, образовательные, воспитательные, не связаны с извлечением прибыли) и организации «черного туризма», занимающиеся туристской деятельностью непостоянно, по обстоятельствам.
1.5. Турагент как субъект туристской деятельности
Еще одним субъектом туристской деятельности является турагент, для определения правового статуса которого сначала необходимо определить природу и сущность турагентской деятельности. Закон о туризме не дает определения турагента, но четко определяет такие понятия, как турагентская деятельность, продвижение туристского продукта, реализация туристского продукта.
Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).
Продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.).
Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком турпродукта, деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Мы же позволим себе несколько конкретизировать указанную выше норму, выделив следующие направления турагентской деятельности:
1) рекламное – проведение рекламы туристского продукта турагентами за свой счет, под свою ответственность и всеми доступными способами;
2) информационное – доведение турагентами достоверной информации о туристском продукте и его потребительских свойствах до потребителя;
3) реализационное – предварительное бронирование туристского продукта и прием оплаты за предстоящую туристскую поездку у потребителя в момент заключения договора;
4) комплектующее – приобретение турагентами у туроператора и контрагентов дополнительных услуг и атрибутов комфорта;
5) турообразующее – возможность приобретения у различных туроператоров отдельных услуг и самостоятельного формирования туристского продукта.
Многие специалисты в области правового регулирования туристской деятельности предлагают свои определения турагента. Приведем ниже наиболее распространенные из них:
турагент – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, созданного туроператором, а также оказанию иных туристских услуг, не связанных с перевозкой и размещением (Е. Л. Писаревский, 1999);
турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по рекламированию и реализации комплексной туристской услуги, созданной туроператором от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора (А.Е. Толстова, 2004);
турагент – юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором, и оказанием других дополнительных услуг, не входящих в туристский продукт (Н.В. Сирик, 2011);
турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующий от имени и в интересах туроператора либо от своего имени, но в интересах туроператора и осуществляющий продвижение комплекса туристских услуг, а также его предоставление туристам и (или) иным заказчикам по договору оказания туристских услуг (Т.Э. Погудина, 2009);
турагент – юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребителя и продажей разработанных туроператором турпакетов (Д.С. Ушаков, 2010).
В 2011 году был утвержден и введен в действие ГОСТ Р 54600-2011[6], в котором турагентство (турагент) определяется как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (турпродукта) и (или) отдельных туристских услуг на основании договора, заключенного с туроператором, сформировавшим туристский продукт. Перечень таких туристских услуг, оказываемых турагентствами, представлен в указанном государственном стандарте.
Так, услуги турагентов подразделяют на следующие виды: продвижение туристского продукта, бронирование туристского продукта, реализацию туристского продукта, бронирование отдельных туристских услуг, в том числе экскурсионных, реализацию отдельных туристских услуг, в том числе экскурсионных, доставку туристских документов, билетов на транспорт различных видов, билетов на развлекательные, спортивно-зрелищные и досуговые мероприятия, предоставление туристам/экскурсантам необходимой и достоверной информации о туристском продукте или отдельных туристских услугах, условиях путешествия, стране (месте) временного пребывания, прочие услуги.
Бронирование и реализация турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, состоят из следующих этапов:
♦ предоставления информации о реализуемом туристском продукте и туроператоре, сформировавшем данный туристский продукт;
♦ предоставления информации об условиях путешествия, стране (месте) временного пребывания;
♦ принятия заказа (заявки) и бронирования туристского продукта;
♦ заключения договора о реализации туристского продукта;
♦ страхования туристов и экскурсантов;
♦ проведения расчетов с туристами/экскурсантами по заключенным договорам и оформления документов, подтверждающих оплату, в соответствии с законодательством РФ;
♦ проведения инструктажа туристов и экскурсантов, в том числе по соблюдению мер безопасности, о порядке обращения в медицинские учреждения и страховые (ассистанские) компании в стране (месте) временного пребывания;
♦ предоставления информации о порядке оформления и подачи документов для получения денежных средств (возврат за неуказанные услуги, возмещение ущерба) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
♦ предоставления информации о порядке оформления и подачи документов для получения экстренной помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Бронирование и реализация турагентом отдельных туристских услуг включают бронирование, оформление и реализацию билетов на пассажирский транспорт различных видов, бронирование транспортных средств для осуществления путешествий и экскурсий, бронирование мест в гостиницах и иных средствах размещения, бронирование и реализацию билетов на развлекательные, спортивно-зрелищные и другие досуговые мероприятия различных видов, бронирование и реализацию экскурсионных услуг, в том числе услуг экскурсоводов, гидов и гидов-переводчиков, бронирование помещений для организации деловых встреч, семинаров, конференций и пр., бронирование дополнительных услуг для организации деловых встреч, семинаров, конференций.
Доставка туристских документов, билетов на транспорт различных видов, билетов на развлекательные, спортивно-зрелищные и досуговые мероприятия осуществляется турагентом в соответствии с заказами (заявками) туриста, экскурсанта и (или) иного заказчика. Прочие услуги турагента включают содействие в оформлении въездных и выездных документов, информационно-рекламные услуги, консультационные (консалтинговые) и другие услуги в соответствии с ГОСТ Р 53522[7] (п. 5.13–5.16).
Турагент не является субъектом гражданских правоотношений со специальной правоспособностью. Он может иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, нести ответственность за определенные результаты такой деятельности. Согласно ст. 23 и 49 ГК РФ турагент обладает общей правоспособностью, что дает ему право на осуществление как турагентской, так и любой другой деятельности за исключением запрещенных ее видов, а также тех, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
Итак, турагент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе заключенных договоров коммерческую деятельность по продвижению и реализации комплекса туристских услуг (комплексной туристской услуги, туристского продукта), сформированного туроператором, а также деятельность по реализации дополнительных услуг, не входящих в указанный комплекс (рекламных, страховых, паспортно-визовых, информационно-консультационных и т. д.).
Особого внимания заслуживает порядок формирования доходов турагентства. Заключаемый между туроператором и турагентом договор предполагает выплату последнему вознаграждения за продвижение и реализацию туристских продуктов, которое в практике туристской деятельности получило название агентской комиссии, имеющей три формы:
1) определенный процент от стоимости реализуемых туристских продуктов (в среднем 5–12 %);
2) фиксированная денежная сумма, не зависящая от цены туристского продукта (обычно не менее 1500–2000 руб. за реализованный туристский продукт);
3) редкий и невыгодный для туроператора вариант, предполагающий агентскую наценку на отпускную цену его туристского продукта.
Комиссионное вознаграждение обеспечивает равенство отпускных цен на туристский продукт у туроператора и турагента. Это принципиально важный момент для потребителей, так как их желание обращаться за приобретением туристского продукта непосредственно к туроператору теряет всякий смысл. Для стимулирования реализации туристских продуктов применяется технология прогрессивной комиссии. К примеру, за реализацию первых десяти туристских продуктов турагент получает комиссионное вознаграждение в размере 5 % за каждый реализованный туристский продукт, за реализацию 20–25 туристских продуктов – 7–8 %, за реализацию 50 и более туристских продуктов – 10 %. Суть такого приема заключается в установлении прямой зависимости между количеством реализованных туристских продуктов и величиной агентской комиссии.
Определим еще один важный аспект деятельности турагентов – несение ответственности за неисполнение тех или иных обязательств, возложенных на них условиями договора о реализации туристского продукта. До принятия изменений в Закон о туризме ответственность турагента и туроператора не была разграничена. Все претензии туристы в основном предъявляли к турагенту как к лицу, с которым был заключен договор. С введением финансовых гарантий ответственность четко разграничивается. Турагент стал отвечать перед туристом за предоставление достоверной и полной информации, за правильность заключения договора, за передачу денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору.
За качество сформированного туристского продукта несет ответственность туроператор, так как турагент не отвечает за качество туристского продукта и входящих в него услуг.
Если вследствие неполноты или недостоверности полученной информации турист заключил договор о приобретении туристского продукта, не обладающего нужными ему свойствами, он вправе потребовать расторжения указанного договора и возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 732 ГК РФ).
Существует ряд проблем, возникающих в деятельности турагентств, которые связаны с осуществлением ими иной туристской деятельности (турорганизаторской, турброкерской и т. д). Так, турагенты часто дополняют туристский продукт туроператора собственными услугами, предоставляемыми как на возмездной, так и на безвозмездной основе. При непосредственном потреблении данных услуг во время поездки возникает ряд ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью туристов. Например, турагент дарит туристу в дополнение к туристскому продукту туроператора автобусную экскурсию в Стамбул. По пути автобус с туристами попадает в аварию. Туроператор ответственности за данную туристскую услугу не несет, так как она не предусмотрена договором. А Закон о туризме такие ситуации не регулирует, избавляя тем самым турагентов от несения ответственности.
На практике возникают трудности при отнесении той или иной деятельности к туроператорской или турагентской. Любое турагентство в той или иной степени занимается комплектованием услуг – страхует туристов, реализует авиабилеты, бронирует места в гостиницах. В то же время в их работе превалирует агентская деятельность по реализации готового туристского продукта. Так, к туроператорам можно отнести любое региональное турагентство, приобретающее туристский продукт, к примеру, у московского туроператора и добавляющее к нему услугу по перевозке туристов из своего региона в Москву.
Так, Р.В. Шабров указывает на то, что «…заслуживает внимания вопрос о праве турагента заключать посреднические договоры не с туроператором, а с туристом о приобретении отдельных составляющих туристского продукта. Примером может служить ситуация, когда турагент, действуя по поручению туриста, бронирует нужную гостиницу и (или) приобретает у перевозчика проездные документы. Отношения усложняются, если турагент, например, заключает договоры, направленные на получение туристом услуг по проживанию, питанию, экскурсиям с одним туроператором, а по перевозке и трансферу с другим»[8].
Возникает закономерный вопрос: имеет ли право турагент на совершение таких действий, так как согласно ст. 1 Закона о туризме право на формирование туристского продукта имеет только туроператор? В данном случае происходит подмена договора о реализации туристского продукта договором агентирования, согласно которому турагент, получая от исполнителей услуги, реализует туристам их комплекс за общую цену. Ответственность за любые нарушения, связанные с порядком предоставления услуг, ложится на третьи лица, т. е. на исполнителей услуг, с которыми заключены соответствующие договоры. Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ указанные сделки можно квалифицировать как притворные, направленные на прикрытие сделок в рамках договора о реализации туристского продукта.
Но такую позицию не следует абсолютизировать в силу того, что указанную выше проблему можно решить путем внесения соответствующих изменений в действующие нормативно-правовые акты, к примеру, в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452) (далее – Правила). Допуская такие схемы работы турагентов, как турброкерство и турорганизаторство, следует, во-первых, вменить в обязанность турагентам несение ответственности за все оказываемые лично ими услуги перед туристами согласно действующему законодательству, во-вторых, в обязательном порядке фиксировать подобные услуги в договоре, турпутевке, программе обслуживания и иных документах.
Итак, турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, согласно договору, предоставляет информационные, консультационные и иные дополнительные услуги, не входящие в состав турпродукта. Следовательно, ответственность турагента ограничивается только нарушениями, возникающими в процессе информирования туриста, заключения с ним договора, предоставления дополнительных услуг, не предусмотренных агентским договором с туроператором и не входящих в турпродукт, предлагаемый туроператором к реализации через агентские сети.
1.6. Основные функции и классификация турагентов
Работа с туристскими агентствами и формирование эффективной агентской сети являются основными направлениями деятельности любого туроператора. В структуре туроператора (особенно крупного) часто выделяется целый отдел по работе с турагентами, в штате которого числится большое количество менеджеров. Необходимость работы туроператора с большим количеством посредников объясняется рядом причин.
Во-первых, туроператор всяческими способами стремится расширить сферу своего влияния и охватить как можно большее количество регионов, но при этом даже самые крупные туроператоры не имеют возможностей открывать в каждом таком регионе собственное представительство или филиал. И здесь туроператора выручают региональные представители и турагенты, которые обеспечивают продвижение туристского продукта в отдаленных точках страны.
Во-вторых, туроператор осознает необходимость в доведении туристского продукта до потребителей всей страны. Однако не каждый потребитель сможет ради приобретения понравившегося ему туристского продукта приехать, например, из Волгограда в Москву или Санкт-Петербург. В этой ситуации опять туроператора выручают турагенты, реализующие потребителям туристские продукты ведущих туроператоров по месту их жительства.
В-третьих, туроператор, создавая агентскую сеть, избавляет себя от работы с большим количеством потребителей, так как основную их часть обслуживают турагенты. Увеличение количества обслуживаемых туроператором потребителей приводит к увеличению его штата и росту издержек. В данном случае выгодно делегировать часть полномочий турагентам, которые тратят свое время и силы на обслуживание потребителей в процессе реализации им турпродуктов.
Следовательно, основными функциями турагентов являются:
рекламная – турагенты проводят рекламу турпродукта операторов за свой счет, под свою ответственность и всеми известными и доступными способами;
информационная – доведение достоверной информации о туристском продукте до потребителя; при этом турагент должен знать направление и уметь профессионально подать информацию о нем;
реализаторская – предварительное бронирование туристского продукта у туроператора, получение подтверждения бронирования и прием оплаты за предстоящую туристскую поездку у потребителя;
комплектующая – приобретение у туроператора и контрагентов дополнительных туристских услуг и атрибутов комфорта;
турообразующая – возможность приобретения у различных туроператоров отдельных услуг и самостоятельного формирования из них туристского продукта (это может приносить доход в полтора-два раза больше агентской комиссии).
Классификация агентов может осуществляться по различным признакам (Д.С. Ушаков, 2008). Наиболее важной является классификация турагентств по степени зависимости от туроператора на четыре типа:
1) независимые турагентства, которые реализуют туристские продукты любого туроператора по собственному выбору, не работая при этом под определенными брендами ведущих компаний;
2) частично зависимые турагентства, связанные обязательством реализовывать туристские продукты определенного туроператора на конкретном направлении отдыха;
3) уполномоченные турагентства предлагают туристские продукты только конкретного туроператора и являются региональными представителями туроператора на рынках, работающими в том числе и по системе франчайзинга;
4) ритейлинговые турагентства, основанные на том, что туроператор инвестирует турагента, дает ему возможность пользоваться его торговой маркой, имиджем, при этом требуя взамен реализации определенного количества туристских продуктов. Турагентства такого типа могут параллельно реализовывать туристские продукты и других туроператоров.
В зависимости от полномочий, предоставляемых туроператором турагенту, и ответственности турагента перед потребителем можно выделить два вида турагентов.
Турагент по реализации предлагает потребителю туристский продукт от имени и по поручению туроператора (действуя от него на основании доверенности) или контрагента – исполнителя услуг. Функции турагента в этом случае могут ограничиваться рекламной деятельностью и информированием потребителя о возможности приобрести требуемый туристский продукт в той или иной организации. Турагент может подтвердить потребителю наличие свободного места в группе, связавшись с туроператором или контрагентом. Все дальнейшее документальное оформление поездки исполняют сотрудники принимающего или отправляющего туроператора, контрагента, так как именно туроператоры и (или) контрагенты несут перед туристом ответственность за качество и исполнение услуг, предлагаемых турагентом в данном случае.
Агент-турорганизатор полностью берет всю процедуру по оформлению туристской поездки на себя. Для этой цели он зачастую дополняет туристский продукт туроператора собственными туристскими и иными услугами, при необходимости организовывает собственные туристские и экскурсионные программы в пункте отправления, контролирует туроператора на предмет исполнения всех туристских и иных услуг за границей, поскольку только турагент несет ответственность за реализуемый пакет услуг, а также все услуги, представляемые туристам в дополнение к туристскому продукту туроператора.
Условия совместной работы туроператора и турагента могут быть разными, но важным моментом является то, каким образом будет формироваться доход турагентства. С учетом этого обстоятельства выделяют два типа турагентств: свободное и несвободное турагентства (табл. 1.2).
По профилю турагентства подразделяются на монопрофильные, предлагающие узкий ассортимент турпродуктов и направлений и многопрофильные, предлагающие широкий ассортимент турпродуктов и направлений.
В зависимости от выполняемых турагентствами функций можно выделить:
♦ агентства-имитаторы, реализующие туристский продукт, полностью приобретенный у туроператора;
♦ агентов-новаторов, комплектующих туристский продукт, заказанный у туроператора, рядом дополнительных услуг по желанию потребителя;
♦ агентства-разработчики, занимающиеся формированием нового туристского продукта из отдельных туристских услуг, приобретенных у различных туроператоров или контрагентов.
Таблица 1.2. Свободное и несвободное турагентства
По объемам выполняемой работы и формам сотрудничества турагентов и туроператоров выделяют два вида турагентов: турагентства, работающие по безрисковым схемам, и турагентства, работающие по рисковым схемам. Турагентства, работающие по безрисковым схемам, бронируют туристские продукты у туроператоров только при наличии потребителя, внесшего определенную оплату. Но такие турагенты чаще всего не могут обслуживать большое количество потребителей, а размеры комиссионного вознаграждения для таких турагентов стандартны и не предполагают прогрессивного характера.
Турагентства, работающие по рисковым схемам, предполагают возможность покупки или безотзывного бронирования блоков мест, предлагаемых туроператором с целью гарантированного расселения будущих туристов турагентства. С одной стороны, это выгодно, так как позволяет получить от туроператора повышенную комиссию и упрощает работу турагента, а с другой стороны, возникает риск недореализации забронированных мест и туристских услуг.
Такая форма сотрудничества может приводить к парадоксальной ситуации, когда в высокий сезон туроператор зачастую вынужден приобрести у своего же турагента по повышенным ценам блоки мест, которые были ранее им же реализованы этому же агенту по стандартной цене. То есть туроператор приобретает свои же туристские продукты у своего же турагента, но по завышенной цене.
К примеру, туроператор «Сфера-тур» забронировал в отеле «Горные Вершины» (Домбай) 60 мест на Новый год на условиях комитмента. Его турагент «Атлантик» запросил у туроператора 20 из 60 этих мест и сразу же оплатил их, так как были реальные туристы. Турагентство, предполагая популярность данного турпродукта в новогодние праздники, заранее повышает его отпускную цену на 15 %. Туроператор же, реализовав оставшиеся 40 мест, продолжал принимать потребителей, так как потребность в туристском продукте не была полностью удовлетворена. Туроператор, не желая отказывать своим туристам, вынужден приобрести еще десять мест у своего же турагента по завышенной цене.
Такой схемы работы и сотрудничества с туроператором придерживаются многие турагентства, часто называемые по этой причине турброкерами. Суть турброкерской работы состоит в заблаговременном приобретении блоков мест у туроператоров и последующей их реализацией в высокий сезон по завышенным ценам. В отличие от туроператоров риск турброкеров намного ниже, так как они приобретают у туроператоров заезды на самый пик сезона. Следует заметить, что такой вид деятельности в ряде случаев является более привлекательным по сравнению с туроперейтингом, хотя и требует значительных капиталовложений и наличия налаженных связей с туроператорами.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности наиболее характерны для сферы туризма?
2. Каковы особенности и порядок регистрации юридических лиц в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества?
3. Выявите наиболее важные особенности правового регулирования туроператорской деятельности в современных условиях.
4. Какие обязательные условия необходимы для легального осуществления туроператорской деятельности?
5. Выделите и кратко раскройте содержание основных функций туроператора на современном туристском рынке.
6. В чем заключаются основные отличия туроператоров от турагентов?
7. Определите и покажите схематически место туроператоров и турагентов на рынке туристских услуг.
8. Какие вы знаете основания классификации туроператорских организаций? Определите все виды туроператоров, им соответствующие.
9. В чем заключаются особенности и преимущества инкамингового, аутгоингового и инсайдингового туроперейтинга?
10. Дайте определения понятиям «турагентская деятельность», «турагент», «продвижение туристского продукта», «реализация туристского продукта».
11. Какие выделяются направления и функции турагентской деятельности?
12. Как виды турагентов вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.
13. Какие современные проблемы правового регулирования и деятельности турагентских организаций вы можете выделить? Какие, на ваш взгляд, есть пути преодоления выявленных вами проблем?
14. Представьте, что вы планируете заняться после окончания вуза туристским бизнесом. Какую организацию вы хотите открыть – туроператорскую или турагентскую, какую организационно-правовую форму вы выберете для своей организации? Чем объясняется ваш выбор?