Вы здесь

Техники речи. Глава I. Составляющие техники речи (Анастасия Морозова, 2013)

Глава I

Составляющие техники речи

1.1.Техника речи. Кому и зачем это нужно?

Владеть хорошей техничной речью каждому так же необходимо, как и вообще выстраивать высказывание. Тихий и слабый, голос, завышенный тембр или нечёткая дикция затрудняют восприятие выступления, отвлекают внимание слушателей от содержания. Об ораторе с чёткой дикцией и хорошим голосом можно сказать, что он обладает своеобразной вежливостью. Любой, кто когда-либо находился при неудачном, с позиции техники речи, выступлении, помнит чувство дискомфорта от свистящих шипящих и пришепетывания, тихого голоса или визгливых интонаций, которые психологически являются признаком агрессии. Присутствовать при таком выступлении – мучение для слушателей, оратору же крайне затруднительно установить контакт с аудиторией и достигнуть намеченных целей. Но даже чистая речь нуждается в техническом совершенствовании. Занятия техникой речи сделают речь легкой, свободной.

Взаимодействуя с аудиторией во время выступления, оратор обращается к целому комплексу средств. Но главным, разумеется, остается слово – живое, звучащее. Соблюдение норм произношения, верная артикуляция, хорошая дикция облегчают процесс языковой коммуникации, способствуют сосредоточению внимания на содержательной стороне речи, а не на её форме. Не зря Демосфен и на первое, и на второе, и на третье место в искусстве речи поставил произнесение. Действительно, исполнение речи – немаловажный этап работы оратора на пути к успеху. Существенную помощь в выполнении этой задачи оказывает оратору техника речи, так как её главная цель – научить его использовать свой голос со всеми его качествами и возможностями.

Техника речи – это раздел науки об ораторстве, требующий многократных упражнений и упорной, длительной практической работы над навыками произношения.

Выделяются следующие части техники речи – это постановка речевого дыхания, постановка речевого голоса и дикция.

Суть занятий техникой речи в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношении.

Речевой аппарат состоит из трёх частей:

пассивных органов дыхания (лёгкие, бронхи, трахея) и активных (мышцы, приводящие их в движение, в первую очередь – диафрагма, брюшной пресс);

органов голосообразования (гортань, голосовые связки, резонаторы – полость носа и рта);

Артикуляционные системы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое нёбо).

Лёгкие действуют, как воздуходувные меха. При сокращении диафрагма втягивает воздух в лёгкие, а затем несколько групп брюшных мышц выталкивают воздух из лёгких. Воздух движется через гортань, вызывая вибрацию голосовых связок. Так возникает звук голоса. Отражаясь в резонаторах (усилителях звука), он становится шире, богаче. Артикуляторы, в свою очередь, благодаря изменениям размера и формы рта образуют отдельные звуки, соединяя их в слоги и слова и создавая таким образом речь.

Гармоничная и правильная работа всех частей артикуляционной системы обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, чёткость дикции.

1.2. Дыхание. Почему оно так важно?

Энергия голоса – это дыхание. Правильное и четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз связано напрямую с работой всего речевого аппарата и правильным дыханием в том числе.

С одной стороны, дыхание – акт рефлекторный и совершается без вмешательства сознания, выполняя главную физиологическую функцию газообмена в организме. Но, с другой стороны, дыхание – процесс управляемый, произвольный, когда он непосредственно связан с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным или звуковым), и его можно тренировать.

Срывы голоса, неоправданные паузы, искажающие фразы – всё это признаки неправильного дыхания. Какое же дыхание можно назвать правильным? Диафрагмально-рёберное. Это когда вдох и выдох совершаются за счёт изменений объёма грудной клетки из-за сокращения диафрагмы, межрёберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц. Такое дыхание свойственно всем здоровым людям и является основой для постановки речевого дыхания. От его наличия будет зависеть и правильная постановка голоса, его качества. Природа наделяет каждого из нас голосом с особой звучностью, силой, гибкостью, выразительностью, оратор должен развивать и укреплять это богатство.

В чём же отличие речевого дыхания от физиологического? Дыхание в жизни непроизвольно, вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равные по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, публичной, обычного физиологического дыхания не хватает. Ораторское выступление требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, который расходуется экономно под контролем дыхательного центра головного мозга. Когда начинается процесс овладения речевым дыханием, на начальной стадии участвуют воля и сознание. Они направлены на выполнение дыхательного задания. Потом в результате тренировки речевое дыхание становится непроизвольным.

В речевом дыхании выдох длиннее вдоха.

Так как звуки речи образуются при выдохе, главным для постановки речевого дыхания становится тренировка длинного выдоха и рационального расходования запаса воздуха во время речи. У опытного оратора соотношение вдоха и выдоха должно быть не меньше одного к пятнадцати.

Когда мы переживаем эмоциональный подъём, волнуемся, мы дышим чаще, значит, и объёма вдыхаемого воздуха может не хватить для произнесения длинной фразы. Поэтому оратору важно научиться незаметно добирать дыхание во время речи, используя для этого естественные логические паузы. Нужно при этом иметь в виду, что для произнесения различных звуков требуется разное количество энергии.

Для развития правильного речевого дыхания необходимы специальные занятия.

1.3. Голос и его свойства

Звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, называется голосом. Сила, высота, тембр – вот его главные качества. А хорошо поставленный голос отличается еще и благозвучностью, полетностью, подвижностью и разнообразием тона.

Сила голоса связана с громкостью, которая зависит от активности работы органов дыхания и речи. Выступающий перед аудиторией должен уметь изменять силу голоса, причем еще и учитывать особенности общения. Поэтому одинаково важно умение говорить и громко, и тихо.

Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, то есть около десяти нот. В повседневной речи человек чаще всего использует всего 3–4 ноты… Расширяя диапазон, вы влияете на выразительность речи.

Голос любого человека отличен по тембру, то есть по неповторимой индивидуальной окраске. Она обусловлена строением речевого аппарата, в первую очередь характером обертонов, образующихся в трахее, бронхах, полости рта и носа. И если строение трахеи и бронхов мы изменить не можем, то вот использование верхних может поддаваться совершенствованию.

Благозвучность голоса – это чистота его звучания, отсутствие хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п. Но на первом месте среди всех этих качеств стоит звонкость. Голос будет звонким, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук вырабатывается у мягкого неба, он выходит тусклым и глухим.

Благозвучность голоса включает в себя, кроме названного, и свободу звучания, что достигается незатруднённой работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Достичь такой свободы можно, если долго и упорно заниматься специальными упражнениями. Благозвучность голоса не следует путать с благозвучием речи.

Если голос хорошо слышен на значительном расстоянии без увеличения громкости, значит, у него есть так называемая полётность.

Подвижность голоса – это его способность без усилия изменяться по силе, высоте и темпу. Эти изменения не случайны, они всегда связаны с определенной целью говорящего.

Под тоном голоса подразумевают его эмоционально-экспрессивную окраску, которая помогает говорящему выразить чувства и намерения. Тон речи может быть самым разным: от доброго до злого, от восторженного до официального. Он создается благодаря увеличению или ослаблению силы голоса, использованию пауз, убыстрению или замедлению темпа речи.

Темп речи не является природным свойством человеческого голоса. Но оратору необходимо свободно переходить от медленного темпа к быстрому и наоборот

Совершенствуя свой речевой голос, помните, что главное не в работе связок, а в том, как работают мышцы, рёберные и брюшные, и диафрагма. А также насколько вы владеете грудным и головным резонаторами, включая их в работу одновременно.

1.4. Дикция

Без отчётливой дикции не может быть хорошей речи. Ясное и четкое произношение возможно тогда, когда речевой аппарат лишён изъянов и правильно работает.

Иногда бывают дефекты, из-за которых возникает сюсюканье, шепелявость, картавость, и тогда требуется вмешательство медицины. Хотя причиной нечеткого произношения бывает и дурная привычка. Небрежное произнесение, которое выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, в звучании «сквозь зубы», превращает речь в невнятный, неразборчивый набор звуков. Неподвижные и вялые губы мешают чёткому и ясному произнесению многих согласных, в том числе свистящих и шипящих. Часто речь бывает непонятной из-за «скороговорки», когда слова как бы «перебивают» друг друга. Оратору говорить надо ясно, свободно раскрывая рот. Без этого нельзя сформировать звуки, их посыл. Благодаря разработанной с помощью специальных упражнений дикции речевой аппарат готовится к творческому процессу, обеспечивает точную артикуляцию всех звуков речи, доносит смысл звучащего слова, его яркость и красоту, уточняет нюансы голоса.

Занятия техникой речи помогут сделать вашу речь свободной и лёгкой.

Но успех ждёт лишь того, кто будет упорно и систематично заниматься. В противном случае оратор может столкнуться с проблемой, при которой слушатели не поймут сути его речи.