Глава 1
Истоки ландшафтной арт-терапии и ее связь с духовной культурой и искусством прошлого и настоящего
1.1. Исторические истоки ландшафтной арт-терапии (шаманская традиция, традиционные системы целительства, фольклор, ритуальные практики)
Древние практики целительства и прогнозирования событий зачастую были основаны на наблюдениях человека за окружающей средой. Часто такие практики были связаны с постановкой человеком различных вопросов, которые он адресовал «тонкому» миру и природному окружению в надежде получить ответы. При этом человек стремился использовать для решения насущных вопросов дополнительные, внелогические механизмы нахождения ответов, расширить «поле» своего сознания и включить в него едва уловимые сигналы, приходящие как изнутри, так и из внешней среды. В этом процессе часто имело место взаимопроникновение реальности и фантазии, обыденного мира и мира мифологического, сказочного.
Природные объекты и материалы издавна применялись в ходе различных ритуалов, связанных с исцелением и психофизической интеграцией, сплачиванием человеческого сообщества, получением и передачей жизненно важной информации. В культуре североамериканских индейцев найденные в природе камни, растительные и животные элементы используются для создания такого важнейшего ритуального инструмента, как «медицинское колесо», и применяются в лечебных целях (Bennett, 1993). Наблюдения за жизнью животных и растений служили основой для многочисленных легенд об особых качествах, которые также могут «переходить» к человеку благодаря использованию тотемной символики и различных оберегов. «Призывая в качестве своего помощника то или иное животное, – пишут Дж. Сэмс и Д. Керсон, – человек пытается установить гармоничные отношения с теми качествами, носителями которых это животное является» (Sams, Carson, 1988, c. 13). Интересно, что знание важной роли тотемных животных в некоторых культурах помогло некоторым психотерапевтам в разработке оригинальных терапевтических приемов. «Личный тотемный столб» – психотерапевтический метод, предложенный трансперсональным психологом Э. Галлегос (Gallegos, 1990). Этот метод связан с изучением образов семи животных «тотемного столба», якобы находящихся внутри самого человека. Эти животные ассоциируются с семью чакрами, расположенными вдоль вертикальной оси человеческого тела.
Многие археологические находки, связанные с разными периодами в развитии человеческой культуры, растительные и животные символы, могут использоваться в качестве посредников для общения с миром природы. Специалист в области арт-терапии и юнгианской песочной терапии Л. Штейнхард (2001) обращает внимание на значительное сходство практики песочной терапии с древними ритуалами, связанными с использованием природных элементов и их символов. Так же, как шаман находит и использует определенные предметы, выступающие в роли «посредников» с природными энергиями, в ходе песочной терапии клиент выбирает из большого набора и использует затем для построения песочных композиций ряд предметов, обеспечивающих связь с внутренними процессами психики.
В качестве иного истока ландшафтной арт-терапии можно рассматривать феномен паломничества или священного, направленного на достижение определенной цели путешествия. Данный феномен представлен во многих мировых культурах. Паломничество обычно совершается как акт перехода человека в качественно новое состояние и предполагает глубокую внутреннюю концентрацию. В то же время паломничество представляется своеобразным творческим актом, позволяющим человеку выразить свои высшие, духовные устремления, реализовать внутренние потенциалы и наблюдать за тем, как окружающий мир на них «откликнется».
Описываемые в данном издании формы арт-терапевтической деятельности могут рассматриваться как вариант паломничества (мини-паломничества), совершая которое, человек может прислушаться к своим сокровенным внутренним переживаниям и потребностям и попытаться последовать за ними, наблюдая за тем, как они «резонируют» с тем, что возникает на его пути. При этом зачастую начинает постигаться нуминозная сущность обыденных явлений, поэзия жизни, часто игнорируемые в спешке повседневности. Можно увидеть, например, значительное сходство ландшафтной арт-терапии, реализуемой в форме мини-паломничеств, с празднованием Дня Летнего Солнцестояния у ряда европейских народов, в том числе у славян-язычников. Для этого праздника характерны блуждания по лесу в поисках мистического растения – расцветающего папоротника, согласно поверьям, наделяющего человека особыми качествами.
Предлагаемый подход к арт-терапии чем-то напоминает сакральные, связанные с физическим движением и изменением психического состояния ритуальные танцы, перемещения по лабиринту. Прогулки клиента во время занятий ландшафтной арт-терапией, как и паломничество, представляют собой путешествие в поисках внутренней целостности. Психотерапия в целом может пониматься как такое путешествие-самоисследование, процесс поиска и интеграции разных аспектов его Я, раскрытия и преображения различных граней его внутреннего опыта. При этом определенные части Я клиента могут находить метафорическое выражение в ненужных, словно «выброшенных» за ненадобностью или отслуживших свой век объектах. Другие же части его Я могут представать в образах наполненных жизнью существ и объектов. В определенный момент, подобно элементам паззла, они могут включаться в «экосистему» психики.
Те предметы, которые человек встречает на своем пути в ходе занятий ландшафтной арт-терапией, часто представляют собой то, от чего человек ранее отказался, отмел от себя. Иногда это то, что было разрушено в нем, отчуждено или «похищено» другими. Иногда это – дары, сокровища, сокровенные части себя, когда-либо оставленные для того, чтобы в решающий момент обрести их заново, постичь их красоту и необходимость.
Являясь метафорами разных частей Я, эти предметы выступают также частью личного или универсального мифа, некой истории, которую предметы готовы поведать ищущему. «Вслушиваясь» в эти истории, человек может начать процесс создания новой истории своей жизни, совершить акт творческого самовоплощения. В некоторых психотерапевтических подходах, в частности, в процессульно-ориентированной или юнгианской психотерапии заложена мысль о том, что мир является зеркалом нашего внутреннего Я. Всматриваясь в него, мы можем познать себя, свою духовную сущность, то, что на языке аналитической психологии Юнга называется Самостью. Встреча с собой, своей Самостью посредством взаимодействия с окружающей средой часто сопровождается переживанием так называемых синхронизмов, когда объекты, существа, феномены окружающего мира вдруг начинают выступать продолжением или отражением внутренних процессов и когда личный нарратив (повествование) начинает встраиваться в архетипическую структуру мифологического нарратива.
1.2. Ландшафтная арт-терапия и современное искусство. Использование предметов и ландшафта в искусстве модерна и постмодерна
Наряду с различными формами духовной практики, методами целительства и предсказания событий ландшафтная арт-терапия имеет тесную связь с современным искусством, в частности, с такими его формами, как коллаж и ассамбляж, реди-мейд, инсталляция, лэнд-арт. Можно также обнаружить значительное сходство ландшафтной арт-терапии с определенными жанрами искусства фотографии и видеоарта.
Первые попытки представить найденные объекты в качестве произведений визуального искусства осуществил Марсель Дюшан. Наиболее скандально известными из его «готовых изделий» стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), «Фонтан» (1917), представлявший собой обычный писсуар. С одной стороны, выставляя напоказ как произведения искусства найденные предметы, он эпатировал завсегдатаев художественных салонов начала века. С другой стороны, он по-своему реализовал традиционный для изобразительного искусства миметический принцип или принцип копирования и творческого преобразования реальности.
Предъявление готовых объектов как произведений искусства с тех пор стало обозначаться термином «реди-мейд». Нечто подобное также характерно для создаваемых модернистами (в особенности футуристами и дадаистами) коллажных композиций, нередко включавших готовые предметы. В дадаизме, например, объемные аппликации на дереве и картоне, представляющие собой композиции из обрывков тряпья, трамвайных билетов, пучков волос, обломков детских игрушек и дамских корсетов, создавали Ганс Арп и Курт Швиттерс. Позднее в зрелом модернизме «открытая» ранними модернистами художественная технология обрела программный статус у Роя Лихтенштейна.
Использование художниками найденных предметов ознаменовало наступление радикального переворота в искусстве, водораздел между культурой и посткультурой. Такие предметы вошли в качестве составных элементов в произведения почти всех направлений визуально-пластического искусства второй половины ХХ века, стали неотъемлемой частью инсталляций, ассамбляжей, перформансов, хэппенингов и других форм современного искусства.
Стилистика жанра «реди-мейд», будучи переосмысленной, в контексте постмодернистского искусства, легла в основу парадигмальной фигуры «украденного объекта» в постмодернизме. Жанр «реди-мейд» сыграл важную роль в утверждении в современном искусстве таких его фундаментальных признаков, как интертекстуальность, программная коллажность и ацентризм вербальных сред. Кроме того, этот жанр вполне согласуется с постмодернистской трактовкой художественного произведения или текста как конструкции.
Ландшафтная арт-терапия также может быть осмыслена в контексте такого явления современного искусства, как лэндарт. Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного движения, возникшего в конце 1960-х годов в США. В искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д. Иногда подобные произведения могут включать материалы и объекты неприродного происхождения – бетон, металл и другие, а также минеральные пигменты. Чаще всего произведения лэндарта находятся под открытым небом, на большем или меньшем удалении от мест обитания человека.
Первоначально искусство лэндарта являлось одной из форм выражения протеста некоторых художников против коммерциализированного искусства модерна, художественно-эстетических и культурных установок западной цивилизации того периода. Творцы лэндарта отвергали пространство музеев и художественных галерей как места «законного» присутствия искусства. Интересно, что в момент стремительного появления лэндарта на рубеже 1960–1970-х годов его наиболее активным представителям было не более 30 лет. Они фактически относились к «протестному поколению» того времени, использовали свое творчество как форму социального и политического активизма. Подобное искусство развивалось в определенной связи с набиравшим силу экологическим движением, движением хиппи, движением за освобождение женщин.
К известным произведениям лэндарта того времени относятся работы Роберта Смитсона. Одна из них, созданная в 1970 г. работа «Spiral Jetty» (рисунок 1), представляла собой масштабное сооружение (длиной 1500 футов) из земли на берегу Большого Соленого озера в штате Юта. Из-за изменения уровня воды в озере доступной для обозрения становится та или иная часть композиции.
Рис. 1. Произведение лэндарта («Spiral Jetty»), созданное Р. Смитсоном в 1970 г.
Другим его произведением (правда, представленным на выставке) являлась куча из камней, распложенная рядом с большим зеркалом. Из-за своей лапидарности композиция напоминает произведения минимализма. Она также имеет определенное родство с произведениями arte povera, создаваемыми из материалов, воспринимаемых с точки зрения академической традиции как нехудожественные и неэстетичные.
В 1968 г. Роберт Смитсон опубликовал статью «Седиментация сознания: земные проекты», в которой были обозначены идеологические и концептуальные основы нового художественного движения. В этой публикации он выразил свой протест против искусства модернизма середины ХХ века с характерной для него позицией абстрагирования от социальных проблем. Социально-ориентированное искусство лэндарта в чем-то перекликается с «социальной скульптурой». Один из творцов жанра социальной скульптуры Джозеф Байс в 1972 г. инициировал проект посадки семи тысяч дубов.
Рис. 2. Работа Й. Ванника «Древесное колесо»
Наряду с лэндартом, в современном искусстве представлены такие формы ландшафтного творчества, которые связаны с созданием произведений из найденных природных элементов. От многих реди-мэйдов они отличаются значительным сходством с доисторическими ритуальными предметами, в частности, теми, которые характерны для шаманской традиции. Ярким примером такого творчества в современной художественной практике являются работы норвежского художника Йоса Ванника.
Определенные предпосылки искусства лэндарта можно найти в концептуальном искусстве и минимализме, садово-парковом искусстве, а также в доисторических постройках и ритуальных сооружениях разных культур. В настоящее время термин «лэнд-арт» зачастую используется некорректно. Им ошибочно обозначают любые художественные проекты, предполагающие включение произведений визуально-пластического искусства в природную среду.
Примеры природных объектов включенных в парковую среду, изображены на рисунках 3–5.
1.3. Ландшафтное творчество в искусстве аутсайдеров
Понятие «искусство аутсайдеров» было введено Р. Кардиналом в 1972 г. Первоначально этот термин был синонимом французского аналога art brut (предложено Ж. Дебюффе в 1945 г.). Так называется творчество людей, как правило, не имеющих художественного образования и творящих «по зову сердца». Многие из них отличаются особым взглядом на мир, обнаруживают определенные психологические либо даже патопсихологические особенности.
Рис. 3–4. Фестиваль ландшафтной скульптуры, Вроцлав, Польша, октябрь 2011 г.
Рис. 5. Ландшафтная скульптура на территории парка в пос. Финдхорн. Шотландия
Искусство аутсайдеров многогранно и может использоваться в живописи, графике, миниатюрных пластических формах, предметах одежды. Нас интересуют примеры ландшафтного творчества аутсайдеров, которые построены на художественно-пластической организации среды или использовании находящихся в ней элементов для создания оригинальных поделок.
В отличие от разных форм применения найденных объектов и природной среды в искусстве профессиональных художников ландшафтное творчество аутсайдеров обычно игнорирует устоявшиеся культурные образцы, выражает уникальную авторскую позицию, нередко – особое, иногда психопатологическое видение автора, его представления о высшем или идеальном порядке вещей. Создатели таких ландшафтных произведений нередко самозабвенно посвящают многие годы реализации своих проектов. Большинство из них не являются профессиональными художниками, дизайнерами или архитекторами. Порой это самые обычные люди, иногда, правда, пережившие особый опыт (психического заболевания, явившегося им «откровения» и др.), в определенный момент ощутившие непреодолимую страсть к творчеству и начавшие ее реализовать.
Некоторые из них занимаются своим ремеслом с детства. Так, в последние годы все более широкую известность получает творчество немецкого художника-аутсайдера Маркуса Меурера. Он с детства любил собирать на улице различные предметы иоформлять из них поделки. Во многих случаях он создает свои произведения (рисунок 6) из выброшенных на помойку старых, ненужных или испорченных предметов, искусно скрепляя их алюминиевой проволокой или как-то иначе.
Рис. 6. Одна из работ Маркуса Меурера
Другой известный художник-аутсайдер – Андрэ Робийяр – также довольно рано обнаружил склонность собирать бывшие в употреблении вещи. Из собранных предметов и материалов он в 1964 г. смастерил свое первое ружье устрашающего вида, но не способное причинить кому-либо вред. С тех пор он изготовил уже более 300 ружей, находящихся во многих коллекциях современного искусства.
Примечательно, что, занимаясь ландшафтным творчеством или используя в своем творчестве найденные предметы, многие художники-аутсайдеры словно пытаются таким образом защитить свои личные границы и организовать среду своего обитания в соответствии со своими потребностями и идеалами. Они, как правило, творят в одиночестве. Иногда встречаются с непониманием или даже враждебностью со стороны окружающих. Чаще их проекты воплощаются в их домах или на приусадебных участках, значительно реже – на землях, принадлежащих государству или частным лицам, либо на территории учреждения, где эти художники обитают в течение многих лет (как, например, Андрэ Робийяр, долгое время проживающий в психиатрической больнице).
Одним из наиболее известных образцов ландшафтного творчества аутсайдеров является «Идеальный дворец», созданный в XIX веке скромным французским почтальоном Фердинандом Шевалем; он как-то раз споткнулся о камень странной формы. Пораженный его видом, Шеваль начал собирать похожие камни, обнаружил и собрал их в огромном количестве, а затем стал создавать из них сооружение, которое спустя 33 года превратилось в «Идеальный дворец». Ныне это музей-заповедник неподалеку от Лиона (Франция).
Нечто подобное произошло почти сто лет спустя в Индии, в штате Чандигарх. Дорожный обходчик (Наик Чанд Саини), уверовав в то, что камни и скалы имеют свою душу, начал сооружать из них «заповедник», населенный каменными существами и изобилующий многочисленными строениями, тропами и водопадами.
В США в качестве выдающегося визионерского произведения признана «Бутылочная деревня», сооруженная на площади 1300 квадратных метров Трессой «Бабушкой» Присбри (1896–1988). В 1955 г. она построила свой первый дом, разместив в нем огромную коллекцию из десяти тысяч карандашей. Вскоре стали появляться другие постройки, для возведения которых в качестве строительных материалов она использовала бутылки, старые телевизоры, лампочки и иные найденные предметы. Так появились «Спальня Клеопатры», «Кукольный дом» и «Дом из ракушек». В каждом из них она экспонировала различные найденные предметы – кукол, фигурки животных, фотографии. Для сооружения и украшения окружающего территорию забора «Бабушка» Присбри также использовала собранные ею предметы.
Рис. 7. «Идеальный дворец» Фердинанда Шеваля
Среди аутсайдеров, занимающихся созданием ландшафтных произведений, немало чудаков и «отшельников». Правда, иногда при всей своей эксцентричности они становятся неформальными лидерами определенных групп, благодаря тому, что их произведения привлекают к себе людей. Так было с литовцем Вилиусом Орвидасом (1952–1992). Он собрал на своей ферме большое количество камней, соорудив из них величественную мифологическую композицию. Через некоторое время его ферма стала местом паломничества не только для жителей Литвы, но и людей из разных стран – хиппи, ищущих исцеления, художников, верующих и др.
Однако творения такого рода далеко не всегда принимаются «на ура». Можно привести немало примеров разрушения или осквернения плодов творчества аутсайдеров их соседями, родственниками или властями. «Дом зеркал», возведенный Кларенсом Шмидтом в г. Вудсток, штат Нью Йорк, был сожжен в 1968 г., в чем есть веские основания подозревать живущих неподалеку от его дома людей. Так называемый «Хайдельбергский проект» Тайри Гайтона в г. Детройт, штат Мичиган, вызвал явное раздражение властей, дважды пытавшихся изъять плоды его творчества (с помощью бульдозеров). Стремясь оживить «унылую», как ему казалось, среду обитания, Тайри с 1986 г. начал собирать выброшенные на помойку различные предметы (старых кукол и мягкие игрушки, сломанные часы, велосипеды, телевизоры, части манекенов) и украшать ими территорию и интерьер своего дома.
Рис. 8. «Хайдельбергский проект» Тайри Гайтона