Вы здесь

Техника бросков в системе боевого карате и рукопашного боя. Глава первая. Техника бросков в боевых искусствах (А. И. Травников, 2011)

Глава первая. Техника бросков в боевых искусствах

Раздел 1. Броски в спортивных и прикладных единоборствах как система

В спортивном поединке или рукопашной схватке могут выполняться великое множество техник и приемов бросков. Вероятное количество возможных к применению техник бросков приближается к бесконечности.

Примеры различной техники бросков спортивных и боевых разделов – фото 1–5

Фото 1


Фото 2


Фото 3


Фото 4


Фото 5


Многообразие техник бросков требует создания специальной системы, в которой вся техника борьбы была бы объединена в строгую иерархию.

Наиболее полно эта работа выполнена в спортивных единоборствах, а для прикладных систем она только начинается. При этом необходимо учитывать, что каждой системе присущи определенные, свойственные только ей особенности. Например, своя собственная система бросков существует и в классическом карате, и в его боевом разделе, где при занятости рук эффективно применение подсечек. Своя система бросков, например, имеется в айкидо, для которого более свойственна такая техника броска, как сваливание и опрокидывание.

Советская классификации техники бросков представлена в одном из следующих вариантов (по А. П. Купцову):[7]

1. В основном руками

1.1. Выведение из равновесия

1.2. Броски захватом двух ног

1.3. Перевороты

2. В основном ногами

2.1. Подножки

2.1.1. Задние подножки

2.1.2. Передние подножки

2.1.3. Боковые подножки

2.2. Зацепы

2.2.1. Зацепы изнутри

2.2.2. Зацепы снаружи

2.2.3. Зацепы стопой

2.3. Подсечки

2.3.1. Боковые подсечки

2.3.2. Передние подсечки

2.3.3. Задние подсечки

2.3.4. Подсечки изнутри

2.4. Подсады

2.5. Подбивы

2.5.1. Отхваты

2.5.2. Подбивы

2.5.3. Подхваты

2.6. Броски через голову

2.7. Броски двумя ногами

2.7.1. Ножницы

2.7.2. Седло

3. В основном корпусом

3.1. Броски с поворотом спиной к противнику

3.1.1. Броски через бедро

3.1.2. Броски захватом руки подмышку

3.1.3. Броски захватом руки на плечо

3.2. Броски стоя к противнику лицом или боком

3.2.1. Броски через плечо

3.2.2. Мельница

При этом автор классификации отмечает, что в ней не учитываются такие техники бросков, как сваливание и перевороты, а также опрокидывания и сбивания.

Однако любая система бросков постоянно изменяется и совершенствуется. Поэтому важное методологическое значение для обучения имеет создание эталонов или стандарта правильных действий, которые можно тем или иным способом оценить со стороны (судьями в спортивном поединке).

Система бросков классического дзюдо также подвержена процессу постоянного совершенствования и постоянно изменяется. В известной работе Хейна Эссинка, переведенной и изданной на русском языке, приведена принятая в Голландии классификация приемов дзюдо, предложенная профессором Каваиши.[8]

Техника бросков (60 приемов)

1. Техника борьбы ногами (15 приемов)

2. Броски через бедро (15 приемов)

3. Броски через руку (9 приемов)

4. Броски через плечо (6 приемов)

5. Броски с падением (15 приемов)

Родоначальники дзюдо в Институте дзюдо Кодокан Дзюдо создали свою систему классификации всех бросков, которая в современном виде включает в себя 67 приемов бросков:[9]

1. Техника рук (15 бросков). Te-waza.

2. Техника бедра (11 бросков). Koshi-waza.

3. Техника ног (21 бросок). Ashi-waza.

4. Техника с падением на спину ( 5 бросков). Masutemi-waza.

5. Техника с падением на бок (15 бросков). Yokosutemi-waza.

Свои уникальные системы бросков имеются и в национальных видах борьбы. В качестве примера можно привести национальную казахскую борьбу казахша-курес (всего 330 бросков).[10]

• Броски через спину (33 броска)

• Броски подножками (71 бросок)

• Броски подсечками (66 бросков)

• Броски подхватами (56 бросков)

• Броски зацепом (46 бросков)

• Броски перекатом (5 бросков)

• Броски через грудь (34 броска)

• Броски обвивом (12 бросков)

• Броски подсадом (5 бросков)

• Броски кружением (2 броска)

Внесение любых дополнений и составляющих в технику бросков приводит к изменению соответствующей классификации. Одновременно такая классификация становится очень сложной и малопонятной, что затрудняет ее практическое применение.

Более того. На практике любой конкретный бросок в борьбе индивидуален и имеет только ему присущие черты и особенности. Кроме того, в выполнении каждого броска содержатся и задействованы все элементы техники рук, ног и корпуса одновременно. Нередко, начинающийся в одном варианте бросок перетекает в совершенно другой способ выполнения. Таким образом, любая классификация бросков является в той или иной степени условной. Однако без этих условностей было бы сложно использовать системный и научный подход к изучению техники борьбы, как к явлению, и эффективно обучать этому искусству.

Для более полного ознакомления с системой бросков как таковых, рекомендуется ознакомиться с работой профессора Ю. А. Шулика «Дзюдо. Система и борьба».[11] В этой книге приводится более чем исчерпывающая научная классификация техники бросков, которая имеет значение не только для собственно спортивного дзюдо, но и для всех боевых и спортивных единоборств, в том числе в части применения техники бросков.

Именно практика требует создания эластичной и простой системы бросков, которые могут применяться для практического изучения и отработки техники. Причем эта система должна быть достаточно подвижной и легко дополняться любой необходимой к изучению техникой бросков в зависимости от личного опыта и пристрастий тренера и индивидуальных особенностей его ученика.

Пример такой эластичной или синтетической системы практического изучения техники бросков – работа патриарха советских боевых искусств А. А. Харлампиева.[12]

Броски в основном ногами (78 бросков)

1. Подножки (17 приемов)

2. Зацепы (13 приемов)

3. Подбивы (13 приемов)

4. Подсечки (22 приема)

5. Подсады (13 приемов)

Броски в основном туловищем (42 броска)

1. Броски через бедро (14 приемов)

2. Мельницы (8 приемов)

3. Броски через спину (17 бросков)

4. Броски через грудь (3 броска)

Броски в основном руками (23 броска)

1. Броски рывком за рукав (3 броска)

2. Броски рывком за ногу (7 бросков)

3. Броски рывком за две ноги (5 бросков)

4. Броски кувырком (2 броска)

5. Перевороты (6 бросков)

Всего бросков – 143

Комбинации бросков (60 комбинаций):

1. основанные на развитии первого броска;

2. основанные на развитии сопротивления противника первому броску.

Всего бросков вместе с комбинациями – 203 приема.[13]

Эта система имеет небольшое отличие от той, которая описывалась в опубликованной в 1959 г. книге А. А. Харлампиева «Борьба Самбо. Учебное пособие». В ней еще прослеживалось определенное влияние техники классического японского дзюдо. Но уже сама система бросков борьбы самбо указывает на ее исключительную самобытность. Причем такая система позволят включать в себя любое возможно требуемое количество конкретных и приемлемых к изучению техник.

Особое внимание следует обратить на терминологию. В отличие от японского дзюдо, вместо слова «Уке» (принимающий или тот, на ком конкретно производится отработка техники броска), в самбо в период его создания и становления четко указывалось на то, что прием проводится против «противника». Это указывает на жесткую утилитарность борьбы самбо, как системы прикладной и практичной, созданной для использования не только и не столько в спорте с его ограничениями, но в первую очередь для обучения и подготовки воинов. Самбо рассматривалось как исключительно боевая система, имеющая прикладное, оперативное, служебное применение и использование.

Для решения практических задач обычно используется несколько иная последовательность системы практического изучения техники бросков, которая может быть обозначена, как эластичная (или практическая) система изучения техники бросков.

В качестве примера можно привести работу Е. М. Чумакова «100 уроков самбо», в которой вся техника борьбы, в том числе и техника бросков распределена в последовательности 100 уроков и методических указаний к ним.[14]

В первом же уроке дается техника достаточно сложного броска – задняя подножка под выставленную ногу, во втором – еще более сложный бросок рывком за пятку с упором в колено и т. д.

Следует заметить, что такой подход во многом напоминает один из народных способов обучения плаванью, когда человека просто бросают в воду. И ему ничего не остается делать, как инстинктивно грести и плыть. Своеобразный тест на выживание, только в борьбе. Либо эта система обучения применима для использования после предварительного прохождения базовой подготовки к занятиям борьбой и предварительным овладением базовыми навыками техники смежных с борьбой действий – таких, например, как кувырки, акробатика и т.д.

Одновременно следует отметить, что сама по себе система уроков представляет собой сложную систему комплексного, параллельного овладения различными навыками борьбы.

В первом же уроке, помимо теоретического раздела, изучается и отрабатывается техника самостраховки при падении на бок, удержание сбоку, учебная схватка на удержание сбоку, а также бросок и схватка с постановкой задачи на выполнение этого приема.

Однозначно, что при таком подходе под каждым уроком понимается несколько занятий, позволяющих не только получить знания, но и приобрести умения, которые при определенных обстоятельствах и условиях можно довести до уровня навыка вероятного или возможного практического применения.

Подводя итог, мы имеем все основания утверждать о том, что в рамках этих систем каждая школа боевых искусств или систем спортивных и особенно боевых единоборств обычно создает и использует свою «авторскую» систему техники борьбы и технику бросков. Одновременно используются различные методики первоначального обучения базовым основам, а затем осуществляется переход к совершенствованию техники борьбы.

Во многом аналогичный системный и комплексный подход к изучению базовой техники бросков применяется в системе боевого карате и оперативного рукопашного боя, в том числе и на основе базовых целевых курсов подготовки:

• курс базовой физической подготовки и совершенствования;

• курс специальной разминки с элементами боевой акробатики;

• курс страховки и самостраховки;

• курс техники захватов;

• курс техники выведения из равновесия.

Следует упомянуть и несколько курсов различного уровня по изучению техники бросков как базового, так и прикладного значения.

При этом при изучении техники бросков нами взята за основу собственная система подбора техники бросков, в зависимости от их сложности и вероятности боевого применения или использования в рукопашной схватке.

Раздел 2. Проблемы классификации и систематизации техники бросков

Проблема классификации техники бросков в спортивных и боевых единоборствах имеем важное методологическое и практическое значение. В подходах к ее решению прослеживаются две тенденции, находящиеся в явном противоречии друг с другом.

С практической точки зрения, любая система не должна быть излишне простой, чтобы в итоге не стать примитивной, так как это может привести к исключению целого ряда эффективных приемов борьбы и техник их проведения.

Одновременно система не должна быть и слишком громоздкой и сложной. Она не должна переходить грань разумной достаточности, оставаясь доступной для изучения и использования.

Полный отказ от классификации техники бросков и от приема как такового приводит либо к потере важных составляющих в содержании сути борьбы и бросков, либо вообще превращает всю работу в бесполезное занятие. Тем самым система лишается будущего.

Важно помнить, что любая, даже самая простая система всегда бьет класс. Это давно доказали японские дзюдоисты, которые в ожидании появления ярких талантов проводят планомерную работу по массовой и системной подготовке, что и позволяет им сохранять заявленный уровень лидерства.

Важная составляющая любой системы – ее надежность. Поэтому важно учитывать практическую систему классификации необходимых к изучению бросков и теорию их классификации, объясняющую логику данной систематизации.

Важно иметь коллекцию боевых приемов и основных бросков. И все они могут быть систематизированы по множеству разнообразных признаков.

На практике используются несколько более жизнеспособные системы классификации бросков, применяемых в практической работе по обучению технике бросков.

Как говорится, нельзя объять необъятное. Тем более, что каждый бросок индивидуален. Он может быть легко выполнен одним, и с трудом поддается изучению другим. Одновременно, бросок, легко проходящий против одного соперника, практически неприменим против другого. И гадать здесь на то, что повезет или не повезет, нельзя. Да и подготовиться к конкретному сопернику можно только в спорте. В жизни вся подготовка строится на предполагаемом и вероятном противнике, а в бой вам придется вступать с врагом, о котором известно только то, что вы должны одержать верх над ним.

В боевых единоборствах готовиться следует к любому развитию ситуации. И учиться следует использованию техники броска применительно к любому противнику.

Поэтому важно в первую очередь овладеть базовыми принципами действия и проведения бросков сообразно обстановке и ситуации и обеспечить доведение техники любого броска до полного автоматизма, превратив ее в навык.

И только после овладения базовыми навыками действия открывается возможность выделить время для отработки вариативности действий и их индивидуализации. (В конечном итоге это приведет к появлению стиля, авторской техники борьбы, появлению коронных приемов).

В этом случае, нам становится понятна логика мышления основателя современного дзюдо Дзигоро Кано, которой он следовал, создавая новый вид боевых и спортивных единоборств.

С одной стороны, мы видим комплексный набор, коллекцию приемов. Со своей уникальной классификацией, выполненной по определенным существенным и важным признакам. С другой стороны – это конкретная система обязательной к изучению техники приемов и бросков на каждом уровне подготовки.

Конец ознакомительного фрагмента.