Вы здесь

Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование. Глава 1 Без этого до тестирования можно и не дойти (Нина Абельмас, 2008)

Глава 1 Без этого до тестирования можно и не дойти

Как правильно составить резюме

Как уже говорилось выше, резюме – это визитная карточка соискателя, которая помогает добиться личной встречи с работодателем. В связи с этим уместным будет следование правилу: узнать о работодателе и о том, что он хочет, как можно больше и составлять резюме конкретно «под него». Так, можно подготовить определенный шаблон, в котором впоследствии, изменив несколько фраз, можно быстро модифицировать содержимое документа в соответствии с требованиями той или иной организации или должности.

Одним из самых важных качеств резюме является краткость. Объем в идеале не должен превышать одной страницы стандартного листа формата А4, максимум двух, но лучше избегать длинных повествований.

Как правило, резюме состоит из 6–7 отдельных разделов.

В разделе «Личные данные» указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания и прописки, а также предлагается контактная информация, например:


Сидоров Иван Петрович.

Дата рождения: 05.05.1975 г.

Место проживания/прописки: г. Москва, ул. Неизвестная, д. 1, кв. 1. Телефон: (дом.) 555-66-77, (моб.) 8-222-333-44-55.

E-mail: ivanov@pochta.ru.


В разделе «Пожелания к будущей работе» необходимо кратко указать, на какую должность вы претендуете. На практике этот пункт может выглядеть так:


Должность, на которую претендую: начальник отдела сбыта.

График работы: полный рабочий день.


В разделе «Опыт работы» в хронологическом порядке (причем начать следует с самого последнего или настоящего) указываются ваше нынешнее и прошлые места работы. О каждом из них и о своих обязанностях, которые вы там выполняли, следует писать с отдельного абзаца, где необходимо указать: период работы, название предприятия, сферу деятельности, должность (обязательно укажите в этом пункте количество подчиненных, если вы занимали руководящий пост) и ваши обязанности. (Не обязательно указывать абсолютно все места работы – работодателя интересует примерно пятилетний период, максимум 10 лет, поэтому лучше ограничиться местами работы, наиболее значимыми для получения выбранной вами вакансии.)

При описании своих обязанностей не забудьте упомянуть о личных достижениях на этой должности. Указывайте проценты, объемы, месяцы, количество подчиненных, привлеченных клиентов и т. п.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если вы можете представить рекомендательные письма, кратко упомяните об этом именно в данном разделе. Сами письма можно принести с собой на собеседование.

В разделе «Профессиональные навыки» указывается перечень дополнительных знаний. При этом указывайте и те, которые не являются самыми главными в вашей профессии, однако служат отличным дополнением и показывают вас как всесторонне развитого человека. Но, разумеется, тщательно выбирайте только те сведения, которые соответствуют желаемой должности. Если вы занимали должность менеджера по продажам, вашими дополнительными навыками могут служить, например, опыт проведения маркетинговых исследований, организация рекламных кампаний и т. п. Если претендуете на должность секретаря, то такими навыками послужат скорость машинописи, знание делопроизводства, стенографии, владение оргтехникой.

Не пишите, что вы – опытный пользователь ПК. Указывайте название программ, с которыми вы работаете, например:


Знание ПК: Word, Excel, PowerPoint, CorelDRAW, PhotoShop и т. д.


Лучшими фразами, характеризующими уровень знания иностранных языков, могут служить следующие: «на разговорном уровне», «хорошее знание», «свободно владею». О том, что вы владеете языком «со словарем», писать не стоит. Кстати, неплохо представить доказательства своего знания иностранных языков: назвать документы, свидетельствующие об окончании курсов, и т. д.

В разделе «Образование» указываются отличия во время учебы, темы, над которыми вы особенно работали и которые имеют непосредственное отношение к данной вакансии. Однако это применимо только для молодых специалистов. И в этом случае данный раздел размещается в начале резюме, поскольку представляет собой чуть ли не единственное доказательство их профессионализма.

Если же вы не новичок на рынке труда, то на этом разделе не стоит акцентировать внимание.

Раздел «Личные качества и дополнительные сведения». При перечислении ваших личных качеств лучше всего подкреплять их доказательствами. Например:


Коммуникабельность и открытость в общении помогли мне привлечь к сотрудничеству с компанией большое количество клиентов и партнеров.


Что касается стрессоустойчивости, также одного из самых популярных у соискателей качеств, то не лучше ли представить его как упоминание о том, что вы с успехом решили возникшие проблемы в работе, требовавшие большой концентрации и скорых сроков исполнения? То же можно сказать о таком качестве, как быстрая и легкая обучаемость. Сами по себе такие формулировки мало чего стоят. Однако если в резюме указать, что вы освоили новое оборудование или какие-либо операции в короткий срок, то это будет наилучшим доказательством вашей способности быстро осваивать новое.

В дополнительных сведениях обычно указывают краткую информацию о себе. Это ваше семейное положение, наличие загранпаспорта, водительских прав и личного автомобиля, информация о предполагаемой заработной плате, о вашей готовности к командировкам. В общем это должно выглядеть примерно так:


Женат, есть взрослые дети.

Готов к длительным или частым командировкам.

Есть загранпаспорт.

Имею водительские права категории «В», стаж вождения 10 лет, наличие собственного автомобиля такой-то модели.


Существуют определенные рекомендации и относительно стиля резюме. Оно должно быть оформлено четким, не очень крупным, но и не мелким шрифтом (самый удачный – Times New Roman, размер 12–14 пунктов). Не делайте много выделений в тексте, ограничившись лишь подзаголовками, вроде «Место проживания» или «Образование». При этом выделять следует лучше жирным, а не курсивом или подчеркиванием. И никаких рамочек и экзотических символов!

Используйте для резюме хорошую бумагу, проверьте его несколько раз на наличие грамматических и синтаксических ошибок и не очень-то доверяйте компьютерному редактору. Оставляйте широкие поля на листе для пометок интервьюера.

Если вы отправляете резюме по электронной почте, обращайте внимание на требование работодателя о том, что нужно написать в графе

«Тема письма». Если же такового нет, то в этой графе в любом случае не стоит писать слово «резюме». Уместнее будет указать должность, на которую вы претендуете. Файл с вашим резюме также не надо называть «Резюме», просто напишите в его названии вашу фамилию, имя и отчество.

Формат вложенного файла стоит выбирать из двух вариантов: *.rtf или *.doc, причем предпочтительнее будет оформить его в последнем варианте. При этом не делайте громоздкий файл и не включайте в него «тяжелые» элементы оформления. Не стоит и архивировать вложенный файл, заставляя менеджера тратить время на его распаковку.

Если вы предпочитаете приложить к письму дополнительные сведения (копии сертификатов, дипломы об окончании курсов и т. п.), приложите их отдельным файлом. Пусть кадровик сам выберет, какая именно информация из приложений ему наиболее интересна. При этом каждому файлу с дополнением давайте название документа, который будет предложен.

Как вести себя на собеседовании

Новое время вносит коррективы во все сферы нашей жизни. И собеседования не исключение. Так, «счастливчики», которым довелось столкнуться с HR-менеджерами новой формации, признаются, что некоторые из собеседований можно сопоставить с дознаниями в подвалах НКВД. Нет, разумеется, силовые меры к ним не применялись, но в некоторых случаях компетентно организованное психологическое давление, чтобы в короткие сроки «прокачать» кандидата, может нанести его душе не менее тяжелые психологические раны, чем дубинка дознавателя. И таким свидетельствам целиком и полностью можно доверять, поскольку не секрет, что многие компании сейчас с удовольствием приглашают на должности HR-менеджеров бывших сотрудников спецслужб. А последние, в свою очередь, не только приходят на новую работу с уже имеющимся богатым опытом и собственными наработками, но и заботливо отслеживают, чтобы все новейшие технологии в области распознавания человеческих душ оперативно внедрялись в практику их предприятия. Собственно, нынешним кадровикам совсем не обязательно иметь опыт работы в ЧК, чтобы превратить беседу с соискателем в чистилище для тайных грешников. Современные кабинеты профотбора отлично оснащены специальной литературой, и, ко всему прочему, существует множество различных тренингов по теме. При вполне доступных финансовых инвестициях профессионалы высочайшего класса снабдят менеджеров по персоналу такими методиками, о которых и не мечталось славным комиссарам из НКВД.

Цель же проверки такого плана очевидна: испытание соискателя на стрессоустойчивость. А происходить это может, допустим, так. Менеджер по персоналу внезапно начинает вести себя по отношению к соискателю как самый настоящий психопат: грубит, унижает и даже запугивает. Может быть использован и «болевой» прием, применяемый в НЛП, еще называемый методом «разрыва шаблона». Он заключается в том, что менеджер, беседующий с соискателем вполне любезно, вдруг без всякой объективной причины говорит ему неприятные вещи. Последний в шоке, поскольку никак не рассчитывал услышать такое от вполне уравновешенного, на первый взгляд, господина. Но в таких случаях не стоит давать волю эмоциям. Имейте в виду, подобные уловки менеджера нацелены на то, чтобы вывести соискателя из состояния эмоционального равновесия, спровоцировать на конфликт. Таким образом HR-менеджер выявляет кандидатов, способных продолжительное время сохранять невозмутимость и расчетливость в психологически сложной обстановке. Поэтому в его показной неприязни к соискателю абсолютно нет ничего персонального, с его стороны это только работа. И у соискателя, в отличие от несчастного, попавшего в застенки гестапо, всегда есть возможность завершить собеседование, которое ему неприятно.

Ну а теперь перейдем от описания экстремальных видов собеседования к общим рекомендациям. Итак, как же необходимо вести себя во время интервью, чтобы заработать нужные баллы?

Ваше поведение во время интервью не должно отличаться от поведения во время любой деловой встречи: будьте пунктуальны, корректны, вежливы, внимательны, заранее отключите телефон, чтобы никакой звонок не мог помешать вашей беседе. Немаловажную роль может сыграть имидж. Даже если ваше резюме будет вполне убедительным, вы будете отлично отвечать на вопросы, дадите хорошие результаты во время тестирования и покажетесь работодателю вполне приятным человеком, но явитесь на собеседование в одежде, не соответствующей вашей будущей должности, не нужно потом задаваться вопросом, почему вам отказали в работе. Помните: любая работа подразумевает деловой стиль, а если идет речь о том, что выбрать на собеседование, то именно одежду, отвечающую его требованиям, можно считать самой приемлемой.

Отвечая на вопросы, старайтесь уложиться в несколько минут. Этого вполне хватит, чтобы сообщить о себе важные сведения. Но при этом, разумеется, учтите: ваши ответы должны быть полноценными. Односложные «да» и «нет» оставят о вас впечатление как о человеке, не умеющем объяснить свою точку зрения. Избегайте сленга, следите за правильностью вашей речи.

Имейте в виду и то, что очень много нужной информации интервьюер вынесет не столько из ваших сообщений, сколько наблюдая за вашим поведением. Как показывают многочисленные исследования в области психологии общения, человек может получить до 70 % информации при помощи невербальных средств общения, то есть мимики, позы, жестов, и лишь 30 % сведений передается посредством слов.

Вам наверняка придется отвечать на вопросы личного характера, однако при этом ни в коем случае не стоит во время разговора упоминать о своих семейных и материальных проблемах, не стоит заводить разговоров о политике, религии, сексе. Обратите внимание на то, что будущий работодатель отнесется к вам с уважением, если вы тепло отзоветесь о своем прежнем руководителе. Поэтому не стоит бранить предыдущего начальника и негативно отзываться о бывших коллегах по работе, даже если они в действительности доставили вам массу неудобств и проблем. И конечно же, не вздумайте перебивать собеседника: лидировать должен интервьюер. Не стремитесь подавить его своим багажом знаний.

Чтобы выделиться среди прочих соискателей данной должности, попробуйте быть оригинальным, однако не переусердствуйте. Например, при ответах старайтесь не использовать штампы, например «Мне нравится работать с детьми». Лучше расскажите о вашей особенной манере работы с ними.

И последнее: не забудьте взять с собой на интервью такие важные вещи, как рекомендательные письма, если они у вас есть, свои работы (научные, творческие и т. п.), распечатанное резюме, документы, все дипломы об образовании, блокнот с ручкой.

Вопросы, которые вам могут задать на собеседовании

Теперь рассмотрим непосредственно само интервью, которое вам предстоит пройти. Канули в Лету те времена, когда на собеседовании можно было услышать стандартные вопросы, на которые всегда с легкостью находился ответ. Собеседование сегодня скорее напоминает истинный экзамен, где на каждый вопрос есть свой ответ. И при этом интервью при приеме на работу не ограничивается простым выяснением вашей биографии, а предполагает некий подтекст: при помощи специальных вопросов работодатель оценивает не только факты вашей трудовой биографии, но и ваши скрытые возможности, мотивацию, гибкость, способность адаптироваться в коллективе.

С полной уверенностью определить, о чем именно спросят вас в той или иной компании, довольно сложно, но существует ряд самых распространенных вопросов, которые используют в своей практике работники кадровых служб. Попытайтесь ответить на них еще до интервью, чтобы найти оптимальный вариант своего рассказа.

А теперь поговорим о самых распространенных на собеседовании вопросах и о том, как следует на них отвечать.


Расскажите о себе.

Несмотря на кажущуюся легкость, на самом деле это самый сложный вопрос на интервью. Ответ на него может оказаться решающим при приеме на работу. Очень часто интервью заканчивается неудачей кандидата именно потому, что соискатель фокусируется на том, чего он хочет от данной должности и работы, и в ответе на вопрос о себе зачастую исходит именно из этой посылки. В итоге рассказ о вашей жизни и ваших достижениях по своему характеру может оказаться абсолютной противоположностью тому, что желает слышать работодатель. Расскажите именно о себе и своих достижениях в жизни. Начните рассказ с самой важной для интервьюера информации. Например, так: «Вы не возражаете, если я начну с образования?» Упомяните награды и достижения во время учебы и то, как самоорганизация учебного процесса помогла вам добиваться результатов в будущей карьере. Расскажите о ваших планах на будущее, о прошлом месте работы, о своих увлечениях и о семье.

Конечно же, не нужно начинать с раннего детства и традиций вашей семьи, однако если вы выросли в семье потомственных музыкантов, то при устройстве на работу в филармонию об этом стоит упомянуть. Рассказывая о себе, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы, например: почему был выбран тот или иной вуз, зачем получаете образование выбранного профиля, особенно если оно не связано с той должностью, на которую вы претендуете.

ПРИМЕЧАНИЕ

Напишите историю о себе заранее, но помните, что ваш рассказ должен быть коротким.

Отрепетируйте рассказ дома. Помните, что интервьюер следит за вашей речью и манерой говорить, а потому не дайте нервозности и переживаниям во время встречи испортить первое впечатление о вас.


Почему вы желаете получить работу в нашей компании?

Приведите основательные аргументы, почему вы выбрали именно эту организацию. Например, скажите, что вам известно, что компания является ведущей на своем рынке, имеет хорошую репутацию и возможность карьерного роста, а вам это импонирует. Имейте в виду, что, задавая такой вопрос, работодатель желает услышать подтверждение того, что вы в курсе дел данной организации.

ВНИМАНИЕ

Отсутствие знаний о компании и сфере в целом служит одной из ключевых причин отказа при приеме на работу.

А вот демонстрируя свои познания в этой области, вы, без сомнения, не только льстите самолюбию работодателя, но и показываете свою осведомленность. Захватите с собой, если это возможно, какие-либо образцы продукции или хотя бы рекламные проспекты. Оцените деятельность компании в общем (разумеется, позитивно), сделайте несколько критических замечаний. Это даст понять, что вы компетентны в этом вопросе. Покажите, чем вы можете быть полезны компании, в которой хотите работать. Отнеситесь к этому вопросу более чем серьезно. Верный ответ на него – половина вашего успеха.


Что вы знаете об особенностях нашей работы?

Собранная ранее информация о компании и ее деятельности поможет вам ответить на этот вопрос. А если к тому же вы устраиваетесь на знакомую вам по прежнему месту работы должность, то этот вопрос и подавно не должен представлять для вас трудностей. Если же вы не имеете опыта работы в данной должности, то исходите из требований самого работодателя. Узнать о том, какие обязанности на вас собираются возложить, зачастую вовсе не трудно: все требования и пожелания работодатель, как правило, указывает в самом тексте объявления о вакансии. Помимо этого, информацию такого плана можно получить, заранее позвонив в данную компанию.


Почему вы решили сменить место работы?

Общий вопрос, целью которого является выяснить, что подвигло вас искать новую должность: конфликт на прежнем месте работы, недостаточная компетентность и т. п. Ответ может затронуть такие темы, как необходимость профессионального роста, наиболее удобное месторасположение работы, желание быть причастным к деятельности компании с высокой репутацией.


Расскажите о вашем предшествующем опыте работы…

Скрытый вопрос, который также подразумевает: «Чему вы научились, работая на предыдущих местах, что могло бы быть полезным нашей фирме?». Не следует рассказывать о деятельности, не имеющей отношения к данному месту. Сфокусируйте внимание лишь на работе в той области, которая демонстрирует нужные на желаемой для вас должности качества.


Делали ли вам другие предложения о работе?

Если получали, прямо скажите об этом: это повысит ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа вас интересует больше.


Назовите ваши сильные стороны.

Подчеркивайте в первую очередь качества, полезные для данной работы, но при этом будьте готовы подтвердить их примерами из вашей жизни. Если вы утверждаете, что легко обучаетесь, то неплохо бы привести пример, когда и на какой должности вам пришлось легко и качественно освоить ту или иную тему или предмет. Составьте список своих сильных качеств. Но помните: если вы, например, рассказываете о том, что настойчивы в достижении цели и не можете бросить начатое дело, пока не доведете его до совершенства, от вас потребуются определенные доказательства. Расскажите о каком-либо проекте на прежнем месте работы, который вы довели до конца, несмотря на возникшие в процессе его реализации трудности.


Расскажите о ваших слабых сторонах.

Игнорировать вопрос нельзя, но отвечайте на него осторожно, а главное – старайтесь под видом недостатков «продать» свои достоинства. Иными словами, назовите такой недостаток, который был бы логическим продолжением ваших же достоинств. Так, если вы устраиваетесь на должность менеджера по продажам, можете упомянуть о том, что вы очень общительны. С одной стороны, это можно воспринять как недостаток, приравняв это качество к болтливости. Однако, с другой стороны, как раз эта черта характера может стать серьезным козырем для данной должности. Претендентам на должность бухгалтера можно порекомендовать посетовать на свою излишнюю дотошность. Обязательно учитывайте специфику своей будущей должности. Не забывайте о требованиях, предъявляемых к кандидатам на выбранную вами вакансию.

ПРИМЕЧАНИЕ

Вопрос о недостатках задают не для того, чтобы выяснить, насколько вы самокритичны, а чтобы посмотреть, сможете ли вы найти выход из сложной ситуации.

Сам вопрос каверзный, а потому ваша реакция на него покажет, насколько вы уверены в себе в такой ситуации, открыты для общения, способны ли «держать удар», умеете ли достойно отвечать на «неудобные» вопросы. Неконтактный человек вряд ли сможет вписаться в команду предприятия, неуверенный в себе, скорее всего, не добьется значительных профессиональных успехов.


Что послужило причиной вашего увольнения с прежнего места работы?

Не вздумайте давать негативные отзывы о прежнем месте работы! Назовите лучше какую-нибудь заурядную причину вашего увольнения, например отсутствие перспектив роста, удаленность от дома, неудобный график работы. Упомяните, что вы были очень дружны с коллективом, и скажите пару теплых слов о прежнем руководстве. Это прибавит вам очков. Работодатель, вероятно, сделает вывод, что, если ему придется иметь с вами дело, он может рассчитывать на подобное отношение. Если же ему каким-то образом известно, что у вас был конфликт на прежнем месте работы, не вдаваясь в подробности, дайте понять, что это был из ряда вон выходящий случай, связанный с определенного рода нестандартными обстоятельствами, и подчеркните все положительное, что было на вашей предыдущей работе: приобретенный опыт, навыки.


Каким вам видится ваше положение через три года?

Вопрос больше не о карьерном росте, а об умении видеть перспективы, чувствовать, как можно с большим успехом продвигаться к намеченной цели, умении просчитывать и предвидеть результаты. От ответа на этот вопрос будет зависеть впечатление о вас как о человеке, который может организовать свою жизнь и карьеру и умеет планировать дальнейшее развитие. Только не стоит углубляться в рассказ о том, кем вы мечтаете стать в будущем, лучше отвечать несколько уклончиво, но лаконично. Например, хотелось бы работать в этой же компании, но на более ответственной должности.


Какую зарплату вы хотели бы иметь?

Вопрос о желаемой заработной плате для многих является самым щепетильным из всех. Как же ответить на него? Если вы не владеете информацией относительно оплаты труда на этой должности и готовности компании вознаградить работника определенный суммой, лучше попытаться уклониться от прямого ответа. Например, скажите что-то вроде: «Поскольку, как правило, зарплата прямо пропорциональна характеру и объему производственных нагрузок, сначала мне хотелось бы определиться с этими моментами». Если вы по каким-либо причинам не готовы ответить на этот вопрос, можете, например, сказать, что во время интервью узнали некоторые дополнительные аспекты ваших будущих обязанностей, и попросите отсрочку на один-два дня для дачи ответа. Это не будет невежливо. Если работодатель все же желает услышать ваш ответ, постарайтесь выудить у него информацию о том, сколько компания намеревается предложить. Если вы все-таки вынуждены назвать цифру, пусть она будет чуть выше средней. Если же планируете начать с максимума, имейте в виду: скорее всего, все равно придется идти на компромисс.


Сколько времени вы планируете проработать у нас?

Определенного ответа здесь нет. У этого вопроса может быть цель поставить вас в неожиданную ситуацию или же работодатель действительно ищет преданного человека, которого можно, так сказать, «воспитать» в данной компании. Можно ответить на этот вопрос примерно так: «Это будет зависеть от того, как долго ваша организация будет заинтересована во мне». Главное – ваш ответ не должен вызвать у собеседника впечатление, что эту работу вы рассматриваете в качестве временной или как трамплин к профессиональной карьере.


Какими будут ваши действия на начальном этапе, если вы получите эту работу?

Такой вопрос чаще всего задают соискателям на должности менеджеров или административные должности. Постарайтесь дать понять работодателю, что умеете проявлять инициативу. Но не переусердствуйте и ни в коем случае не предлагайте изменения, если не достаточно осведомлены о состоянии дел в компании.


Назовите ваши самые серьезные достижения.

Составьте перечень своих выдающихся достижений за последние годы. Приведите цифры, чтобы работодатель мог оценить критерии вашего успеха. Конечно же, необходимо говорить о профессиональных достижениях, а не личных, спортивных, социальных или других. И будьте объективны.


Каким критериям, на ваш взгляд, должен соответствовать начальник?

Это тоже каверзный вопрос, цель которого – выяснить вашу степень конфликтности по отношению к руководству. Лучший ответ на такой вопрос: «Это должен быть грамотный лидер, у которого можно многому научиться и который даст возможность раскрыться моему собственному потенциалу».


Оцените себя по десятибалльной системе.

Частый вопрос. Назовите оценку «восемь» или «девять». Поясните: несмотря на то что вы привыкли достигать большего, полагаете, что у всех людей есть возможность развития.


В моих руках самый обычный карандаш. Сможете продать его мне?

Вопрос, ставший популярным и набирающий свою популярность день ото дня, особенно если вы устраиваетесь в торговую компанию. По понятным причинам что-либо рекомендовать в этом случае весьма непросто. Заранее придумайте оригинальный ответ в виде небольшой рекламной кампании и не забывайте, что, помимо всего прочего, он должен показать работодателю ваше чувство юмора и умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Универсальными ответами в таких случаях могут послужить несколько предложенных вами способов использования данного предмета, которые не касаются непосредственно письма.


Где вы работаете в настоящий момент? Как давно ищете работу?

Даже если фактически вы являетесь безработным, ни в коем случае не говорите, что не работаете. У интервьюера может создаться впечатление, что вы никому не нужный специалист. Тщательно продумайте ответ на этот вопрос, чтобы у работодателя сложилось представление о вас как о человеке энергичном, который не сидит сложа руки. Можно сказать примерно следующее: «Я ищу работу несколько месяцев. За это время я получил предложения о работе, но для меня весьма важно найти место с большими возможностями роста или развития».


Ваше семейное положение? Личная жизнь?

Вопросы, затрагивающие сферу личной жизни, как правило, также вызывают замешательство. Однако не стоит пытаться искать в них негативный смысл. Абсолютно естественно, что ваш потенциальный босс желает знать о вас больше, и не только как о работнике, но и как о человеке. Более того, эти вопросы ставят своей задачей не проникнуть в святая святых вашей частной жизни, а скорее определить тот рубеж, до которого вы способны говорить о себе с малознакомым человеком. Открытый ли вы человек и в то же время способны ли оставлять за собой право на пределы собственного «я»? Достаточно ли независимы и самостоятельны? Говорите о том, что вас заботит, или же стремитесь уйти от обсуждения частных вопросов? Если вы не считаете нужным распространяться о своей личной жизни, то насколько тонко вы способны об этом сообщить? Что касается семейного положения, то понятно, что на этот вопрос вам придется ответить прямо, ведь вариантов здесь быть не может. И все же что предпочтительнее: состоять в браке или нет, иметь детей или быть бездетным, какой статус дает большие преимущества?

Вопросы о вашей личной жизни не пустая формальность. Опытному интервьюеру ответ скажет о многом.

ПРИМЕЧАНИЕ

Для одной вакансии предпочтительнее быть образцовым семьянином, а для другой, напротив, не скованным узами брака.

Статус человека, состоящего в браке, повредит тем, кто хочет получить место, где предусмотрены ненормированный рабочий день и командировки. А вот на многих руководящих должностях и высоких государственных постах предпочтительнее семейные люди, поскольку их статус говорит о стабильности.


Не сможет ли ваше семейное положение стать помехой выполнению трудовых обязанностей (например, командировки, ненормированный рабочий день)?

Реально оцените свой потенциал. Если вы однозначно уверены, что не будете иметь возможности задерживаться по окончании рабочего дня (если такие задержки не редкость в этой компании), лучше не старайтесь обмануть ни себя, ни работодателя. Если соискателем является женщина, имеющая маленьких детей, то следует сразу оговорить (если, конечно, это соответствует действительности), что дети не помешают трудовой деятельности: они остаются с бабушкой, с няней или в детском саду в группе продленного дня.


Расскажите о ваших увлечениях.

На такие вопросы отвечайте осмотрительно. Частенько они содержат и подспудный вопрос: «Как много вы имеете побочных увлечений, которые могут вас отвлечь и оторвать от работы?». Назовите что-нибудь невинное. И не вздумайте говорить о своих политических или религиозных пристрастиях. Можно попробовать заранее выяснить интересы собеседника и затронуть близкую ему тему. Но не лицемерьте: не говорите о своем пристрастии к теннису или опере, если на самом деле это не ваш конек.

Как уже говорилось, некоторые работодатели нарочно создают для кандидата стрессовую ситуацию, чтобы выяснить, насколько тот способен сориентироваться в нестандартной ситуации. Такую ситуацию может создать даже простой дополнительный вопрос «Почему?», который нередко заставляет соискателей смутиться. Согласитесь, что такое дополнение к вопросу о вашем семейном статусе, если вам за 40 и вы холосты, поставит в тупик. И даже не столько своей некорректностью, а столько тем, что вы хотели бы ответить на него так, как желает услышать работодатель, но не знаете, что именно от вас ждут. Не смущайтесь, вас просто испытывают на прочность. Постарайтесь заранее, еще до интервью задать себе такой дополнительный вопрос по всем аспектам и во время собеседования отвечайте по существу и кратко. Будьте уверены в себе. Знайте: ваш долг – показать себя с наилучшей стороны, так, чтобы рекрутер не сомневался: вы как раз тот, кто ему нужен, и справитесь с обязанностями лучше других претендентов на эту вакансию.

Обратите внимание и на вопрос работодателя: «Есть ли у вас вопросы?» Не стоит говорить, что нет. Можно попросить подробнее рассказать о вашей будущей работе, о том, чего ожидает предприятие от кандидата на эту должность, почему уволился предыдущий работник, или выяснить другие моменты, которые показались вам не совсем понятными.

Примечание

Все важные и серьезные вопросы о компании стоит задавать лишь в том случае, если работодатель проявил явный интерес к вашей кандидатуре и это не предварительное знакомство, а действительно серьезное (возможно, повторное) собеседование

Помимо вышеперечисленных стандартных вопросов вам также могут задавать вопросы профессионального характера. Например, о вашей манере поведения с клиентами или как вы предполагаете презентовать новый товар на рынке и т. п.

В конце собеседования вам могут предложить задать свои вопросы касательно будущих обязанностей и особенностей работы в данной компании. Не упускайте возможности выяснить такие важные для вас как начинающего работника этой организации детали, как длительность испытательного срока и возможное денежное вознаграждение в этот период. Не рекомендуется сразу спрашивать о перспективах в компании, так как это ясно дает понять, что должность, которую вы хотите занять, интересует вас лишь отчасти.