Вы здесь

Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. ЧАСТЬ II. Тесты для дошкольников (Нина Башкирова, 2010)

ЧАСТЬ II

Тесты для дошкольников

Существует множество тестов для первоклассников и дошкольников. Их можно разделить на две группы. Одни тесты предназначены для домашнего использования. По их результатам вы можете узнать, как ребенок подготовлен к школе, а в случае недочетов направить усилия на их устранение.

Другая группа тестов предназначена для школьных собеседований с детьми. Они основаны на тех критериях, о которых подробно говорилось в первой части. Эти тесты вы тоже можете использовать, но не заставляйте ребенка зубрить: малыш должен не запоминать, а думать. Пусть он лучше не знает ответов на некоторые вопросы, зато умеет думать, тогда он найдет ответы в процессе разговора с учителем, который высоко оценит его логическое мышление. А если ребенок выучит ответы, то ему некогда будет размышлять, ведь он все усилия направит на то, чтобы вспомнить. Тогда испытание не доставит ему никакого удовольствия. Поэтому такие виды тестирования можно использовать для домашней подготовки, но только после того, как вы выявите у ребенка пробелы по результатам домашнего тестирования и как следует с ним позанимаетесь[1].

1

Домашнее тестирование

Правила проведения тестирования

Домашнее тестирование нельзя проводить в официальной обстановке. Не говорите ребенку об ответственности, необходимости сосредоточиться, не создавайте для него стрессовых условий. Малыш должен чувствовать себя свободно и комфортно, не бояться ответить неправильно. Пусть он будет уверен, что за неправильный ответ его не будут ругать, – тогда он с удовольствием и интересом примет участие в беседе. Для этого вам необходимо помнить о некоторых правилах проведения тестирования.

1. Создайте спокойную доброжелательную обстановку и, выбрав момент, когда ребенок весел и доволен, предложите ему поиграть в вопросы и ответы.

2. Время тестирования – не более 35 минут.

3. В течение занятия сочетайте тесты, относящиеся к различным областям деятельности.

4. Не говорите малышу, что вы собираетесь его проверять. Это его испугает и насторожит, он может замкнуться в себе и вообще не ответить ни на один вопрос.

5. Никогда не торопите ребенка, пусть лучше подумает. Но не позволяйте и слишком долго молчать, спокойно предложите перейти к следующему вопросу, никак не комментируя его молчание.

4. Ничем не выдавайте своего огорчения, если малыш отвечает неправильно. Подумайте, чем могут быть вызваны неправильные ответы. Возможно, он не понял вопрос или побоялся ошибиться, а может быть, его переполняют знания, но он не может собраться с мыслями.

5. При каждом правильном ответе хвалите ребенка, при ошибке или отсутствии ответа помогите ему, направив его мысли в нужном направлении. Не подсказывайте ответ. Если ребенок растерялся или не собрался с мыслями, то ваша помощь окажется эффективной. Если же малыш не знает ответа, то необходима подготовка по данной теме. Подобные тесты рассчитаны именно на то, чтобы обнаружить такие пробелы.

6. Наблюдайте за ребенком в процессе его размышления над вопросами. Если он устал или его раздражают вопросы, ответы на которые он не знает, прекратите тестирование, а в следующий раз предложите более легкий тест в форме занимательной игры, чтобы малыш не отказался. Начните с самого легкого вопроса, чтобы он поверил в свои силы. За удачные ответы обязательно похвалите.

7. Постепенно увеличивайте сложность вопросов. Даже если вы уверены в высоком интеллекте ребенка, дайте ему возможность быстро и точно ответить на все вопросы и испытать чувство удовлетворенности от собственного успеха.

8. Никогда не заставляйте малыша отвечать на вопросы.

9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми – ни в его, ни в чужую пользу.

Когда вы усвоите основные правила тестирования, можно приступать к процессу. Не волнуйтесь, если вам сразу не удастся выявить уровень подготовки малыша, ведь он еще не привык к подобным экзаменам. Сделайте вашу совместную работу веселой и увлекательной. Не только подбадривайте ребенка, но и сами удивляйтесь интересным вопросам. Некоторые тесты позволяют наблюдать за ребенком и делать выводы[2].

Тестирование при общении

Этот тест включает наблюдение за малышом в процессе обычного повседневного общения. Найдите подходящее время, когда ребенок чувствует себя хорошо, доволен и весел. Можно поговорить с ним во время прогулки (конечно, если рядом нет сверстников, с которыми малышу хочется поиграть) или дома после обеда, удобно расположившись на диване.

Словарный запас

При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развития речи. Разговаривая с ребенком, выясните, насколько разнообразна его речь, какие слова он использует, часто ли употребляет глаголы, прилагательные, деепричастия. Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации (желательно, чтобы она была ему незнакома). Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Очень хорошо, если ответы ребенка не будут односложными, а речь будет грамотной и выразительной.

Предложите ребенку посмотреть на любой сюжетный рисунок и рассказать, что на нем изображено. Например, на рисунке – два мальчика, идущие по улице. Один из них держит в руках мяч. Оба выглядят расстроенными. Пусть малыш попробует предположить, что произошло с мальчиками. Помогите ему начать, если он затрудняется. Задайте вопросы, на которые он должен ответить:

• Что произошло с мальчиками?

• Почему у одного из них мяч?

• Почему они такие расстроенные?

• Что происходит?

• О чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?

• Что будет дальше?

Это задание рассчитано на пробуждение фантазии ребенка и его интереса. Все дети любят фантазировать и сочинять, а вот научиться грамотно выражать свои мысли сложнее. Однако, увлекшись, малыши охотно сочиняют целые истории. Понаблюдайте за речью ребенка и сделайте выводы.

Математические способности

Предложите ребенку поиграть с числами. Начинайте с простых вопросов, постепенно переходите к более сложным. При неправильных ответах стимулируйте малыша к размышлению. Итак, попросите ребенка:

• посчитать от 1 до 10;

• посчитать от 3 до 8;

• назвать число, которое стоит перед 5;

• назвать число, которое стоит после 4;

• назвать число, которое стоит между 5 и 7;

• сказать, из каких чисел состоит число 5 (приведите пример: 1 и 4);

• сказать, какое число на 1 больше числа 6;

• сказать, на сколько 5 больше 3.

А теперь приступаем к задачам. Предложите решить сначала такие простейшие задачки:

• У Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят?

• Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?

Затем усложняйте задачи, придумывая условия сами.

А вот вопросы, направленные на развитие памяти:

• Сколько медведей встретила в лесу Маша?

• Сколько гномов встретила Белоснежка?

• Сколько животных жило в рукавице?

Такие вопросы можете придумывать и задавать их после прочтения сказки или просмотра мультфильма.

Следующие задачки не совсем математические, они на внимание и сообразительность:

• На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?

• У одной вороны три крыла, а у другой на одно больше. Сколько крыльев у второй вороны?

Логическое мышление

Для проверки логического мышления попросите ребенка назвать одним словом три понятия или явления (предварительно приведите пример: стул, стол, шкаф – мебель). Возможны такие варианты:

• белка, еж, медведь;

• январь, июль, июнь;

• автобус, машина, трамвай;

• черешня, груша, слива, яблоко.

Задание посложнее: попросите ребенка найти лишнее слово:

• корова, лошадь, свинья, крокодил;

• стол, стул, шкаф, машина.

Придумывать подобные задания можно бесконечно. Используйте новые слова, которые малыш только что узнал из общения с вами или из книжек.

Вот еще одна группа вопросов, которые рассчитаны на детей 6–6,5 лет:

• Какое животное больше: лошадь или собака?

• Утром мы завтракаем, а днем…?

• Днем светло, а ночью…?

• Небо голубое, а трава…?

Составляйте вопросы в зависимости от уровня знаний ребенка. После тестирования подсчитайте количество правильных и неправильных ответов. Если ребенок верно ответил не меньше чем на 80 % вопросов, то это очень высокий результат, менее 20 % – низкий уровень развития, 10 % – очень низкий.

Психологическая готовность

Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно вы, родители, должны мотивировать его. Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе. Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к сознанию малыша, но и к его чувствам.

Как проверить, насколько эффективны такие беседы? Очень просто. Нужно выяснить, как ребенок относится к школе, учебе, учителям и самому себе. Предложите ему нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Задавайте косвенные вопросы типа: «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, ты пошел бы в школу?»

Малыш может сказать, что его привлекает в школе красивая форма, ранец и другие аксессуары. Другой вариант: он хочет пойти в школу, потому что там уже учится его друг. Это не столь важные причины. Нужно, чтобы у ребенка было желание учиться: писать, читать, считать, решать задачи.

Мама Никиты считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний и навыков для обучения в школе. Он вполне подготовлен интеллектуально и физически. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Если ребенок не хочет учиться, если отсутствует мотивация, интеллектуальная готовность не принесет желаемых результатов. Необходимо заботиться о формировании психологической готовности ребенка. Незрелые в социальном отношении ученики учатся неровно.

Шестилетняя Света не хочет идти в школу, потому что «в школе двойки будут ставить», «играть будет некогда», «в школе программа трудная».

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Позиция Светы – результат ошибочного воспитания. Нередко родители запугивают детей школой, что особенно вредит робким и неуверенным в себе детям. Например, говорят: «Даже двух слов связать не можешь» или: «В школе тебе одни двойки ставить будут». Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что первые шаги в школе будут нелегки для ребенка. Поэтому постарайтесь заранее формировать у малыша правильное представление о школе, учебе, самом себе.

Уровень мотивации

Степень желания учиться выясняется с помощью вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу?», «Что в школе интересного?», «Чем бы ты занимался, если бы не ходил бы в школу?».

Приведенный ниже тест построен на выборе одного из двух вариантов поведения. Перед тем как задавать малышу вопросы, настройте его на серьезный разговор и объясните суть задания. Обратитесь к ребенку с такими словами: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, которые ты должен внимательно слушать. Затем скажи, какой вариант ответа тебе нравится больше». Время не ограничивается.

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то согласился бы ты с таким предложением?

За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивации.

Самооценка

Тест «Лесенка»[3] используется для определения самооценки ребенка.

На рисунке изображена лестница, состоящая из семи ступенек (рис. 1). Из бумаги нужно вырезать фигурку мальчика или девочки. Скажите ребенку: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (покажите) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети; на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит мама? А папа? А воспитательница?»

Рис. 1

Считается нормой, если дети думают, что они «очень хорошие» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности. Как правило, это вызвано родительским безразличием или суровым воспитанием. Ребенок может прийти к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет, а так как он не может соответствовать всем требованиям взрослых, то начинает сомневаться в себе и в любви родителей.

Для нормального комфортного самоощущения, которое связано с чувством защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой) – на самую высокую ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими являются ответы, в которых родители ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Правильная самооценка – одно из условий психологической готовности школьника к обучению. На основе верной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Задание для родителей

На эти вопросы должны ответить родители.

• Внимательно ли ребенок слушает инструкцию?

• Понимает ли условия задачи?

• Сосредоточен ли он при выполнении работы?

• Волнуется ли?

• Встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое дело?

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Не стоит паниковать, если у ребенка с первого раза что-то не получается. Ваши переживания передаются малышу, и у него может появиться неуверенность в своих силах. Тогда и простые задания он будет выполнять с трудом. Проводите тестирование только в спокойной дружелюбной атмосфере.

Физическое состояние

Вы можете проверить физическое состояние ребенка с помощью определенных критериев. Крепкое здоровье необходимо, ведь учеба в школе потребует от малыша больших усилий: нужно рано вставать, проводить по 5–6 часов за партой, внимательно слушая учителя, а потом дома делать уроки. И так каждый день в течение недели. Чтобы проверить физическую подготовку ребенка, определите его показатели, вооружившись секундомером. Итак, ребенок должен:

• пробежать 30 м за 7–7,5 с;

• прыгнуть в длину с места на 100 см;

• прыгнуть в длину с разбега на 180 см.

Тесты Венгера

Слуховая память

Предложите ребенку запомнить 10 слов. Они должны быть простыми и короткими, например: кот, ель, дом, зима, игла, мост, брат, конь, очки, стул.

Нормально, если ребенок с первого раза запоминает 4–5 слов, а после 3–5 повторов – все 10 слов. Если малыш даже после 5 повторов не способен запомнить все слова, это может свидетельствовать о слабой нервной системе. Обычно у таких детей проблемы со вниманием.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Если ребенок не хочет заниматься, не ждите от него хороших результатов. Он не сможет запомнить слова и после 20 повторов, но водить к невропатологу его ни к чему. Лучше подумайте, в чем дело. Может быть, малыш недостаточно отдохнул или плохо себя чувствует? Возможно, он просто устал от занятий и сейчас думает о чем-то своем: об игре, мультфильме, прочитанной книге. Определите его настроение и попытайтесь найти компромисс между его «не хочу» и вашим «надо». Малыш еще не понимает слова «надо». Оно вызывает у ребенка протест. Ваша задача сделать так, чтобы ваше «надо» стало его «хочу», то есть нужно заинтересовать малыша, причем не конфетой, а самим процессом учебы.

Зрительная память

Вырежьте из бумаги 10 разных картинок и покажите их ребенку (каждую в течение 5–6 секунд). Показав все картинки, попросите малыша назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. Оценивая результат, обратите внимание на то, есть ли повторы, встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали. Хороший результат – 8-10 правильных ответов, неудовлетворительный – меньше 5.

2

Типичные школьные тесты

Тесты, приведенные ниже, используются детскими психологами при поступлении ребенка в школу. Конечно, каждый психолог выбирает какой-то один тест. Вы можете использовать для подготовки все тесты, но не сразу, а постепенно, с перерывами. Такую проверку нужно проводить только после оценки общего уровня развития ребенка, то есть после положительных результатов домашнего тестирования.

Пусть у ребенка во время работы будет хорошее настроение. Сначала задавайте легкие вопросы, затем – посложнее. Можно использовать не все тесты, а только те, которые больше понравятся.

Элементарный тест

• Попросите ребенка нарисовать человека и решить, кто это будет: мальчик, девочка, дядя или тетя. В идеале должны быть уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

• Напишите на нелинованном листе бумаги прописными буквами фразу: «Ей дан чай». Попросите ребенка внимательно посмотреть на нарисованные буквы и написать точно такие же в таком же порядке. Самый высокий балл можно дать, когда есть полная схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала по размеру, но не больше чем в два раза. Ребенок должен выделить заглавную букву, которая будет выше остальных.

• Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если вы увидите точное воспроизведение образца, то задание выполнено успешно. Понаблюдайте, насколько серьезны ошибки.

Степень психосоциальной зрелости
[4]

Вопросы делятся на простые и контрольные. К контрольным относятся вопросы 5, 8, 15 и 22. Когда вы будете оценивать результаты, ответы на контрольные вопросы оценивайте отдельно.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Что бывает раньше – обед или ужин?

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда катаются на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Зачем в школе нужны парта, звонок?

16. Что делают почтальон, врач, учитель?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше – 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка результата

Простые вопросы

За полный ответ ребенок получает 1 балл. За правильные, но неполные ответы – 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха». Неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».

Контрольные вопросы

Вопрос 5. Ребенок может сказать, сколько ему лет – 1 балл; правильно называет месяц – 3 балла.

Вопрос 8. За полный домашний адрес с названием города – 2 балла, за неполный – 1 балл.

Вопрос 15. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопрос 22. За правильный ответ – 2 балла.

Вопрос 16 оценивается совместно с вопросами 15, 22. Если ребенок набрал 3 балла за вопрос 15 и положительно ответил на вопрос 16, у него сильная мотивация к обучению в школе.

Общая оценка

• 24–29 баллов – высокий уровень психосоциальной зрелости.

• 20–24 баллов – средний уровень психосоциальной зрелости.

• 15–20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости..

Общительность

Общительность ребенка определяется в детском саду воспитателем во время коллективных игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше его коммуникативность.

• 10 баллов – сверхактивный: постоянно тормошит сверстников, вовлекая в общение.

• 9 баллов – очень активный: вовлекает других в игры и общение, охотно идет на контакт.

• 8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников.

• 7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, но не вовлекает других.

• 6 баллов – позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать в играх не отказывается.

• 5 баллов – скорее пассивный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх.

• 4 балла – пассивный: участвует в играх, если его настойчиво приглашают.

• 3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

• 2 балла – замкнутый, не реагирует на сверстников.

Тест Керна – Йерасека

Этот тест определяет уровень психического развития и мыслительных способностей.

Тест состоит из четырех частей.

1. Рисунок человека (мужской фигуры).

2. Копирование фразы.

3. Срисовывание точек.

4. Ответы на вопросы.

Рисунок человека

Попросите ребенка нарисовать дядю так, как он может. Не поправляйте малыша в процессе его работы, не подсказывайте ему.

1 балл. Нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова соединяется с туловищем шеей; голова меньше туловища; на голове – волосы, головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).

2 балла. Выполнение всех предыдущих требований, кроме синтетического способа рисования. Вариант: синтетический способ присутствует, но не нарисованы шея, волосы, пальцы. Лицо должно быть полностью прорисовано.

3 балла. Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов. Отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей.

Копирование фразы

На листе бумаги напишите прописными буквами (первая буква – заглавная): «Он ел суп». Попросите ребенка внимательно посмотреть на эти слова и переписать их. Укажите место, где надо написать фразу (ниже образца).

Обязательно скажите ребенку: «Перепиши так, как сможешь», тогда он не будет волноваться.

1 балл. Хорошо и полностью скопирована фраза; буквы могут быть несколько больше образца, но не в два раза; первая буква – заглавная; расположение слов на листе – горизонтальное (возможно небольшое отклонение).

2 балла. Образец скопирован разборчиво; буквы могут быть больше, строчка может уходить вверх или вниз.

3 балла. Надпись разбита на три части, можно понять хотя бы четыре буквы.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

Рис. 2


5 баллов. Неразборчивые каракули.

Срисовывание точек

Нарисуйте 9 точек, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали (рис. 2). Попросите ребенка внимательно посмотреть на точки и нарисовать рядом точно такие же.

1 балл. Точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка (увеличение недопустимо).

2 балла. Количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до 3 точек на половину расстояния между ними.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше чем в два раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка на 180 градусов.

4 балла. Рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов. Каракули.

После оценки каждого из трех приведенных выше заданий все баллы суммируются.

• 3–6 баллов – высокий уровень готовности.

• 7-12 баллов – средний уровень готовности.

• 13–15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

Тест-опросник

Этот тест состоит из вопросов и определяет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы.

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

• лошадь – 0

• собака —5

2. Утром мы завтракаем, а днем…

• обедаем, едим суп, мясо – 0

• ужинаем, спим и другие неправильные ответы —3

3. Днем светло, а ночью…

• темно – 0

• неправильный ответ —4

4. Небо голубое, а трава…

• зеленая – 0

• неправильный ответ —4

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – что это?

• фрукты – 1

• неправильный ответ —1

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

• чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. – 0

• неправильный ответ —1

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург (назвать любые города)?

• города – 1

• станции – 0

• неправильный ответ —1

8. Который час (показать на часах, настоящих или игрушечных)?

• правильно показано время – 4

• показан только час или четверть часа – 3

• неверно – 0

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

• щенок, ягненок – 4

• один правильный ответ – 0

• неправильные ответы —1

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них общего?

• на кошку, потому что у них по четыре ноги, шерсть, хвост (достаточно одного признака) – 0

• на кошку (без объяснения) —1

• на курицу —3

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

• указано две причины (тормозить при спуске с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д.) – 1

• одна причина – 0

• неправильный ответ —1

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

• два признака (они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д.) – 3

• один признак – 2

• неправильный ответ – 0

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?

• это животные (или два признака: у них четыре лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д.) – 3

• один признак – 2

• неправильный ответ – 0

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты различил их, если бы они лежали перед тобой на столе?

• у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) – 3

• винт ввинчивается, а гвоздь забивается (или у винта есть гайка) – 2

• неправильный ответ – 0

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис – это…

• спорт (физкультура) – 3

• игры (упражнения, гимнастика, состязания) – 2

• неправильный ответ – 0

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

• три наземных транспортных средства, а также самолет или корабль – 4

• только три наземных транспортных средства или также самолет или корабль, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться – 2

• неправильный ответ – 0

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

• три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) – 4

• одно или два различия – 2

• неправильный ответ (у него палка и т. д.) – 0

18. Почему люди занимаются спортом?

• по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не быть толстыми и т. д.) – 4

• одна причина – 2

• неправильный ответ – 0

19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?

• остальные должны работать за него – 4

• он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить – 2

• неправильный ответ – 0

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

• так платят за пересылку этого письма – 5

• тот, кто получит письмо, должен был бы заплатить штраф – 2

• неправильный ответ – 0

Оценка результата

• 24 и выше – высокий уровень вербального интеллекта (кругозора).

• От 14 до 23 – уровень выше среднего.

• От 0 до 13 – средний уровень.

• От-1 до-10 – уровень ниже среднего.

• От -11 и меньше – низкий уровень.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Школьные тесты-собеседования

Уровень подготовки ребенка к школе можно определить не только по результатам тестирования, но и в процессе собеседования. Для многих детей этот способ предпочтительней, поскольку не требует слишком большого напряжения. Профессиональный педагог-психолог сумеет так разговорить малыша, что тот сам расскажет все, что знает. Поэтому ваша задача – настроить ребенка на доброжелательную беседу с учителем.

В процессе собеседования педагог попросит малыша выполнить разные задания, внимательно отмечая то, как он слушает, отвечает на вопросы, реагирует на просьбы.

Что же захочет выяснить учитель во время собеседования?

1. Развитие памяти (при попытке запомнить 10 слов нормальным считается запоминание 6 слов и более).

2. Чистоту произношения (умение повторить сложное слово, различать звуки в словах).

3. Развитие речи (словарный запас, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное).

4. Произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь).

5. Готовность руки к письму (умение скопировать несложный рисунок или простую фразу).

6. Умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу).

7. Развитие логического мышления (умение найти сходство и различие, обобщать).

8. Пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет).

9. Общую осведомленность ребенка об окружающем мире.

10. Элементарные математические навыки (счет до 10, умение решить несложную задачу с помощью предметов).

11. Интерес ребенка к школе.

12. Коммуникабельность и умение общаться с незнакомыми взрослыми и детьми.

В каждом конкретном случае педагог сам определяет, сможет ли ребенок нормально учиться в школе. Неумение выполнить какое-то одно или несколько заданий еще не говорит о неготовности малыша. Возможно, по общей эрудиции и логическому мышлению он даже опережает своих сверстников, а какая-то область знаний ему неинтересна.

Ребенка считают не готовым к школе, если он:

• настроен только на игру;

• недостаточно самостоятелен;

Конец ознакомительного фрагмента.