ЧАСТЬ I
Критерии готовности ребенка к школе
Уровень образования в различных учебных заведениях далеко не одинаков. Соответственно и требования к поступающим в первый класс детям будут разными. Если в обычной школе проведут формальное тестирование и, невзирая на результаты, примут, то в элитной гимназии потребуют знания английского языка, да еще и математики в придачу.
Родители, как правило, не задают вопросов о том, законны или нет такие требования, – ведь их никто не принуждает отдавать сына или дочь в самое лучшее учебное учреждение. Но они хотят дать хорошее образование своему чаду и поэтому идут на все.
Разумеется, не подготовив малыша соответствующим образом, вы создадите для него стрессовую ситуацию в школе, если он окажется «хуже всех». Естественно, желания учиться у него не прибавится. Скорее наоборот – оно исчезнет навсегда, а весь потенциал малыша останется нереализованным.
Часто родители нанимают репетиторов, сами занимаются с ребенком. И это правильно, но только при условии, если малыш будет социально адаптирован и физически здоров. Иначе учебная нагрузка может сыграть роковую роль: ребенок надорвется и надолго охладеет к обучению.
Выбирая школу, взвесьте все «за» и «против», не прельщайтесь тем, что вам обещают вырастить полиглота с математическим уклоном. Адекватно оцените возможности малыша, а также количество времени, которым располагаете. Если вы задумали дать ребенку блестящее образование, начинайте готовить его уже с рождения. Для подготовки к обычной школе достаточно года при условии нормального развития ребенка.
Оценить способности малыша помогут тесты. В редких случаях (при поступлении в элитные гимназии) используют специальное тестирование. Обычно применяют стандартные тесты, иногда повышенной сложности, которые вы найдете в нашей книге.
Главное, вы должны знать о том, каковы критерии оценки. Это знание необходимо вам больше, чем учителям, – ведь это ваш ребенок идет в школу. Там ему должно быть комфортно, интересно и не скучно. Учеба не должна отнимать у ребенка последние силы, – ему нужно заниматься спортом и реализовывать способности и таланты. Тогда жизнь малыша будет насыщенной и интересной.
Итак, какие же существуют критерии?
Во-первых, необходим определенный уровень интеллектуального развития. Ребенок должен не только иметь хороший запас знаний, но иметь представление об окружающем мире и уметь ориентироваться в нем. Недостаточно заучивания информации, необходим навык логического мышления, развитие памяти и психики. Малыш должен понимать, чего хотят от него учителя или родители.
Во-вторых, ребенок должен быть физически здоров. Часто болеющим детям трудно справиться со школьной нагрузкой, поэтому их не стоит отдавать в школу с шести лет. Вам надо закаливать своего малыша, укреплять его здоровье. Помните о том, что ему предстоит стресс, ведь учеба в школе – это не игры в детском саду.
В-третьих, психологическая и эмоциональная готовность. Критерий подразумевает хорошее состояние нервной системы, психическую стабильность, а также желание идти в школу, что очень важно, ведь если ребенок не хочет учиться, все ваши усилия будут напрасны. Наличие желания – огромный стимул для учебы, залог успеха.
Не пытайтесь стимулировать малыша с помощью обещаний типа: будешь хорошо учиться – купим тебе дорогую игрушку, пойдешь в школу – у тебя будет красивая форма. Ребенку должны быть интересны школьные предметы, новые друзья.
Четвертый критерий — социальная адаптация, то есть способность к общению со сверстниками и учителями, умение слушать, быть внимательным в течение всего урока. Ребенок может обладать высоким интеллектуальным уровнем, но быть не подготовленным социально. В этом случае лучше отдать малыша в школу на год позже, иначе ему будет трудно учиться.
ЗНАЙТЕ СВОИ ПРАВА
Тестирование в школе – это первый экзамен для малыша, серьезное испытание. Даже хорошо подготовленный к школе ребенок может растеряться во время тестирования. Допустим, родители уверены в своем чаде и непременно хотят отдать его именно в определенное учебное заведение, а ребенку отказали в приеме. В этом случае пригодится знание своих прав и умение их отстаивать.
Тестирование проводят только для определения уровня подготовки будущего первоклассника. В некоторых учебных заведениях на основании результатов тестов принимают решение о приеме ребенка в школу. Знайте, что это незаконно. При любом уровне подготовки ваш малыш должен быть принят, если есть свободные места.
При поступлении в школу разрешено только собеседование, необходимое для того, чтобы равномерно распределить учеников по классам. Тестирование проводится только при наличии у администрации школы специального разрешения на эту процедуру. Вы имеете полное право присутствовать во время тестирования, чтобы ребенок чувствовал себя более комфортно. Чтобы малыш меньше стеснялся, отрепетируйте тестирование заранее. Приглашайте домой своих друзей, подруг, соседей. Пусть ребенок привыкает общаться, думать и излагать мысли вслух.
1
Интеллектуальная готовность
Когда Оле исполнилось шесть лет, ее мама стала подыскивать школу и остановилась на одной престижной гимназии. Она решила заранее подготовить дочку к собеседованию и приобрела необходимые тесты. Многие вопросы были довольно сложные, но время на подготовку было. Мама с энтузиазмом принялась за дело. Каждый вечер, приходя с работы, она усаживала Олю за стол и начинала объяснять и спрашивать.
Сначала Оле было интересно, вопросы попадались легкие. Девочка хорошо знала, какие бывают фрукты и овощи, чем отличается дуб от березы. Но она совершенно не ориентировалась в других областях. Например, оказалось, что Оля не может отличить трамвай от троллейбуса, потому что никогда не обращала на них внимания, а передвигалась в основном пешком или на машине. Мама терпеливо объясняла дочке, что трамвай ездит по рельсам, а автобус – по асфальту. Девочка тут же забывала ответы, ведь вопросов было очень много. Нужно было выучить отличительные признаки домашних и диких животных, знать, какие бывают профессии, уметь бегло читать. А у бедной Оли едва получалось соединять буквы. Мама сердилась и называла дочку глупой и бестолковой.
В результате Оля вовсе потеряла интерес к учебе. Она с ужасом ждала очередных занятий, плакала или упрямо молчала, когда ей задавали вопрос, и все чаще говорила, что не хочет идти в школу.
Тогда попытался вмешаться папа. Он стал рассказывать о том, почему осень сменяет лето, а весна – зиму, про солнце и звезды, но мама сказала, что нельзя отвлекать ребенка посторонней информацией. Она считала, что главное – выучить ответы на вопросы, и требовала, чтобы девочка запомнила все признаки времен года.
Старания мамы со временем все же увенчались успехом: Оля отвечала на вопросы почти без запинки. Но на собеседовании в школе она так испугалась, что все забыла. Увидев, что девочка нервничает, учительница решила ей помочь и стала задавать наводящие вопросы. Но Оля даже не понимала, о чем ее спрашивают. Она никак не могла вспомнить выученные ответы, а мыслить логически ее никто не научил.
Девочку не приняли в гимназию, хотя мама уверяла учителей, что Оля «все знает». Маме посоветовали больше разговаривать с ребенком, чтобы дочка умела размышлять и формулировать свои мысли. Тогда, объяснила учительница, Оля сама найдет ответ на самый замысловатый вопрос, а не будет вспоминать заученное.
Итак, Олин папа оказался прав, когда объяснял дочке секреты мироздания, а не требовал зубрежки. Узнав много нового, ребенок сам бы запомнил все, что ему интересно, и задал бы много вопросов.
Формирование интеллекта, повышение эрудиции ребенка происходит только в процессе его общения со взрослыми – мамой, папой, родственниками, соседями, друзьями родителей. На все вопросы ребенка обязательно нужно ответить, и не кратко, а полно, но доступно и по возможности интересно. Так развивается память малыша, формируется мышление.
Простая зубрежка не помогает – наоборот, вредит. Если бы Оля поступила в гимназию, ей было бы очень трудно учиться, потому что ее интеллектуальный уровень оказался очень низким, несмотря на все мамины старания.
Что такое же такое интеллектуальная подготовка? Она состоит из двух частей. Необходима, во-первых, сумма навыков, то есть способность к обучению, и, во-вторых, определенный объем знаний.
Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами.
Будущий первоклассник обязан иметь определенный кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных.
Можно условно выделить три основные задачи, стоящие перед будущим первоклассником. Он должен:
1) знать о жизни своей семьи;
2) обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею пользоваться;
3) уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли.
Конечно, все эти требования относятся к определенному уровню. Если ребенок хорошо развит и много знает, вопросы тестов помогут ему структурировать свои знания, найти причинно-следственные связи между известными предметами и явлениями. Такая тренировка позволит малышу выйти на новый уровень, научит его мыслить и расширит кругозор.
Ребенок должен не только обладать определенной суммой знаний и использовать их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. Нужно уметь находить сходство и различие предметов или явлений, выделять главное.
Важно умение правильно говорить, составлять предложения, четко формулировать мысли. Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что он делал вчера, о прочитанной книге. Конечно, от него не требуется пространного рассказа с эпитетами и причастными оборотами. Но грамотно составить односложные предложения без слов-паразитов он уже в состоянии. При этом малыш должен выделять в рассказе главное и второстепенное.
Сенсорное развитие дошкольника предполагает способность исследования предметов, определения их геометрической формы.
В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы, а также переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дайте ребенку задание и проследите, сможет ли он не отвлекаться от дела в течение 10–15 минут. Если сможет, то это хороший показатель. Но учтите: задание должно соответствовать уровню знаний малыша и быть ему интересно, то есть необходима увлекательная игра, тогда у ребенка будет стимул.
В заключение перечислю трудности, с которыми ребенок может столкнуться в школе при изучении различных предметов.
Письмо. Письмо отнимает у детей больше всего времени и сил. Нужно научиться писать: во-первых, красиво, во-вторых – правильно. Это требует огромного внимания и усидчивости. Поэтому лучше заранее настроить ребенка на такую работу. Совершенно не обязательно, чтобы малыш в течение 45 минут сидел и выводил буквы. Время от времени просите ребенка несколько раз написать какую-нибудь закорючку, а затем покажите букву и попросите переписать ее.
ВНИМАНИЕ!
Не уделяйте много времени выполнению определенного задания. Ваша задача – научить ребенка учиться. Развивайте его мелкую моторику, для этого достаточно простых упражнений.
Кроме того, надо помнить, что детям, поступившим в школу раньше обычного времени, сложно осваивать математику. Этот предмет чаще всего не пугает родителей: подумаешь, два плюс два! Это серьезная ошибка.
Чтение. Во многих школах требуют, чтобы ребенок при поступлении уже бегло читал. Проверка скорости чтения начинается чуть ли не с первых уроков и носит характер соревнования. Дети, у которых самая высокая скорость чтения, выходят в лидеры, их хвалят. В начальной школе, особенно в первом классе, авторитет детей целиком и полностью зависит от их успеваемости, то есть от похвалы и одобрения учителей. Слова учителя для первоклассника важнее, чем слова мамы. Поэтому необходимо научить ребенка читать.
Математика. Сегодня почти все дети, приходящие в первый класс, умеют считать до десяти, складывать и вычитать. Этому их будут учить в первом классе. Но со второго класса начнется другая математика, более сложная. С этого момента у многих детей начинаются проблемы. Причина – отсутствие социальной подготовки. Ребенок выучил счет под руководством родителей, но не знает, зачем ему это нужно, и не стремится узнать. Поэтому малыш овладевает новыми знаниями с большим трудом. Совсем другое дело, если малыш вовлечен в процесс познания, сам хочет узнать, что такое деление и умножение. Еще раз напоминаю: не заставляйте ребенка зубрить, учите его добывать информацию самостоятельно, чтобы малыш испытывал естественную потребность в интеллектуальном развитии.
2
Психологическая готовность
Уже с пяти лет мама начала рассказывать Вите о школе. Она вспоминала свое детство, говорила сыну о том, какие у нее были учителя, как интересно проходили уроки, как много друзей у нее осталось со школьной поры, как было весело на переменках, на школьных праздниках. Мама рассказывала так интересно, что Вите хотелось быстрее пойти в школу. Ребенок полюбил чтение, потому что мама каждый вечер читала ему вслух. Витя постоянно задавал вопросы, ему хотелось узнать все новые и новые подробности. Мама читала сыну книжки о школе, потом они вместе обсуждали их.
Для Вити 1 сентября был самым лучшим праздником. Он надел новый костюм, блестящие ботиночки и пошел в школу. Там он сразу нашел себе новых друзей, быстро завоевал уважение учителей. Ему было интересно и легко. Процесс адаптации прошел незаметно, потому что ребенок знал, как надо себя вести. Поэтому каждое утро он встречал с радостью, ведь теперь он ходил в школу.
Витя был правильно подготовлен к школе. Школьную жизнь они с мамой «отрепетировали», с увлечением играя в школу. Без всякой зубрежки мама подготовила ребенка к школе так, что он мог справиться с любым тестом, ведь он умел думать, много знал и стремился стать хорошим учеником.
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки.
В школе у ребенка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
3
Эмоциональная готовность
Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда хотели.
Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает ее. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Многое зависит и от родителей. Везде обращайте внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это вы должны постоянно объяснять малышу, если он сам не понимает. Ребенок должен научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.
4
Социальная готовность
Владик очень рано научился читать, причем мама только показала ему буквы и дала в руки книжку. Чтение он практически освоил сам. В это время в семье появился младший брат, которому приходилось уделять больше времени, и родители радовались тому, что Владик всегда был занят и не требовал к себе внимания. Стремление к чтению у мальчика было настолько сильным, что он уже в шесть лет бегло читал. Поэтому родители решили отдать ребенка в школу.
Владик пошел в первый класс с удовольствием. Новые учебники он прочитал в первые же дни. И на уроках Владик тоже читал. Ему было неинтересно слушать учительницу, поэтому он читал учебник. В ответ на замечания Владик растерянно моргал глазами и не понимал, чего от него хотят.
В классе ребята быстро познакомились друг с другом, а Владик ходил один, вернее, с книжкой. Он забывал зашнуровать ботинки, собрать после урока учебники и тетради. Встречая мальчика из школы, мама часто не находила в его портфеле новеньких ручек, фломастеров и карандашей. В школе он забывал все – от дневника до носков. Маме приходилось разыскивать вещи сына в гардеробе.
Зато Владик первым заговаривал с учителями, даже давал свои советы. Некоторые учителя объясняли ребенку правила этикета, другие воспринимали это с улыбкой. Все понимали, что мальчику трудно и неуютно в школе, поэтому он ищет поддержки у взрослых и делает это так, как умеет. А как надо, его не научили. С детьми у ребенка не складывались отношения потому, что он не научился дружить, ведь все свое дошкольное детство он провел наедине с книгой.
Оказалось, что умение читать не помогло Владику стать полноценным учеником. Школьные требования были для него невыполнимы, а общаться с ровесниками и взрослыми его никто не научил. Конечно, он читал книги и многое узнавал из них. Но никакая книга не заменит человеческого общения, а этого как раз Владик был лишен. Если интеллектуальная готовность у мальчика была высокая, то социальная – крайне низкая, и это обрекло ребенка на одиночество.
В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе адекватно. Это означает:
1) способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
2) умение адекватно реагировать на замечания учителей;
3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Ребенок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и «должен». Без этого невозможен процесс обучения.
Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т. д.
Если вы правильно воспитываете малыша, то специальной социальной подготовки не требуется. Незрелый в социальном плане ребенок еще до школы обратит на себя внимание. Он не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (будет пугаться вопросов или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно корректировать поведение ребенка. Конечно, крики и обвинения только повредят. Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе. Если ребенок недостаточно подготовлен социально, показывайте ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.
ВНИМАНИЕ!
Ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как духовного и интеллектуального, так и физического, психического и социального. Поэтому больше общайтесь с малышом, играйте с ним и учите его жизни собственным примером.
5
Проверка уровня подготовки ребенка
Тестированию посвящена вторая часть книги. Задания, приведенные в этом разделе, помогут провести предварительную проверку и определить общий уровень подготовки. Тесты разработаны американскими психологами и адаптированы для российских школьников. Они помогут вам выяснить, в каком направлении необходимо работать.
• Владеет ли ребенок основными понятиями (правый – левый, большой – малый и т. п.)?
• Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации (например: вещи, которые могут и не могут катиться)?
• Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
• Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
• Был ли он в библиотеке?
• Вы регулярно читаете малышу книжки или рассказываете истории?
• Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник и т. п.)?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы (на столе, на стуле, на полу, у стены и т. п.)?
• Может ли малыш рассказать историю, описать происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
• Способен ли малыш участвовать в общем разговоре?
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться при выполнении заданий вместе с другими детьми?
• Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать, не перебивая?
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков (например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице)?
• Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
• Выглядит ли малыш здоровым, сытым и отдохнувшим?
• Может ли ребенок идентифицировать сходные и различные формы? Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли малыш различать буквы и короткие слова (например б – п, кот – год)?
• Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему показать сначала три картинки, а потом одну убрать?
• Может ли ребенок назвать хотя бы 6–8 названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
• В состоянии ли ребенок различать на слух слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес – вес)?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
• Есть ли у ребенка желание посмотреть книги?
• Внимательно ли он слушает, когда вы читаете ему вслух?
• Задает ли ребенок вопросы о значении слов?
Может ли ваш ребенок:
• объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
• изъясняться связно (например, «Покажи мне…»)?
• понимать смысл того, о чем ему читают?
• четко выговорить свое имя?
• запомнить свой адрес и номер телефона?
• писать карандашом или мелками на бумаге?
• пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
• вырезать что-то ножницами с тупыми концами, ровно и не поранившись?
• слушать и следовать полученным указаниям?
• быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
• сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
• радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
• положительно оценивать себя (я – человек, который многое может)?
• поддерживать разговор, когда взрослые меняют его тему?
• проявлять интерес к окружающим его предметам?
• ладить с другими детьми?
6
Оценка родительского восприятия малыша
Следующий тест не используется в школах, но он необходим для того, чтобы вы проверили свое отношение к ребенку. Возможно, оно слишком предвзятое, и вам необходимо снизить свои требования, чтобы не повредить самооценке малыша (нельзя постоянно заставлять ребенка заниматься и требовать от него только хороших результатов).
Иногда родители не замечают, как придирчиво относятся к своему чаду, желая видеть его вундеркиндом, а ведь ребенок это прекрасно чувствует и стремится соответствовать вашему идеалу. Это создаст ему большие проблемы в школе. Малейшая оплошность будет восприниматься им как трагедия. Кроме того, такая позиция родителей легко приводит к детской лжи. Ребенок начинает обманывать маму с папой из боязни разрушить тот идеальный образ, который они создали.
Проверьте свое отношение к ребенку и будьте бдительны! Отвечайте на вопросы предельно честно, ведь это нужно только вам.
Этот тест поможет вам понять, правильно ли вы готовите малыша к школе. Не отчаивайтесь, если что-то в ответах не удовлетворило вас, ведь еще есть время исправить ситуацию. Главное – знать о своих ошибках и вовремя исправить их. В тесте приведены не только вопросы, но и правильные ответы. Проверьте, совпадают ли они с вашими.
1. Нравится ли вам ваш малыш?
2. Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли вы на малыша, когда он с вами говорит?
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он рассказывает?
5. Исправляете ли вы речь малыша?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли вы вместе с ним?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
12. Есть ли у малыша собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
15. Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
16. Стараетесь ли вы опередить малыша и сказать за него то, о чем его спрашивают посторонние люди, например врач или продавец в магазине?
17. Смотрите ли вы познавательные телепередачи вместе с ребенком?
18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли вы возможности ребенка смотреть телевизор?
20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
21. Ходите ли вы вместе с ребенком в театр, музей, зоопарк?
Правильные ответы
1. Да. (К ребенку надо хорошо относиться, независимо от его успехов, то есть оценивать результаты, а не его самого.)
2. Да. (Ребенку необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он чувствовал себя личностью.)
3. Да. (Это говорит о вашей искренней заинтересованности.)
4. Нет. (Совершенно не обязательно преувеличивать то, что для малыша является естественным и нормальным, иначе ребенок будет считать, что он – пуп земли.)
5. Да. (В корректной форме, не перебивая и не передразнивая.)
6. Да. (На ошибки имеет право любой человек.)
7. Да. (Только тогда ребенок почувствует вашу любовь и внимание, которые ему необходимы.)
8. Да. (Общий смех сближает, помогает установить доверительные отношения с малышом.)
9. Да. (Это самый лучший способ обучения.)
10. Да.
11. Да. (Малыш чувствует, что вам не безразлична его деятельность, это укрепляет его уверенность в своих силах.)
12. Да, много. (У ребенка должна быть своя библиотека, которую вы помогаете ему собирать, начиная с самого раннего возраста.)
13. Да. (У малыша обязательно должен быть хотя бы свой угол со столом и местом для игрушек, а лучше – отдельная комната.)
14. Да. (Личный пример больше всего влияет на успех обучения и стремление ребенка к знаниям.)
15. Да. (Общение плюс личный пример – слагаемые успеха.)
16. Нет. (Ребенка надо приучать к самостоятельности, лучше подождать, пока он справится с волнением, чем торопить или говорить за него.)
17. Да. (Так ребенок чувствует вашу поддержку и ваш интерес.)
18. Да. (Вы стимулируете его логическое мышление.)
19. Да. (Ребенок не должен смотреть все передачи без разбора, смотреть телевизор лучше не больше 30 минут в день.)
20. Да. (Во время прогулок можно многому научить малыша и много рассказать ему, да и наблюдение за ребенком в процессе игры со сверстниками дает вам возможность скорректировать его поведение путем мягкой ненавязчивой беседы или ролевой игры.)
21. Да. (Все это необходимо для разностороннего развития ребенка, повышения его эрудиции.)