Дом грома. О воздушных замках
Между небом и землей есть город, но город не простой. Его окружает глубокий ров, заполненный водой, но и вода эта особенная. Но чем же необычны этот город и обрамляющая его влага? Вот тебе история, повествующая об этом.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-поживал король. Его могущество было беспредельно: он назначал послушных ему людей править окружающими, но сам не хотел даже слова молвить в защиту тех, кого отправляли его помощники на казнь. Не любил король своих подданных и делал так, чтобы склоки из их повседневной жизни его не касались. Так надеялся он провести остаток дней своих в тишине и неге. Но была одна забота, которую не мог он поручить кому-либо, – его дочь Несмеяна. Вышло так, что не получалось у него развеселить свою дочку, и все казалось ей скучным и пресным. Что же ему было делать, как преодолеть эту трудность? Вот и решил он однажды испытать несколько способов.
Сначала король попробовал сам ее рассмешить, выдумывая забавные истории, но не показались его сказки Несмеяне веселыми.
Тогда король решил пригласить скоморохов, да шутов в свой замок. Но побаивались те нести в дом владыки веселье, ведь за неуместную шутку и ответить придется. Да и не приходилось им самим радоваться в стенах замка, как же тогда сможет возникнуть там смех?
Оказался король в замешательстве. Как же ему рассмешить свою дочь, если никто и не помнит о радости в стенах его жилища? Почему же не придет радость да не постучит в ворота, что удерживает ее у высоких гранитных стен? Что препятствует её движению? Ведь нет законов, принятых королем, о ее запрете. Не мешает он радости грозным окриком. Все есть у него для ее явного присутствия: и ковры расстелены, и мебель позолочена, но не заходит она в его дом – отворачивается.
…Вроде бы все думы передумал купец, а не получалось у него путь свой мимо замка короля направить. Хоть и побаивался он здешнего владыку, да не мог просто так уйти. Ведь есть у него товары, которые только королю и доступны, и где же как не в самом замке искать покупателя? Так решил он и пошел прямою дорогою.
Не ожидал король столь странного гостя, осмелившегося предлагать ему свой товар. Не рисковали другие купцы отвлекать короля от его великих мыслей созерцанием безделиц. Правы были они – не поздоровилось бы им в случае такого неуважения. Но сейчас обстоятельства складывались совсем иные. Вдруг купец принесет в дом короля то, что действительно ему так необходимо? Не получилось у короля дочку развеселить, быть может, вещицы заморские отогреют сердце принцессы? Не стал король отказывать купцу – разрешил ему товары разложить, да дочь пригласил на них полюбоваться. Смелости тогда не хватило ему признаться самому себе, что не шелка с самоцветами он дочери показать хочет, а приглашает полюбоваться на заезжего красавца. Ведь купец был интересен не только драгоценностями, но и сам был под стать им: и лицом не дурен и фигурою.
Наблюдал король за купцом с веселым любопытством. Настроение королевское передалось ли подданным, или купец незаметно для окружающих пронес с собой в замок радость, но стал он гостем необычайно желанным. Вот хвалит купец товар да приговаривает: «Не дано любому мой товар купить, а лишь тому, на кого сердце мое укажет. Коль почувствует оно, что пойдет вещь в руки человека, который обладать ею хочет, то продастся товар. А иначе он бесполезным стать может – обузой для покупателя».
Рассуждал купец о своих вещах как их заботливый друг и товарищ. Бережное отношение к тому, чем он владел, передалось даже королю. Ведь и он обязан защищать интересы тех, кто находится под его властью. Так ли внимателен он был к окружающим, помогал ли им найти свой путь в этом мире? Ведь король несет бремя ответственности за все случившееся с простыми людьми. Принимая корону своего отца, задумывался ли он об этом?
Так встреча купца с королем стала тем новым, что несет перемены. Не прошло бесследно и знакомство с королевской дочкой. Не показался ей товар чем-то примечательным, но нашла она заботу купца о его судьбе весьма занятной. «Вот, – рассуждала она, – если он о вещах так беспокоится, как же будет оберегать тех людей, кто ему действительно дорог?» Поинтересовалась она у окружающих и выяснила, что купец путешествует всегда один. Лишь редкие слуги помогают ему вести караваны из дальних стран, но нет рядом с ним никого, кто о нем самом позаботится. Таков закон его странного пути – быть одному там, где нужно, но не дольше, чем это требуется.
И решила Несмеяна окружить купца заботою. Пусть и он увидит доброжелательное внимание с ее стороны. Не может же он, так трепетно охраняющий судьбу вещей, не почувствовать этого. Стала она потчевать купца всякими яствами, да истории о его походах выспрашивать и сама не заметила, как в ответ на его рассказы заулыбалась. Ведь теплее стало у нее на душе, когда узнала это новое для себя правило – забота об окружающих. Пробудилось в ней оно, заиграло, растеклось по жилам нежностью, пробежало по телу волной, и внезапно к купцу вернулась. Тут и купец стал по-новому на Несмеяну поглядывать. Ведь теперь не товары занимали его ум, а королевская дочь.
Король, внимательно наблюдая за происходящим, недоумевал все больше и больше. И ему стало интересно узнать, что же тут происходит, но не смог понять он этого как не силился. Возмущаться даже начал, но увидев улыбку на устах своей дочери, тоже заулыбался, с удивлением озираясь по сторонам.
Так бы и закончить эту историю про то, как забота одного человека об окружающих, отдается теплом в сердцах других и рождает ответную волну, но не пришло еще время. Ведь не ушел наш купец в путь, хоть и товар весь распродал.
Но продолжим наше повествование. Стал купец размышлять над тем, как дочь королевскую замуж звать, да так, чтобы отец ее не разгневался. Не нужно купцу было королевское приданное, а без него вроде и свадьба не свадьба. И решил он сам королю подарок сделать, да такой, чтобы на него никто обидеться не смог: ни король, ни его слуги. И тогда задумал он замок соорудить, чтоб не был он обычным жильем, а тем, что глаза и сердца радует. Непривычной была эта затея. Не строили раньше замков, чтоб не извлекать из них пользу, а только красотою удивлять.
Обратился купец за помощью к земле, и произошло невероятное: стены нового замка от земли потянулись к небу. Но попросил купец, чтобы и небо послало свою частичку земле – ведь именно через это свойство небес – отдавать и заботиться нашел купец свое счастье. Не понаслышке он знал, как это бывает. Невозможно правильно помогать другим, изливая на них свою заботу, если ты не прочувствовал ранее, как это делают небеса. Так и получилось у купца: камни стен росли вверх, свет светил опускался вниз. И засиял замок прозрачностью красок и получился он столь утонченным, что взлетел и повис над землей, не сливаясь полностью с небом.
Много воды с той поры утекло, но и теперь во время грозы некоторым из нас удается увидеть его силуэт, освещенный вспышками молний. А глаза внимательного наблюдателя сквозь потоки дождя способны разглядеть даже целый город. Вспоминают тогда люди эту историю и задумываются: «Неужели и нам нужно плакать да рыдать, чтобы пришел тот, кто преподаст нам урок заботы? Разве мы сами без подсказок со стороны не способны строить храмы любви среди ливней и бурь? Ведь заслуга купца совсем не в том, что он рассмешил дочь короля, а в том, что его забота о других помогла изменить мир, сделав его добрее и радостней».