Вы здесь

Территория сказки. Сказки для взрослых, помнящих о своём детстве. Король и воздушный шар (Дмитрий Болесов)

Король и воздушный шар

В некотором царстве, в некотором государстве не принято было королей и принцев превозносить. Считалось, что правители должны быть неизвестны широкому люду и иметь возможность незаметно путешествовать, переодеваясь в различные одежды, выдавая себя за обычных путников или музыкантов. Это позволяло им лучше узнавать окружающий мир и принимать умные решения. Ну и жителей той страны это тоже дисциплинировало – ведь неизвестно было, кому торговец пытается продать свой залежавшийся товар – проезжающему мимо деревенскому дурачку или принцу, а может быть и самому королю. Все торговцы опасались сомнительных сделок и старались вести себя максимально доброжелательно.


Однажды на широкой улице, заполненной прилавками с товарами, в одном из тех провинциальных городков, чьи границы незаметно переходят в вольную степь, предлагался необычный товар. Это был аппарат, способный переносить по воздуху различные грузы. Но продавался он в разобранном виде и никто не мог гарантировать, что сможет он подняться ввысь.


И решил король поинтересоваться его стоимостью и надежностью. Приехал он к торговцу под видом одинокого странника и начал все выяснять. Выспрашивал и про то, кто и когда летал на нем, что смог понять, увидеть, какие добродетельные качества развил в своем сердце, но ответы продавца были уклончивы. Говорил он, что вещь в хозяйстве нужная, но как пользоваться ей, он и сам толком не знает, – продает только.


Проявил тогда король интерес к мастеру, сумевшему изготовить это диво дивное. Ведь не стал бы торговец попросту продавать товар, не имея надежного поручителя в том, что товар его пригоден к использованию. И вынужден был продавец назвать имя того мастера, который давно уже отошел от дел: сидит он у себя дома за дубовым столом, да чаек попивает вприкуску с колотым сахаром, и думать больше не думает о том, чтобы строить летательные аппараты. В чем причина, решил узнать король, почему человек, сумевший подняться как птица в воздух, не мечтает больше о полетах, а сидит возле земли, да чайком себя балует?


Направился он к мастеру. Подъехав к его дому, слез с коня, поклонился оземь вышедшему к нему навстречу старцу и предложил ему рассказать свою историю о полете и о том, почему не мечтает он больше о запредельном. И поведал ему старик:


– Молод я был, горяч, и казалось мне, что полет птицы дает больше свободы, нежели обычная жизнь простого человека. Думал, что научившись летать, смогу избавиться от всего того, что сдерживает мои истинные проявления, мешает стать самим собой, что окружающие люди и вещи удерживают меня в рамках, которые я считал тогда для себя совершенно неестественными. И только полет, равный птичьему, освободит меня из-под влияния окружающего мира.


Долго готовился он к своему необычному путешествию. Изучал различные ткани и способы их соединения между собой таким образом, чтобы газ в созданном им шаре, нагретый солнцем и пламенем, подхватил его с поверхности земли и унес подобно птице в синеву, туда, где нет ограничений, где воздух легок и чист и только небеса определяют правила.


И вот этот миг настал. Удалось соединить несоединимое: горячий воздух, упругость легких полотен, способных удерживать тепло, благоприятный солнечный день… И взлетел он, влекомый ветром, туда, где ожидал получить награду за удачную выдумку, за свой подвиг.


Оторвавшись от земли, наблюдая, как меняется привычный ландшафт, мастер не смог разорвать связи своего сердца с тем, что было для него родным и милым. И чем дальше уносил его воздушный шар, тем сильнее в его душе натягивались упругие струны печали, навевая тоску по утерянному.


И понял он, что отделяясь от того, что ему действительно дорого, теряет он мир, в котором может быть самим собой, заполняя его своим присутствием, совершая поступки. Улетая из него в воздушное пространство, не имеющее границ, он становится всего лишь одной из частичек того, что разносится ветром по дальним странам как ненужное в своем краю.


Он осознал, что если и дальше будет отдаляться от родного дома, то никчемность его усилится и сделает его обычным воздушным мусором, – он окончательно потеряет себя и свое место в этом мире, способность совершать действия, достойные его и тех задач, которые перед ним жизнь поставила.


Умудрился наш изобретатель опуститься на землю, да домой вернуться. Много с той поры он полезного сделал: обустроил свой мир так, как посчитал нужным, раздвинул те границы, которые стали помогать ему в его работе, обозначая ту территорию, на которой он мог творить доступные ему чудеса. А шар свой отдал торговцу, который уже многие-многие годы пытается его продать, но никак не найдет покупателя, ибо кто из разумных людей захочет потерять себя и свое место в этом мире, обменять судьбу человека на судьбу птицы.


С благодарностью воспринял эту историю король и, наполненный новой мудростью, отправился к себе в замок. Возможно и сейчас он сидит за большим дубовым столом, пьет чай вприкуску с колотым сахаром, вспоминает того путешественника и говорит: «Да, обустраивать нужно жизнь вокруг себя. Пусть и кажутся тесными рамки окружающего нас мира: для кого-то мала изба, кому-то и царство может показаться слишком маленьким, но нет никакой необходимости изменять свой человеческий удел. Граница, отмеренная каждому человеку – она ведь на то и дается, чтобы смог он напрячь все свои силы, попытался хоть что-то изменить к лучшему из того, что находится в зоне его ответственности, а не удалялся от существующих проблем подобно птице бездомной, спасающейся от своего маленького одиночества в глубоком, бескрайнем небе».