А
SWOT-АНАЛИЗ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
A/B-ТЕСТИРОВАНИЕ – (см. Сплит-тестирование) – А-КОНТО
(от итал. a conto – в счет платежа) предварительный расчет импортера с экспортером за проданные товары в виде оплаты импортером счетов экспортера.
А-ФОРФЭ (франц. a forfait – поставка) – финансирование международной торговли путем учета переводных векселей без права регресса, то есть покупатель векселя принимает на себя весь риск неплатежа и не может предъявить претензии предыдущему держателю.
АБ ОВО (от лат. ab ovo – от яйца, начни сначала, начни с нуля; в Древнем Риме было правило: любую трапезу начинать с яйца) – выражение, свидетельствующее о начале биржевой деятельности в том случае, если предыдущая сессия была неудачной.
АБАНДОН (от франц. abandon – отказ) – отказ лица, застраховавшего имущество (страхователя), от своих прав на это имущество и передача этих прав страховщику с целью получения от него полной страховой суммы. Как правило, страхователь-владелец прибегает к абандону в случаях пропажи или гибели своего имущества или его повреждения в такой степени, что восстановление представляется нецелесообразным.
АБЕКОР – сокращенное обозначение названия «Ассоциированные банки Европейской корпорации». Абекор представляет международное банковское объединение, способствующее межбанковскому обмену информацией и осуществляющее научные исследования в области экономики, финансов, банковского дела. Создано в 1971 г.
АБОНЕМЕНТ – 1) заранее приобретенное, полученное право пользоваться в течение фиксированного срока услугами, благами, посещать отдельные заведения. Например, библиотечный абонемент; 2) документ, удостоверяющий указанное право.
АБОНЕМЕНТНАЯ ПЛАТА – плата, вносимая организациями, предприятиями, гражданами за многократное, длительное пользование предоставляемыми услугами, получение абонемента.
АБОНЕНТ (от франц. abonner – подписываться) – потребитель, пользователь распространенного вида массовых услуг; лицо, обладающее абонементом. Например, абонент телефонной сети – лицо, пользующееся услугами телефонной связи.
АБОНЕНТСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ – обязанность абонента оплатить уже предоставленные ему услуги, срок оплаты которых истек. В случае, если абонент не погашает задолженность, он может быть лишен права дальнейшего получения услуг, а задолженность может быть взыскана в судебном порядке.
АБСЕНТИЗМ (от лат. absentia – отсутствие) – 1) отсутствие собственника, форма землепользования, при которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли; 2) отсутствие работника на работе, невыход на работу без уважительной причины.
АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ – семья считается абсолютно бедной, если ее доход менее чем в три раза превосходит уровень, определяемый в качестве издержек на «нормальное продовольственное обеспечение» семьи.
АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО – возможность страны производить благодаря ее природным особенностям и производственному потенциалу товар с минимальными издержками производства и обращения в сравнении с другими странами, производящими и продающими тот же товар.
АБСОРБЦИЯ (от лат. absorption – поглощение) – включение иммигрантов, лиц, прибывших из других стран на постоянное местожительство в данную страну, в экономическую жизнь этой страны.
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение) – упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей.
АВАЛЬ – поручительство, гарантия, согласно которой авалист (поручившееся лицо) принимает на себя ответственность за оплату векселя перед его владельцем. Например, Петров взял деньги в долг у Сидорова и выдал ему вексель (расписку). Если третье лицо (скажем, Иванов) дает поручительство Сидорову, гарантирует ему возврат ссуды со стороны Петрова, то такое поручительство и есть аваль. Поручительство должно быть засвидетельствовано подписью авалиста на лицевой или оборотной стороне векселя или на специальном гарантийном листе, прикрепляемом к векселю (аллонже). Аваль призван увеличивать надежность векселя. В роли авалиста может выступать банк.
АВАНС (от франц. avance) – предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги. Обычно в виде аванса выплачивается часть будущей суммы оплаты, составляющая 10—40% ее общего объема. Аванс представляет форму предоплаты, призванную заинтересовать исполнителя, гарантировать получение денег со стороны заказчика, возместить предстоящие расходы со стороны исполнителей. В случае расторжения договора аванс подлежит полному или частичному возврату. Распространенные формы аванса: выдача работнику заранее части заработной платы, предоставление денежных сумм командированному перед выездом в командировку. Аванс засчитывается как часть оплаты при окончательном расчете заказчика с исполнителями.
АВАНСИРОВАНИЕ – выдача средств в счет предстоящих расходов, предоставление аванса.
АВАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА – получение бизнесменом денежных средств на осуществление бизнес- проектов, бизнес-операций, сделок до их выполнения, реализации. Авансирование может осуществляться заказчиком проекта (товара), потенциальным покупателем, импортером, государственными органами или другими организациями, а также конкретными лицами, заинтересованными в проведении данного бизнеса и получении его конечных результатов. По своей сути авансирование бизнеса представляет предварительную оплату, предоставляемую стороной, призванной реализовать бизнес-план, выполнить определенное задание или работу.
АВАНСИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА – денежные средства, выданные или выделенные под выполнение заранее поставленных задач, для достижения определенных целей.
АВАНСИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ – капитал в виде денежных средств или имущественных ценностей, вложенный в дело предварительно, до того как бизнес стал приносить доход. Такой капитал обычно предоставляется под определенный проект в целях его последующего осуществления, включая создание нового предприятия, фирмы, организацию нового дела.
АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ – документ, подтверждающий расходование аванса. В нем указываются суммы, полученные под отчет, фактически произведенные расходы, остаток подотчетных сумм или их перерасход. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы. Авансовый отчет проверяется бухгалтерией, утверждается руководителем и служит основанием для списания выданного аванса.
АВАНСОВЫЙ ПЛАТЕЖ – внесение денежных средств, осуществление платежа в счет оплаты товаров, работ, услуг до их получения или выполнения. Это одна из форм вложений в дело, включается в активы фирмы, предоставившей аванс.
АВАНТАЖ (от франц. avantage – передавать) – благоприятное положение (человека, группы), преимущество, выгода, привлекательность.
АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА – обязательство получателя груза, выдаваемое его перевозчику, например капитану судна, уплатить причитающуюся с него долю расходов в случае аварии транспортного средства. Величина этой доли устанавливается согласно составленной диспаше в виде расчета по распределению расходов от аварии между судном, грузом и оплатой за перевозку (фрахтом).
АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС – денежная сумма, которую вправе истребовать судовладелец или другое лицо по его поручению с владельца перевозимого судном груза в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах. Взнос может быть внесен страховщиком судна.
АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР – юридическое или физическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Устанавливает характер, причины, величину убытков в результате аварии и нанесения ущерба застрахованным грузам и транспортным средствам. По результатам проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат. Является посредником между страховщиком и страхователем.
АВАРИЙНЫЙ СЕРТИФИКАТ – документ, официально подтверждающий причины, характер и размеры убытка в застрахованном имуществе вследствие наступления аварийного случая. Составляется аварийным комиссаром и выдается заинтересованному лицу после оплаты последним расходов составителя.
АВАРИЯ (от итал. avaria – повреждение, ущерб) – выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы.
АВЕРАЖ (от англ. averaging – усреднение) – стратегия биржевой игры, состоящая в последовательной, через определенный промежуток времени, покупке или продаже акций конкретного выпуска по мере изменения их курса. Клиенту в таком случае предоставляются определенные льготы.
АВЕРАЖНЫЙ СРОК – усредненные периоды поэтапной оплаты кредитов (месячные, полугодовые, годовые и т.п.).
АВЕРС (от франц. avers, от лат. adverms – обращенный лицом) – лицевая сторона монеты, медали.
АВИАИПОТЕКА – ипотечный залог, при ко тором в качестве гарантии по кредиту выступает самолет или другой летательный аппарат.
АВИЗО – официальное почтовое или телеграфное сообщение, извещение, уведомление, призванное свидетельствовать о выполнении определенного круга поручений, о проведении операций, поступлении платежей, об изменении состояния взаимных расчетов. Авизо чаще всего связаны со взаимными денежными расчетами, движением денежных средств. Например, если банк перевел согласно поручению вкладчика денежные средства с одного счета на другой, он уведомляет об этом вкладчика с помощью авизо.
АВИСТА (от итал. a vista – по предъявлении) – 1) вексель на предъявителя, выданный без указания срока платежа, который может быть предъявлен к оплате в любое время; 2) надпись на векселе или другой ценной бумаге, удостоверяющая возможность оплаты в любое время по предъявлении или по истечении определенного срока с момента предъявления.
ABC-АНАЛИЗ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето – 20% всех товаров дают 80% оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.
ABC-анализ – анализ товарных запасов путём деления на три категории:
А – наиболее ценные, 20% – ассортимента; 80% – продаж
В – промежуточные, 30% – ассортимента; 15% – продаж
С – наименее ценные, 50% – ассортимента; 5% – продаж
В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4—5 групп.
АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
АВТОКРАТИЯ (от греч. autokrateia – самодержавие, самовластие) – способ, стиль управления экономикой, предприятием, основанный на сосредоточении власти в руках у одного лица.
АВТОМАТИЗАЦИЯ – применение машин, машинной техники и технологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности. Автоматизация производства призвана устранить физически тяжелый, монотонный труд, переложив его на плечи машин. Автоматизация управления направлена на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – призвана устранить физически тяжелый, монотонный труд, переложив его на плечи машин.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – направлена на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ – человекомашинные системы для сбора, хранения, накопления, поиска, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ – человекомашинные кибернетические системы, в которых умственная деятельность людей сочетается, сопрягается с переработкой информации, расчетами, логическими операциями, проводимыми с использованием вычислительной техники и современных средств хранения, передачи и обработки информации. АСУ применяются в управлении производством, транспортом, строительством и многими другими экономическими объектами и процессами.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЕРИЯ ПИСЕМ (Autoresponder series) – — разновидность добровольных e-mail-рассылок. Серия писем, которые уходят новому подписчику с заданной периодичностью с момента его самостоятельной подписки на сайте.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ (ВСТРОЕННЫЕ) – экономические механизмы, которые автоматически смягчают реакцию уровня валового национального продукта на изменение совокупного спроса. К ним относятся, прежде всего, налоги.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СЧЕТ ТРАНСФЕРНЫХ УСЛУГ – комбинация чекового счета в коммерческом банке с приносящим проценты сберегательным счетом, позволяющая автоматически перечислять деньги со второго счета на первый в случае, если на него выписан подлежащий оплате чек.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ НАЛОГ – сбор с владельцев автотранспортных средств, взимаемый в виде местного налога и используемый, по определению, на содержание и улучшение дорог.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАРИФ – тариф на оплату перевозок автомобильным транспортом.
АВТОНОМИЯ (от греч. autos – сам nomos – закон) – самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.
АВТОНОМНЫЕ БЮДЖЕТЫ – самостоятельные бюджеты (сметы доходов и расходов) территорий, хозяйственных единиц, фондов, обладающие относительной самостоятельностью, независимостью от бюджетов более крупных территориальных и хозяйственных образований, центральных бюджетов. Автономные бюджеты могут дополнять бюджеты более высокого уровня.
АВТОНОМНЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ – часть общих капиталовложений, определяемая не микроэкономическими факторами, например получением прибыли на конкретном предприятии, а макроэкономическими. Эти капиталовложения в отличие от индуцированных относят к государственным капиталовложениям, имеющим целью стабилизировать процесс экономического развития или поддержать «прорывные» направления техники и технологии.
АВТОНОМНЫЙ ТАРИФ – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.
АВТОРИТАРИЗМ (фр. autoritarisme <лат. auctoritas – власть, влияние) – - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный – 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.
АВТОРИТАРНЫЙ КАПИТАЛИЗМ – экономическая система, при которой основные ресурсы находятся в частной собственности, а правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономические процессы.
АВТОРСКИЙ ДОГОВОР – соглашение между автором произведения, изобретения и издателями, исполнителями, пользователями авторских произведений, в котором устанавливаются условия использования произведений, охраняемых авторским правом. Может быть заключен с правопреемниками автора.
АВТОРСКИЙ НАДЗОР – контроль со стороны авторов проекта, проектной организации за соответствием создаваемого, строящегося объекта проектным решениям, принятым в ходе проектирования и зафиксированным в проекте.
АВТОРСКОЕ ПРАВО – особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому праву только автор вправе определять, кто и каким образом должен получать возможность использовать его произведение. Авторское право наследуется. В установленных законом случаях авторское право переходит к государству.
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО – документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. Если автор изобретения сохраняет за собой исключительное право на его использование, то ему выдается патент на изобретение.
АВУАРЫ – 1) денежные средства банка в иностранной валюте на его счетах, в иностранных банках-корреспондентах, выполняющих финансовые операции по поручению данного банка; средства страны, государства за рубежом называют иностранными авуарами. За счет авуаров можно производить платежи за рубежом и погашать обязательства; 2) любые виды денег, денежных средств, ценных бумаг (наличные и безналичные деньги, чеки, векселя, аккредитивы), посредством которых можно производить платежи и погашать денежные обязательства.
АГЕНТ (от лат. agens, родительный падеж agentis – действующий) – физическое или юридическое лицо, гражданин или организация, выступающие в роли доверенного лица, посредника, уполномоченного совершать определенный круг действий от имени другого лица (принципала), по поручению и в интересах этого лица. В экономических операциях в качестве агентов выступают брокеры, маклеры, дилеры, комиссионеры.
АГЕНТСКИЕ ОПЕРАЦИИ – совершение агентом действий, связанных с выполнением агентских услуг, чаще всего с продажей или покупкой товара и услуг по поручению клиента, которого представляет агент.
АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – плата агенту за выполняемые им посреднические агентские услуги, осуществляемая фирмой, лицом, нанявшим агента (принципалом). Размер агентского вознаграждения зависит от выполняемых агентом поручений. Вознаграждение торговых агентов назначается обычно в процентах от выручки за проданный товар или услугу.
АГЕНТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ – договор между лицом, нанимающим агента (принципалом), и самим агентом, согласно которому агенту поручается на определенных условиях выполнение от имени и в интересах нанимателя определенного рода услуг, действий, обязательств, на что агент получает необходимые полномочия. Договор обычно заключается в письменной форме и содержит описание полномочий агента, сферы, характера и порядка выполнения поручения, условий и размера вознаграждений, прав и обязанностей сторон, срока действия, санкций при нарушении договора, порядка урегулирования споров.
АГЕНТСТВА – ценные бумаги федеральных агентств США (учреждений и организаций федерального правительства).
АГЕНТСТВО – 1) представительное учреждение, представительство, отделение более крупного учреждения, предприятия, фирмы, ведающее их делами в данном регионе и выполняющее определенный круг их поручений. Например, фирма может иметь агентство, способствующее распространению и продаже ее продукции; 2) учреждение, выполняющее определенную государственную, общественную, социальную функцию. В качестве примера можно назвать агентства по охране прав потребителей, рекламные агентства, творческие агентства.
АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomerare – присоединять, накоплять) – компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа (городская агломерация).
АГРАРИИ – работники, связанные с сельскохозяйственным производством, участвующие в нем и выражающие его интересы.
АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС – совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие транспортирование, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до потребителя, обеспечивающие сельское хозяйство техникой и удобрениями, обслуживающие его.
АГРЕГИРОВАНИЕ – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единую группу. Агрегированные показатели представляют обобщенные, синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Так, например, показатель объема промышленного производства в стране представляет суммарную величину объемов производства всех промышленных предприятий. Агрегирование осуществляется посредством суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей в обобщенные.
АГРЕССИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ – ценные бумаги в виде акций, облигаций и др., курс которых может значительно повыситься согласно наблюдаемой конъюнктуре фондового рынка, тенденциям, прогнозам. Такие бумаги обычно приобретаются в расчете на получение значительной прибыли, но их покупка сопровождается большим риском.
АГРЕССИВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ – портфель (набор, совокупность) приобретаемых юридическим или физическим лицом ценных бумаг, в отношении которых ожидается резкое увеличение курса. Противоположное понятие – защитный портфель.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Например, при переходе от централизованной экономики к рыночной необходима адаптация предприятий и их работников к рыночной среде и к рыночным отношениям.
АДАПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА) – организационная структура фирмы, гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям фирмы и переменам во внешней экономической среде, в условиях своей деятельности.
АДВАЛОРНЫЕ ПОШЛИНЫ (от лат. ad valorem – сообразно цене, по стоимости) – вид таможенных пошлин, характеризующихся тем, что они взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товара.
АДВЕРТОРИАЛ (Advertorial) – — вид рекламных сообщений, замаскированных под обучающую или информационную статью. Является объединением терминов «advertisement» (реклама) и «editorial» (редакционный).
АДДЕНДУМ (от лат. addere – дополнять, прибавлять) – дополнение к договору, в частности, чартера или фрахта, изменяющее или восполняющее те или иные условия договора.
АДЖАСТЕР – диспашер, специалист в области морского права, составляющий диспашу. Устанавливает доли и распределение расходов по общей аварии, которые будут нести владелец судна, владелец перевозимого груза и лицо, оплачивающее фрахт (нанимающее судно).
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА – система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно- командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ – работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию фирмы, предприятия, организации, конторские работники, дирекция предприятий и учреждений.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ – способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.
АДМИНИСТРАТОР – синоним менеджера.
АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. admmistratio – управление, руководство) – руководство фирмы, предприятия, организации, аппарат управления; круг лиц, уполномоченных осуществлять оперативное управление, выступать в качестве юридического лица, официально представлять организацию, учреждение. К администрации предприятия, фирмы принято относить руководителя фирмы (президента), его заместителей (вице-президентов), исполнительных директоров, главного бухгалтера, ведущих менеджеров.
АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ – весь круг проблем, связанных с управлением ценными бумагами, выполняемый, например, банком по поручению клиента. Именно этим термином (в англ. транскрипции) обычно называют соответствующее подразделение банка.
АДМИНИСТРИРУЕМОЕ ДЕПОНИРОВАНИЕ – ценные бумаги, переданные в банк на хранение и администрируемые этим банком как с точки зрения их классификации, так и с позиций их движения на бирже. Банк выступает в роли финансового агента клиента, сдавшего ценные бумаги в администрируемое депонирование.
АДРЕСАНТ (нем. adressant) – грузоотправитель.
АДРЕСАТ (нем. adressat) – получатель отправленного груза, товара, письма.
АЖИО (от лат. aggio – превышение) – 1) разница, обычно превышение, с которой продаются на бирже ценности (денежные знаки, акции, векселя, облигации) по сравнению с их нарицательной стоимостью; 2) повышение курса акций на биржах «третьих стран» по сравнению с курсом на национальных биржах; 3) в операциях с золотыми монетами: разница между стоимостью металла и биржевой стоимостью монеты. Ажио соответствует также понятию лаж.
АЖИО-КОНТО – счет, отражающий прибыли и убытки.
АЖИОТАЖ (от франц. agiotage – возбуждение) – рыночная горячка, обусловленная резкими изменениями конъюнктуры, спроса и предложения, цен товаров, курса ценных бумаг, валютного курса. Возникает в связи с возможностью получения быстрой и большой прибыли, а так же возникновения значительных потерь.
АЖУР – состояние бухгалтерского учета, когда все счетные записи делаются в день совершения хозяйственных операций; в более широком смысле – когда учетно-вычислительные операции выполняются в установленные сроки.
АКВИЗИТОР – 1) работник страховой компании, страховой агент, осуществляющий деятельность по заключению или возобновлению страховых контрактов договоров о страховании; 2) агент транспортной конторы, привлекающий новых грузоотправителей.
АКВИЗИЦИЯ (от лат. acquisitio – приобретаю, достигаю) – 1) привлечение аквизитором новых клиентов страховой или транспортной компании; 2) скупка одним лицом или группой лиц всех акций компании, означающая приобретение предприятия. Если аквизиция производится без согласия на то руководителей и работников (акционеров) компании, то ее называют «враждебной».
АККАУНТ-МЕНЕДЖМЕНТ (account management, AM) – процесс работы с базой данных клиентов с целью стимулирования повторных покупок и последующего извлечения прибыли из неё.
АККОМОДАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – экономическая политика, направленная на смягчение последствий шоков в экономике, ослабление их разрушительной силы.
АККОРД (от итал. accordo – соглашение, договор) – сдельная разовая оплата завершенной работы, единовременная выплата организацией, фирмой заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты. Обычно аккордная оплата применяется в условиях, когда работу надо выполнить срочно и заказчик готов оплатить ее по повышенному тарифу.
АККОРДНАЯ ОПЛАТА (от итал. accordo – соглашение, договор) – сдельная разовая оплата завершенной работы, единовременная выплата организацией, фирмой заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты. Обычно аккордная оплата применяется в условиях, когда работу надо выполнить срочно и заказчик готов оплатить ее по повышенному тарифу.
АККОРДНЫЕ НАЛОГИ – налоги, устанавливаемые государством на уровне, не зависящем от размеров доходов и покупок.
АККРЕДИТИВ (от лат. accredo – доверяю) – 1) денежный документ, содержащий поручение о выплате определенной суммы денег физическому или юридическому лицу в соответствии с условиями, указанными в документе. Денежные аккредитивы являются именными. Они позволяют получить указанную в аккредитиве сумму полностью или частями в течение определенного периода времени; 2) способ безналичных расчетов между предприятиями и организациями, суть которого состоит в том, что банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика.
АККРЕДИТИВ БЕЗОТЗЫВНЫЙ – твердое обязательство банка-эмитента произвести платежи, акцептовать или купить переводные векселя, выставленные бенефициаром (получателем денег), при предоставлении банку коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении бенефициаром всех его условий. В нем указывается срок, до истечения которого аккредитив не может быть отозван.
АККРЕДИТИВНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ – форма безналичных расчетов за товары и услуги, при которой оплата предъявленных поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящихся на его расчетном счете в другом, возможно, иногороднем банке.
АККУМУЛЯЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ – процесс постепенного накопления денежных ресурсов лицом, фирмой, страной.
АКСЕЛЕРАТОР (от лат. accelero – ускоряю) – отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции.
АКСЕССУАРЫ НЕОТДЕЛИМЫЕ – предметы длительного пользования, физически связанные с объектом недвижимого имущества при заключении залоговой сделки. Список таких предметов должен быть составлен заранее для их исключения в случае возможного судебного иска.
АКТ (от лат. actus – действие) – 1) официальный документ, имеющий юридическую силу. В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) акт, и от его содержания принято различать государственные, ведомственные, нормативные, региональные и другие акты; 2) протокол, фиксирующий определенный факт. Например, акт ревизии, акт о недостаче товара, акт о передаче материальных ценностей; 3) действия учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, на основании которых обычно судят о соблюдении и нарушении правовых норм.
АКТ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ – разрешение правительственного органа, ведомства на создание корпорации, выдаваемое на основе предоставления требуемых для регистрации документов и оплаты пошлин.
АКТИВ (от лат. activus – действенный) – 1) совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права и др.), в которые вложены средства владельцев, хозяев. Активы принято делить на материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые), к последним относятся интеллектуальный продукт, патенты, долговые обязательства других предприятий, особые права на использование ресурсов; 2) актив баланса – часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение; 3) превышение доходов над расходами.
АКТИВАЦИЯ – осуществление ранее подготовленной процедуры.
АКТИВНОСТЬ ДЕЛОВАЯ – свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей.
АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (БАНКОВ) – размещение банком имеющихся у него финансовых ресурсов с целью пустить их в оборот и получить прибыль. Наиболее распространенные формы таких операций: предоставление денежных средств в кредит под проценты, вложения в ценные бумаги, инвестиции в производство.
АКТИВНЫЙ БАЛАНС – баланс, в котором поступления опережают и превышают платежи, т.е. наблюдается положительный остаток.
АКТИВЫ БАЛАНСА – часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение.
АКТОВАЯ БУМАГА – специальная бумага особого качества, предназначенная для написания на ней актов, документов, договоров, векселей в целях лучшей сохранности и предотвращения подделок. Представляет один из видов гербовых знаков.
АКТУАЛИЗАЦИЯ – метод экономического расчета, заключающийся в сведении показателей будущего состояния к их нынешним значениям. Такой метод обычно используется для обоснования решения об инвестициях. С одной стороны, это дает возможность оценить величину необходимых капиталовложений в данное время, с другой – осуществить выбор из имеющихся вариантов с учетом дисконтирования затрат и результатов.
АКТУАРИЙ (от лат. actuarius – скорописец) – специалист в области страховой математической статистики, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.
АКТУАРНЫЕ РАСЧЕТЫ – система математических и статистических закономерностей, устанавливающих взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Они отражают в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения. К ним также относят расчеты тарифов по любому виду страхования, включая страхование от несчастных случаев, имущества, трудоспособности. Методология актуарных расчетов использует теорию вероятностей, данные демографии и долгосрочные статистические данные, финансовые исчисления. При помощи последних в тарифах учитывается доход, который получает страховщик от использования в качестве кредитных ресурсов аккумулированных взносов страхователей.
АКТУРИАТ – методы использования статистики и теории вероятностей в страховании и финансовых операциях. Вначале эти методы использовались в страховании жизни, затем стали широко применяться во всех видах страхования при решении проблемы распределения годовых поступлений. Приемы актуариата лежат в основе финансовой математики, что находит свое отражение в теории и практике облигационных займов. Помимо этого актуариат нашел применение и в финансовых операциях, где выбор делается исходя из расчета вероятности: при формировании биржевой политики, установлении путей использования ликвидных средств, выборе инвестиций, если он основывается на актуализации доходов.
АКЦЕПТ (от лат. acceptus – принятый) – обязательство (подтверждение согласия) плательщика оплатить в установленный срок переводный вексель (тратту), выставленный на оплату счет, удовлетворить другие требования об оплате. Акцепт оформляется в форме надписи «акцептовано» на платежном требовании и подписью. Когда говорят, что документ акцептован, это означает, что есть согласие плательщика (банка) на его оплату. Акцептом называют также согласие одной из договаривающихся сторон на заключение договора по предложению (оферте) другой стороны.
АКЦЕПТАНТ – физическое или юридическое лицо, принявшее на себя обязательство оплатить вексель, счет.
АКЦЕПТНО-РАМБУРСНЫЙ КРЕДИТ – вид акцептного кредита, при котором экспортеры заинтересованы в наличных платежах. Фактически представляет собой краткосрочное банковское кредитование торговых операций, производимое при помощи тратты, выставляемой продавцом на банк, указанный покупателем. Продавец получает платеж наличными за проданный товар, учитывая тратты до акцепта в своем банке. Условия такого кредита (срок, лимит, процентная ставка, гарантии и пр.) устанавливаются в ходе предварительной межбанковской договоренности. Тогда же определяется способ погашения банком импортера собственной задолженности.
АКЦЕПТНЫЙ ДОМ – банковское учреждение, специализирующееся на кредитовании внешней торговли. Основные операции: депозитно-ссудные операции, акцепт коммерческих векселей или тратт экспортеров, консультационные услуги, посредничество в операциях по реструктурированию (слиянию, поглощению) компаний. Акцептный дом обычно действует на правах акционерной или частной компании.
АКЦЕПТНЫЙ КРЕДИТ – кредит, предоставляемый банком в форме акцепта тратт, выставляемых банку экспортерами. Отличием акцептного кредита от коммерческого является то, что акцептантом тратты выступает солидный банк, который не предоставляет кредита и не вкладывает в акцептную операцию своих средств, но обязуется оплатить тратту при наступлении срока платежа, то есть формально кредит предоставляется экспортером.
АКЦЕПТОВАНИЕ БАНКОВСКОЕ – согласие банка на оплату платежных документов и определенная форма гарантии их оплаты. Оформляется в виде соответствующей надписи на документах банка-акцептанта. Должник обычно переводит сумму долга при наступлении срока оплаты в банк, который и проводит платеж. В случае неплатежеспособности должника оплата осуществляется за счет банка-акцептанта. Акцептование банковское широко используется во внешнеторговых операциях, например при расчетах по документарным аккредитивам. Акцептованный банком вексель может быть учтен в другом банке и затем переучтен в центральном банке. Акцептованные надежными банками векселя учитываются в банках по более низкой стоимости.
АКЦЕПТОВАННОЕ ПОРУЧЕНИЕ – платежное поручение плательщика своему банку по депонированию и акцепту определенной суммы на отдельном счете и проведению расчетов с поставщиком за счет этих средств. Применяется при расчетах с предприятиями связи, при разовых расчетах с транспортными предприятиями.
АКЦЕПТОВАННЫЙ ВЕКСЕЛЬ – вексель (счет) с обязательством оплатить его при предъявлении и наступлении обусловленного срока, указанного в этом документе, или имеющий согласие банка гарантировать оплату указанной в нем суммы. Акцептованный вексель обычно оформляется надписью типа «акцептован», «принят», «обязуюсь оплатить» или просто подписью плательщика на его оплату. Плательщик становится акцептантом – главным вексельным должником, отвечающим за его оплату в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право на прямой иск против акцептанта. В соответствии с Женевской конвенцией об единообразном законе о векселях акцепт должен быть безусловным, но он может быть ограничен частью вексельной суммы (частичный акцепт). Акцептованные векселя, основанные на торговой сделке (коммерческий вексель), принимаются коммерческими банками к учету (покупаются) и в обеспечение предоставляемых кредитов. Краткосрочные векселя переучитываются центральными банками.
АКЦЕПТОВАННЫЙ ЧЕК – чек, имеющий гарантию оплаты указанной в нем суммы со стороны банка. В России акцептованные чеки применяются только при одногородних расчетах бюджетных организаций, а также при возврате налоговыми органами доходов бюджета через предприятия связи.
АКЦЕССОРНЫЙ ДОГОВОР (ОБЯЗАТЕЛЬСТВО) – придаточный, дополнительный договор, присоединяемый к другому, главному договору (обязательству).
АКЦИЗ (от франц. accise) – один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
АКЦИИ (от голл. actie, нем. aktie) – ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами без установленного срока обращения. Акция удостоверяет внесение ее владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акция дает следующие права: – на получение части прибыли в виде дивидендов; – на продажу на рынке ценных бумаг; – на участие в управлении акционерным обществом; – имущественное право.
АКЦИИ В УСЛОВНОЙ КОНСИГНАЦИИ – англо-американское выражение для обозначения акций, уже котируемых на бирже, хотя их «физический» выпуск еще не состоялся.
АКЦИИ ВИНКУЛИРОВАННЫЕ – именные акции, передаваемые третьим лицам с разрешения выпустившего их акционерного общества. Выпускаются с целью узнать, кто является акционером и при необходимости исключить определенную категорию лиц из числа акционеров.
АКЦИИ ПРЕМИАЛЬНЫЕ – акции, дающие право лишь на часть капитала и прибылей по сравнению с обычными акциями такой же номинальной стоимости; они обычно распределяются как добавка к заработной плате.
АКЦИИ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ – акции, которые дают право на получение заранее установленных дивидендов, но лишают права участвовать в управлении.
АКЦИИ ПРОСТЫЕ (ОБЫКНОВЕННЫЕ) – акции, которые позволяют получать дивиденды, определяемые по итогам хозяйственной деятельности года и дают право голоса на собрании акционеров.
АКЦИИ С ПРАВОМ – акция, купленная с момента объявления о предложении прав и до момента <экс-права>, дает владельцу право купить дополнительные акции данной компании.
АКЦИИ-ДВОЙНИКИ – акции двух юридически независимых акционерных обществ, чьими владельцами фактически выступают одни и те же лица. Собрания акционеров обоих таких обществ должны проводиться одновременно.
АКЦИОНЕР – владелец акции; лицо, обладающее акцией и пользующееся всеми вытекающими из этого правами.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО – 1) объединение нескольких граждан, предприятие, объединение нескольких предприятий, формирующее свой капитал посредством выпуска и продажи акций; 2) организационно-правовая форма существования и функционирования предприятий, компаний, привлекающих акционерный капитал. – Акционерное общество закрытого типа распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. – Акционерное общество открытого типа распространяет свои акции посредством открытой продажи.
АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ – основной денежный капитал акционерного общества, образуемый путем выпуска и продажи акций.
АКЦИОНЕРНЫЙ СЕРТИФИКАТ – документ, удостоверяющий юридическое право собственности на акции. Если акция зарегистрирована в форме сертификата, то дивиденды переводятся владельцу по почте. После перепродажи акции трансфер-агент фирмы переводит право собственности на покупателя и выдает новый сертификат.
АКЦИЯ НОМИНАТИВНАЯ – акция, выданная на имя вполне определенного лица и регистрируемая в книге-реестре регистрации акций на данные этого акционера. В случае продажи или передачи акции другому лицу акционер должен расписаться на обратной стороне такой акции, что означает его отказ от прав держателя этой акции. Международные термины этого передаточного действия – индоссамент, жиро.
АКЦИЯ ПЛЮРАЛЬНАЯ – акция, дающая акционеру право на несколько голосов на общем собрании акционеров.
АКЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ПРАВОМ ГОЛОСА – акция с ограничениями, выпускаемая с лимитом на число или долю держателей, имеющих право голосовать.
АКЦИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (ЗОЛОТАЯ) – акция, обладателем которой является государственная организация. Такая акция в течение определенного срока дает государственной организации широкие права, близкие к тем, которыми обладает владелец контрольного пакета акций. Используется для сохранения государственного контроля над приватизируемыми акционируемыми государственными предприятиями.
АЛГОРИТМ (от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми) – правило действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата. В экономических задачах, решаемых с использованием математических методов и моделей, алгоритм означает способ отыскания искомой величины.
АЛЕНДИ – применительно к договору: бессрочный, без указания срока действия.
АЛИЕНАЦИЯ – 1) отчуждение имущества; 2) операция по смене владельца акции, капитала, ценности, то есть передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица.
АЛЛЕГРИ (итал. allegri) – лотерея с результатом, который становится известным немедленно вслед за покупкой билета. Название – от шутливой надписи на проигрышных билетах: allegri, то есть «будьте веселы».
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста.
АЛЛОНЖ – прикрепленный к векселю добавочный лист, на котором совершаются передаточные надписи (индоссамент), если на оборотной стороне векселя они не умещаются. Первую передаточную надпись на алонже принято делать так, чтобы она начиналась на векселе, а заканчивалась на алонже. На нем также может быть совершен аваль.
АЛТЫН (от татарск. алты – шесть) – старинная русская счетно-денежная единица. С XVII в. алтыном стали именовать монету, которая по стоимости приравнивалась к шести московским деньгам (денгам) – серебряным монетам, имевшим хождение в московском княжестве.
АЛЬМЕНДА – земля в общинном пользовании в странах Западной Европы.
АЛЬПАРИ (от итал. al pari, alla pari – наравне, поровну) – идеальное равенство рыночного (биржевого) курса валюты, облигаций, ценных бумаг, векселей с их номинальной стоимостью.
АЛЬТЕРНАТ (от лат. alternare – чередоваться) – очередность (дипломатический протокол) подписания сторонами текста международного договора.
АЛЬТЕРНАТИВА (от франц. alternative, лат. alter – один из двух) – 1) один из возможных вариантов экономического поведения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий; 2) управленческое решение, противопоставляемое другому решению, исключающему данное.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ – стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЦЕНА – стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
АЛЬФА-ТЕСТИРОВАНИЕ – испытания продукта внутри фирмы на предмет соответствия его своему назначению.
АЛЬЯНС (от франц. alliance – союз) – союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе.
АМАЛЬГАМАЦИЯ (от лат. amalgama – сплав) – слияние обществ, корпораций, союзов и т. д. в единую компанию для централизации капитала. Как термин используется в практике США и Англии (по аналогии свойства растворения золота и серебра в ртути). Известны два метода слияния компаний: 1) прямое присоединения или поглощение собственности мелких компаний одной крупной, структура присоединяемых компаний при этом меняется не полностью; 2) образование новой компании с передачей ей активов других компаний, что связано с коренной ломкой структуры всех сливающихся компаний. Если речь идет о слиянии нескольких однородных по характеру производства предприятий, иногда используется термин фузия.
АМАНАТ (араб.) – в Древней Руси и в некоторых восточных странах: заложник, даваемый в обеспечение договора.
АМАНКО – биржевой термин: дефицит, задолженность, нехватка.
АМБАЛЛАЖ (от франц. emballage – упаковка) – 1) расходы по упаковке товара; 2) материал для упаковки.
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ – средства в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию.
АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД – фонд в виде денежных средств, образованный из амортизационных отчислений. Предназначен для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств.
АМОРТИЗАЦИЯ (от лат. amortisatio – погашение) – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации.
АМПЛИАЦИЯ – копия расписки о получении денег.
АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio – распространение, увеличение) – усиление действия факторов, параметров в многофакторной экономической системе.
АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение) – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные организации и компании.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА – анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли для проверки соответствия замысла товара и стратегии маркетинга целям фирмы.
АНАЛИЗ ЗАПРОСОВ КЛИЕНТОВ – исходная позиция – клиенты имеют различные типы контактов с организацией. Методика – мысленно или реально поставить себя на место клиента и познакомиться с организацией тем же путём, каким это мог бы сделать клиент. Оценивая все этапы контактирования как удовлетворительные или неудовлетворительные, после соответствующих подсчётов можно получить представление о запросах клиентов.
АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ – использование балансовых таблиц, в которых зафиксированы и подытожены затраты на производство основных видов экономического продукта и результаты в виде объемов производства, выпуска этого продукта. Такой анализ позволяет выявить уровень общих, полных затрат на производство продукта, установить взаимосвязи между разными секторами и отраслями экономики. Подобный анализ используется в качестве исследовательского инструмента, а также в прогнозных, предплановых обоснованиях, расчетах.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ – процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать либо избегать.
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫЙ (Market analysis) – оценка рыночных возможностей компании, других факторов, так или иначе, связанных с рынком, включая оценку внутренней микро и макросреды. Всего того, что может ее интересовать в отношении тактики и стратегии конкурентного поведения на рынке.
АНАЛИЗ ПЛАНА МАРКЕТИНГА – анализ, включающий сравнение реального развития событий с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определенного периода времени.
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – анализ, направленный на выявление эффективности деятельности фирмы по каждому из направлений производства и сбыта.
АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ – используется для сравнения результатов исследования двух групп (двух рыночных сегментов) для определения степени реального отличия в их поведении, в реакции на одну и ту же рекламу и т. п.
АНАЛИЗ РЫНКА – изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке.
АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ – направлен на определение систематических связей (их направленности и силы) переменных. Например, определение, как увеличение затрат на рекламу влияет на увеличение сбыта.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРА (Трёхуровневый анализ товара) 1. Сущность товара (Т) – решение проблем, удовлетворение потребностей и желаний потребителей. 2. Фактический товар (Т) – характеристики конкретного товара. 3. Добавленный товар (Т) – предпродажное и послепродажное обслуживание, гарантийные обязательства, консультации.
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм, домашних хозяйств. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ – измерение степени воздействия рекламы на потребителя до или после проведения рекламной кампании.
АНАЛИТИК – специалист, работник фирмы, банка, владеющий методикой экономического анализа, проводящий такой анализ.
АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.
АНАФОРА – единое начало, поэтический прием в рекламе, где одно и то же слово или звук повторяется в начале двух или нескольких отрывков речи.
АНГЛИЙСКИЙ АУКЦИОН – аукцион, основывающийся на установлении минимальной цены в качестве отправной, базисной для дальнейших торгов, в процессе которых запрашиваемая цена постепенно увеличивается. Итоговая цена формируется в ходе торга как последняя максимальная цена, предложенная покупателями.
АНДЕРЛАИНГ – ценная бумага, лежащая в основе опциона и на которую имеется право купли-продажи в соответствии с условиями опционного контракта.
АНДЕРРАЙТЕР (англ. underwriter – подписчик) – 1) маклер по операциям с ценными бумагами;
2) в банковской деятельности, на рынке ценных бумаг – физическое или юридическое лицо, гарантирующее эмитенту (акций или др. ценных бумаг) их размещение на рынке на согласованных условиях за специальное вознаграждение; 3) в страховании – юридическое лицо, являющееся ответственным за заключение страховых (перестраховочных) контрактов и формирование портфеля страховых обязательств: осуществляет подписку страхового полиса или принимает на себя страховой риск.
АНДЕРРАЙТИНГ (англ. underwriting – подписание) – покупка и продажа инвестиционными компаниями, банками и крупными брокерскими фирмами ценных бумаг новых выпусков на первичном рынке, распространенный метод размещения ценных бумаг (акций и облигаций); также называется и сам договор на размещение ценных бумаг между гарантом и эмитентом. Возможны условия андеррайтинга: инвестиционная компания выкупает у эмитента весь выпуск ценных бумаг по фиксированной цене и перепродает его другим инвесторам; инвестиционная компания обязуется выкупить у эмитента недоразмещенную часть выпуска ценных бумаг; инвестиционная компания обязуется приложить максимум усилий по размещению ценных бумаг без принятия обязательств по выкупу недоразмещенной их части.
АНДИНОВАНИЕ – предложение на поставку товара.
АНКЕТА (от франц. enquete) – составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение.
АНКЛАВ – территория или часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией другого государства.
АННОТАЦИЯ – краткие сведения о предмете рекламы, пояснения, на чем должен быть сделан рекламный акцент.
АННУИТЕТ (от лат. annuitas – ежегодный платеж) – 1) один из видов срочного государственного займа, по которому ежегодно выплачиваются проценты и погашается часть суммы;
2) равные друг другу денежные платежи, выплачиваемые через определенные промежутки времени в счет погашения полученного кредита, займа и процентов по нему.
АННУЛИРОВАНИЕ (ДОЛГА, ЗАКАЗА, ДОГОВОРА) – расторжение договора, отмена заказа, признание недействительным ранее заключенного соглашения, принятых обязательств, отказ от них.
АННУЛЯЦИЯ – процесс аннулирования акции либо другой ценной бумаги в случае ее потери. Может заключаться в публикации соответствующего объявления в специализированном издании.
АНОМАЛЬНЫЙ СВИТЧ (англ. switch – переход, переключение) – переброска инвестиций из одних ценных бумаг в другие для получения прибыли от аномального изменения конъюнктуры рынка.
АНОНС – объявление, извещение.
АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА – игра, воспроизводящая, моделирующая экономическую ситуацию противостояния, противоборства, конкуренции двух сторон с взаимно противоположными интересами.
АНТИДАТИРОВАНИЕ – выдача документа (векселя) задним числом.
АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА – вид ввозных таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товаров по демпинговым ценам. Взимается с импортируемых товаров, реализуемых по бросовым ценам или ввозимых из государств, субсидирующих экспорт. Ее использование разрешается в том случае, когда демпинг наносит материальный ущерб национальной промышленности страны. Методика расчета пошлины имеется в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ).
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ – комитеты (организации), занимающиеся антимонопольной деятельностью.
АНТИПАТИЯ К РИСКУ – предпочтение определенного, заранее известного исхода, рассчитанного результата проведения операции, сделки; осуществление экономического проекта в сравнении с предполагаемыми даже лучшими, но более рискованными результатами, с другими результатами, обладающими математическим ожиданием, равным практически безрисковому результату.
АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.
АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio) – 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий;
2) преждевременное наступление какого-либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока, пользование правом до его утверждения и т. п.
АНТРЕПРЕНЕР – предприниматель (термин, используемый в иностранной литературе).
АНТРЕПРЕНЕРСТВО – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
АНТРОПОМОРФИЗМ – в рекламе метод представления товара, при котором ему придаются человеческие черты. Часто используется в случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.
АПАРСЕРИЯ
(исп. aparseria, лат. partiarius – участник) вид издольной аренды, сохранившийся в Испании и странах Латинской Америки. Арендатор получает во временное пользование участок земли или скот, за что обязан платить собственнику часть (обычно половину) урожая или продуктов животноводства.
АПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. appellatio – обращение) – обжалование принятых постановлений, решений лицами, которым оно наносит ущерб или которые воспринимают их как несправедливые, противозаконные. Апелляция подается в инстанцию, вышестоящую по отношению к той, которая приняла решение.
АПОРТЫ – имущество, поступающее акционерному обществу в уплату за акции предприятия, приравненное к определенной сумме денежного взноса.
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ – органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации.
АПРОБАЦИЯ – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей экономических процессов.
АРБИТР – незаинтересованный посредник, призванный разрешить спор двух сторон.
АРБИТРАЖ (от франц. arbitrage) – 1) способ разрешения споров посредством обращения спорящих сторон к независимым арбитрам, выполняющим роль судей-экспертов. Арбитры либо избираются самими спорящими, либо назначаются по взаимному согласию, либо назначаются в порядке, установленном законом; 2) государственный орган, учрежденный для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями, учреждениями, а также исков в связи с невыполнением договоров.
АРБИТРАЖИРОВАНИЕ – деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая путем закупок товаров, благ, ресурсов по низкой цене на одном рынке и перепродажи по более высокой цене на других рынках. Арбитражирование существует благодаря наличию разных цен на один и тот же товар на различных рынках. Если цены на товар выравниваются, устанавливается равновесие цен между рынками, возможности арбитражирования снижаются до нулевых. В чистом виде арбитражирование чаще всего встречается, присутствует на рынках сельскохозяйственной продукции, цветных металлов и ценных бумаг. Примером арбитражирования может служить международная торговля товарами при наличии сравнительных преимуществ у торгующих стран.
АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ – учрежденная при бирже комиссия, занимающаяся разрешением споров, возникающих между участниками зарегистрированных на бирже сделок.
АРБИТРАЖНЫЕ СДЕЛКИ – биржевые сделки, учитывающие разницу в ценах на один и тот же биржевой товар на различных биржах или разные сроки поставки, а также акт замены одних акций на другие с целью получения дополнительной прибыли. Различают следующие виды арбитражных сделок: валютные – сделки, позволяющие получить прибыль за счет разницы в курсах в определенный момент; простые – в курсах одной валюты, и сложные – нескольких валют; процентные – сделки, прибыль по которым можно получить, учитывая разницу в процентных ставках на рынках капиталов; товарные – сделки, заключаемые в целях получения прибыли от разницы в ценах на товарных рынках; фондовые – операции одновременной купли-продажи ценных бумаг по различным курсам; одновременное заключение сделок на биржевом и внебиржевом рынках, на биржевых рынках разных стран, регионов, а также сделок, учитывающих разницу между курсами бирж из-за различия временных поясов; покупка права подписки на ценные бумаги или конвертацию ценных бумаг.
АРБИТРАЖНЫЙ КОМИТЕТ – орган, назначающий арбитров для разрешения споров между членами биржи, а также между членами биржи и участниками, не являющимися членами биржи.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД – постоянно действующий официальный государственный третейский суд, разбирающий хозяйственные споры между организациями, предприятиями, фирмами и выносящий по ним решения. Арбитражный суд рассматривает в основном споры по поводу договорных отношений и соблюдения вытекающих из договора обязательств. Объектом рассмотрения арбитражных судов являются также внешнеторговые и другие международные экономические связи.
АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ – лицо, принимающее на себя функции управления предприятием- должником для вывода его из кризисной ситуации.
АРБИТРОН – система мгновенного получения рейтинга телевизионной передачи на основе данных, полученных с установленных в домашних телевизорах электронных устройств.
АРГЕНТАРИИ – банкиры в Древнем Риме, осуществляющие прием денег на хранение, выдачу ссуд, безналичные расчеты между клиентами.
АРГУМЕНТАРИЙ – документация, предоставленная в распоряжение продавца товаров или услуг и содержащая полный набор доводов, способных склонить к покупке данного товара, а также ответы на возражения, которые можно ожидать от потенциального покупателя; используется как метод борьбы за рынок.
АРЕАЛ (от лат. area – площадь, пространство) – экономико-географическое понятие, означающее территорию, область, в пределах которой наблюдаются явления или характерные черты, не свойственные другим смежным, рядом расположенным регионам.
АРЕНДА (от лат. arrendare – отдавать внаем) – предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату. Арендующий имущество, получающий его в аренду, называется арендатором, а сдающий имущество в аренду – арендодателем. Отношения между арендатором и арендодателем именуются арендными. Договором об аренде может быть предусмотрена возможность выкупа арендуемого имущества. Аренду оборудвания называют лизингом.
АРЕНДАТОР – арендующий имущество, получающий его в аренду.
АРЕНДНАЯ ПЛАТА – денежная оплата права пользования арендуемым имуществом. Величина арендной платы определяется договорном об аренде, обычно она принимается равной сумме амортизационных отчислений и части прибыли от использования имущества. Величина арендной платы за землю и государственное имущество может определяться законодательными актами государства.
АРЕНДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – предприятие, взятое в аренду у собственника (государства) группой арендаторов в лице, например, коллектива предприятия.
АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения между арендатором и арендодателем.
АРЕНДОДАТЕЛЬ – сдающий имущество в аренду.
АРЕСТ НА ВКЛАД – прекращение банком выдачи денег и процентов со счета вкладчика по постановлению суда или следственных органов, а также в случае конфискации имущества.
АРМАТОР (лат. armator – вооружающий, снаряжающий) – судовладелец; лицо, эксплуатирующее морское судно безотносительно к тому, принадлежит ли оно ему по праву собственности или нет. Арматор снаряжает судно в рейс, снабжает средствами, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за действия последнего.
АРТЕЛЬ – добровольное, обычно временное объединение физических лиц (граждан) для совместного выполнения работ, осуществления трудовой деятельности на коллективных началах. Имущество артели, кроме паевых взносов, является единой неделимой коллективной собственностью. Известны, например, артели старателей по добыче золота, артели строителей.
АРТИКУЛ (от лат. articulus – раздел, статья) – торговый термин, означающий тип товара и его цифровое и буквенное обозначение.
АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – возникающая в процессе заключения договоров, сделок ситуация, в которой отдельные участники обладают важной, имеющей непосредственное отношение к предмету договора, сделки информацией, которой не обладают другие участники.
АСПЕКТ (лат. aspectum взгляд, вид) – - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ – три основные составляющие:
1. оценка издержек;
2. учёт цен и предложений конкурентов;
3. исследование ожиданий имеющихся у потенциальных покупателей.
АСС (от лат. as, assis) – древнеримская медная монета, вес которой был равен римскому весовому фунту (327 г). Вначале асс обращался в виде слитков.
АССЕКУРАЦИЯ – страхование товаров, имущества.
АССИГМЕНТ – уведомление опционному райтеру об использовании опциона владельцем с указанием, что следует получить райтеру по условиям контракта.
АССИГНАТЫ (от франц. assignats, от лат. assignare – назначать) – бумажные деньги периода Великой французской революции (1788—1794 гг.). Впервые выпущены в 1789 г.
АССИГНАЦИИ (от польск. asygnacja – назначение) – историческое название бумажных денег, выпускавшихся в России в период с 1769 до 1849 г. В известной степени сохранилось до настоящего времени.
АССИГНОВАНИЯ – денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды, цели или определенным организациям, лицам. Например, государственные бюджетные ассигнования на строительство сельских дорог.
АССИГНОВАТЬ – отпустить, выдать предназначить известную сумму денег для какой- либо цели.
АССИГНОВКА (лат. assignare – назначать) – документ, распоряжение, по которому производится расходование кредитов, открытых должностному лицу или учреждению, или выдается определенная сумма для конкретной цели.
АССИМИЛЯЦИЯ – здесь: приобретение инвесторами новых ценных бумаг после цикла их полной распродажи в ходе андеррайтинга.
АССОРТИМЕНТ (от франц. assortiment) – состав, разновидность, набор видов продукции, товаров, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже. Например, «в магазине представлен широкий ассортимент обуви» или «завод изготавливает большой ассортимент проката».
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio – соединение) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Ассоциация представляет наиболее «мягкую» форму объединения, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов.
АТАКА – прогрессивная ценовая тактика, применяемая фирмами, стремящимися занять лидирующее положение на рынке определенного товара.
АТОМИСТИЧНОСТЬ РЫНКА – рынок, представленный множеством покупателей и продавцов, находящихся в одинаковом положении, не имеющих превосходства друг над другом. Такая ситуация возникает, когда покупатели и продавцы представлены в достаточном количестве, чтобы создать спрос и предложение, а группы продавцов и покупателей достаточно однородны, чтобы поколебать общий уровень спроса и предложения, воздействовать на него. Атомистичность является одним из условий совершенной конкуренции.
АТТЕСТАЦИЯ – 1) определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; 2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников.
АТТЕСТАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – установление и документальное подтверждение качества продукции, товара.
АТТОРНЕЙ – наименование доверенного представителя, оказывающего юридические услуги доверителю.
АУДИТ – финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово- хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые независимыми службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами, аудиторами). Аудит проводится по запросу клиента на основании договора или по настоянию смежников, контрагентов, государственных органов власти. В ходе аудита анализируется в основном бухгалтерская отчетность. Главная цель аудита – выявление финансового положения, состояния фирмы и выработка рекомендаций по их улучшению.
АУДИТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
1. Обзор точек соприкосновения (внешний/внутренний потребитель, исследование предпочтений, поставщики, дистрибьюторы, СМИ, правительство, регулирующие органы, внутриотраслевые контакты).
2. Обзор конкурентной среды (оргструктура, отношение потребителей к конкурентам, партнёрство и соглашения и т.д.)
3. Система заботы о потребителе (цели и стратегии информирование и планирование, анализ влияния добавленной ценности, система контроля и т.д.)
АУДИТ МАРКЕТИНГОВЫЙ – всесторонний анализ системы продаж компании (бизнеса) с целью 1) получения цельной картины её маркетинговой активности и стратегии, – 2) выявления «слабых» мест в маркетинговой системе и 3) составления на основе полученной информации плана дальнейших действий.
АУДИТОРИЯ ВНЕШНЯЯ – круг потребителей – от покупателей или потенциальных покупателей товара до множества других людей, групп или организаций, которые могут оказать влияние на поведение потребителя.
АУДИТОРИЯ ВНУТРЕННЯЯ
круг сотрудников организации, с кем осуществляется общение, и кто способен оказать влияние на вас.
АУДИТОРИЯ ЦЕЛЕВАЯ – определяется ответами на вопросы: «Кто должен увидеть сообщение?», «Кто должен купить товар?», «Кто должен воспользоваться данной услугой?» и др.
АУДИТОРСКИЕ ФИРМЫ – фирмы, которые создаются специально для проведения аудита. Получают официальные права на аудиторскую деятельность.
АУДИТОРСКИЙ РИСК – объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки. Оценка аудиторского риска – составная часть работы аудитора. Аудиторский риск является предметом страхования.
АУДИТОРЫ (от лат. auditor – слушатель) – доверенные лица, осуществляющие аудит, проверяющие финансово- хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ. В качестве аудиторов могут выступать квалифицированные специалисты, профессионалы, имеющие специальную лицензию или являющиеся работниками аудиторских служб, фирм. Аудиторские фирмы создаются специально для проведения аудита, получают официальные права на аудиторскую деятельность. Аудиторы выступают не только в роли проверяющих, но и в качестве аналитиков-консультантов. Аудиторские услуги относятся к числу платных и оказываются заинтересованным лицам на коммерческой основе.
АУКЦИОН (от лат. auctio – продажа с публичного торга) – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. Товар на аукционе продается единичными образцами или партиями (лотами) тому покупателю, который предложит самую высокую цену. В процессе торга аукционист (лицо, проводящее аукцион) объявляет присутствующим потенциальным покупателям (аукционерам) о продаваемом товаре и его начальной стартовой цене. Затем аукционеры поочередно объявляют, называют повышающуюся цену, по которой они готовы купить товар. Торг продолжается до тех пор, пока не будет названа наивысшая цена. Это «английский» аукцион. При «голландском» аукционе торг начинается с очень высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный купить по объявленной цене. Добровольный аукцион проводится по инициативе владельца товара.
АУКЦИОН ВЕКСЕЛЬНЫЙ – распродажа краткосрочных казначейских векселей, осуществляемая по графику, например, Казначейством США. Распродажа осуществляется на основе заявок, которые подают желающие приобрести казначейские векселя.
АУКЦИОН ДВОЙНОЙ – форма проведения торга, в котором конкурируют и продавцы, и покупатели, а цена устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения, когда число продавцов по этой цене равно числу покупателей.
АУКЦИОН ЗАКРЫТЫЙ («В ТЕМНУЮ») – аукцион, на котором все покупатели предлагают цены одновременно, обычно в виде письменных заявок, и товар продается тому, чья цена окажется выше, или покупается у того, кто запросил за свой товар самую низкую цену. Такой аукцион применяется при продаже домов, оружия и др.
АУКЦИОН ЧЕКОВЫЙ – способ приватизации в России в 1993 – 1995 гг., к которому допускались юридические и физические лица, внесшие порядка 10% от начальной цены объекта. Специализированные чековые аукционы на межрегиональном уровне проводились на ведущих фондовых и товарных биржах.
АУКЦИОНЕР – потенциальный покупатель или лицо, купившее акции.
АУКЦИОНИСТ – лицо, проводящее аукцион.
АУТРАЙТ (англ. outright – обычный, прямой) – 1) обменная форвардная валютная операция, включающая премию или дисконт, при которой курс обмена устанавливается заранее, а исполнение самой операции допустимо через отложенный промежуток времени, не менее чем через 2 рабочих дня после ее заключения;
2) валютный курс при межбанковских срочных валютных сделках с учетом премии или скидки.
АУТСАЙДЕР (от англ. outsider – посторонний) – 1) компания, предприятие какой-либо отрасли производства, не входящее в монополистическое объединение предпринимателей данной отрасли, так называемая «дикая», посторонняя, занимающая на рынке данного товара одно из замыкающих мест по основным показателям; 2) лицо, спекулирующее на бирже, но не постоянно; биржевой спекулянт-непрофессионал; 3) «изобретатель со стороны» (не являющийся служащим данного предприятия); 4) брокер, не являющийся членом биржи, но имеющий разрешение на работу в торговом зале при соблюдении установленных правил биржевой работы.
АУТСОРСИНГ (outsourcing) – - заключение договора на выполнение работ с внешними фирмами, использование услуг сотрудников другой фирмы так, как если бы она была постоянным отделом этой компании. Считается, что аутсорсинг возник в сфере обслуживания компании, в отличных от её типичной деятельности областях, например, обслуживание офиса или внешнего интерьера. В настоящее время многие компании стремятся пользоваться услугами аутсорсинга в тех областях, которые внешние фирмы выполнят профессиональнее или дешевле.
АУТТАСКИНГ (Outtasking) – — передача «на сторону» конкретных задач. В отличие от аутсорсинга, когда «на сторону» передается целый «фронт работ», ауттаскинг подразумевает передачу небольших заданий, которые как легче выполнить подрядчику или фрилансеру, так и легче проконтролировать как сам процесс выполнения, так и конечный результат.
АУТТРЕЙД – неудавшаяся торговая сделка из-за непонимания сторон или по причине технической ошибки.
АФЕРА (от франц. affaire – дело) – сделка сомнительного свойства, жульническая бизнес-операция, мошенничество.
АФФИДЕВИТ – письменное заявление, показание, свидетельство, даваемое под присягой лицом, сделавшим заявление, и удостоверяемое нотариусом либо должностным лицом.
АФФИЛИАТ (affiliate) – — партнёр в автоматизированной партнёрской программе на сайте (в т.ч. интернет-магазине). Каждый аффилиат имеет ссылку или ссылки со своим уникальным идентификатором, переходя по которой потенциальный клиент записывается в системе как рекомендованный именно этим человеком. Когда клиент совершает покупку, аффилиату начисляется заранее оговоренные комиссионные от продажи.
АФФИЛИАТНАЯ СИСТЕМА (affiliate system) – в большей или меньшей степени автоматизированная партнёрская программа на сайте (в т.ч. интернет-магазине), позволяющая любому желающему, рекомендуя продукт компании, получать комиссионное вознаграждение за покупки, совершенные теми, кого он привлёк.
АФФИЛИАЦИЯ (от франц. affiliation – соединение) – присоединение к «материнской» компании в качестве отделения, филиала и т. п.
АФФИЛИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ – дочерняя компания, которая является подчиненной другой, «материнской» компании.
АФФИЛИРОВАННОЕ ЛИЦО – физическое лицо, которое, будучи инвестором компании, способно оказывать влияние на ее деятельность.
АФФИЛИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО – юридически самостоятельное предприятие, отделившееся от основного (материнского) предприятия и учрежденное им посредством передачи части своего имущества. Часто выступает в роли филиала учредившей его головной фирмы. Учредитель дочернего предприятия утверждает его устав и сохраняет по отношению к нему некоторые управленческие, в том числе контрольные, функции.
АФФИНАЖ (от франц. affinage – очистка) – процесс отделения металлов (золота, платины, серебра) от примесей с целью получения конечного продукта высокой пробы, например извлечение драгметаллов с элементов вычислительной техники отечественного производства выполняется на специализированных аффинажных предприятиях.
АФФИРМАЦИЯ (от лат. affirmatio) – подтверждение, заверение счетов, документов.