Вы здесь

Терапия пустого усилия. Когнитивно-ориентированный подход к быстрому облегчению душевной боли. Лекция 3. Демонстрация: выявление пустых усилий в переживаниях слушателей. Два смысла термина «пустое». В пустом усилии человек стремится к тому, к чему...

Лекция 3. Демонстрация: выявление пустых усилий в переживаниях слушателей. Два смысла термина «пустое». В пустом усилии человек стремится к тому, к чему в принципе способен – Еще одно определение пустого усилия.


Мы с вами дали определение понятию пустое усилие. Пережили его в искусственных условиях. А сегодня давайте попробуем найти его в наших живых переживаниях.

Как мы уже говорили, пустое усилие может быть составной частью различных переживаний – его можно найти как в глубине психологических проблем, так и в структуре психопатологических расстройств. И сейчас, я постараюсь на примере кого-то из вас показать вам роль пустого усилия в формировании некоторых неприятных эмоциональных реакций. Для этого нужно, чтобы кто-то пожаловался на свою негативную эмоцию. Она должна удовлетворять трем требованиям. Во–первых, она должна быть связана с определенной ситуацией, во–вторых, она должна быть достаточно актуальной здесь и сейчас, то есть доставлять неудовольствие, вызывать напряжение в настоящий момент. И в–третьих, она должна ощущаться как чрезмерная, слишком сильная.

Есть желающие? Очень хорошо.


– Как Вас зовут?

– Катерина.

– Хорошо, Катерина. На что Вы хотите пожаловаться? Что беспокоит Вас здесь и сейчас: тревога, гнев, тоска или вина?

– Тревога.

– С чем она связана?

– Я преподаю в институте. Можно сказать, только начинаю преподавать. И завтра у меня занятие в виде тренинга со студентами. Я очень волнуюсь. Я уже несколько занятий провела, но они были по большей части теоретическими, и я так не боялась. А завтра практика, я не знаю, справлюсь ли…

– Хорошо, сейчас попробуем найти в Ваших переживаниях пустое усилие и Вам помочь. Итак, Вы испытываете тревогу, связанную с предстоящим занятием. Можно сказать, что она слишком сильная?

– Да.

– В этой ситуации, наверное, естественно немного тревожится. Насколько Ваша тревога сильнее, чем нужно?

– Я думаю, по крайней мере, раза в два.

– Пожалуйста, постарайтесь ответить на вопрос: что Вы должны сделать, чтобы завтра все прошло хорошо?

– Да… Наверное, мне нужно сегодня вечером повторить материал.

– Так. Еще что?

– Выспаться.

– Так. Это желательно. Что еще?

– Завтра чувствовать себя уверенно.

– Прекрасно. Что еще?

– Пожалуй, все…

– Этого будет достаточно, чтобы справиться с задачей?

– Я думаю, да…

– Вы сказали, что вечером собираетесь повторить материал. Что значит повторить?

– Перечитать свои записи, конспекты.

– Просто перечитать?

– Внимательно перечитать.

– Что значит внимательно?

– Вдумчиво.

– Отлично! Что значит вдумчиво?

– Вникая глубоко…

– Это как?

– …

– Расскажите, какой технологией Вы собираетесь воспользоваться, чтобы «вникать глубоко»?

– Ну… Я не знаю… Читать как-то сосредоточено…

– – Сосредоточено на чем?

– На материале, который буду повторять.

– То есть можно повторять его «сосредоточено» и «несосредоточено», так? А «несосредоточено», это как?

– Мне нужно повторить материал как-то так, чтобы он глубоко отпечатался в памяти, запомнился, и я могла бы легко им пользоваться завтра на занятии.

– Я согласен, что Вам это нужно. Только, что для этого следует сделать? Представьте, что передо мной стоит такая же задача. Научите меня, дайте мне конкретную инструкцию. Итак, я должен видимо сесть, взять конспект и…?

– Вы должны читать конспект и…

– Так, читаю, перевожу внимание с буквы на букву, со слова на слово и …

– И понимаете то, что читаете…

– Так, в сознании моем возникает смысл прочитанного… и…?

– …

– Может, мне следует повторить эту операцию несколько раз?

– Нет, это будет просто зубрежка, механическое запоминание. Механически я и так это все помню.

– Так, выходит, Вам нужно не просто запомнить, а…

– Мне нужно, чтобы эта информация стала как бы объемной, чтобы в теме не оставалось неожиданных вопросов, на которые я не могла бы ответить… Чтобы мне все было прозрачно и ясно…

– Так, так. И что для этого нужно сделать сегодня вечером?

– Я, кажется, понимаю… Я только что опять хотела сказать, что нужно как-то заставить себя вникнуть вглубь материала… Но сейчас понимаю, что это, видимо, пустое усилие.

– Да, это так и есть. Это потому, что нельзя ответить, что конкретно нужно сделать, для того чтобы сегодня вечером «вникнуть вглубь». Ясно, что нужно как-то напрячься, приложить какое-то усилие. Но к чему это усилие прилагать? К какому внутреннему рычагу? Со временем, много раз повторяя этот материал слушателям, отвечая на их вопросы (а может быть, и не отвечая сразу, но находя ответы потом), сопоставляя этот материал с другими темами, Вы, естественно, начнете воспринимать его глубже, объемнее, яснее, целостнее и т.д. Со временем это произойдет, несомненно. Но, как можно добиться этого сегодня вечером?

– Для этого нужно, как Вы говорите «пойти туда, не знаю, куда…».

– Согласны с этим? Все согласны? Катерина требует от себя совершить действие, технологии которого не знает. Ни она не знает, ни организм, «подсознание» не знает… Поэтому попытка это сделать («вникнуть вглубь материала» прямо сегодня вечером) выливается просто в недифференцированное напряжение. И это напряжение сливается с естественным волнением по поводу завтрашнего занятия. И естественное волнение превращается в сильную тревогу. Катерина, то, что я говорю, похоже на правду?

– Да. Наверное…

– Как сейчас эта Ваша тревога поживает?

– Мне значительно спокойнее.

– Да. Так оно обычно и бывает. Когда человек осознает собственное пустое усилие как таковое, именно как пустое, то есть абсурдное и бессмысленное, напряжение резко падает. И это субъективно ощущается как снижение тревоги.

Кстати, в переживаниях Катерины мы можем подозревать еще одно пустое усилие. Она сказала нам, что завтра должна «чувствовать себя уверенно». Катерина, если это еще актуально, скажите, что именно Вы должны сделать, чтобы чувствовать уверенность. Или, по–другому, как включить уверенность в себе?

– Это уже не актуально. И я сейчас понимаю, что это тоже пустое усилие.


Да. «Включить уверенность в себе» – это частое пустое усилие. Особенно актуально оно при социофобиях, страхах публичных выступлений и т.д. Но, не будем забегать вперед. Спасибо, Катя.

Есть еще желающие предоставить свои переживания для анализа. Смелее! Завлекаю Вас тем, что, скорее всего, вы получите облегчение. Да, вижу Вашу руку.


– Как Вас зовут?

– Андрей.

– Хорошо. Какая эмоция Вас беспокоит?

– Тоже тревога.

– С чем она связана?

– С тем, что мне предстоит после занятия ехать домой на машине. Сейчас объясню. Нас здесь несколько человек из Ярославля. Мы приезжаем на Ваши занятия на микроавтобусе с водителем. Я сам вожу машину. Когда я сам за рулем, мне не страшно. Но когда я сам не веду, а наблюдаю за водителем, мне все время кажется, что мы вот–вот попадем в автокатастрофу. Мне всегда было страшно в этой ситуации. Но недавно мы действительно попали в аварию, нестрашную, несерьезную так, только чуть помяли крыло… Но после этого мой страх усилился в разы.

– Можно сказать, что этот страх чрезмерен? Или он вообще абсурден и не имеет смысла?

– Он чрезмерен, да. Какой-то смысл он имеет, но так бояться, как я – это незачем…

– Во сколько раз Вы боитесь больше, чем нужно?

– Да, раз в сорок, наверное!

– Понятно. Значит, под Вашим страхом точно кроется пустое усилие. Давайте, поищем. Вопрос такой: что в этой ситуации Вы от себя требуете? Вы едете в микроавтобусе на пассажирском месте… И, что Вы там должны?

– Я должен … вовремя помочь водителю заметить опасную ситуацию.

– Водитель профессиональный?

– Да, к нему вопросов нет. Но ведь «и на старуху бывает проруха»…

– То есть, Ваша задача – как можно более полно контролировать дорогу, чтобы вовремя подсказать водителю, что делать?

– Да, примерно так…

– Это выполнимая задача, как Вы думаете?

– Думаю, да.

– Как именно Вы будете осуществлять этот контроль?

– То есть?

– Ну, что Вы конкретно будете делать?

– Буду смотреть на дорогу… Вперед, вправо, влево. Назад оборачиваться…

– А, как Вы будете определять, когда посмотреть вправо, когда влево, когда вперед? Когда назад вертеться? Когда говорить что-то водителю, а когда лучше промолчать, чтобы не сбивать его с толку? Как правильно, грамотно распределить внимание между всеми деталями дорожной ситуации? Какой алгоритм этого распределения, какова методика, в чем заключается технология?

– Да… Видимо, нет такой технологии…

– Значит, это ситуация «пойди туда, не знаю куда…»?

– Похоже на то…

– Давайте, еще больше это проясним. Такой вопрос «как распределять внимание?» может возникнуть у Вас, когда Вы сами ведете машину? Требуется ли Вам какая-то особая технология распределения внимания, когда Вы сами за рулем?

– Нет, это как-то само собой происходит… Сел за руль, завелся, и все само собой делается…

– Да, причем заметьте, у Вас три зеркала, лобовое стекло, правое и левое окна, еще Вам нужно обращать внимание на звуки и на тактильные ощущения. И внимание должным образом распределяется на все это само собой, без всяких приказов и инструкций с Вашей стороны.

– Да. Как бы сам мозг знает эти инструкции…

– Вот–вот, Вы их не знаете, Ваше сознание о них понятия не имеет, а мозг, или подсознание все прекрасно выполняет. И Вы еще к тому же за рулем разговариваете или слушаете радио. И это никак не мешает. Но такой режим работы мозга, такой «водительский транс» включается автоматически тогда, когда Вы сами за рулем. А можно ли его включить насильно, когда Вы сидите на пассажирском месте?

– Да, его произвольно не включишь…

– А Вы пытаетесь? Это и есть пустое усилие. Стремление произвольным образом совершить действие, не сводимое к четко определенному передвижению внимания и мышечным сокращениям. Произвольным образом включить «водительский транс», находясь не за рулем. Согласны, что Вы не в состоянии это сделать? Что это не в Ваших силах, не в ваших возможностях?

– Да, это ясно теперь.

– Следовательно, Вы не можете, как бы не старались контролировать дорожную ситуацию на нужном уровне?

– Да, это точно. Не стоит даже и пытаться!

– Что с Вашей тревогой?

– Она уменьшилась. Практически нормальной стала. Да, это на первый взгляд странно. Я убеждаюсь, что контролировать опасность не в моих силах, но становится ощутимо легче…


Спасибо, Андрей. Да, это типично. Человек, находя свое пустое усилие, осознает его как таковое, и значит, соглашается с собственной беспомощностью. И как бы от этого осознания собственной беспомощности становится не страшнее, а наоборот, легче. Возникает душевное освобождение. Это происходит, конечно, не оттого, что человеку приятно быть беспомощным. В этом моменте, самом по себе, ничего приятного нет. Облегчение наступает потому, что перестают тратиться силы на реализацию пустого усилия, уходит это недифференцированное, застойное напряжение. И вот это пустое напряжение (напряжение, неприложимое ни к какой конкретной точке, напряжение, которому не во что воплотиться) часто бывает настолько сильным, что во много раз превосходит напряжение, связанное с уместной в переживаемой ситуации тревогой.

Итак, мы с вами увидели реальные пустые усилия реальных людей в реальных жизненных ситуациях. Мы увидели попытку прямым усилием воли «вникнуть вглубь материала» и попытку прямым усилием воли включить «водительский транс».

Давайте теперь, имея такие живые иллюстрации, еще раз вернемся к теории и еще раз поговорим о том, о чем говорили вчера.

Давайте отграничим пустое усилие от схожих явлений, чтобы в дальнейшем не запутаться. То волевое усилие, которое мы называем термином «пустое усилие», не есть то же самое, что усилие напрасное или тщетное. Это не синонимы.

Пустое усилие в нашем смысле, названо так, потому что оно пусто от конкретного алгоритма реализации. Пусто от конкретного «как», «как именно». То есть, оно не состоит из более простых компонентов. Его невозможно представить в виде сложной последовательности несложных шагов. Его содержание нельзя вербализовать в виде понятного и повторимого рецепта. К нему не приложишь ясной инструкции. Оно не технологично. Стало быть, ему нельзя научить. Другими словами, пустое усилие неразложимо на элементарные волевые акты, то есть на волевые усилия по сокращению мышц и передвижению внимания.

Как объяснить, что нужно сделать для того, чтобы сегодня же вечером «вникнуть вглубь материала»? В чем состоит технология контроля над дорогой с пассажирского кресла? Или представим, что я, размышляя над какой-то проблемой, усилием воли, самоприказом пытаюсь соображать как можно быстрее, думать как можно продуктивнее, и таким образом собираюсь решить проблему наиболее эффективным способом. И в этом случае у моего стремления ускорить процесс собственного рассуждения никакого алгоритма не будет. В самом деле, что конкретно я могу сделать, чтобы думать быстрее? На какие «кнопки» надавить? Как заставить свой мозг работать на повышенных оборотах? В чем техника ускорения мышления? Что я могу посоветовать человеку с таким же желанием? Как я могу научить его это желание реализовать? Ответов на все эти вопросы не существует. Я готов потратить энергию для ускорения мышления, но мне некуда эту энергию приложить. Она выливается, поэтому в пустое, диффузное напряжение. Желаемого результата при этом, понятно, не возникает. Это есть пустое усилие.

Так, например, можно пытаться надавить на себя и, чтобы простить обидчика, незамедлительно забыть то зло, что он причинил. Так, можно заставлять себя здесь и сейчас стать более решительным (сострадательным, эмпатичным, спокойным, эмоционально тупым и т.д.) Или можно приказывать себе прямо сейчас осуществлять незнакомую сложную деятельность так, как будто в этом деле опытен и искусен. Все эти стремления не имеют инструкций для реализации, и поэтому, если мы упорны в них, выливаются опять же в недифференцированное напряжение. В напряжение без выхода, в напряжение, которому некуда вылиться, и потому, в конце концов, в напряжение без результата.

Здесь нужно обязательно отметить, что пустые усилия этой своей пустотой от технологии очень похожи ни на что иное, как на элементарные волевые акты. Последние тоже не содержат в себе конкретного алгоритма. Элементарные волевые акты, то есть усилия по сокращению поперечно – полосатых мышц и усилия по передвижению внимания, тоже не состоят из более простых компонентов. Они далее не разложимы, поскольку нельзя быть разложимыми на самих себя – проще, первичнее уже некуда. Эта похожесть пустых усилий на элементарные волевые акты – чрезвычайно важный момент, именно он, по-видимому способствует тому, что к пустым усилиям относятся серьезно, принимают их за «чистую монету», надеются на их осуществимость.

Если вы спросите меня, как именно я сгибаю руку, я не смогу вам ясно это объяснить. Я просто как-то «волю», и рука сгибается. Я мог бы сказать, что отдаю некий внутренний приказ, но на самом деле, я же не произношу про себя какие-то определенные слова, я не осуществляю каких-либо последовательных внутренних манипуляций… Я совершаю одно какое-то внутреннее действие – «воление», «хотение», «пожелание», назовите его как вам нравится, и рука (в общем-то, чудесным образом) сгибается. И это внутреннее произвольное действие неразложимо уже на какие-либо более простые действия. Оно, следовательно, первично, элементарно, не из чего более не состоит. Пусто от конкретного содержания (из чего состоит «воление»?), но при этом осуществимо.

То же самое и с передвижением внимания. Я не смогу вам объяснить, как именно я привожу свое внимание к внутреннему образу, например, чашки кофе. Как я заставляю себя подумать о чашке кофе? Я опять же просто как-то «волю» – делаю что-то простое, элементарное, неразложимое на что-то еще, что-то несоставное, первичное. И в моем сознании появляется чашка кофе…

Я не смогу научить как сокращать мышцы и как передвигать внимание человека, у которого это не получается само собой, также легко, как у меня. Я просто не смогу сказать ему ничего ясного, конкретного. Ничего, кроме того, что надо «захотеть», «повелеть». А как именно «повелеть» я уже не скажу. И также я не смогу передать своего умения другому. Хотя при этом, заметим, у меня нет внутреннего ощущения неясности, смутности того, что я делаю. Как раз внутренне мне все ясно и понятно. Неясность возникает тогда, когда я пытаюсь «воление» выразить словами. Это неясность только в смысле «невыразимость».

К счастью, этим двум действиям никого учить не надо. У нас у всех (по крайней мере, если мы неврологически здоровы) это получается легко, без напряжения. Элементарные волевые акты, несмотря на свою нетехнологичность, в отличии от пустых усилий, осуществимы. Несмотря на то, что мы не можем выразить словами «как именно» мы это делаем, это «как именно» любой из нас понимает от природы. Мы все это чудесным образом понимаем и осуществляем. Но никакая другая осуществимая произвольная активность не является элементарной, несоставной, невыразимой. Любая другая реализуемая волевая активность зиждется уже на этом основании, состоит из определенной последовательности всем внутренне понятных (и в этом смысле конкретных) актов мышечного сокращения и передвижения внимания. Любую другую произвольную деятельность можно разложить на эти два кирпичика.

Итак, элементарные волевые акты не имеют выразимого содержания, но тем не менее, всем само собой от природы понятно, как их осуществлять, и они осуществляются, причем осуществляются легко. Я не знаю, как я реализую элементарные волевые акты, но это знает мой мозг. Как реализовать пустое усилие не знаю не я, не мой организм. Элементарные волевые акты – это единственные волевые усилия, пустые от внутреннего алгоритма реализации, невыразимые, но при этом не тщетные. Больше таких вариантов нет. Элементарный волевой акт всегда осуществим, пустое усилие всегда тщетно.

То обстоятельство, что пустые усилия как бы похожи на элементарные волевые акты может сыграть с нами злую шутку. У нас у всех есть опыт элементарных волевых актов. И имея такой опыт, из него можно легко (но неправомерно) заключить, что «само собой понятно как», от природы мы можем не только сокращать мышцы и передвигать внимание, но и еще что-то делать, например, ускорять течение психических процессов или устранять собственные негативные эмоции. Нам может показаться, что это также просто, первично и «само собой понятно», как элементарные волевые акты. И тогда мы можем попробовать это осуществить и, естественно, не сможем. И если будем упорствовать в этом, окажемся в ситуации «пойди туда, не знаю куда». Тогда мы будем пытаться осуществить пустое усилие. Мы будем производить недифференцированное, неконкретное напряжение, будем тратить энергию в никуда. Оно может измотать и измучить, но окажется напрасным.

Теперь, еще один важный момент:

Положим, что я потратил время на поиски в Интернете нужной мне информации и ничего не нашел. Это усилие – «найти информацию» оказалось напрасным, «тщетным» но при этом оно технологически складывалось из вполне конкретных шагов, у него был рецепт. Во время этого занятия я пользовался определенной инструкцией, придерживался определенной методики – я набирал слова в поисковой строке, скользил по ссылкам, переводил внимание с объекта на объект, с сайта на сайт, со строчки на строчку. И я могу обучить этой технологии другого человека. Методика при этом разложима на элементарные волевые акты – передвижения внимания и сокращения мышц, представляет собой определенную последовательность этих актов. При всем при этом у меня не получилось – может быть, потому что методика плоха, а может, в сети просто нет нужной мне информации. Но, хотя я и не добился результата, мои действия в каждый момент времени были абсолютно конкретны, алгоритмизированы, выполнимы. Я не пытался во время этой работы, управлять мыслями и чувствами. Я не насиловал свои психические процессы. Я всего лишь закидывал удочку внимания и просто наблюдал, клюнет рыба или нет. Усилия мои оказались тщетными, но они не были пустыми от конкретики.

Итак, еще раз повторю: всякое пустое усилие (в нашем терминологическом смысле) тщетно, но не всякое тщетное усилие является пустым. Понятно это разделение?

И в заключении, еще одна важная вещь. На этих примерах можно показать общее правило: переживая пустое усилие, человек требует от себя того, что в принципе для него возможно. Во всяком случае, возможно в его мире, в его вселенной. Нет пустых усилий, заключающихся в попытках допрыгнуть до Луны, из мужчины превратиться в женщину или соображать со скоростью компьютера. В пустом усилии человек стремится к тому, к чему его организм, в общем, способен. Но способен в других обстоятельствах, при наличии других внутренних и внешних стимулов, в другом ситуационном контексте. Так, Андрей способен контролировать дорогу, но в другой ситуации, не в той, в которой от себя этого требует. И Катерина способна «глубоко вникнуть в материал», но только не прямо сегодня вечером, а со временем, с опытом его преподавания. Человек, пребывая в пустом усилии, как бы забывает про то, что его волевому усилию должны сопутствовать определенные помогающие обстоятельства. Он неправомерно полагает, что если он на что-то способен в принципе, значит, способен на это всегда, в любой ситуации. Но, когда мы представляем обстоятельства, в которых усилие его реализовалось бы, мы обнаруживаем, что при этих условиях реализация его стремления произошла бы спонтанно, без какого-либо дополнительного самоприказа или насилия над собой. Как только Андрей сам сядет за руль, он без каких-либо дополнительных усилий начнет на нужном уровне контролировать дорогу. Когда Катя получит необходимый опыт, само собой осуществится «глубокое проникновение в материал».

Мы, поэтому можем дать понятию пустого усилия еще одно определение:


Пустое усилие – это стремление насильственным образом влиять на непроизвольную психическую активность в отсутствии необходимых для ее спонтанного изменения факторов.