Вы здесь

Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу. Глава 6. Войсинг. Пратибха (С. Р. Либермайстер, 2015)

Глава 6

Войсинг

Пратибха

В 1973 году я пережила ярчайший опыт пения, который десять лет спустя привел меня к созданию учения, которое я назвала Voicing – «Войсинг». Я в буквальном смысле услышала свое пение. Из меня лилась совершенно спонтанная песня, обладающая уникальной, индивидуальной мелодией. Каждая клетка моего тела участвовала в ней, в то время как мой разум молчал.

Когда песня достигла своей высшей точки, она смолкла, оставив меня в трепете и преисполненной чувства невероятной благодарности. Я «знала», что нечто главное внутри меня коренным образом изменилось: я видела все тот же мир вокруг себя, но уже по-другому. Все наполнилось иным смыслом, глубоким чувством любви и понимания.

С этой минуты я сосредоточила внимание на том, чтобы слушать и петь, ведь именно это пробуждало во мне мою спонтанную песню. Она лилась из меня снова и снова, и каждый раз это случалось, когда я меньше всего этого ожидала. Я постаралась глубже проникнуть в суть этого явления и обнаружила множество драгоценных аспектов, обусловленных силой спонтанного пения.

Слияние с гуманистической психологией

В 1976 году, когда я впервые оказалась в обществе Ошо, я поняла, что это просветленный мистик, которому доступны все мои системы отсчета. По моему мнению, ни один из тех духовных учителей, с которыми я сталкивалась ранее, не обладал ни знаниями, ни достаточным потенциалом, чтобы проникнуть в человеческий разум и систему убеждений с такой же меткостью.

Присоединившись к международной коммуне Ошо в Пуне, я позволила пению временно отойти на задний план, пока я занималась исследованием гуманистической психологии. Под руководством Ошо мы объединяли медитацию с новыми методами терапии, которые были разработаны в конце 1960-х и начале 1970-х в Калифорнии, Голландии и Англии.

За это время я приняла участие во многих экспериментальных группах и тренингах, посвященных работе с эмоциональным телом, биоэнергетике, психическому массажу, холистическому исцелению, тай-чи, гипнозу и изучению эзотерических дисциплин.

Примерно в 1989 году весь этот опыт слился для меня в единое учение, базовым элементом которого стало спонтанное пение. Именно тогда я начала проводить свои первые групповые сеансы в Пуне, а затем получила счастливую возможность представить свое детище всему миру.

В 1994 году я придумала название «Войсинг» – мне кажется, оно объединяет все аспекты пения, которые могут помочь на пути к самопознанию.

Мой метод продолжает развиваться, пополняясь все новыми элементами; так, мне очень помогло учение Фейсала Мукддама Diamond Logos («Даймонд Логос», или «Алмазное слово»), которое я изучала на протяжении двенадцати лет, а также новые наблюдения и впечатления, полученные во время семинаров.

Духовный контекст

Чтобы определить место Войсинга в контексте остальных методов духовной терапии, разработанных Ошо и его учениками, необходимо кратко сформулировать посыл, из которого возник этот подход.

Абсолютное измерение Бытия пронизывает всё. Мы входим в физическое тело как часть этого Бытия. Будучи неотделимой от первоисточника, эта «часть» Бытия обретает индивидуальность, которой мы даем такие имена: Душа, Атман, Сущность. Новорожденный ребенок является естественным выражением Сущности, но это свойство постепенно уходит на задний план по мере того, как у ребенка развивается социальная личность и он начинает осваивать стратегии, помогающие завоевать благосклонность и признание со стороны окружающих. Место Сущности постепенно занимает эго.

Войсинг можно представить как мост между эго и Душой, или Сущностью. Он может стать инструментом, который использует эго как точку опоры, а затем выводит вас за его пределы, побуждая влиться в духовное измерение медитации.

Спонтанное пение начинается на уровне эго, но его ликующая сила сметает защитные барьеры эго, преодолевая такие преграды, как сопротивление, слепое повиновение, приспособленчество и фальшь, чтобы соединиться с истинной сущностью человека.

Для того чтобы излить в песне не только радость, но и такие эмоции, как боль, печаль, гнев, ревность, нужно быть в состоянии сказать «да» этим аспектам своего существа.

Для спонтанного пения – чтобы оно превратилось в инструмент трансформации – важна полная вовлеченность в процесс, позволяющая выразить любые эмоции и психологические проблемы, которые могут заявить о себе.

Войсинг – очень простая и естественная техника, она доступна всем. Но продемонстрировать ее на практике гораздо проще, чем объяснить. Никакие объяснения не заменят живого опыта.

С другой стороны, научиться чему бы то ни было мы можем только на личном опыте. Например, я могу описать воду с научной точки зрения – ее химический состав, психофизические реакции, которые могут возникнуть, когда мы с ней соприкасаемся, различные способы ее использования. Но все эти слова имеют смысл лишь для того, кто не понаслышке знает, что такое вода.

Петь может каждый

Главное в Войсинге – это пение, однако здесь мы имеем дело не с вокалом в общепринятом понимании.

Обычно пение подразумевает наличие некоторых навыков, позволяющих самостоятельно исполнить или воспроизвести песню либо мелодию без слов, которую вы уже слышали прежде. При таком традиционном пении память и умелое звуковоспроизведение играют главную роль. На мой взгляд, такое пение скорее нас ограничивает, а это ведет к нежелательным последствиям. Например, если кто-то не в состоянии воспроизвести один или несколько звуков, то есть не может петь по нотам, говорят, что этот человек фальшивит или не имеет слуха, то есть в принципе не умеет петь.

Мой опыт показывает, что это утверждение не просто ложное и оскорбительное, но еще и деструктивное. Было бы куда уместнее и, конечно же, менее опасно расценивать это просто как неспособность повторить или имитировать конкретный набор звуков.

Такая неспособность должна побуждать к исследованию проблемы или вызывать желание понять, из чего же она проистекает. Во время моих сеансов и семинаров, когда мы исследуем феномен «непопадания в ноты», я вижу, как заявляют о себе подавленные эмоциональные травмы. После того как человек встречается с этими травмами лицом к лицу и находит способ их выразить, он, как правило, обретает способность воспроизводить «трудные», выпадающие из партитуры ноты.

К сожалению, компульсивная привычка нашей культуры диктовать нам, как мы должны петь (ориентируясь на достаточно узкие критерии и строго прописанные технические приемы), является причиной разочарования и глубокого страдания многих людей. Их боль трудно интегрировать, потому что в каждом конкретном случае пение связано с уникальностью души, жаждущей самовыражения. Таким образом, подобные уничижительные оценки вокальных данных подобны отказу признавать самоценность души поющего. Это порождает неописуемую внутреннюю боль.

А ведь истина прямо противоположна:

Петь может каждый! Мы наделены способностью и правом петь от рождения, ведь пение – это язык самой души.

Даже люди, имеющие проблемы с голосовыми связками, могут петь. Их песня будет хриплой, шепчущей, гортанной, прерывистой, но тем не менее это будет песня, наполненная их личными переживаниями, а значит, и неповторимой красотой…

Шаманские песни, звучащие в различных уголках мира, не охарактеризуешь термином «бельканто», они далеки от вокальных стандартов, установленных нашим цивилизованным обществом, и все же они глубоко трогают тех, кто их слышит, поскольку активируют мощный поток исцеляющей энергии и стимулируют восстановление духовного баланса.

Сказать человеку, что он не умеет петь, значит оскорбить его и посягнуть на его естественное право; и чем моложе этот человек, тем глубже в него проникнет боль.

Я была бы глубоко удовлетворена, если бы вдруг узнала, что учителя музыки во всем мире отказались от своей обычной практики и навсегда забыли фразу: «У тебя нет способностей к пению». Мы должны отказаться от хорошо известной нам модели и вернуться к непосредственному самовыражению через песню.

Самодостаточность

Обычно мы поем песни, сочиненные другими людьми. Но даже когда мы пытаемся сочинить собственную песню, мозг пытается воспроизвести в ней то, что мы уже когда-то слышали, видели или однажды написали. Для нас почти немыслимо петь спонтанно, позволив себе роскошь непосредственного эмоционального самовыражения.

Когда головной мозг занят тем, чтобы «вспомнить» и «воспроизвести» знакомую песню – а этот процесс обычно сопровождается беспокойством, боязнью «не справиться», – контроль берет верх над всем, и для спонтанности не остается места. Кроме того, в подобных условиях наше пение зависит от того, как его оценят слушатели. Такое пение нуждается в благосклонной аудитории.

Но на самом деле, чтобы петь, нам совсем не нужны слушатели – этим пение отличается от ораторского искусства. Это прекрасно знают те, кто любят петь в душе или в машине.

С другой стороны, язык дан нам для коммуникации, а она подразумевает участие как минимум двух человек. Когда мы говорим, мы, как правило, что-то описываем, строим предположения, что-то обосновываем, а затем ожидаем ответной реакции от слушателя.

Даже безмолвно произнося мысленные диалоги, мы обычно представляем себе собеседника. Наш внутренний монолог обращен от «я» к «нему»/к «ней»/к «ним» – по сути, это диалог между двумя или более частями личности или речь, обращенная к воображаемой аудитории. Тем, кто медитируют, хорошо знакомо это явление.

В свою очередь, пение же – самодостаточно.

В нем выражается нечто, не умещающееся в тесные рамки слов, даже несмотря на то что у большинства знакомых нам песен есть какие-то слова. Песня помогает выйти на поверхность чему-то невыразимому – так наша глубинная подлинность находит подходящее ей средство коммуникации, так мы заново обретаем ощущение собственной полноценности и ощущение Бытия.

В этом также присутствует стремление к коммуникации, однако здесь оно обращено к самому Существованию, неотъемлемой частью которого мы себя ощущаем. И мы с непередаваемой радостью преподносим ему свою глубинную сущность.

С этой точки зрения, посещавшие многих из нас мечты о том, чтобы научиться петь перед большой аудиторией, выглядят как попытка загнать себя в узкие рамки. Более того, при этом мы упускаем самое главное, ведь пение в таких фантазиях отнюдь не основной мотив. Часто в них проявляется тщеславная потребность вкусить одобрения со стороны окружающих, чтобы заполнить глубинное чувство внутренней пустоты. Мы ищем публичного признания, пытаясь заместить утраченные нами жизненно важные стороны бытия.

Насколько я понимаю, пение обретает особый смысл именно тогда, когда нас никто не слушает, когда в нем нет ничего, кроме интимного обращения к Существованию. Это наше «жертвоприношение», наш праздник, наш ритуал, который мы исполняем, выйдя за пределы области суждений, и совсем не важно, как звучит наша песня.

Здесь, в этом измерении, не может быть и речи ни о каком фальшивом пении, так как здесь не бывает сравнительных степеней, а мысль о необходимости попадать в ноты всегда является результатом сравнения.

Когда песня льется без всякого контроля, спонтанная, свободная от узких рамок партитуры и обязательных повторов, говорить о «фальшивом исполнении» просто немыслимо. Тональность, тембр и способ звукоизвлечения в момент спонтанного пения могут быть бесконечно далеки от «вокала» в нашем привычном, обусловленном культурными традициями понимании. И все же это настоящая песня.

Я изумляюсь, когда вижу, какое огромное влияние этот опыт оказывает на поющего. В человеке как будто заново оживают много лет не тронутые, забытые или заблокированные «струны» внутреннего «инструмента»; их вибрации, если мы принимаем их с искренней радостью, несут с собой ощущение наполненности, самодостаточности.

Пение – это праздник

Некоторые люди спрашивают меня: в чем разница между пением и другими голосовыми формами эмоционального высвобождения, например, между пением и криком во время терапевтического сеанса? Если забыть о музыкальной стороне вопроса и социальных критериях, чем же еще отличается пение? На мой взгляд, основное различие состоит в том, что пение – это праздник.

Крик используется в некоторых терапевтических методиках, он дает чувство освобождения и даже чувство свободы, но лишь на время. Кроме того, такие методы заранее предполагают в нас желание избавиться от чего-то неприятного, давно похороненного внутри нас. Это все равно, что сбросить лишний вес или избавиться от затесавшегося в багаж груза.

Войсинг не стимулирует энергетический сброс, а трансформирует энергию.

Каждый аспект личности принимается и получает признание – мы благодарны за то, что он существует, за то, что в свое время он исполнял некую функцию, а возможно, исполняет ее до сих пор. Он рассматривается и используется как трамплин, с которого мы прыгаем, чтобы погрузиться внутрь, в глубинные просторы нашего внутреннего мира, и продолжаем погружаться до тех пор, пока не достигнем своей Сущности.

Все, что нужно, – продолжать петь, не останавливаясь, не позволяя разуму вмешиваться в процесс. Действуя таким образом – продолжая петь, не прерываясь, – вам проще избавиться от цензуры ума; в противном случае он сделает все, чтобы сохранить структуру вашей личности нетронутой.

Когда мы позволяем себе выразить нашу боль, гнев, радость в песне, это означает, что мы приняли их. Это акт о капитуляции. Избавляя нас от суждений, пение поднимает наше чувство принятия до уровня ликования. Подобный опыт вызывает глубочайшее психологическое расслабление, которое может перерасти в духовный опыт.

Во время спонтанного пения поющий «становится» своей песней – он и его песня неотделимы друг от друга. Его личность растворяется в песне, остается лишь способность слушать и быть свидетелем этого явления. Мы слышим, как мы поем, а лучше сказать, как пение и слушатель сливаются воедино, и все, что им остается, – только созерцать.

Джиббериш

Чтобы обрести или восстановить способность к спонтанному пению без вмешательства разума, мы используем выдуманный язык – это позволяет обойти ловушку концептуального значения слов.

Конец ознакомительного фрагмента.