Вы здесь

Тепло надежды. О душевном увядании (Лууле Виилма, 2012)

О душевном увядании

Каждый день мне приходится сталкиваться с удивительно несерьезным отношением больных к страданиям своего тела. Кое-кто даже заявляет, что кого интересуют болезни, пусть выучится на врача. Об этом я писала в предыдущих книгах и буду писать еще. Значит, так надо.

Привычка считать свою болезнь делом врача весьма живуча.


Что такое привычка? Привычка – это страх перед новым, страх не ужиться с новым, страх показаться старым и глупым на фоне нового. Привычка быстро перерастает в борьбу против нового, то есть злобу против нового. Новое – это непривычность, которая начинает разъедать видимую уверенность человека или видимое чувство собственного достоинства, как ржа железо. Страшно, не правда ли, если все это вдруг заметят?

Достаточно много таких людей, которые начинают заниматься прощением и ощущают ухудшение самочувствия. Они хотят знать: почему? Кто спрашивает об этом застенчиво и с грустью, кто требовательно и обвинительным тоном. Могу ответить, что если человек живет в мире иллюзий и считает такое положение правильным и нормальным, то пусть и живет себе дальше, коль скоро он не делает этим плохо другим. Если же он не делал бы плохо себе, то не обратился бы к моим книгам. А поскольку при чтении моей книги в нем всколыхнулось сильное чувство вины, что привело к ухудшению самочувствия, то есть две возможности: либо отпустить свое чувство вины на свободу, либо отложить книгу.


Негативная реакция бывает двух видов:

– женская – повышается кровяное давление и ухудшается самочувствие,

– мужская – понижается кровяное давление и ухудшается самочувствие.

Если произошло повышение кровяного давления, то Вы привыкли оценивать и находить ошибки в других, а сейчас рассердились на меня, потому что вычитали в книге обвинения в свой адрес.

Если произошло понижение кровяного давления, то Вы испытываете сильное чувство вины, и книга лишь подлила масла в огонь, и Вы стали себя обвинять.

И в том и в другом случае Вы не вспомнили, что в ком нет чувства вины, тот не станет винить ни себя, ни других.

Внезапное обнародование правды не делает счастливым ни одного виновного. Даже когда виновным оказывается человек, который, по своему глубокому убеждению, а может, даже по убеждению большей части общества, делал все правильно. Правда есть осознание и признание двух полюсов жизни. Выход наружу невидимого плохого сокрушает иллюзии человека относительно себя, и это трудно пережить. Знаю это по собственному опыту. Но нужно ли из-за этого скрывать правду?

Кто руководствуется десятью заповедями господними, тому жизнь не причиняет боли.

Нежелание видеть и признавать свои ошибки делает болезни скрытыми и неизлечимыми. Больные бегают по врачам, не доверяя никому из них, обращаются за помощью к экстрасенсам, но и это не помогает. Ко мне приходил записываться на прием мужчина, побывавший до этого у двадцати одного экстрасенса, и никто не сумел его вылечить. Но быть двадцать второй я не захотела…

Пришла пора начать видеть первопричину своих болезней в себе и помогать себе самому. Тогда те большие деньги, что расходуются на медицинские обследования, лекарства, услуги всевозможных лекарей и их рекомендации, останутся целыми и их можно будет употребить на более разумные дела.

То, что у нашего государства тощий кошелек, имеет и обратную незримую сторону: это вынуждает человека помогать себе самому. Это – хорошая сторона плохого. Кроме того, финансовые затруднения медицины не являются лишь проблемой нашего государства, а проблемой мирового масштаба, ибо таково веление времени. Система социального обеспечения в том виде, в каком она ныне существует в мире – все делают хорошее для всех, но хорошо никому не становится, – обречена на вымирание, – где раньше, где позже. То, что это должно происходить через экономический кризис государств, означает наше всеобщее неумение жить не умирая, то есть изменять не разрушая, через изменение самих себя.

Чем больше одностороннее повышение материального благополучия, тем больше хиреет духовная жизнь и тем больше все тот же творец материального прогресса разрушает свое бездушное творение, ибо созданное ему не мило.


Люди, живущие в плену привычек, и люди, с готовностью воспринимающие новое, составляют две стороны одного целого. Люди, устремленные вперед, к новой жизни, должны ведь быть здоровыми, однако, как Вам хорошо известно, это не так. Почему? Здесь важно, что и каким путем достигается.

Современные люди, строящие будущее, перебарщивают: они бегут, спешат, проявляют максимализм. Перебарщивание – это страх. Страх перед старым, страх оказаться под ногами у других спешащих, страх перед повторением прошлого и т. д. вынуждает бежать сломя голову. Очень часто свое переутомление люди объясняют тем, что не могут позволить себе отстать от жизни. Вновь и вновь мне приходится повторять: лишь на соревнованиях по бегу бывают лидеры, которых другие стремятся обогнать. Кто не участвует в соревнованиях по бегу, того обгон не тревожит, поскольку он знает, что в конечном счете впереди оказывается тот, кто уверен в своем деле.

Однажды стояла я в коридоре своей фирмы, как вдруг врывается женщина цветущего вида, благодарит Бога, что наткнулась прямо на меня: ей немедленно нужно попасть на прием, у нее такая досадная болезнь, которую врачи никак не могут вылечить, а болезнь мешает и в работе. Все это она выпалила на одном дыхании с конкретностью, свойственной деловой женщине. Чтобы вести диалог, собеседники должны владеть одним и тем же языком. Я спросила, прочитала ли она мои книги. Услышав отрицательный ответ, я тут же принесла ей книги. Минутного ожидания было достаточно для ее полного перерождения.

К моему удивлению, в коридоре меня ждала совершенно иная женщина, холодная и решительная. Отстраняющий жест рукой и: «Нет!! У меня и без того полно дел, чтобы еще книжки читать!» и – поминай как звали. Неприятие того, что мешает видимому успеху, вскоре приведет ее к вынужденной остановке, так как ей требуется усвоить, что чего человек страшится, то он и получает. Ее преследует страх обнаружить собственную глупость.

Людям, видящим жизнь односторонне, я пытаюсь растолковать их душевную жизнь по возможности доходчиво, на основе примеров из их же будней. У человека в голове проясняется, но стоит ему закрыть за собой дверь, как все начисто забывается. Хорошему человеку негоже цацкаться со своим здоровьем, когда у него столько важных дел. К тому же найдутся люди, которые болезнь вылечат. И так эти люди все ищут и ищут, пока ноги держат. Раскошеливаются, покуда хватает денег, а затем в ожесточении замыкаются в себе и в лучшем случае играют роль мучеников.


Пример из жизни

Недавно пришел ко мне человек с высшим техническим образованием и бросил мне в лицо обвинение, что, мол, ни врачи, ни я не сказали ему, что ему следует начать заниматься спортом. И лишь сейчас, когда из-за обострения болезни он в отчаянии обратился к экстрасенсу, и тот велел ему заняться оздоровительной физкультурой, что он и сделал, здоровье его пошло на поправку. Я не стала говорить ему, дабы не лишать очередной надежды, что если он занимается физкультурой с таким озлоблением, то и этот эффект окажется временным. Я не стала напоминать ему, что когда он в отчаянии обратился ко мне в предыдущий раз, то его состояние улучшилось, поскольку злой недуг подстегнул заняться исправлением своего умонастроения. К сожалению, он был способен лишь на косметический ремонт.


Дорогой читатель! Как Вы думаете, это нормально, когда врач объясняет больному необходимые ограничения и запреты, а тот встречает их в штыки, как встречают в штыки любое принуждение? Или же более естественна ситуация, когда человек начинает сам проявлять активность в своих же собственных интересах, особенно если он – человек взрослый и образованный? Как можно жить в современном мире и ничего не знать о профилактике заболеваний, хотя многих и раздражает, когда врачи слишком настойчиво напоминают о необходимости

– занятий оздоровительной физкультурой,

– закаливания для повышения сопротивляемости организма,

– пребывания на свежем воздухе,

– умеренного загара,

– соблюдения диеты и питания растительной пищей,

– личной гигиены и т. д.

Стоит ли вообще заниматься санитарным просвещением – от чистки зубов до использования туалетной бумаги, если каждому больному по поводу каждой болезни врачу приходится заново объяснять элементарные вещи? Бессмысленно говорить, что врачебное время дорого стоит и что заниматься этим мог бы кто-нибудь другой. Но кто другой? Человек, думающий только о себе, о других не думает, даже если считает себя доброхотом. В частности, он не считается с временем врача, ни с теми, кто ждет в очереди. Для него важно получить то, что он хочет. Один раз, второй, третий и т. д. Каждый раз все сначала.

Вероятно, Вы согласитесь со мной, что определенному уровню цивилизации соответствуют определенные элементарные истины, которые должны усваиваться с детства и не нуждаются в повторении. К ним относятся естественные навыки гигиены.

Задача врача – научить чему-либо новому или внести коррективы с учетом плана лечения.

В человеческом сознании настолько укоренилась привычка получать, что многие принципиально не прилагают никаких усилий для собственного выздоровления. Этим должен заниматься врач. Если же нет, то… Что будет, ясно и без слов. От словесных обвинений дело дошло до судебного разбирательства. И врачи не смеют высказать воинственно настроенному пациенту простое правило сапожников: работаем из материала заказчика. Они все еще пытаются прыгнуть выше головы, поскольку до сих пор медицина действительно могла многое. В эпоху расцвета материализма больному оказывалась необходимая помощь, так как больные верили в докторов и не замечали того, что помогали не столько лекарства, сколько душевная сила врача, которую они впускали в свое сердце вместе с верой во врача. Теперь же больные докторам не верят, а аппаратура душевную силу врача заменить не в силах.

Кто не верит, для того медицина сродни любому другому виду насилия, которое является и творит, что хочет. Кто не верит помогающему, тому никто не может помочь. Вера в помогающего позволяет простой деревенской колдунье вылечить профессора. Но неверие во врача не позволит лучшему в мире профессору вылечить того же профессора.

Жизнь проста, усложняем ее мы сами.

Если гордость человека высокообразованного мешает ему воспринять простую истину о необходимости заботиться о своем теле, то существует опасность гибели также и духа, и дух покидает тело этого глупого человека, который считал себя слишком умным.

Тот больной, который столь меня озадачил, дал мне понять, что каждому следует заниматься своим делом. Он объяснил это так: «Когда у Вас сломается магнитофон, Вы не сможете его починить, а я смогу», подчеркивая тем самым недостаточность моих познаний в технике. Я сказала: «Милый мой! Если Ваше тело умрет, Вы уже не сможете ничего починить, а если мое тело здорово, то я в любое время смогу научиться чинить те же магнитофоны!»

Это его не убедило. Но и болезнь он переносит очень тяжело.