Вы здесь

Теория эталонного имиджа. Персональный имидж (Екатерина Андреева)

Персональный имидж

О силе персонального имиджа отлично знали Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Сталин. И давайте мы с Вами тоже определимся, для чего так необходимо нам над ним работать. И если эталонный имидж – это образец для достижения цели, то персональный имидж есть у Вас уже здесь и сейчас. Он мог возникнуть стихийно или Вы ранее уже проводили работу по его формированию.

Давайте посмотрим на персональный имидж с точки зрения теории и заострим внимание на основных понятиях. Рассмотрим виды, задачи и цели формирования имиджа. И поговорим о функциях, технологиях и алгоритмах построения персонального имиджа. В дополнение затронем тему управления персональным имиджем и определимся окончательно насколько важно им управлять или можно пустить все на самотек.

Персональный имидж напрямую связан с репутацией. Как мы с Вами вспомнили в главе об эталонном имидже, имидж – это образ, который запечатлён в сознании людей. А репутация – это общая оценка, общее мнение о достоинствах и недостатках субъекта. И в отличии от имиджа, репутация всегда складывается из реальных действий и фактов. Как персональный имидж человека, так и его репутация в современном мире являются нематериальными активами, которые стоят больших денег. И сейчас мало разработать, к примеру, имидж корпорации. Необходимо также наличие персонального имиджа у главы корпорации. А если быть точнее то, насколько грамотно этот имидж будет разработан и главное, воплощен в жизнь.

Интересный факт, 86 процентов аналитиков покупают акции, основываясь на репутации главы компании. Давайте вспомним Стива Джобса. Так вот, когда Стив Джобс вернулся в Apple, цена акций компании всего лишь за один день выросла на 200 процентов. Вот она сила персонального имиджа. Вот к чему необходимо стремиться.

В настоящее время мало, чтобы пиар специалисты написали речь для СЕО, или подготовили материалы для пресс-конференции и составили пресс-релиз. Даже мало просто продумать внешний облик руководителя. Необходимо чтобы персона, в данном случае руководитель компании, понимал смысл работы над своим персональным имиджем. Важно, чтобы персональный имидж руководителя был сбалансированным и отточенным до мелочей. Была проведена работа над речью, голосом, пластикой тела. Иными словами, персональный имидж руководителя компании должен быть разработан в соответствии с современным эталонным имиджем главы корпорации, глава корпорации должен соответствовать образу корпорации, над которым старательно работают пиар-специалисты. Мы сейчас живем в век информационной революции. И если раньше компании необходимо было просто обладать активами в виде недвижимости, капиталов, производственных мощностей, транспортными средствами и другими материальными составляющими, то в настоящий момент подчеркну – этого недостаточно. Важен имидж главы компании. И не созданный пиар-компаниями, а разработанный имиджмейкерами и воплощенный персоной.

Или посмотрим на обычных менеджеров. При устройстве на работу предпочтение отдают не просто хорошо одетому кандидату, а тому, за внешним хорошим видом которого видна личность. Видна персона. И ее видно по манере сидеть, стоять, двигаться, говорить и важен ее словарный запас.

Общее понятие имиджа – это впечатление, образ, который объект создает в глазах целевой аудитории. Персональный имидж – это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной личностью, или, давайте скажем персоной.

У имиджа есть составляющие. Такие как персональные характеристики и социальные характеристики. Для анализа и дальнейшей работы мы рассматриваем статус персоны, модели ролевого поведения, связь с различными социальными группами. Рассмотрение социальной принадлежности личности помогает нам определить нормы и ценности, которых придерживается человек.

Грамотно разработанный персональный имидж несет большую символическую нагрузку, потому что очень часто имидж персоны становиться знаком определенной идеологии, того или иного возможного будущего, определенного курса действий. Разрабатывая персональный имидж, мы всегда следуем идее жизненного сценария. Это не просто красивая картинка, персональный имидж – сценарий вашей жизни, работая над которым вы улучшаете свои характеристики. И всегда рядом с имиджем, следом за ним идет ваша репутация. Репутация оставляет ваш след в истории. И помните, когда мы говорили с Вами об эталонном имидже, мы выяснили, что у общества всегда есть ожидания по отношению к субъекту. Так вот с помощью определенного персонального имиджа мы можем либо соответствовать ожиданиям общества, либо создавать это идеальное представление о субъекте, носителе персонального имиджа.

Когда мы говорим об эталонном персональном имидже, мы всегда имеем ввиду имидж персоны, ориентированный на определенную целевую группу. И об эталоне, воплощающем основные стороны нашей жизни. Персональный имидж может быть деловым и ориентированным на достижение материального благополучия. Проще говоря над этим имиджем персона работает, когда основной ее потребностью в данный момент являются деньги и власть. И можем здесь же отдельно выделить такой вид имиджа, как имидж бизнесмена, хотя правильнее сказать более современным языком, имидж успешного человека. Эта категория людей ориентирована на получение больших прибылей и на выход на достаточно большие рынки. А также здесь же воплощается еще одна человеческая потребность. Потребность во власти и в признании. Если говорить в общем смысле о деловом имидже, то сюда мы можем отнести и тех, кто просто хочет устроиться на хорошую работу и расти по карьерной лестнице.

Следующая важная потребность человека, которая удовлетворяется за счет работы над персональным имиджем. Точнее уже следующий вид персонального имиджа. Это сексуально-романтический имидж. Здесь человек восполняет свою потребность в любви и сексе. Чаще всего, особенно это касается мужчин, персона начинает работать над сексуально-романтичным персональным имиджем, когда первая потребность в деньгах и власти уже удовлетворена. И далее уже возникает потребность в продолжении рода. Человек начинает понимать, что одному ему все материальные блага не нужны. Их необходимо с кем-то разделить и передать по наследству. Женщины чаще всего приоритетом ставят сексуально-романтический имидж, и выйдя удачно замуж, только тогда начинают работать над повседневным и деловым.

И последний вид персонального вида имиджа – повседневный. Над ним человек работает, когда хочет уже внести гармонию в свою повседневную жизнь.

Совершенно не обязательно, что эти виды персонального имиджа воплощаются в такой последовательности. У всех разные приоритеты и мотивации. У каждого человека свое понимание, чего он хочет в настоящий момент: денег, признания и власти, секса или семью.

Единственное, что эталонный персональный имидж получается гармоничным тогда, когда все эти три вида имиджа разработаны и воплощены в жизнь. Далее необходимо уже просто поддерживать динамику развития персонального имиджа во всех сферах и гармонизировать их. И в этом случае наступает признание. Человек становиться тем, благодаря кому акции растут, товары продаются, партнеры приходят по сарафанному радио, у него достаточно знакомых, с кем можно просто поболтать за чашечкой кофе.

Как вы уже догадались, разработка персонального имиджа всегда подчинена одной из трех целей. Всегда исходим из того, какой запрос поступает от клиента: деньги, признание и власть, секс и семья. И уже исходя из этого продумываем внешний вид, манеру говорить, двигаться. Работаем над кинесикой тела и пластикой. Отрабатываем все до мелочей. Для каждой цели свои средства, свои цвета, запахи, материалы и свои эталоны.

Помимо целей есть еще задачи по разработке имиджа. Они всегда задаются в индивидуальном порядке. Исходя из цели, исходя из исходных данных человека. Самое главное при написании задачи по разработке персонального имиджа правильно задать искомое. То есть тот «Х», который в конечном итоге будет презентован целевой аудитории.

Давайте разберем основные функции персонального имиджа.

Первое, это социальная адаптация. Благодаря правильно подобранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, достижение с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.

Также в процессе работы над персональным имиджем мы определяем и высвечиваем лучшие личностные характеристик. Если речь идет о работе над деловым видом имиджа, то здесь у нас определяются основные личностно-деловые качества персоны. Ее сильные стороны. Они есть у каждого. Главное научится их правильно использовать и осознать, что они есть. А далее все это как обычно дело практики.

Благодаря всему этому персона подчеркивает свои наиболее привлекательные качества, вызывает у людей доверие, симпатию и обращает их внимание, например, на свои профессиональные достоинства или на то, какой это хороший человек, или насколько персона подходит для создания крепких семейных уз.

Следующая функция персонального имиджа заключается в сглаживании или сокрытии негативных личностных данных. То есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения возможно отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.

Поскольку у человека велика потребность в признании, то одной из функций персонального имиджа является концентрация внимания людей на себя. Другими словами, умение «светиться» людям всегда обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью.

У персонального имиджа есть еще одна интересная функция. Она заключается в расширения возрастного диапазона общения. Данная функция позволяет личности не замыкаться в своем возрастном имидже, а с помощью постоянной работы над своей манерой общения, следуя последним тенденциям моды, но естественно с учетом индивидуальных особенностей внешности постоянно расширять круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах.

Алгоритм построения персонального имиджа прост. Всегда сначала идет сбор данных и постановка задач и цели. Далее анализируем все собранные данные и уже на их основе делаем выводы и разрабатываем рекомендации. Что мы анализируем прежде, чем начать разрабатывать сценарий реализации персонального имиджа? Анализируем внешность, определяем колорит, насколько внешний вид волос соответствуем маркерам молодости, здоровья и респектабельности. Тоже самое делаем с кожей. Смотрим какой социальный статус у личности, кем работает, определяем уровень дохода. Насколько человек следить и ухаживает за собой. Анализируем словарный запас. Чтобы понять потянет ли человек, например, тот имидж, который он просит ему разработать. И уже после того как мы соберем все данные, напишем выводы и рекомендации, разработаем приоритетный сценарий, только после этого мы начинаем воплощать вместе с персоной необходимый персональный имидж. Или персона сама может все это реализовывать.

Что касается технологий, то некоторые из них я ранее уже озвучила. А именно технология постановки задачи и цели. Подчеркну еще раз почему мы сосредотачиваем на данной технологии столько внимания. Из практики, обычно человек делает конкретный запрос на первой встрече-знакомстве. Некоторые еще при первом звонке. И всегда необходимо еще на берегу определяться, что в настоящий момент будем работать над каким-то одним видом персонального имиджа. То есть цель должна быть одна. Например, стандартные цели клиентов: выйти замуж, подняться по карьерной лестнице, расширить границы своего бизнеса, за счет знакомства с новыми людьми. Если у клиента возникают сложности или он хочет все и сразу, то просто корректно объясняем, что быстрее он достигнет каждой из своих целей, если начнет с чего-то одного, самого основного в данный момент. И здесь же важно определить временные рамки. Помните, что эталонный имидж формируется в течение 3х лет.

Следующая технология, о которой я ранее упомянула – это технология сбора данных.

Технология сбора данных является одной из важных технологий при разработке имиджа. Имиджмейкер никогда не создает имидж клиенту, исходя из своего представления как должно. Имидж, разработанный имиджмейкером – это всегда четкие формулы и правила. Никогда не присутствует фраза: «Я вас так вижу». Имиджмейкер не видит. Имиджмейкер просчитывает. Имиджмейкер анализирует. Все это помогает более детально подходить к работе над имиджем клиента. Чтобы разработать имидж клиента под определенную задачу, для презентации определенной аудитории, необходимо знание социальной психологии и социального восприятия.

Чтобы собрать данные о клиенте имиджмейкер использует анкетирование. Уже при первой встрече происходит сканирование внешности клиента, его манеры говорить, двигаться, определяется словарный запас, определение цветотипа также обычно происходит уже при первой встрече. Пока человек рассказывает зачем он обратился к специалисту по имиджу, имиджмейкер уже составляет его портрет, лучшие стороны внешности и личности, болевые точки.

Такая технология как фокус-группа используется тогда, когда наш клиент вынужден по работе выступать перед большой аудиторией. Уметь отвечать на вопросы, и чтобы понять, как его воспринимает аудитория. С одной стороны, делаем анализ, с другой стороны клиент тренируется и с третей стороны есть зафиксированные данные, которые помогают показать клиенту его проблемные места. Рекомендую делать сбор фокус-группы так же уже после работы над имиджем, как закрепляющий тренинг-результат. Разница между первым сбором данных и последним всегда существенно отличается.

Что касается технологии сбора данных при помощи видеокамеры и фотоаппарата, то опять же от них двойной эффект. И как сбор данных и как тренинг. Многие, даже очень раскрепощенные люди могут терять все свое обаяние перед камерой. И этому следует обучать. Умение хорошо выглядеть на фотографии также очень необходимо. На видео всегда отлично видно, где пластика тела у человека хорошо работает, а что полностью разрушает и не позволяет достичь поставленной цели. Когда мы снимаем пластику тела человека на видео камеру, нам легче объяснить и показать, что не так и над чем следует работать.

Далее после сбора данных мы их анализируем. С помощью формул имиджмейкинга смотрим, соответствует ли внешность клиента гармонии красоты, принятой в современном мире. Анализируем манеры и анализируем, что помогает реализовать новую роль, а над чем необходимо хорошо поработать. Помните, что немаловажным фактом при анализе и разработке имиджа является звучание образа. Можно разработать качественный внешний образ и испортить, и разрушить впечатление звучанием голосом. Как пример, мужчина, планирующий расширение своего бизнеса, но в силу зажатости челюсти, говорит так, как будто у него каша во рту. Здесь, извините ситуацию костюмом с Savile Row не исправишь. Здесь потребуется большая работа над дикцией. Потребуется время и упорство со стороны мужчины, чтобы речь стала чистая, внятная и уверенная.

Следующая технология, которую можно повторять как мантру – это необходимость разработки имидж-сценария. Без планирования никуда. Главное воплощать потом планы. Данная технология объединяет в себе как теоретический базис имиджа, так и практическую реализацию. В E-portfolio мы прописываем и зашифровываем все данные о клиенте и ключи нового имиджа. Далеко не всегда клиент реализует новый жизненный сценарий, новый имидж вместе с имиджмейкером. Он может купить инструмент самоимиджа и реализовывать новый имидж самостоятельно. Потому данная технология должна быть проработана до мельчайших подробностей. Многие забывают, что работа имиджмейкера имеет и конкретный физический продукт, который можно взять в руки. По этой причине нельзя легкомысленно относится к E-portfolio. Поскольку если вы допустили в своей работе какие-то ошибки, то ваши ошибки в виде несоответствий будут ярко видны в вашем image -паспорте.

Наряду со всем выше перечисленным в работе над персональным имиджем для нас важна работа с легендой. Легенда является важной частью. Она всегда прописывается на основе реальных качеств персоны, которые необходимо подчеркнуть. Зачем нужна легенда? Для того, чтобы прописать новый сценарий на какой-то базе. Взять что-то за основу. Чтобы человек понимал сам свои сильные стороны, и они давали ему силу. Легенда хорошо распространяется по сарафанному радио.

И безусловно при работе над персональным имиджем мы используем технологию реализации. Работаем над мимикой. Ведь говорят же, что лицо человека – это зеркало души.

С помощью макияжа мы корректируем особенности лица, доводя его визуально до идеального овала. Овальное лицо считается привлекательным не только из-за внешних особенностей. Но также потому что геометрия данного лица свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Научно доказано, что люди с овальным лицом обладают организаторскими способностями, ярко выраженной целеустремленностью. Это так называемый аристократический тип лица.

И важное дополнение: работа над мимикой нужна для того, чтобы не показывать широкой аудитории настроение персоны. Самая подходящая мимика – мимика доброжелательности, мимика оптимизма, мимика радости встречи, общения. Важно отработать улыбку. Все это является одним из главных строительных материалов любого имиджа. Идет ли речь о деловом, повседневном или сексуально-романтическом имидже.

Такие навыки, как владение мимикой помогают в создании нужного имиджа уже в зрелом возрасте. Ведь простраивать маркеры молодости лицам за 50 составляет определенные сложности. В силу природных факторов. Кожа уже не молода. И если персона хочет стареть красиво, то здесь, помимо грамотного макияжа, прически и цветов одежды, выручит теплый взгляд и доброжелательная улыбка.

Далее используем технологии работы над фигурой. Если персона по здоровью может себе позволить занятия спортом, то добро пожаловать в спорт зал и на диету. Если человек по каким-то причинам не хочет, не может, то все возможно скорректировать с помощью одежды. Здесь же уже в помощь знания стилизации фигуры, дресс-кода, понимание особенностей фигуры и как их удачно можно скорректировать с помощью одежды. Здесь уже все тонкости зависят от вида персонального имиджа, над которым идет работа.

Еще одна технология – это стилистическое оформление персонального имиджа.

Владение данной технологией позволяет разрабатывать имидж клиента, делая его индивидуальным. Ведь даже в рамках жесткого дресс-кода, можно выделить персону. Здесь также отталкиваемся от вида персонального имиджа. От заданной цели и прописанных задач. Главное грамотно согласовать выбранные стили. Ведь для персонального имиджа бизнесмена мы выберем одни стили, а для реализации образа добропорядочного семьянина, потребуются другие стилистические приемы.

Я постоянно подчеркиваю, что персональный имидж – это не только грамотно подобранный гардероб, макияж и прическа. В данное понятие входит гораздо больший набор компонентов. И поэтому есть еще одна технология. Технология построения кинетического имиджа. Данная технология позволяет довести персональный имидж до совершенства. Имидж персоны получается действительно законченным и завершенным, после применения данной технологии. Когда в персональный имидж вплавляем нужные жесты, пластику тела, таким образом помогая личности вжиться в образ. Ведь работая над кинесикой тела, человек постепенно меняет свою психику. Наше тело и психика взаимосвязаны.

И еще одна технология. Еще один компонент персонального имиджа. Технология работы с голосом. Ранее я приводила пример с мужчиной с немного не подходящим голосом и манерой речи. Так вот технология работы над голосом очень важна. Здесь главное правильно определить границы и уровни, необходимое звучание голоса, которого важно достичь в рамках поставленной задачи создания имиджа. Существует вполне оправданное мнение, что речевые данные играют более значительную роль, чем внешний вид. И опять же, смотря чей имидж разрабатываем. Например, певцу будет сложно пробиться на сцену, в мир шоу-бизнеса, не обладая в том числе привлекательной внешностью, или индивидуальным стилем. Сложно представить себе политика с хорошим голосом и грамотной речью и в тренниках. Очень сомневаюсь, что его политическую программу будут слушать.

Голоса различаются по высоте и тембру. С помощью голоса можно выразить свое состояние.

И параллельно работая с голосом важно отрабатывать еще одну технологию. Технологию работы с речью. Подчеркну, что помимо хорошо звучащего голоса важно еще и то, что говорить человек. Речь человека должна быть доступной, аргументированной, художественно выразительной, эмоциональной и остроумной при необходимости.

Надо уметь определять, когда делать паузу, логическую или эмоциональную, когда есть смысл применить особо выразительную интонацию.

С развитием современных технологий, очень стала развита индустрия моды. Это связано с большим производством ткани, с большими возможностями для дизайнеров в продвижении. Вспомните начало 20-го века. На тот момент было очень мало дизайнеров одежды. В основном это были мужчины. Они диктовали моду. Из женщин того периода в истории моды наиболее интересны мадам Вионне, Эльза Скьяпарелли и знаменитая Коко Шанель.

Но в настоящий момент на рынке огромное количество брендов, именитых дизайнеров, молодых дизайнеров. И поэтому при работе над персональным имиджем важно научиться использовать еще одну технологию. Технологию выбора подходящих брендов. Ведь от того, какой бренд выбирает персона, зависит ее персональный имидж. В идеале вообще аудитория не должна понимать какой бренд носит персона. Потому что при работе над персональным имиджем важно показать личность, а не сделать ее ходячей бесплатной рекламой брендов. И знание брендов позволяет сделать персональный имидж не модным, а современны и актуальным.

Опять же у каждого бренда своя философия. Свой идеальный клиент. Иногда этот клиент меняется от сезона к сезону. Кто-то шьет одежду на высоких и худощавых мужчин, как Prada, а вот у John Varvatos мы можем подобрать гардероб на любой тип фигуры и даже возраст.

Здесь же рекомендую взять на заметку технологию индивидуального пошива гардероба. Данная технология позволяет решить, как минимум две задачи: идеальная посадка по фигуре и возможность более грамотно сформировать индивидуальный стиль.

Следующая технология, о которой стоит упомянуть – умение подбирать аксессуары. Даже в бизнес-среде умение грамотно подобрать правильный аксессуар имеет место быть. Опять же исходя из поставленной задачи. Именно аксессуары позволяют сделать действительно персональный имидж. И опять же не важно какой вид персонального имиджа мы возьмем. Деловой, повседневный или сексуально-романтический.

Умения себя вести в обществе, красивые манеры и этикет, служат как элементами поддержания персонального имиджа, так и элементами формирования имиджа. К примеру, важно проводить тренинги по этикету для бизнесменов и их жен. Жены бизнесменов должны осознавать важность поддержания имиджа и репутации мужа. И в целом знание этике для всех будет плюсом, но никак не минусом.

И заключительным аккордом при разработке персонального вида имиджа, является его презентация на широкую аудиторию. Искусство самопрезентации это вообще отдельная большая тема.

Но помимо создания и воплощения персонального имиджа, необходимо научится им еще и управлять. Ранее я уже приводила пример с парнем в байкерской курточке. И когда парень одел костюм, то потребовалось время, чтобы его образ в глазах аудитории заиграл по-новому. Аудитория всегда ожидает от человека в костюме одних действий, а от мужчины в спортивном костюме у аудитории другие ожидания. Или возьмем женщин. Чаще всего у общества ожидания от женщины в мини-юбке и на высоком каблуке, что она распушенная и ведет очень свободный образ жизни. А если перед ними предстанет женщина в скромном платье, то про нее ничего плохого не подумают.

Был проведен эксперимент. Когда мужчина в дорогом костюме подошел к дому с лестницей. Приставил ее к окну второго этажа, залез в квартиру, вытащил сверток и ушел. Его никто не остановил он не вызвал никого подозрений. На следующий день этот же мужчина, но в более дешёвой и не презентабельной одежде попытался проделать тот же фокус, то его окружила толпа, не дала сделать и шагу. И вызвали полицию. Вот наглядное влияние образа на ожидания аудитории.

Еще один важный момент. Не стоить пускать однажды проработанный имидж на самотек. В основе любого персонального вида имиджа лежит потребность в признании. Каждый человек пытается найти свое место в обществе. И персональный имидж является отображением того места в обществе, которое занимает его обладатель по его мнению. Персональный имидж в то же время является средством самовыражения человека, и средством достижения им признания в обществе. Персональный имидж состоит из субъективного восприятия человеком его места в обществе и фактически признанной ролью человека в обществе. Персональный имидж человека не отделим от его социальной роли.

Данный вид имиджа пользуется все возрастающим спросом. Этому способствуют улучшение условий жизни, рост культуры, широкий выбор предметов для создания имиджа и желание привлекать к себе внимание людей.

Мы живем в эпоху яркой личности. О ком пишут журналы People и Forbs? О компаниях? Разве? Они пишут о людях, у которых есть персональный имидж. И этот персональный имидж является эталоном для многих. Эти персоны не просто проработали свой персональный имидж, они создали спрос у окружающих на него. Сначала мы вспоминаем имя, а потом название компании. Или вспомним актеров кино. Большинство из нас идет в кинотеатр не потому что хотят посмотреть новый интересный сценарий. Нет, мы идем на актера, который обладает эталонным персональным имиджем. И он становиться эталоном не только на экране, но и в повседневной жизни. И даже в семейной жизни.

Вот в чем особенность персонального имиджа. И вот она важность работы над персональным имиджем. И с каждым днем все больше людей понимают, в чем секрет. И работают над своим персональным имиджем.

Далее мы будем с Вами рассматривать каждый вид имиджа по отдельности и рассмотрим частности. И одна из частностей – это имидж бизнесмена. Более шире – имидж успешного человека или деловой имидж.