26. Метод разниц
Метод разниц включает:
1) способ абсолютных разниц;
2) способ относительных разниц.
Основа метода – способ элиминирования.
Элиминирование – это устранение, отклонение исключение воздействия всех, кроме одного, факторов на величину результативного показателя.
Способ абсолютных разниц – это модификация элиминирования, которая применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Суть метода (способа) – величина влияния факторов исчисляется путем умножения абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных в модели слева от него.
Алгоритм способа абсолютных разниц для мультипликативной факторной модели вида у = а × в × с × d.
Исходная информация:
1) плановые и фактические значения по каждому факторному показателю;
2) абсолютные отклонения факторов:
ВП = ЧР × Д × П × ЧВ,
где ВП – объем выпущенной продукции;
ЧР – численность рабочих по списку;
Д – количество отработанных одним работником дней;
П – средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ – среднечасовая выработка одного работника.
Определение изменения величины результативного показателя за счет каждого фактора отдельно – это последовательная замена плановых величин факторных показателей на их отклонение, а затем на фактический уровень этих показателей:
1) влияние численности рабочих:
ΔВПчр= ΔЧР × Дпл × Ппл × ЧВпл;
2) влияние количества отработанных одним работником дней:
ΔВПд= ЧРф × Δ Д × Ппл ×ЧВпл;
3) влияние средней продолжительности рабочего дня:
ΔВПп= ЧРф × Дф × ΔП × ЧВпл;
4) влияние среднечасовой выработки одного работника:
ΔВПчв= ЧРф × Дф × Пф × ΔЧВ.
Определение изменения суммы прибыли за счет:
1) количества реализованной продукции:
ΔПq= Δq × (Цпл – ССпл);
2) цены реализации:
ΔПц= qфΔЦ;
3) себестоимости единицы продукции:
ΔПсс= qф × (–ΔСС).
Алгоритм способа относительных разниц.
Способ относительных разниц – это метод измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях.
Определение влияния первого фактора – базисная величина результативного показателя умножается на относительный прирост первого фактора, представленного в виде десятичной дроби.
Влияние второго фактора – к базисной величине исследуемого показателя прибавляют изменение его за счет первого фактора, затем полученную сумму умножают на относительный прирост второго фактора.
Влияние третьего фактора – к плановой (базисной) величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора.
Влияние среднечасовой выработки одного работника определяется аналогично.