24. Многомерные сравнения. Балансовый метод
Многомерный сравнительный анализ – это сопоставление результатов хозяйствования нескольких предприятий или их подразделений по широкому кругу исследуемых показателей.
Цель многомерных сравнений – комплексная оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.
Задачи многомерных сравнений.
1. Обобщающая рейтинговая оценка результатов деятельности нескольких предприятий.
2. Разработка алгоритмов вычислительных процедур, обеспечивающих на основании комплекса показателей однозначную оценку хозяйственной деятельности.
Основа способа – метод евклидовых расстояний.
Метод евклидовых расстояний – это аналитический метод, позволяющий учитывать наряду с абсолютными величинами показателей каждого предприятия степень их близости (отдаленности) к показателям предприятия-эталона.
Суть метода – выражение координат сравниваемых предприятий в долях соответствующих координат предприятия-эталона, принятого за единицу.
Этапы многомерного сравнительного анализа.
1. Обоснование системы показателей, по которым предполагается оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий.
Варианты представления исходных данных:
1) в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату;
2) в виде темповых показателей, отражающих динамику деятельности предприятия, представленных в виде коэффициентов роста;
3) параллельное исследование моментных и темповых показателей.
2. В каждой графе матрицы исходных данных определяется максимальный элемент (max aij), который принимают за единицу.
3. Все элементы каждой графы делятся на соответствующий ей максимальный элемент эталонного предприятия, создается матрица стандартизированных коэффициентов (хij):
4. Все элементы матрицы стандартизированных коэффициентов возводятся в квадрат.
При решении задачи с учетом разного веса показателей полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К).
5. Результаты суммируются по строкам:
Рассчитанные рейтинговые оценки (Rj) ранжируются, определяется место каждого предприятия по результатам его хозяйственной деятельности: первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая из возможных сумма; второе место – предприятие, имеющее следующий результат и т. д.
Балансовый метод – это метод, отражающий соотношения, пропорции двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть равными.
Использование балансового метода.
1. Анализ обеспеченности предприятия материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
2. Анализ полноты использования предприятием экономических ресурсов.
3. Изучение платежеспособности предприятия. Платежный баланс – это документ, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
4. Проверка исходных данных, на основе которых осуществляется анализ.
5. Контроль правильности аналитических расчетов.
6. Построение детерминированных аддитивных факторных моделей на основе товарного баланса:
Он + П = Р + В + Ок,
Р = Он + П – В – Ок.
7. Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя:
ΔУобщ= ∑ΔУxi,
ΔУс= ΔУобщ – ΔУа – ΔУв.