23. Метод сравнения
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемое (анализируемое) явление, предмет сопоставляются с уже известными, исследованными ранее.
Типы сравнения.
1. Сопоставление фактических уровней показателей с плановыми:
1) оценка степени выполнения плана за месяц, квартал, год;
2) проверка обоснованности плановых показателей;
3) выявление резервов увеличения производства продукции;
4) сравнение достигнутого уровня показателей с данными перспективного плана.
2. Сопоставление фактических уровней показателей с нормативными:
1) установление контроля за затратами;
2) выявление экономии или перерасхода ресурсов предприятия;
3) оценка эффективности использования производственных ресурсов;
4) определение возможностей снижения себестоимости продукции и путей увеличения объема ее выпуска.
3. Сравнение фактических уровней показателей с данными прошлых лет:
1) выявление тенденций развития экономических процессов;
2) оценка темпов изменения изучаемых показателей.
4. Сопоставление уровней показателей изучаемого предприятия с достижениями науки:
1) сравнение с лучшими результатами;
2) сопоставление с достижениями передового опыта;
3) сравнение внутри предприятия среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями отдельных его сегментов;
4) определение новых возможностей производства продукции (работ, услуг).
5. Межфирменный сравнительный анализ – сопоставление показателей исследуемого предприятия с показателями ведущих предприятий отрасли, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования:
1) оценка положения предприятия на рынке среди предприятий-конкурентов той же отрасли;
2) поиск новых возможностей производства;
3) изучение передового опыта;
4) выявление резервов повышения эффективности работы предприятия.
Межфирменные сравнения:
1) прямые;
2) косвенные.
6. Сравнение различных (альтернативных) вариантов решения экономических задач:
1) выбор наиболее оптимальных возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности;
2) предварительный анализ обоснования плановых заданий и управленческих решений.
7. Сопоставление параллельных и динамических рядов:
1) изучение взаимосвязей анализируемых показателей;
2) установление формы и направления связи между отдельными показателями.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения фактора – это процедура расчета влияния отдельных факторов на итоговый (анализируемый) показатель.
Виды сравнительного анализа.
1. Горизонтальный – определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня анализируемого показателя от базового.
2. Вертикальный – изучение структуры экономических явлений и процессов:
1) расчет удельного веса частей в общем целом;
2) соотношение частей целого между собой;
3) определение влияния факторов на уровень результативного показателя.
3. Трендовый – это расчет относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет, т. е. анализ рядов, динамики.
4. Одномерный – это сравнение по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
5. Многомерный – это сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому ряду показателей.