14. Классификация индексов
1. По полноте охвата изучаемой совокупности:
1) индивидуальные;
2) сводные (групповые, общие).
2. По базе сравнения:
1) динамические: цепные; базисные;
2) территориальные.
3. По форме построения:
1) агрегатные;
2) средние из индивидуальных: арифметические; гармонические.
4. По составу изучаемого явления:
1) постоянного (фиксированного) состава;
2) переменного состава.
5. По содержанию изучаемых величин:
1) индексы объемных показателей;
2) индексы качественных показателей.
Индексный метод – метод, основанный на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (к плановому, по другому объекту).
Индивидуальные индексы – относительные показатели, получаемые в результате сравнения (сопоставления) однотоварных явлений.
Индивидуальный индекс цен – это процентное изменение цены в отчетном периоде по сравнению с базисным:
iр=Р1 / Ро,
где Р1 – цена отчетного периода;
Ро – цена базисного периода.
Индивидуальный индекс физического объема – это изменение (увеличение или уменьшение) объема продаж в отчетном периоде по сравнению с базисным, выраженное в процентах:
ig= g1 / go,
где g1 – объем продаж в отчетном периоде;
go – объем продаж в базисном периоде.
Индивидуальный индекс товарооборота – это процентное изменение величины товарооборота определенного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным:
iрg= p1g1 / pogo,
где р1g1 – товарооборот отчетного периода;
роgо – товарооборот базисного периода.
Общие индексы – это относительные показатели, получаемые в результате сравнения явлений, охватывающих неоднородные товарные группы.
Общий индекс товарооборота в фактических ценах:
Ipg = Σp1g1 / Σpogo.
Абсолютное изменение товарооборота:
Δpg = Σp1g1 – Σpogo.
Общий индекс цен исчисляют:
1) по системе Пааше;
2) по системе Ласпейреса.
Система Пааше.
Общий индекс цен:
Ip = Σp1g1 / Σpogo .
Система Ласпейреса.
Общий индекс цен:
Ip = Σp1gо / Σpogo .
Индексы Ласпейреса и Пааше дают разные результаты.
Индекс Фишера – показатель, усредняющий индексы цен Ласпейреса и Пааше по средней геометрической:
где Ipp – общий индекс цен Пааше;
IpL – общий индекс цен Ласпейреса.
Индекс покупательной способности рубля – величина, показывающая, сколько товаров потребитель может купить на 1 рубль:
In.c. = 1 / Ip .