Вы здесь

Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы. 10. Система показателей экономического анализа (Н. В. Драгункина, 2009)

10. Система показателей экономического анализа

Система показателей АХД включает:

1) показатели исходных условий деятельности предприятия, отражающие:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию; конкурентоспособности продукции; рынков сбыта; организации торговли и рекламы и т. д.;

2) показатели использования средств производства: фондорентабельность; фондоотдача; фондоемкость; среднегодовая стоимость основных средств производства; амортизация основных средств и т. д.;

3) показатели использования предметов труда: материалоемкость; материалоотдача; стоимость использования предметов труда за анализируемый период времени;

4) показатели использования трудовых ресурсов:

а) показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

б) эффективность использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы;

в) производительность труда;

г) фондовооруженность;

д) прибыль на одного работника и на рубль заработной платы;

5) показатели производства и сбыта продукции:

а) объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условнонатуральном измерении;

б) структура и качество продукции;

в) ритмичность производства и реализации;

г) объем отгрузки и реализации продукции;

д) остатки готовой продукции на складах;

6) показатели себестоимости продукции – это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в т. ч.:

а) по элементам, статьям затрат, видам продукции;

б) по центрам ответственности;

в) затраты на рубль произведенной и сбытой продукции;

г) себестоимость отдельных видов изделий и т. д.;

7) показатели прибыли и рентабельности: прибыль от реализации продукции; чистая прибыль; рентабельность производственной деятельности; рентабельность продаж, капитала и т. д.;

8) показатели финансового состояния предприятия: показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности; показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия; показатели, характеризующие риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и т. д.

Классификация показателей экономического анализа.

1. По содержанию: количественные; качественные.

2. По отраслевому признаку: общие; специфические.

3. По степени синтеза: обобщающие; частные; вспомогательные (косвенные).

4. По способу выражения:

1) абсолютные;

а) натуральные – выражают величину явления в физических величинах измерения;

б) условно-натуральные – применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (условные банки, условные пары обуви);

в) стоимостные показатели – показывают величину сложных по составу явлений хозяйственной жизни в денежном измерении;

2) относительные.

5. По выражению причинно-следственных связей: факторные; результативные.

6. По способу формирования: нормативные; плановые; учетные; отчетные; аналитические (оценочные).